рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы финансирования фондов ОМС

финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры,

строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам

населения для оплаты строительства и содержания жилья.

Дорожный фонд

Деятельность дорожных фондов регламентируется Законом РФ «О

дорожных фондах в РФ» от 18.10 91 г [5] Данный закон предусматривает

образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети

автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и

определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих

органов государственной власти, назначение и использование этих фондов,

источники средств, поступающих в них. Финансирование затрат, связанных с

содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог

общего пользования осуществляется за счет целевых внебюджетных средств

концентрируемых: в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах

субъектов РФ.

Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование

содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог

общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат

на управление дорожным хозяйством.

Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование

содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог

общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации, а

также затрат на управление дорожным хозяйством.

Целевые внебюджетные дорожные фонды образуются за счет: налога на

реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей

автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на

приобретение автомобильных средств (кроме приобретаемых в личное

пользование гражданами легковых автомобилей), акцизов с продажи легковых

автомобилей в личное пользование граждан, средств бюджета.

В соответствие со ст.8 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на

1997 г.» средства Федерального дорожного фонда РФ в 1997 г. консолидированы

с Федеральным бюджетом.

Статистика внебюджетных фондов

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности нормирования и

расходования денежных средств фондов в связи социально-экономическим

назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов –

определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных

фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и

анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

- общий объем доходов, в том числе по источникам;

- прочие доходы;

- общий объем расходов, в том числе по направлениям;

- прочие расходы;

- остаток средств на начало периода;

- остаток средств на конец периода.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд

обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не

участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на

долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и

региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет

расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов:

самофинансирования и коммерческой деятельности.

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в

процессе формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью

системы статистических показателей, к которым относятся:

• общий объем поступлений в Пенсионный фонд, в том числе по источникам:

-страховые взносы;

-средства Федерального бюджета РФ;

-средства Государственного фонда занятости населения;

-прочие доходы;

• общий объем расходов, в том числе по направлениям:

-финансирование выплат пенсий и пособий;

-управленческие расходы фонда;

-прочие расходы.

Поступление и расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ составили

в 1997 г. (млрд. руб.) [26]:

Таблица 1

Поступление и расходование средств

Пенсионного фонда Российской Федерации

|Остаток средств на начало года |1 584 |

|Поступления за год: |178 329 |

|страховые взносы предприятий и |151 073 |

|организаций | |

|средства Федерального бюджета РФ |23 172 |

|средства фонда занятости населения |2 877 |

|прочие доходы |3 797 |

|Израсходовано за год: |176 605 |

|финансирование выплат населению |172 767 |

|пенсий и пособий | |

|прочие расходы |3 838 |

[pic]

Рис. 2. Поступление средств в Пенсионный фонд

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с

выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам,

приравненным к ним по пенсионному обеспечению, повышением пенсий в связи с

изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также

пособий, установленных действующим законодательством.

К прочим поступлениям Пенсионного фонда относятся:

• добровольные взносы граждан и общественных организаций;

• доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Изменение средств Пенсионного фонда в течение года можно представить в виде

баланса [26]:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1 584 + 178 329 – 176 605 = 3 308 млрд. руб.,

где ДСк – остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДСн – остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС – сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС – сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Эффективность функционирования Пенсионного фонда можно определить,

исчислив долю средств, израсходованных на финансирование выплат

государственных пенсий, пособий и прочих расходов.

Статистика изучает источники поступления средств Фонда социального

страхования Российской Федерации, направления расходования денежных

средств, динамику общего объема поступлений и расходов, структуру и

структурные сдвиги, происходящие в составе источников поступлений и

расходования денежных средств фонда. Общий объем поступлений в Фонд

социального страхования включает сумму страховых взносов предприятий и

организаций; средства государственного бюджета; поступления за путевки в

санатории и дома отдыха, реализуемые по линии социального страхования;

поступления от средств, вложенных в банк, и прочие поступления.

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской

Федерации за 1997 г. состоят из следующих показателей (млрд. руб.) [26].

В числе общего объема поступлений наибольшую долю занимают страховые

взносы. В 1997 году доля страховых поступлений в общем объеме

поступлений ФСС составила 90%. Размер страховых взносов предприятий и

организаций исчисляются как произведение установленного процента (тарифа)

на фонд заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов

устанавливаются Правительством РФ на определенный срок по каждому

профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав

работников. Специальные тарифы устанавливаются для страхователей,

использующих труд привлеченных лиц, а также для религиозных организаций,

если трудовой договор заключен при участии профсоюзов. Размер страховых

тарифов должен обеспечить поступления, достаточные для запланированных

расходов.

