рефераты скачать

МЕНЮ


Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ

вспомогательного производства.

Электровозное производство осуществляет ремонт электровозов постоянного

тока ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ЧС-7, тяговых агрегатов и электровозов

для предприятий горнодобывающей отрасли ПЭ-2М, ВЛ-22, экипажной части

промышленных электровозов EL-10(20) и тяговых агрегатов ОПЭ-1, ремонт и

новое формирование электровозных колесных пар.

До октября 1997 года электровозное производство состояло из 5 цехов:

- электровозосборочного;

- аппаратного;

- тележечного;

- разборочного;

- колесного.

В целях сокращения издержек производства в части накладных (цеховых)

расходов в октябре 1997 года были объединены электровозосборочный и

аппаратный цехи, а также разборочный и тележечный цехи.

Электромашинное производство призвано обеспечить ремонт тяговых

электрических двигателей, используемых в горнодобывающей отрасли,

изготовление электрических двигателей для Канашского завода

электропогрузчиков.

В цехах электромашинного производства ремонтируются электровозные ТЭД-

ТЛ-2К, ТЛ-3Б, 1AL-4846; тепловозные ТЭД-ЭД-107, ЭД-118, ЭДТ-200;

промышленные ТЭД-ДТ-9Н, НБ-412, WMLBP, GBM; обширный спектр вспомогательных

электрических машин.

Электромашинное производство состоит из 3-х цехов:

- секционного;

- якорного;

- электромашинного.

Продукция механического цеха – детали собственного изготовления для

комплектации электровозного и электромашинного производств.

Литейный цех изготавливает детали контактной сети для железных дорог

России и стран СНГ, а также полуфабрикаты для собственных нужд и запчасти

для подвижного состава.

Вспомогательное производство предназначено для обеспечения работы

цехов основного производства. Его цехами осуществляется ремонт зданий,

сооружений, оборудования, обеспечения завода изделиями из древесины, паром,

сжатым воздухом, перевозками и обработкой грузов, изготовление инструмента,

оснастки, нестандартного оборудования, обеспечение перетока из городских

сетей электроэнергии, газа, воды.

До декабря 1997 года вспомогательное производство объединяло 6 цехов:

- ремонтно-строительный;

- энергосиловой;

- ремонтно-механический;

- инструментальный;

- железнодорожный;

- автотранспортный;

В декабре 1997 года также в целях сокращения накладных расходов были

объединены железнодорожный и автотранспортный цехи в единый транспортный

цех.

Непромышленная группа подразделений завода в 1997 году включала в

себя:

- столовую;

- жилищно-коммунальный отдел;

- хозяйственный цех.

Схема управленческой структуры представлена в Приложении № 1.

3.2 Уплотненный аналитический баланс-нетто

В настоящее время ГУП ЧЭРЗ еще не перешло на новые формы бухгалтерской

отчетности. Согласно законодательству РФ предприятия обязаны перейти к

таким формам в течении 2001 года. В действующем балансе (Форма №1) (см.

Приложение № 2) ряд статей носит характер регулирующих. Исключив их в

полном объеме или частично (по расшифровке), уточним оценку хозяйственных

средств, находящихся в распоряжении ЧЭРЗ (Бн):

Бн=стр.699-стр.640-стр.660-стр.390-стр.252-стр.244=217367 тыс. руб.

Таблица 3.1.

Построим уплотненный аналитический баланс-нетто (тыс. руб.)

