Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ
вспомогательного производства.
Электровозное производство осуществляет ремонт электровозов постоянного
тока ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ЧС-7, тяговых агрегатов и электровозов
для предприятий горнодобывающей отрасли ПЭ-2М, ВЛ-22, экипажной части
промышленных электровозов EL-10(20) и тяговых агрегатов ОПЭ-1, ремонт и
новое формирование электровозных колесных пар.
До октября 1997 года электровозное производство состояло из 5 цехов:
- электровозосборочного;
- аппаратного;
- тележечного;
- разборочного;
- колесного.
В целях сокращения издержек производства в части накладных (цеховых)
расходов в октябре 1997 года были объединены электровозосборочный и
аппаратный цехи, а также разборочный и тележечный цехи.
Электромашинное производство призвано обеспечить ремонт тяговых
электрических двигателей, используемых в горнодобывающей отрасли,
изготовление электрических двигателей для Канашского завода
электропогрузчиков.
В цехах электромашинного производства ремонтируются электровозные ТЭД-
ТЛ-2К, ТЛ-3Б, 1AL-4846; тепловозные ТЭД-ЭД-107, ЭД-118, ЭДТ-200;
промышленные ТЭД-ДТ-9Н, НБ-412, WMLBP, GBM; обширный спектр вспомогательных
электрических машин.
Электромашинное производство состоит из 3-х цехов:
- секционного;
- якорного;
- электромашинного.
Продукция механического цеха – детали собственного изготовления для
комплектации электровозного и электромашинного производств.
Литейный цех изготавливает детали контактной сети для железных дорог
России и стран СНГ, а также полуфабрикаты для собственных нужд и запчасти
для подвижного состава.
Вспомогательное производство предназначено для обеспечения работы
цехов основного производства. Его цехами осуществляется ремонт зданий,
сооружений, оборудования, обеспечения завода изделиями из древесины, паром,
сжатым воздухом, перевозками и обработкой грузов, изготовление инструмента,
оснастки, нестандартного оборудования, обеспечение перетока из городских
сетей электроэнергии, газа, воды.
До декабря 1997 года вспомогательное производство объединяло 6 цехов:
- ремонтно-строительный;
- энергосиловой;
- ремонтно-механический;
- инструментальный;
- железнодорожный;
- автотранспортный;
В декабре 1997 года также в целях сокращения накладных расходов были
объединены железнодорожный и автотранспортный цехи в единый транспортный
цех.
Непромышленная группа подразделений завода в 1997 году включала в
себя:
- столовую;
- жилищно-коммунальный отдел;
- хозяйственный цех.
Схема управленческой структуры представлена в Приложении № 1.
3.2 Уплотненный аналитический баланс-нетто
В настоящее время ГУП ЧЭРЗ еще не перешло на новые формы бухгалтерской
отчетности. Согласно законодательству РФ предприятия обязаны перейти к
таким формам в течении 2001 года. В действующем балансе (Форма №1) (см.
Приложение № 2) ряд статей носит характер регулирующих. Исключив их в
полном объеме или частично (по расшифровке), уточним оценку хозяйственных
средств, находящихся в распоряжении ЧЭРЗ (Бн):
Бн=стр.699-стр.640-стр.660-стр.390-стр.252-стр.244=217367 тыс. руб.
Таблица 3.1.
Построим уплотненный аналитический баланс-нетто (тыс. руб.)
|Статья |На начало периода|На конец |
| | |периода |
|Актив | | |
| | | |
|Оборотные активы | | |
|Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260)| | |
| |5 |1074 |
|Дебиторская задолженность (стр. 240) |67594 |50660 |
|Запасы (стр. 210) |46218 |65680 |
|Прочие оборотные активы (стр. | | |
|220+стр.251+стр.253+стр.270) |5932 |7910 |
| | | |
|Итого по разделу 1 |119749 |125324 |
| | | |
| | | |
|2. Внеоборотные активы | | |
|Основные средства (стр.120) |84158 |83822 |
|Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | |
|Прочие внеоборотные активы |59 |59 |
|(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | |
| |13401 |13305 |
|Итого по разделу 2 | | |
| |97618 |97186 |
|Всего активов | | |
| |217367 |222510 |
| | | |
|Пассив | | |
| | | |
|Заемный капитал | | |
|Краткосрочные пассивы (стр.690) | | |
|Долгосрочные пассивы (стр.590) |81962 |86728 |
|Итого по разделу 1 |- |- |
| |81962 |86728 |
|Собственный капитал | | |
|Уставный капитал (стр.410) | | |
|Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) |36 |36 |
|Минус регулятивы: |139913 |140290 |
|Непокрытые убытки (стр.390) | | |
| |4544 |4544 |
|Задолженность участников по взносам в | | |
|уставный капитал (стр.244) |- |- |
| |- |- |
|Итого по разделу 2 | | |
| |135405 |135782 |
|Всего источников | | |
| |217367 |222510 |
| | | |
| | | |
| | | |
Логика такого представления баланса состоит в том, что в начале
баланса размещаются статьи, используемые для оценки и анализа
платежеспособности – одной из основных характеристик текущего финансового
состояния. Тем самым как бы подчеркивается определенная приоритетность и
значимость этого раздела оценки финансовой деятельности.
Из данной таблицы видно, что сумма финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении ЧЭРЗ, увеличилась за 9 месяцев 2001 года на 5143
тыс. руб. или на 2,366%.
3.3 Вертикальный анализ баланса
Расчет и анализ динамики финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении ЧЭРЗ, в общей сумме и в разрезе основных групп позволяют лишь
сделать самые общие выводы о его положении. Следующей аналитической
процедурой является вертикальный анализ: иное представление отчетной формы,
в частности баланса, в виде относительных показателей. Такое представление
позволит увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.