Поступления от продажи путевок зависят от количества реализованных

путевок, их стоимости и размера оплаты членами профсоюза.

Доля поступлений от продажи путевок в общем объеме поступлений Фонда

социального страхования в 1997 г. составила 1,4%. Прочие доходы Фонда

социального страхования в 1997 г. составили 7,8% общего объема поступлений

в фонд.

Для характеристики расходования денежных средств Фонда социального

страхования статистика рассчитывает показатель общего объема

израсходованных денежных средств, в том числе ряд показателей, отражающих

использование денежных средств фонда по направлениям. Движение денежных

средств фонда в течение года можно отразить с помощью балансового уравнения

[26]:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1 611+ 31 516 – 30 385 = 2 722 млрд. руб.

Таблица 2

Поступление и расходование средств

Фонда социального страхования Российской Федерации

|Остаток средств на начало года |1 611 |

|Поступления за год: |31 516 |

|страховые взносы предприятий и |28 270 |

|организаций | |

|частичная оплата путевок |441 |

|поступления от Пенсионного фонда РФ |120 |

|средства Федерального бюджета |212 |

|прочие доходы |2 474 |

|Израсходовано за год: |30 385 |

|финансирование выплат пенсий, |22 300 |

|пособий | |

|финансирование мероприятий по |6 466 |

|санаторно-курортному обслуживанию | |

|выплаты пособий сверх установленной |380 |

|нормы на санаторно-курортное лечение| |

|и оздоровление, финансируемые за | |

|счет средств федерального бюджета | |

|финансирование исполнительной |1 159 |

|дирекции фонда | |

|перечислено в Пенсионный фонд РФ | |

|прочие расходы |80 |

Рис. 3. Поступление средств в Фонд социального страхования

Система статистических показателей Фонда занятости населения отражает

общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе по

источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического

изучения функционирования Фонда занятости населения входят изучение

динамики показателей поступления (расходования) денежных средств фонда,

изучение состава, структуры и структурных изменений отдельных составляющих

поступлений (расходов) фонда, отражение общих закономерностей формирования

фонда.

Поступление и расходование средств Государственного фонда занятости

населения РФ в 1997 г. представлено в табл.3 (млрд. руб.) [26].

Свободные средства Фонда занятости населения могут вкладываться в

акции, ценные бумаги, храниться на банковском счете, образуя прирост

свободных денежных средств за счет выплаты процентов по вкладам и

дивидендов по акциям. Таким образом, прирост свободных денежных средств

фонда также может являться источником поступлений. Общий объем расходов

фонда занятости в 1997 г. составил 8822 млрд. руб. Важной статьей расходов

является выплата населению пенсий и пособий.

Таблица 3

Поступление и расходование средств

Государственного фонда занятости Российской Федерации

|Остаток средств на начало года |308 |

|Поступления за год |8 847 |

|страховые взносы предприятий и |7 985 |

|организаций | |

|средства из федерального бюджета |239 |

|средства из местного бюджета |20 |

|добровольные поступления |0,1 |

|прочие поступления |603 |

|Израсходовано за год |8 822 |

|финансирование выплат населению |6 466 |

|пенсий, пособий | |

|финансирование мероприятий по |74 |

|социальному обеспечению | |

|финансирование расходов по |485 |

|образованию | |

|финансирование расходов по науке |14 |

|и научному обслуживанию | |

|финансирование исполнительной |1 474 |

|дирекции фонда | |

|финансирование общественных работ |199 |

|финансовая поддержка |362 |

|прочие расходы |148 |

В связи с отсутствием возможности переквалифицироваться или найти

работу людям предпенсионного возраста могут быть назначены досрочные

пенсии. Доля этих расходов в общем объеме расходов фонда занятости

составила в 1997 г. 74,3%. В 1997 г. второй по величине статьей расходов

явилось содержание службы занятости, оно составило 16,7% общего объема

расходов.

[pic]

Рис. 4. Поступление средств в Фонд занятости

Расходы на финансовую поддержку связаны с выплатой стипендий лицам,

обучающимся в центрах подготовки и переподготовки кадров. Расходы на

финансовую поддержку в 1997 г. составили 4,1% общего объема расходов Фонда

занятости (против 25% в 1993 г.).

