рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовй контроль

проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.

По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать

устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать

финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при

наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также

непредставления ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные

средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных

штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Министерством Финансов РФ методическое руководство организацией

бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и

лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства Финансов РФ

распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность

субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут

ответственность за формирование и использование своих бюджетов и

внебюджетных фондов.

Следует обратить внимание, что закрепленные ныне контрольные

полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные

внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда

проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации,

его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход

обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве России,

самостоятельности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах,

их ответственностью за формирование и использование своих финансовых

ресурсов.

Оперативный контроль использования государственных средств

осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент

государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального

казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6

марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления

Министерства Финансов РФ[17]. Департамент - и его территориальные

подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки

с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального

бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки

финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных

органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного

самоуправления.

Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять

государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения

федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления,

целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе

его исполнения;

- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых

операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с Банком России состояния государственного

внешнего и внутреннего долга РФ;

- контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и

финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Федерального Казначейства РФ имеют право производить проверки

различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах,

банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства

федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их

счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в

бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере

действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать

штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими

поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета

и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной

ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального

Казначейства РФ взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными

органами.

В настоящее время произведена реорганизация контрольных органов

Министерства Финансов РФ на местах. Так, в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении положения о

Контрольно - ревизионном Управлении РФ» организованы контрольно-ревизионные

управления Министерства Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные

КРУ)[18].

Основной задачей деятельности территориальных управлений Контрольно –

ревизионного Управления РФ является осуществление последующего контроля за

своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью

федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям

органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного

самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов)

поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных

фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать

меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и

неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об

устранении и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с

законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании

с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в

нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в

правоохранительные органы.

Территориальные КРУ также вправе контролировать качество проведения

аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций

(кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные

КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании

лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Руководители территориальных КРУ назначаются на должность и

освобождаются от нее Минфином России.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России

существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой

деятельности которых является конкретная область финансов, например

налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимым выделение налоговых органов в ^особую

систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы

контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других

обязательных платежей.

В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной

налоговой службе РСФСР" была создана при Министерстве финансов РСФСР единая

система контроля за соблюдением налогового законодательства, за

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,

установленных законодательством.[19] Указом Президента РФ от 1 декабря 1991

г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе

Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной'

налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за

соблюдением налогового законодательства[20]. В соответствии с Указом

Президента от 23 декабря 1998 г. служба была преобразована в Министерство

Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), входящее в систему

федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и

Правительству страны [21].

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также налоговые

органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное

оперативное звено— городские и районные налоговые инспекции, поскольку

именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет

налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность

нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие налоговых

органов с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым

законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц

без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за

исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение

хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность

исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов

производственные, складские и торговые помещения; применять меры

принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая

изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в

банках. Налоговые органы также имеют право наложения административных

штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства в

1992 г. были созданы органы налоговой полиции при Государственной налоговой

службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В

соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах

налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями) были образованы названные

органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными органами

и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны[22]. В

соответствии с названным законом, а также Положением о Федеральной службе

налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента

^Российской Федерации от 25 сентября 1999 г.[23] основными задачами

Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

-выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

- обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их

должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных

обязанностей;

- государственная защита должностных лиц налоговых органов,

федеральных органов налоговой полиции и их близких;

- выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах

и федеральных органах налоговой полиции.

.Федеральные органы налоговой полиции— централизованная система

органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим

органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской

Федерации. Соответственно в систему этих органов входят: Федеральная служба

налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба

органов налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам

федерального значения, автономной области, автономным округам (управления,

отделы) — территориальные органы; местные органы налоговой полиции

(межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который

назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению

Председателя Правительства.

Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее

возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие

права:

- проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных

мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и

пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших

указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие

мер по возмещению нанесенного государству ущерба;

- пользование при исполнении служебных обязанностей правами,

предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и

агентам валютного контроля;

- в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции

выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений

руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других

организаций независимо от организационно - правовых форм и форм

собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями

устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты

налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной

документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в

соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления

бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,

контролировать выполнение этих требований;

- наложение административного ареста на имущество юридических и

физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном

порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате

налогов, сборов и других обязательных платежей

для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,

сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

- осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих

оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм собственности, когда получение иными способами

необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения

доходов (прибыли) невозможно;

- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом

преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых

сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в

соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном

страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по

надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].

Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О

страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об

организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства

финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,

методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными

полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в

стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью

кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными

организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк

России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов

нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или

недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида

нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в

размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;

выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких

нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов

на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок

до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация

банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении

товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным финансовым организациям относятся

государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система

органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и

использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих

соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся

Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],

Фонд обязательного медицинского страхования[29].

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и

ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и

специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,

которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства

или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,

осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений

непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД

России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-

ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-

ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного

подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД

краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и

подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-

ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии

финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,

содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в

два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.