Таблица 3.2.
(%)
|Статья |На начало |На конец |
| |периода |Измене- |
| | |Периода ние|
|Актив | | |
| | | |
|Оборотные активы | | |
|Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260)|0,002 |0,48 |
| |31,096 |+0,478 |
|Дебиторская задолженность (стр. 240) |21,262 |22,76 - |
|Запасы (стр. 210) | |8,336 |
|Прочие оборотные активы (стр. |2,73 |29,517 +8,255|
|220+стр.251+стр.253+стр.270) | | |
| |55,09 | |
|Итого по разделу 1 | |3,554 |
| | |+0,824 |
| | | |
|2. Внеоборотные активы |38,717 |56,3 |
|Основные средства (стр.120) |0,027 |+1,21 |
|Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | |
|Прочие внеоборотные активы |6,165 | |
|(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | |
| |44,91 |37,6 |
|Итого по разделу 2 | |-1,117 |
| |100 |0,026 |
|Всего активов | |-0,001 |
| | | |
| | |5,979 |
|Пассив | |-0,186 |
| | | |
|1.Заемный капитал |37,706 |43,7 |
|Краткосрочные пассивы (стр.690) |- |-1,21 |
|Долгосрочные пассивы (стр.590) |37,706 | |
|Итого по разделу 1 | |100 |
| | |- |
|Собственный капитал |0,016 | |
|Уставный капитал (стр.410) |64,367 | |
|Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) | | |
|Минус регулятивы[5]: |2,09 | |
|Непокрытые убытки (стр.390) |- | |
| | |38,977 |
|Задолженность участников по взносам в | |+1,271 |
|уставный капитал (стр.244) |- |- |
| | |- |
|Итого по разделу 2 |64,294 |38,977 +1,271|
| | | |
|Всего источников |100 | |
| | | |
| | |0,016 |
| | |- |
| | |63,048 |
| | |-1,319 |
| | | |
| | |2,042 |
| | |-0,048 |
| | |- |
| | |- |
| | | |
| | | |
| | |- |
| | |- |
| | | |
| | |61,023 |
| | |-3,271 |
| | | |
| | |100 |
| | |- |
| | | |
Как видно из таблицы 2 основными источниками финансовых ресурсов ЧЭРЗ
являются ее собственные средства, однако доля которых уменьшилась за
рассматриваемый период на 3,271 % и составила 61,023 %. Большая часть
финансовых ресурсов ЧЭРЗ вложена в оборотные активы, доля которых за
истекший период возросла на 1,21% и достигла 56,3%. Структура средств ЧЭРЗ
и источников их покрытия за отчетный период не претерпела существенных
изменений. Снижение дебиторской задолженности на 8,336% вполне объясняет
рост статьи «Запасы» на 8,259%. В целом можно говорить об относительной
стабильности имущественного положения ЧЭРЗ, однако следует отметить ряд
негативных тенденций:
1. Снижение доли внеоборотных активов на 1,21%;
2. Увеличение доли заемного капитала на 1,271%;
3. Снижение доли собственного капитала на 3,271%.
К положительным тенденциям можно отнести
1. Увеличение доли оборотных активов на 1,21%
2. Увеличение доли запасов на 8,255%.
Таблица 3.3
Оценка структуры баланса
|Nо. |Наименование |На |На |Норма |
|П/п |Показателей |01.01.20|01.01.2|Коэффициента |
| | |00 |001 | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1 |Коэффициент текущей |1,46 |1,445 |Не менее 2 |
| |ликвидности (К1) | | | |
|2 |Коэффициент |0,35 |0,344 |Не менее 0,1 |
| |обеспеченности | | | |
| |собственными | | | |
| |оборотными средствами | | | |
| |(К2) | | | |
Таким образом, финансовое состояние ЧЭРЗ нельзя назвать достаточно
устойчивым, в частности из-за недостижения порога текущей ликвидности.
3.4 Общая характеристика финансового состояния ГУП ЧЭРЗ в период спада 1999-
2000 гг.
Продолжающееся в течение ряда последних лет снижение грузоперевозок
железными дорогами вызвало снижение их потребности в ремонте тягового
подвижного состава и оборудования к нему. Объем товарной продукции завода в
2000 году по сравнению с 1999 годом снизился на 24,7%, в том числе ремонт
электровозов – на 54,9%; тяговых двигателей ТЛ-2К на линию и кооперацию на
11%; колесных пар на линию на 13% , в 2000 году объем товарной продукции
снизился еще на 8%, при одновременном снижении рентабельности товарной
продукции с 13,7% до 4% (См. Приложение №3).
Падению объемов товарной продукции и рентабельности способствовало и
то обстоятельство, что решением МПС с 01.10.99 года цены на основные виды
заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же
отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и
недостаточное поступление денежных средств от основных заказчиков -
железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по
ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами в 1998 году
составила 15,4%; 1999году - 16,1% от объема реализации) вызвало рост
задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и по состоянию на
01.01.00 года она составила 20,8 млн. руб., в том числе:
- в федеральный бюджет - 5,7 млн. руб.
- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также
расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов
взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты
малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных
ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах,
омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской
и кредиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год
– 1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными
средствами за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1;
коэффициент восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999
год - 0,81, 2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей
структуры баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы
прироста) была утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при
невыполнении обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных
средств на расчетный счет предприятия.
Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 –
0,97, имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных
источников оборотных средств;
Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год –
0,551, имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств
растет. Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7-
0,8, что свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.
Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла
69,8 млн. руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб.,
или на 25,5% объясняется изменением учетной политики на заводе.
Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн.
руб.
В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и
частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению
предприятия, в число которых входило осуществление:
- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|