Расходы Фонда занятости на образование связаны с организацией работы

центров переобучения и профессиональной подготовки. Доля расходов на

профессиональную подготовку в 1993 г. составила 2,4% общего объема расходов

фонда, в 1994 г. – 4,2%, а в 1997 г. – 5,5%. Движение средств Фонда

занятости населения можно выразить в форме балансового уравнения [26]:

ДСк = ДСн + ИДС – ИДС = 308 + 8 847 – 8 822 = 333 млрд.

Таким образом в Российской Федерации сложилась система социальных

внебюджетных фондов, структура которых представлена на рис. 5.

Рис. 5. Структура внебюджетных фондов социального назначения

II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1. Переход от бюджетной к страховой медицине:

Идеология и цели реформирования здравоохранения

Главные цели эксперимента по введению новой модели бюджетной медицины

в 1988 году состояли в том, чтобы децентрализовать управление

здравоохранением, влить в систему новые финансовые ресурсы и стимулировать

инновации. Интересно отметить, что западные специалисты придают этому

эксперименту несравнимо большее значение, чем отечественные. Их внимание

привлекает попытка превратить поликлиники в держателей средств, которые

финансируют больницы, оплачивая им диагностику и стационарное лечение

больных. Между тем гораздо большее значение имела попытка ввести новый

порядок выделения бюджетных средств – на основе стабильных подушевых

нормативов, что позволило бы сделать шаг в решении проблемы хронического

недофинансирования здравоохранения. Но такая попытка не делалась. Задача

эксперимента подтолкнула многих специалистов к мысли о необходимости

кардинального реформирования системы здравоохранения. Кризис советского

общества, развернувшаяся критика советской политической и экономической

системы и начавшееся ее разрушение привели к решительным сдвигам в

представлениях лидеров медицинского сообщества о направлениях необходимых

преобразований в финансировании и организации здравоохранения. Доминирующей

идеей стал переход к страховой медицине.

Необходимость такого перехода была провозглашена в начале 90-х годов

во всех странах Восточной и Центральной Европы. В это время обладала

негативная эмоциональная оценка советской системы здравоохранения. Возникла

иллюзия, что стоит только заменить ее на рыночную систему, как все начнет

меняться к лучшему – и качество медицинских услуг, и эффективность

функционирования системы и по пути реформирования системы здравоохранения

пошли Венгрия, Россия, Чехия, Эстония, и все они встретились с трудностями,

обнаружив, что дело не так просто, как казалось поначалу [32].

В основу предложений о рыночных реформах в здравоохранении в

перечисленных странах были положены следующие принципы:

- финансирование медицинской помощи населению за счет страховых взносов,

которые платят предприятия, государство, население;

- организационное разделение тех, кто предоставляет медицинские услуги

населению, и тех, кто их оплачивает, то есть разделение производителей и

покупателей;

- конкуренция между производителями за получение финансовых средств от

покупателей;

- конкуренция между покупателями, которые выступают посредниками между

населением и медицинскими учреждениями, за привлечение средств населения;

- предпочтительность негосударственных производителей и покупателей перед

государственными.

Постсоциалистические страны следовали здесь примеру стран Запада,

которые в 80-е годы вводили квазирыночную систему финансирования

здравоохранения, рассматривая это как средство повышения его эффективности.

Инициатива введения страховой медицины в СССР принадлежала еще руководству

союзного Министерства здравоохранения. Она была поддержана лидерами

отраслевых групп специальных интересов – врачами, которые были избраны

депутатами Верховного Совета Российской Федерации, и руководителями ряда

региональных органов управления здравоохранением, а также значительной

частью врачей [32].

В 90-е годы деятельность по реформированию системы здравоохранения в

России была сфокусирована на решении двух главных задач: децентрализации

принятия решений и использовании страхования как средства увеличения

финансирования. В других постсоциалистических странах введение медицинского

страхования также рассматривалось, прежде всего, как средство получения

гарантированных источников финансирования.

Между тем при разработке предложений о введении медицинского

страхования и в России, и в других постсоциалистических странах не были

приняты во внимание существенные обстоятельства:

1. Возможные изменения внешних экономических условий функционирования

всей системы здравоохранения в будущем, изменения платежеспособности

предприятий, бюджетных возможностей, доходов населения. Планы реформы

разрабатывались при неявном (само собой разумеющемся для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.