рефераты скачать

МЕНЮ


Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

факторов экономической и социальной политики государств-участников

Содружества Независимых Государств, упрочения их сплоченности и

равноправных партнерских взаимоотношений.

Председатель Палаты Аудиторов

Азербайджанской Республики

В. Т. Новрузов

Председатель Контрольной палаты

Национального Собрания Республики Армения А. А. Тавадян

Председатель Комитета государственного

контроля Республики Беларусь

А. А. Тозик

Председатель Контрольной

палаты Грузии

С. Т. Молашвили

Председатель Счетного комитета по

контролю за исполнением республиканского бюджета

Республики Казахстан М. С.

Утебаев

Председатель Счетной палаты

Кыргызской Республики

М. Ч. Садыркулов

Председатель Счетной палаты

Республики Молдова

В. М. Пентелей

Председатель Счетной палаты

Российской Федерации

С. В. Степашин

Начальник Управления контроля

Исполнительного Аппарата

Президента Республики Таджикистан

Х. Н. Одинаев

Председатель Счетной палаты

Украины В. К.

Симоненко

3 ноября 2000 года

г. Москва

Утверждено

Советом руководителей высших

органов финансового контроля

государств-участников Содружества

Независимых Государств.

« 3 » ноября 2000 года, г. Москва

Положение

о Совете руководителей высших органов финансового контроля

государств-участников Содружества Независимых Государств

I. Общее положение

1. Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-

участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет) создан в

целях укрепления взаимодействия и координации деятельности в области

государственного финансового контроля и обмена опытом работы.

II. Функции и права Совета

2. Основными функциями Совета являются:

обеспечение взаимодействия высших органов финансового контроля по

принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам

государственного финансового контроля;

придание системного характера взаимному обмену идеями и опытом в сфере

совершенствования государственного финансового контроля;

содействие проведению совместных и/или параллельных контрольно-ревизионных

мероприятий в рамках двусторонних или многосторонних соглашений;

содействие организации профессионального обучения, стажировок и повышения

квалификации кадров контрольно-ревизионных органов;

координация взаимодействия высших органов финансового контроля в рамках

Содружества Независимых Государств.

3. В целях реализации упомянутых функций Совет вправе обсуждать и

утверждать рекомендации по вопросам:

- методологии разработки контрольных или ревизионных стандартов, нормативов

и методических указаний;

- правового содействия контрольно-ревизионным мероприятиям;

- взаимодействия высших органов финансового контроля с законодательными и

исполнительными органами государственной власти;

- организации и проведения многосторонних консультаций, семинаров,

конференций, специализированных курсов, совместных исследований по

актуальным теоретическим и практическим проблемам государственного

финансового контроля;

- совершенствования механизма обмена информацией и методологическими

материалами по вопросам государственного финансового контроля;

- публикации в специализированных изданиях (бюллетенях, журналах и др.)

материалов о работе Совета и опыте деятельности высших органов

финансового контроля в различных областях;

- использования информационных технологий в контрольно-ревизионной

деятельности.

III. Состав, организация и порядок работы Совета

4. Членами Совета являются руководители высших органов финансового

контроля, а также руководители иных государственных органов, выполняющих

аналогичные функции (далее – руководители высших органов финансового

контроля) государств – участников Содружества Независимых Государств.

5. Основной формой деятельности Совета являются его сессии. Порядок

подготовки и проведения сессий определяется Регламентом Совета.

Подготовка, финансовое и организационно-техническое обеспечение очередной

сессии Совета осуществляется высшим органом финансового контроля -

организатором сессии.

6. В работе сессий принимают участие делегации государств-участников

Содружества Независимых Государств. Делегации возглавляют руководители

высших органов финансового контроля государств-участников Содружества

Независимых Государств – члены Совета и, в исключительных случаях, – их

заместители.

Сессия Совета считается правомочной, если в ее работе принимают участие не

менее двух третей его членов.

7. В работе сессии Совета по его решению могут участвовать в качестве

наблюдателей представители высших органов финансового контроля, не

являющиеся членами делегаций государств-участников Содружества Независимых

Государств, а также представители соответствующих международных организаций

и других государств.

8. Председательствует на сессии Совета руководитель высшего органа

финансового контроля государства, на территории которого проводится сессия.

Он же является председателем Совета до следующей очередной сессии Совета.

9. Председатель Совета:

организует выполнение рекомендаций Совета;

докладывает в начале очередной сессии о деятельности Совета в течение срока

своих полномочий;

формирует на основе предложений членов Совета и представляет на их

рассмотрение и утверждение повестку дня сессии Совета и сводный

ориентировочный план работы Совета на годичный период;

выносит на обсуждение членов Совета вопрос о месте и времени проведения

следующей сессии Совета;

организует предоставление средствам массовой информации сведений о

деятельности Совета;

выполняет иные поручения Совета.

10. Документы Совета принимаются с общего согласия присутствующих членов

Совета. Особое мнение по тому или иному вопросу любого члена Совета не

должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия документа

рекомендательного характера.

11. В ходе работы очередной сессии Совета определяется место, время и

организатор проведения следующей сессии.

12. Совет может принимать рекомендации, коммюнике, заявления, обращения.

Итоги сессии оформляются протоколом.

13. Рабочим языком Совета является русский язык.

Из постановления Коллегии Счетной

палаты Российской Федерации от 23 июня 2000 года

№23(215) «О результатах проверки деятельности

Оренбургского банка Сберегательного банка Российской

Федерации как банка с долей государственной

собственности в уставном капитале в части правильности

формирования прибыли, а также прохождения по его

счетам средств федерального бюджета»:

Утвердить отчет о результатах проверки.

Направить представления Счетной палаты в

Сберегательный банк Российской Федерации и в

Оренбургский банк Сберегательного банка Российской

Федерации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Эффективность финансового контроля - сложная экономическая категория. Она

характеризуется определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой

деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе

ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения

результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени,

материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет

соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной

цели.