|Статья |На начало периода|На конец |

| | |периода |

|Актив | | |

| | | |

|Оборотные активы | | |

|Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260)| | |

| |5 |1074 |

|Дебиторская задолженность (стр. 240) |67594 |50660 |

|Запасы (стр. 210) |46218 |65680 |

|Прочие оборотные активы (стр. | | |

|220+стр.251+стр.253+стр.270) |5932 |7910 |

| | | |

|Итого по разделу 1 |119749 |125324 |

| | | |

| | | |

|2. Внеоборотные активы | | |

|Основные средства (стр.120) |84158 |83822 |

|Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | |

|Прочие внеоборотные активы |59 |59 |

|(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | |

| |13401 |13305 |

|Итого по разделу 2 | | |

| |97618 |97186 |

|Всего активов | | |

| |217367 |222510 |

| | | |

|Пассив | | |

| | | |

|Заемный капитал | | |

|Краткосрочные пассивы (стр.690) | | |

|Долгосрочные пассивы (стр.590) |81962 |86728 |

|Итого по разделу 1 |- |- |

| |81962 |86728 |

|Собственный капитал | | |

|Уставный капитал (стр.410) | | |

|Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) |36 |36 |

|Минус регулятивы: |139913 |140290 |

|Непокрытые убытки (стр.390) | | |

| |4544 |4544 |

|Задолженность участников по взносам в | | |

|уставный капитал (стр.244) |- |- |

| |- |- |

|Итого по разделу 2 | | |

| |135405 |135782 |

|Всего источников | | |

| |217367 |222510 |

| | | |

| | | |

| | | |

Логика такого представления баланса состоит в том, что в начале

баланса размещаются статьи, используемые для оценки и анализа

платежеспособности – одной из основных характеристик текущего финансового

состояния. Тем самым как бы подчеркивается определенная приоритетность и

значимость этого раздела оценки финансовой деятельности.

Из данной таблицы видно, что сумма финансовых ресурсов,

находящихся в распоряжении ЧЭРЗ, увеличилась за 9 месяцев 2001 года на 5143

тыс. руб. или на 2,366%.

3.3 Вертикальный анализ баланса

Расчет и анализ динамики финансовых ресурсов, находящихся в

распоряжении ЧЭРЗ, в общей сумме и в разрезе основных групп позволяют лишь

сделать самые общие выводы о его положении. Следующей аналитической

процедурой является вертикальный анализ: иное представление отчетной формы,

в частности баланса, в виде относительных показателей. Такое представление

позволит увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.

Таблица 3.2.

(%)

