рефераты скачать

МЕНЮ


Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности

бюджета.

3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики

является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом.

Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.

Выводы:

1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в

федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.

2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.

3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1-

ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-

ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного

выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной

деятельности).

4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета:

ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по

экономическому циклу, концепция функциональных финансов.

5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета

оказывают негативное влияние на экономику вцелом.

Глава 2.

Государственный бюджет РФ.

2.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.

3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и

районов).

Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней

бюджетной системы на соответствующей территории (пример -

консолидированый бюджет Омской области ).

Принципы бюджетной системы РФ:

Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной

системы:

1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы,

форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса,

санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый

порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов

РФ, местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов - право законодательных органов

государственной власти и органов местного самоуправления на каждом

уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный

процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого

уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,

полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право

органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с законодательством определять

направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость

изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов

(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и

сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет

бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов,

возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за

исключением установленных законом случаев.

4. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов,

внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных

фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и

муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных

средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной

системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом

расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. При

составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита

бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств -

при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости

достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема

средств или достижения наилучшего результата с использованием

определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все расходы бюджета

должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из

источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут

увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых

бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов

другого уровня.

8. Принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати

утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о

ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений

по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия

внутри представительного органа или между исполнительным и

представительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств -

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

2.2. Бюджетный дефицит в РФ.

История вопроса.

Существенное замедление темпов экономического роста во 2-ой половине

60-ых годов сократило финансовую базу советского руководства, при этом

потребности государства постоянно росли, гонка вооружений, поддержка

социалистических режимов зарубежом, амбициозные проекты внутри страны (БАМ

и др) всё это приводило к росту расходной части бюджета. (9) С 70-ых годов

дефицит финансовых ресурсов покрывался за счёт кредитования экономики

банковским сектором. Антиалкогольная компания 1985 года привела к резкому

сокращению поступлений налога с оборота, одновременно осуществление

программ ускорения и переворужения машиностроительного комплекса привело к

росту гос расходов. Это привело к тому, что уже в 1985 году дефицит

консолидированного бюджета СССР превысил 2% ВВП. В 1988 году бюджетный

дефицит составлял уже 9,2% ВВП.

Тенденция к росту бюджетного дефицита сохранялась (в ситуации

политической нестабильности Правительство боялось предпринимать жёсткие

непопулярные меры по сокращению государственных расходов), это привело к

тому, что дефицит бюджета РСФСР в 1991 году составлял 31% ВВП.

Можно сделать вывод: к началу реформ в РФ был огромный бюджетный

дефицит, обусловленный высокими и во многом неэффективными госрасходами,

низкой эффективностью экономики, отсутствием внятной и последовательной

бюджетной политики, макроэкономической нестабильностью.

В дальнейшем правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко пытались

бороться с дефицитом исключительно за счёт сокращения государоственных

расходов, такая политика оказывала негативное влияние на социальную сферу.

Одновременно финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счёт

массмированных заимствований путём продажи ГКО и ОФЗ, как мы установили

ранее (в пункте 1.4.) подобные действия приводят к негативным последствиям

в экономике (снижение промышленного производства, рост безработицы, как

следствие снижение налоговых поступлений в бюджет).

В последние годы ситуация изменилась, рост ВВП и промышленного

производства, обусловленные сначала резким снижением курса рубля и как

следствие, сокращению импорат, и высокими мировыми ценами на нефть, а

сейчас и фактором повышения внутреннего спроса, привёл к росту налоговых

поступлений в бюджет, начиная с 2001 года в РФ нет бюджетного дефицита,

однако не следует обольщаться, так как, во-первых, данный профицит вызван

высокими ценам на нефть и др. товары российского экспорта (природный газ,

металлы), а во-вторых, уровень государственных расходов на сегодня очень

низок и не соответствует потребностям общества. Низкий уровень социального

обеспечения, недостаточное финансирование вооружённых сил и

правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования

- это следствие сокращений гос. расходов, которые проводились в течение

последних лет для борьбы с бюджетным дефицитом. В ближайшие годы рост

госраходов будет неизбежен (необоходимость обслуживать внешний долг, пик

платежей приходится на 2003 год, необходимость модернизации ЖКХ,

образования, вооружённых сил, повышение заработной платы работникам

бюджетной сферы и гос. служащим – всё это требует дополнительных бюджетных

ассегнований), поэтому вновь возможно появление бюджетного дефицита.

2.3. Бюджетная политика в РФ.

Во время правления Б.Н. Ельцина внятной бюджетной политики в нашей

стране не было. Правительство проводило курс на подавление инфляции и

сокращение бюджетного дефицита, действовало непоследовательно, зачастую в

угоду политической конъюнктуре. Так, в 1996 году резко выросли бюджетные

расходы для обеспечения победы Ельцина на президентских выборах. Подобные

действия привели к росту бюджетного дефицитв.. Это лишь один пример

непоследовательности действий нашего правительства.

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и

среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием

Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

"О бюджетной политике на 2002 год" (10) и с учетом реализации целей

экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения

экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения

эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год

построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на

среднесрочную перспективу.

Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную

перспективу являются:

- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента

стимулирования экономического роста;

- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от

внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых

выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним

обязательствам;

- повышение качества управления государственными активами и пассивами,

совершенствование управление государственным долгом.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является

превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика

позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-

кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с

другой стороны - снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной части бюджета осуществлено, исходя из

консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары

российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован

за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких

экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием

Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в

федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной

внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение

государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер

по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет

включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5

млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией

пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части

трудовой пенсии.

Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год

сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам

- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб

или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета

определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на

снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного

правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства

бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением

ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в

2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов

субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет

компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках

финансовой помощи бюджетам других уровней.

Налоговая политика

Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются

снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого

налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из

теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой

политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического

развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее

воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и

прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,

сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены

отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение

налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов

стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,

снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения

налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с

одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой

нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и

инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие

ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных

с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и

имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.

Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение

природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у

предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит

снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей

или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной

отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами,

отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным

ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления

специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости

от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования

при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной

системы.

3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость

связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,

производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что

такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных

средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме

жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем

подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в

2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации

сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические

ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за

пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на

12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается

продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет

упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если

в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым

годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год

ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6

процента.

В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой

задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно

сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.

Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно

утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих

платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в

сумме 7.9 млрд. рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002

год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост

доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения

этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными

активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.