рефераты скачать

МЕНЮ


Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и

учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут

учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и

организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым

имуществом.

В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики

в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы

Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль

сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской

Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в

доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с

физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы

зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а

также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,

установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса

Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов

по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

Бюджетная политика в области расходов

Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением

уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере

12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.

В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов

возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных

расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных

расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых

условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой

оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы

бюджетов регионов.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году

расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости

достижения важнейших социальных и экономических задач.

В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной

политики:

. Реализация судебной реформы. В рамках реформирования судебной системы

предусматриваются дополнительные ассигнования в сумме 860 млн.руб. на

увеличение штатной численности судей (250 ед.), работников аппаратов

арбитражных судов в количестве 1000 ед. работников аппаратов судов;

увеличение численности помощников судей судов общей юрисдикции в

количестве 2785 ед.; увеличение численности мировых судей в количестве

2097 ед.; введение суда присяжных заседателей в 83 субъектах Российской

Федерации. Кроме того, предусмотрено направить дополнительные средства на

текущий и капитальный ремонт зданий арбитражных судов и судов общей

юрисдикции, индексацию заработной платы судей, пожизненное содержание

судей и другие мероприятия.

. Реализация военной реформы. В расходах федерального бюджета на 2002 год

учтены средства на проведение первого этапа реформы денежного довольствия

по условиям и срокам приравнивания денежного довольствия военнослужащих и

приравненных к ним отдельных категорий к денежному содержанию

государственных служащих, предусматривающего повышение окладов по

воинской должности (должностного оклада) до уровня должностных окладов

государственных служащих с 1 июля 2002 года. Второй этап мероприятий -

приравнивание окладов по воинскому званию к ежемесячным надбавкам за

квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных

государственных служащих предполагается осуществить с 1 января 2004 года.

Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно

распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и

обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных

Советом Безопасности Российской Федерации.

Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока

предусматривает сокращение численности личного состава министерств и

ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом

дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения

сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в

2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее

предусмотренное на 2003-2004 годы.

Масштабы такого сокращения предполагают одновременно финансовое

обеспечение мер социальной защиты увольняемых военнослужащих и приравненных

к ним лиц. В связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002 году

предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб., что в 3.9 раза превышает уровень

текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты пенсий военнослужащим и

иным приравненным к ним категориям на 15 млрд.руб. в связи с

реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. - в связи

с сокращением численности.

Реализация социальной реформы. Бюджетная политика в социальной сфере

будет направлена на:

. обеспечение финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего,

образования и здравоохранения;

. сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных

расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения.

Ключевым элементом социальной реформы в 2002 году является повышение

роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе

увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе

осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки

населения.

В качестве этапа реализации социальной реформы в 2002 году

предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам

бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе

оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89

раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной

сферы, оплачиваемых по ETC.

Проведение в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволит установить

одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого

разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение

прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с

соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1

разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой

пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.

В 2002 году предусматривается осуществить первый шаг по реализации

пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается

зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога и

направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой

части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и

выплачиваемых из него средств составит в 2002 году 257.5 млрд. рублей.

Формирование федеральных целевых программ. В соответствии Бюджетным

Посланием Президента Российской Федерации в 2002 году резко сокращен

перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального

бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в текущем

году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд

программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году

будут включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или

расходных статей федерального бюджета.

Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением

стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим

содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета

применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого

сокращения количества региональных программ произведено упорядочение

расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование

федеральных объектов региональных программ включено в государственную

инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и

муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов,

который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета

"Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать

дублирования в финансировании объектов за счет разных источников

финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях

программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за

счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на

финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Реформа межбюджетных отношений в 2002 основана на утвержденной

Правительством Российской Федерации Программе развития бюджетного

федерализма на период до 2005 года. Основной целью программы является

установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий,

позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность

региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в

эффективном управлении финансами, поддержку экономического развития

территорий. Концепция межбюджетных отношений, предусмотренная в 2002 году,

является первым шагом на пути реализации этой программы.

В 2002 году выравнивание бюджетной обеспеченности регионов

(муниципалитетов) предусматривается осуществлять при одновременном создании

стимулов для реализации на региональном (местном) уровне проводимых

структурных реформ.

Основная часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации будет

предоставляться через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской

Федерации (ФФПР), который, как и в предыдущие годы, будет сформирован в

размере 14% налоговых доходов федерального бюджета (за исключением

контролируемых Государственным таможенным комитетом), рассчитанного по

консервативному варианту прогноза. Прогнозируемое повышение размера ФФПР по

отношению к ВВП и общим доходам консолидированного бюджета Российской

Федерации позволит более эффективно проводить выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В целях достижения паритета при формировании доходной базы между

федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в проекте

федерального бюджета на 2002 год предусмотрены дотации на стабилизацию

доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с принятием

части второй Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3.0

млрд.рублей.