|Статья |На начало |На конец |

| |периода |Измене- |

| | |Периода ние|

|Актив | | |

| | | |

|Оборотные активы | | |

|Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260)|0,002 |0,48 |

| |31,096 |+0,478 |

|Дебиторская задолженность (стр. 240) |21,262 |22,76 - |

|Запасы (стр. 210) | |8,336 |

|Прочие оборотные активы (стр. |2,73 |29,517 +8,255|

|220+стр.251+стр.253+стр.270) | | |

| |55,09 | |

|Итого по разделу 1 | |3,554 |

| | |+0,824 |

| | | |

|2. Внеоборотные активы |38,717 |56,3 |

|Основные средства (стр.120) |0,027 |+1,21 |

|Долгосрочные финансовые вложения (стр.140) | | |

|Прочие внеоборотные активы |6,165 | |

|(стр.110+стр.130+стр.150+стр.230) | | |

| |44,91 |37,6 |

|Итого по разделу 2 | |-1,117 |

| |100 |0,026 |

|Всего активов | |-0,001 |

| | | |

| | |5,979 |

|Пассив | |-0,186 |

| | | |

|1.Заемный капитал |37,706 |43,7 |

|Краткосрочные пассивы (стр.690) |- |-1,21 |

|Долгосрочные пассивы (стр.590) |37,706 | |

|Итого по разделу 1 | |100 |

| | |- |

|Собственный капитал |0,016 | |

|Уставный капитал (стр.410) |64,367 | |

|Фонды и резервы (стр.490 – стр. 410) | | |

|Минус регулятивы[5]: |2,09 | |

|Непокрытые убытки (стр.390) |- | |

| | |38,977 |

|Задолженность участников по взносам в | |+1,271 |

|уставный капитал (стр.244) |- |- |

| | |- |

|Итого по разделу 2 |64,294 |38,977 +1,271|

| | | |

|Всего источников |100 | |

| | | |

| | |0,016 |

| | |- |

| | |63,048 |

| | |-1,319 |

| | | |

| | |2,042 |

| | |-0,048 |

| | |- |

| | |- |

| | | |

| | | |

| | |- |

| | |- |

| | | |

| | |61,023 |

| | |-3,271 |

| | | |

| | |100 |

| | |- |

| | | |

Как видно из таблицы 2 основными источниками финансовых ресурсов ЧЭРЗ

являются ее собственные средства, однако доля которых уменьшилась за

рассматриваемый период на 3,271 % и составила 61,023 %. Большая часть

финансовых ресурсов ЧЭРЗ вложена в оборотные активы, доля которых за

истекший период возросла на 1,21% и достигла 56,3%. Структура средств ЧЭРЗ

и источников их покрытия за отчетный период не претерпела существенных

изменений. Снижение дебиторской задолженности на 8,336% вполне объясняет

рост статьи «Запасы» на 8,259%. В целом можно говорить об относительной

стабильности имущественного положения ЧЭРЗ, однако следует отметить ряд

негативных тенденций:

1. Снижение доли внеоборотных активов на 1,21%;

2. Увеличение доли заемного капитала на 1,271%;

3. Снижение доли собственного капитала на 3,271%.

К положительным тенденциям можно отнести

1. Увеличение доли оборотных активов на 1,21%

2. Увеличение доли запасов на 8,255%.

Таблица 3.3

Оценка структуры баланса

|Nо. |Наименование |На |На |Норма |

|П/п |Показателей |01.01.20|01.01.2|Коэффициента |

| | |00 |001 | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1 |Коэффициент текущей |1,46 |1,445 |Не менее 2 |

| |ликвидности (К1) | | | |

|2 |Коэффициент |0,35 |0,344 |Не менее 0,1 |

| |обеспеченности | | | |

| |собственными | | | |

| |оборотными средствами | | | |

| |(К2) | | | |

Таким образом, финансовое состояние ЧЭРЗ нельзя назвать достаточно

устойчивым, в частности из-за недостижения порога текущей ликвидности.

3.4 Общая характеристика финансового состояния ГУП ЧЭРЗ в период спада 1999-

2000 гг.

Продолжающееся в течение ряда последних лет снижение грузоперевозок

железными дорогами вызвало снижение их потребности в ремонте тягового

подвижного состава и оборудования к нему. Объем товарной продукции завода в

2000 году по сравнению с 1999 годом снизился на 24,7%, в том числе ремонт

электровозов – на 54,9%; тяговых двигателей ТЛ-2К на линию и кооперацию на

11%; колесных пар на линию на 13% , в 2000 году объем товарной продукции

снизился еще на 8%, при одновременном снижении рентабельности товарной

продукции с 13,7% до 4% (См. Приложение №3).

Падению объемов товарной продукции и рентабельности способствовало и

то обстоятельство, что решением МПС с 01.10.99 года цены на основные виды

заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же

отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и

недостаточное поступление денежных средств от основных заказчиков -

железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по

ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами в 1998 году

составила 15,4%; 1999году - 16,1% от объема реализации) вызвало рост

задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и по состоянию на

01.01.00 года она составила 20,8 млн. руб., в том числе:

- в федеральный бюджет - 5,7 млн. руб.

- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также

расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов

взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты

малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных

ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах,

омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской

и кредиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год

– 1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными

средствами за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1;

коэффициент восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999

год - 0,81, 2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей

структуры баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы

прироста) была утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при

невыполнении обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных

средств на расчетный счет предприятия.

Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 –

0,97, имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных

источников оборотных средств;

Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год –

0,551, имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств

растет. Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7-

0,8, что свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.

Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла

69,8 млн. руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб.,

или на 25,5% объясняется изменением учетной политики на заводе.

Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн.

руб.

В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и

частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению

предприятия, в число которых входило осуществление:

- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.