Финансовй контроль
проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.
По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать
устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при
наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также
непредставления ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные
средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных
штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое
Министерством Финансов РФ методическое руководство организацией
бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и
лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства Финансов РФ
распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут
ответственность за формирование и использование своих бюджетов и
внебюджетных фондов.
Следует обратить внимание, что закрепленные ныне контрольные
полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные
внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда
проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации,
его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход
обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве России,
самостоятельности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах,
их ответственностью за формирование и использование своих финансовых
ресурсов.
Оперативный контроль использования государственных средств
осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент
государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального
казначейства.
Департамент государственного финансового контроля и аудита
Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6
марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления
Министерства Финансов РФ[17]. Департамент - и его территориальные
подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки
с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки
финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных
органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного
самоуправления.
Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения
федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления,
целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе
его исполнения;
- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
- контроль совместно с Банком России состояния государственного
внешнего и внутреннего долга РФ;
- контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и
финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Федерального Казначейства РФ имеют право производить проверки
различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их
счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в
бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере
действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать
штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими
поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета
и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной
ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального
Казначейства РФ взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными
органами.
В настоящее время произведена реорганизация контрольных органов
Министерства Финансов РФ на местах. Так, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении положения о
Контрольно - ревизионном Управлении РФ» организованы контрольно-ревизионные
управления Министерства Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные
КРУ)[18].
Основной задачей деятельности территориальных управлений Контрольно –
ревизионного Управления РФ является осуществление последующего контроля за
своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью
федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов)
поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных
фондов и доходов от имущества.
В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать
меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и
неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об
устранении и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с
законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании
с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в
нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в
правоохранительные органы.
Территориальные КРУ также вправе контролировать качество проведения
аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций
(кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные
КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании
лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
Руководители территориальных КРУ назначаются на должность и
освобождаются от нее Минфином России.
Финансовый контроль со стороны специализированных органов.
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России
существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой
деятельности которых является конкретная область финансов, например
налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало необходимым выделение налоговых органов в ^особую
систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы
контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей.
В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной
налоговой службе РСФСР" была создана при Министерстве финансов РСФСР единая
система контроля за соблюдением налогового законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,
установленных законодательством.[19] Указом Президента РФ от 1 декабря 1991
г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе
Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной'
налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за
соблюдением налогового законодательства[20]. В соответствии с Указом
Президента от 23 декабря 1998 г. служба была преобразована в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), входящее в систему
федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и
Правительству страны [21].
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также налоговые
органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное
оперативное звено— городские и районные налоговые инспекции, поскольку
именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет
налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность
нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие налоговых
органов с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым
законодательством проверять любые денежные документы у юридических и
физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц
без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за
исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность
исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые помещения; применять меры
принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая
изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в
банках. Налоговые органы также имеют право наложения административных
штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства в
1992 г. были созданы органы налоговой полиции при Государственной налоговой
службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В
соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах
налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями) были образованы названные
органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными органами
и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны[22]. В
соответствии с названным законом, а также Положением о Федеральной службе
налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента
^Российской Федерации от 25 сентября 1999 г.[23] основными задачами
Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:
-выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
- обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их
должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных
обязанностей;
- государственная защита должностных лиц налоговых органов,
федеральных органов налоговой полиции и их близких;
- выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах
и федеральных органах налоговой полиции.
.Федеральные органы налоговой полиции— централизованная система
органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим
органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации. Соответственно в систему этих органов входят: Федеральная служба
налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба
органов налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам
федерального значения, автономной области, автономным округам (управления,
отделы) — территориальные органы; местные органы налоговой полиции
(межрайонные отделы управлений).
Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который
назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства.
Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее
возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие
права:
- проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных
мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и
пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших
указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие
мер по возмещению нанесенного государству ущерба;
- пользование при исполнении служебных обязанностей правами,
предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и
агентам валютного контроля;
- в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции
выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений
руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других
организаций независимо от организационно - правовых форм и форм
собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями
устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты
налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной
документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в
соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления
бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,
контролировать выполнение этих требований;
- наложение административного ареста на имущество юридических и
физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном
порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате
налогов, сборов и других обязательных платежей
для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;
- осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих
оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, когда получение иными способами
необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно;
- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых
сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в
соответствующий бюджет и иные полномочия.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном
страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по
надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].
Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О
страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об
организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,
методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В
случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их
ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными
полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в
стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными
организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк
России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или
недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида
нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в
размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;
выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких
нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок
до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация
банка.
На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации.
К другим государственным финансовым организациям относятся
государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система
органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и
использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих
соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],
Фонд обязательного медицинского страхования[29].
Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и
ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и
специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства
или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,
осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений
непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД
России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-
ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-
ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].
Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД
краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и
подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-
ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в
два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|