В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля

будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой

системы, увеличение доходной части федерального бюджета, и экономия

средств в его расходной части. Методологической проблемой установления

критериев по этим целям является определение "вклада" финансового контроля

в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.

В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и

объемов правонарушений в экономической сфере. Определение этого критерия с

методической точки зрения не представляет сложности.

Таким образом, конечный результат, т. е. совокупность объективных

последствий финансового контроля, - это главный критерий определения его

эффективности. Получение данных о таком результате требует знания

конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его

действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в

управленческой деятельности. Невозможно судить об итогах контроля без

выявления практических результатов, которые он оказал на содержание

деятельности проверяемого субъекта или должностного лица. Учет последствий

контроля для управленческой деятельности тем более необходим, т. к. под

эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого

положительного результата, а только того, который является следствием

контроля. Если контрольный орган обнаружил какие-то недостатки или

нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, он обязан не только

принять меры к виновным, но, прежде всего, указать пути и способы улучшения

работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения,

установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение.

Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать

сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число

участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт,

командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля

могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами.

Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств

затрачивается на достижение положительного результата. В этой связи одним

из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.

Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его

результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности финансового

контроля, который отражает то положительное влияние, которое финансовый

контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица,

ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить

своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих

рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их

выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Критерии эффективности финансового контроля - результативность,

действенность, экономичность - позволяют судить о ней только в общей форме.

Конкретно оценивать практические результаты финансового контроля помогают

разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей -

показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер,

то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной

работы, показ составных частей, из которых складывается полученный

положительный результат, что и дает возможность оценивать качество

контроля. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют

об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его

работы, а с другой - выявляют и устраняют возникающие в подконтрольных

субъектах нарушения. Показатели всегда должны содержать в себе

количественную оценку проводимой контрольным органом работы.

Критерии эффективности финансового контроля обладают большей твердостью и

устойчивостью, чем показатели. Это закономерно, поскольку показатели

гораздо многочисленнее и разнообразнее, отражают различие задач конкретных

проверок, специфику деятельности органов управления различными отраслями

экономики.

Таким образом, если критерии эффективности финансового контроля отличаются

единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны

конкретность, множественность и разнообразие.

Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на

деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание

управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на

количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность

органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам.

Не приходится отрицать, что чем большее число органов управления и

должностных лиц систематически контролируется, тем обширнее информация о

положительных и отрицательных сторонах их деятельности. Это дает

возможность компетентным органам своевременно принимать меры по устранению

недостатков и ошибок.

При использовании таких показателей, как количество проведенных проверок,

принятых по ним и реализованных решений, предполагается, что предложения

контрольного органа основательны, а задачи проверок определены правильно.

При установлении действенности финансового контроля этот критерий в

сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия контроля на

качество управления.

Конечно, эффективность контроля не может измеряться только количеством

проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по

материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей

может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором обилие

проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений.

Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со

счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности контроля, загрузке

контрольного органа, его активности и инициативе.

Правильная оценка результатов деятельности контрольных органов связана с

выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты,

связанные с осуществлением контроля. Они включают число проверяющих и число

работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы,

затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее

число участников проверки и т. д.

Изучение подобных показателей позволяет устанавливать соразмерность

произведенных затрат и реальных результатов контроля. В ряде случаев

сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что контроль

проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено

значительное число людей, а результаты оказались ничтожными. Практика

показывает, что при правильной организации затраты на финансовый контроль

обычно являются относительно небольшими.

Выявление и разработка показателей эффективности финансового контроля, их

систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между

различными показателями контроля и его результатами - непростая задача. Для

ее решения необходима целенаправленная методическая работа.

При всей сложности выделения критериев эффективности финансового контроля в

общей эффективности управленческой деятельности их определение все-таки

возможно при использовании следующих методических подходов.

Во-первых, мы должны четко установить структуру эффективности финансового

контроля. Она, по нашему мнению, состоит из двух частей: во-первых, это

макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых,

промежуточная эффективность деятельности органа государственного

финансового контроля.

Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения

финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

- социальный эффект;

- организационный эффект;

- экономический эффект.

Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его

результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового

законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной

ответственности. В результате финансового контроля, таким образом,

улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают

более квалифицированные, ответственные люди.

Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти,

поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной

из основ социальной стабильности в государстве.

Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет

отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие

цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как

образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное

обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных

мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и

реализуются меры по улучшению структуры исполнительной федеральной власти,

в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние

звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается

оперативность управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности

органов исполнительной федеральной власти в части экономии бюджетных и

внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения

себестоимости продукции и т.д.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного

финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения

представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая

штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и

затрат на содержание органа государственного финансового контроля.

Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля

может быть определена по следующей формуле: Э эф. = Э с. + Э о. + Э э.,

З.

где Э эф. - Экономическая эффективность; Э с. - денежное выражение

социального эффекта; Э о. - денежное выражение организационного эффекта;

Э э. - денежное выражение экономического эффекта; З. - затраты на

содержание органа финансового контроля.

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить

количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности

наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности: Э эф. = Э

б.+ Э с.,

З.

где Э б. - Средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный

бюджет; Э с. - средства, полученные в результате улучшения деятельности

объекта контроля.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного

финансового контроля рассчитывается по формуле: Э эф. = Э б.

З.

Расчет экономической эффективности финансового контроля по Счетной палате

составляет в среднем 6-8 рублей на рубль затрат. Но это без учета всех

названных эффектов. Экспертная оценка этих эффектов позволяет сделать

вывод, что при их учете эффективность финансового контроля будет на порядок

выше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.