В соответствии с проектом Программы развития бюджетного федерализма в

Российской Федерации на период до 2005 года, начиная со следующего года, в

составе финансовой помощи субъектов Российской Федерации предусмотрено

создание Фонда софинансирования социальных расходов. Средства фонда будут

направлены на поддержку приоритетных, социально значимых расходов в

условиях проведения структурных реформ. В 2002 году средства фонда в сумме

5.0 млрд. руб. предусмотрено направить на частичное возмещение, на долевой

основе, расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и

коммунальных услуг. Это позволит ускорить переход к новой системе оплаты

жилья и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при

проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов Российской

Федерации в соблюдении федеральных стандартов и тем самым создать

предпосылки для реализации программы модернизации жилищно-коммунального

хозяйства.

В целях ресурсного обеспечения реформы межбюджетных отношений общий

объем финансовой помощи бюджетам других уровней в 2002 году увеличится по

сравнению с т.г. со 166.3 млрд.руб. до 244.2 млрд.рублей. При этом доля

финансовой помощи в общем объеме расходов федерального бюджета возрастет с

13.9% до 15.2%, т.е. наибольшими среди других расходов темпами.

Для компенсации потерь доходов бюджетов регионов в 2002 году в связи в

введением нового налогового законодательства федеральный фонд финансовой

поддержки субъектов Российской Федерации увеличен на 8 млрд. рублей. Это

позволит обеспечить долю доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в

общем объеме доходов консолидированного бюджета с учетом передаваемой из

федерального бюджета финансовой поддержки регионов в размере 51.%.

Политика в области государственного долга

Стратегия в области управления государственным долгом в 2002 году и на

среднесрочную перспективу остается важнейшим направлением бюджетной

политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры

долга и снижение стоимости его обслуживания.

Основной целью управления государственным долгом является сокращение

объема государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию.

Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и

экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой

системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом

создается единая система управления долгом, предусматривающая не только

наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии

управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.

Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета,

методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга

позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально

выгодных для государства условиях.

Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и

направление части доходов на погашение государственного долга создает

механизм регулирования денежного предложения и стерилизации, приводит к

сокращению долгового бремени государства и соответственно повышению его

рейтинга как страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.

Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом

преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего

долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных

бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных

бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом

рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.

Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере

внутреннего долга будет направлена на реализацию следующих целей:

- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при

одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;

- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;

- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на

оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов

различных групп инвесторов.

Политика в области внутренних заимствований сформирована таким

образом, чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования

непроцентных расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в

следующем году 9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию

внутреннего долга - 57.9 млрд.рублей. Такая политика будет оказывать

положительное влияние на уровень банковских процентных ставок и стоимость

кредитных ресурсов.

С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя

консервативной политике государственных заимствований в период 2002-2003

годов, общая сумма займов на внешних финансовых рынках будет ограничена 1

млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему

долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными

графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного

валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие

от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних

заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В

предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые

заимствования по связанным иностранным кредитам.

Реализация намеченной бюджетной политики будет способствовать снижению

государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного

долга продолжится и в 2002 году. На конец 2002 года общий объем

государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В

предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и

составит к концу 2004 года около 40% ВВП.

На величину государственного долга в 2002 году и в последующие годы

влияние будет оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление

курса рубля и реальный рост ВВП.

Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики на

2002 год и среднесрочную перспективу подготовлены с учетом целей

экономической политики и направлены на создание условий для продолжения

роста экономики и повышения реальных доходов населения.

2.4. Федеральный бюджет РФ 2002 года.

Основные параметры бюджета: расходы - 1947386,3 млн. рублей. Доходы -

2125718,2 млн. рублей. ВВП - 10950 млрд. рублей. Инфляция декабрь 2002 к

декабрю 2002 - 12% (5)

Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год формирууются за счёт (ст. 8

Федерального Закона о федеральном бюджете на 2002 год):

- доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с

нормативами отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному

закону;

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства, - по ставкам, установленным законодательством

Российской Федерации;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по

нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;

земельного налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья

- по нормативам, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона;

дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - в размере 100

процентов доходов;

- доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности

имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере

100 процентов доходов;

доходов от арендной платы за земли городов и поселков и

сельскохозяйственные угодья - в соответствии со статьей 12 настоящего

Федерального закона;

консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, - в

размере 100 процентов доходов;

платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о

приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на

жительство в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без

гражданства - в размере 100 процентов доходов;

платы за предоставление информации по единому государственному реестру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.