рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовй контроль

отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-

следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя

или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать

установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,

назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных

ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Для современного этапа развития нашей государственности характерны и

интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и

Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,

которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе

правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели

государства, к которым, в частности, относится создание единого

экономического пространства для обеспечения социально-экономического

развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных

органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним

относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять

контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного

государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о

доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать

законность полученных доходов и произведенных расходов, а также

рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность

использования имущества Союзного государства[33].

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету

Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы

Союзного государства, национальные аудиторские организации либо

компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее

запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения

возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной

инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в

рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.

В целях реализации данного Договора разработана Программа действий

двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,

введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета

Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание

учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд

других мероприятий[34].

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется

эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является

важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере

финансов.

Глава II. Методы осуществления финансового контроля

2.1. Понятие и система методов финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами

финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.

Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда

факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,

осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований

возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового

контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться

и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов

финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-

хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более

частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие

задачи.

Ревизия — это наиболее действенный метод последующего

контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального

и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной

деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и

финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и

предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и

финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных

резервов.

Ревизия отличается от других методов контроля определенной

периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии

оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств

в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к

внешнему контролю.

Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится

по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем

ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и

финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического

и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных

документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.

Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются

формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и

внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются,

как правило, справками или докладными записками.

Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности

бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля,

осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми

органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных

объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных

проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами,

работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата

вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических

проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных

предприятий.

Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля

возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают

крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом

исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации

производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой

впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в

целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность

отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции,

прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на

производство и себестоимость продукции и др.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово –

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным

капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием

предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и

снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий

кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

2.2. Ревизия как основной метод финансового контроля.

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех

финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за

определенный период.

При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с

использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки

имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с

которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это

дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей,

тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать

нарушения.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике

финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде

всего, бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Но ревизия не является продуктом советского планового хозяйства.

Еще известный российский реформатор, видный государственный деятель

начала прошлого века С. Ю. Витте объяснял своему ученику Великому Князю

Михаилу Александровичу, что в стране "... в видах большей сохранности

казенных сумм установлены периодические и внезапные ревизии казначейств" В

современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере

востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и

нормативно-правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот

постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит

комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе

документального подтверждения законности производственно-хозяйственной

деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности

определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого

объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других

контрольных органах, образуемых законодательными (представительными)

органами власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного

финансового контроля в Российской Федерации" от 25.07.96 № 1095[35]

признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими

контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок

поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах

исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях,

использующих средства федерального бюджета.

Правовые документы, регулирующие правоохранительную и

правоприменительную деятельность (Уголовно-процессуальный кодекс, законы о

прокуратуре, милиции и др.), наделяют правом назначения ревизии должностных

лиц, ведущих следствие.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину

России и его территориальным контрольно-ревизионным органам положениями о

министерстве и названных органах, утвержденными Правительством

Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, местного самоуправления.

Приведенный перечень можно продолжить. Иными словами, финансовые

ревизии проверки) широко распространены в практике контролирующих органов

именно как основные методы финансового контроля.

И по возможностям выявления финансовых нарушений на первом месте,

несомненно, стоит ревизия, что определяется ее финансово-экономическим

содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной

деятельности организации.

Ревизор начинает свою работу с установления соответствия

осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

Красной нитью всей ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой

дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности. Проверяя названные вопросы, невозможно пройти мимо того, как

обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все

это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства

при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически

убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными

бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений,

проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с

бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение

имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению.

Непременно проверяется правильность образования и расходования

государственных внебюджетных средств.

Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными

средствами и нематериальными активами, инвестиций, т. е. затрат

капитального характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по

оплате труда и других расчетов с физическими лицами.

Вне внимания ревизора не может остаться формирование финансовых

результатов и их распределение. Я умышленно довольно подробно описал

содержание ревизии, охватываемые ею финансово-хозяйственные операции, чтобы

еще раз подчеркнуть всеобъемлющий характер этого контрольного мероприятия.

Естественно, что в ходе ревизии возникает потребность изучить те или

иные вопросы более глубоко. Не исключено и появление возможности в

отдельных случаях не вдаваться во все подробности. Это — дело опыта и

интуиции ревизора. Но оно не отменяет главного: ревизия есть сплошная

проверка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов.

Только так можно получить обоснованные ответы на поставленные программой

ревизии вопросы.

Так обстоит дело с содержанием ревизии, обеспечивающим объективность

ее результатов. С другой стороны, важным условием объективности выступает

сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов

ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают

и проверяющие, и проверяемые.

Понятно, что содержание акта должно отвечать определенным требованиям.

Но основное здесь - именно двусторонность подписи. Она согласованно

подтверждает, что содержание акта ревизии аргументировано, отражает

положение дел на проверяемом объекте. Между проверяющими и проверяемыми,

конечно, могут возникать разногласия. Для их преодоления с целью получить

согласованные подписи или убедительный отказ предусмотрены специальные

процедуры.

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно

значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой

организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за

формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное

представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие

осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской

Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Поэтому ревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы

организации.

Все сказанное в отношении ревизии соответствует действительности в том

случае, если ревизия проводится так, как описано выше. Но ревизия далеко не

всегда проводится таким образом.

Проблема состоит в том, что в стране нет законодательного документа,

который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок

проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы

деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и

возможности проверяемой организации. Не имея обязательных, законом

установленных правил, контрольные органы регулируют и регламентируют свои

действия каждый по-своему, к проверяемым предъявляют требования,

установленные не законом, а ведомственными документами, подчас резко

отличающимися друг от друга и не всегда, мягко говоря, полностью

соответствующими действующему законодательству.

В настоящее время можно найти только единичные нормативные документы,

в которых содержатся попытки дать на правовой основе развернутый ответ на

вопрос, что такое ревизия.

Одним из них является подготовленная в НИФИ Минфина России инструкция

о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами

Министерства финансов Российской Федерации. Она утверждена приказом Минфина

России от 14.02.2000 № 42н. По заключению Минюста России от 06.05.2000 №

3447-ЭР инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими

словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе

Минфина России.

Нам такой подход представляется неубедительным. Минфин России обладает

широкими правами в проведении финансовых ревизий и проверок. Эти права

предоставлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими

законодательными актами, положением о министерстве, утвержденным

Правительством Российской Федерации. Установки названной инструкции имеют

по существу государственное федеральное, а не ведомственное значение. Более

того, они могли бы служить образцом для регламентирования контрольных

мероприятий в финансовой сфере другими министерствами, ведомствами,

органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Однако Минюст России с согласия Минфина России принял иное решение и

тем самым вольно или невольно закрепил правовую несостоятельность

существующего положения. Сегодня каждый, кто проводит ревизии и проверки,

включая контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов

исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, контрольные

органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляет их по своим

правилам и инструкциям. Страдает от этого, прежде всего проверяемая

сторона, права которой заведомо ущемляются. Каждый новый ревизор приходит

со своим "уставом". Открыты возможности для произвольных действий

проверяющих. По большому счету, это противоречит требованиям ст. 45 и 55

Конституции Российской Федерации, гарантирующих государственную защиту прав

граждан и запрещающих издавать документы, умаляющие или ограничивающие эти

права.

Страдает и содержание контрольной работы. В условиях, когда субъекты

экономической деятельности, юридические и физические лица, занимающиеся

финансовыми операциями, обретают все большую правовую грамотность и

защищенность, указанный пробел в регламентации государственного финансового

контроля ставит проверяющих в трудное положение, создает возможности для

уклонения от контроля в самых разнообразных формах.

Важен и еще один момент. Несмотря на справедливые претензии к излишней

регламентации предпринимательства, его юридическая обеспеченность постоянно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.