Финансы, денежное обращение и кредит
республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и
областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской
области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и
Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,
гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную
бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют
понятие “Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е.
взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных
бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций
и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы — доходы, полностью поступающие в соответствующие
бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и
налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена
бюджетной системы нижестоящему бюджету. Например, в 1996 г. 90%
подоходного налога с физических лиц передавалось в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты; 25% НДС — в бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на
прибыль предприятий — в бюджеты субъектов РФ (22+13=25%).
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме
для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование
инвестиционной деятельности.
Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа.
Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются
в бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д.
Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может
превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта.
Субвенции г.Москве — предназначены для возмещению дополнительных
расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом
функций столицы.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,
краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,
катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет
резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из
федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция, не использованная в срок или использованная не по
назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном
порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после
решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы — средства, предоставляемые на кредитной основе,
т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным
регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. — 27%
НДС, в 1996 г. — 15% от общего размера налоговых доходов за исключением
подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.
На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у
которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и
подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и
подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95%
от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется <
100 % плановых расходов регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты
предоставлялись 60 регионам из 89.
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры
дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились
доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это
пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 %
ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года.
Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные
пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска
государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной
классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов
бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных
кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г.
отмечается, что БК включает:
. классификацию доходов бюджетов РФ;
. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
. классификацию источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета;
. классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и
субъектов РФ;
. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних
активов РФ;
. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
3.9.3. Бюджетный процесс (БП).
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,
балансовый метод.
Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за
0.5 года).
0. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о
разработке бюджета.
0. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз
экономического и социального развития России. Министерство финансов
рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по
сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке
смет.
0. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками
по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои
предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
0. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект
бюджета.
0. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение
Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются
следующие документы:
. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за
истекший период;
. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на
предстоящий год;
. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
. основные направления бюджетной и налоговой политики;
. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ;
. федеральные целевые программы и программы развития регионов,
предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
. федеральная инвестиционная программа;
. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на
предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был
рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается
согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,
если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего
числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД
принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления
налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а
также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм
в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов
и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов
по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация оперативного исполнения бюджетов возложена на Федеральное
казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого
(главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми
государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые
казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного
перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет
федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения
ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти
— ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных
внебюджетных фондов;
. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
. организует распределение в установленных размерах доходов между
ФБ и бюджетами субъектов РФ;
. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными
централизованными ресурсами;
. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными
внебюджетными фондами;
. организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
. доведение объема бюджетных ассигнований;
. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах
которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
. объем фактически заключенных соглашений;
. сумма счетов, предъявленных к оплате;
. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет
докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
|Виды расходов |1996 |1997 проект |
| |% |млрд. |% |
| | |руб. | |
|Государственное управление |1,6 | |1,2 |
|Международная деятельность |6,4 | |4,6 |
|Национальная оборона |18,4 | |19,2|
|Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | |9,5 |
|безопасности государства | | | |
|Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | |2,7 |
|Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | |8,1 |
|Сельское хозяйство |3,3 | |2,0 |
|Охрана окружающей среды |0,5 | |0,4 |
|Образование |3,6 | |3,2 |
|Культура и искусство, средства массовой |1,2 | |1,0 |
|информации | | | |
|Здравоохранение и физическая культура |1,7 | |1,6 |
|Социальная политика |3,0 | |3,4 |
|Обслуживание государственного долга |13,4 | |15,5|
|Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | |
|В том числе | | | |
|Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | |
|регионов | | | |
|Прочие расходы |5,8 | |18,1|
|Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | |
|(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | |
|экологического фонда) | | | |
|Общая сумма расходов |435750 |524337 | |
| |100% | | |
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, основными принципами которого являются:
. целевой характер использования бюджетных средств;
. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным
порядком осуществления расходов;
. безвозвратность бюджетных ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных
ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды
выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование
продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на
обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
|Виды доходов |1996 |Проект 1998 |
| | |млрд|% |
| | |. | |
| | |руб.| |
|Налоговые доходы — всего |81 | |85,1 |
|в том числе: | | | |
|-НДС |37 | |43,5 |
|-Акцизы |13 | |19,4 |
|–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | |
|–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | |
|–лицензионный сбор за право производства |1 | |0,1 |
|алкогольной продукции | | | |
|–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | |8,4 |
|–подоходный налог с физических лиц |1 | | |
|–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | |
|–отчисления на воспроизводство |1 | | |
|минерально-сырьевой базы | | | |
|-налог на доходы от капитала | | |2,9 |
|-налог на покупку валюты | | |0,3 |
|Неналоговые доходы |19 | |7,6 |
|в том числе | | | |
|-доходы целевых бюджетных фондов |9 | |7,3 |
|-доходы от федерального имущества, от |10 | | |
|приватизации, от внешнеэкономической | | | |
|деятельности | | | |
|Итого доходов |34720|340,| |
| |0 |1 | |
| |100% | | |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным
дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП, в
1998 по плану- 0,42% (ВВП должен составить 2750 млрд. руб). Причины его.
0. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений
в развитие экономики, отражающих необходимость государственного
регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
0. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
0. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-
кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
помнить:
Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные
периоды ее развития.
Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии
денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием
различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”
экономики.
3.10 Государственный кредит
3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между
государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство
выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и
гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального
характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали
Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более
равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга
идет в счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,
размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования
государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|