рефераты скачать

МЕНЮ


Договор финансовой аренды

стороны заключают новый договор.

В случае если в договоре лизинга был предусмотрен выкуп имущества, то

после уплаты последних лизинговых платежей, стороны заключают договор купли-

продажи лизингового имущества, цена которого определена в лизинговом

договоре. Право на выкуп имущества лизингополучатель имеет независимо от

того, имеется ли данный пункт в договоре или нет (финансовый лизинг). Он

может выйти с этим предложением к лизингодателю до окончания договора,

согласовать с ним цену, заключить договор купли-продажи, оплатить его и

стать собственником имущества.

2. Практика применения финансовой аренды в России.

Рынок лизинговых услуг в России имеет большой потенциал, реализация

этого потенциала позволит стране использовать внутренние ресурсы.

Лизинговые компании имеют благодатную почву для собственного развития,

опираясь на огромный спрос на новые технологии и оборудование внутри

страны, а также на большой опыт развитых стран. В нашей стране из тех

организационных форм лизинга, которые приняты за рубежом, получили

наибольшее развитие финансовые лизинговые компании и коммерческие банки,

занимающиеся лизинговыми операциями. Эта сфера деятельности не осталась без

внимания большинства крупнейших банков.

Многие российские банки, участвуя в процессе приватизации, приобретали

акции предприятий, ориентируясь на отраслевую принадлежность либо на

дешевизну акций без какого-либо отраслевого признака. Это была попытка

овладеть как можно большим объемом имущества. Развитие рынка показало, что

если эти предприятия не развивать, то они становятся балластом для Банка.

Банки, осознавая перспективу, стали реализовывать на вторичном рынке акции

тех предприятий, которые не подходили им по отраслевому признаку,

концентрируя усилия на развитие оставшихся. В настоящее время лизинговые

компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком, Мосбизнесбанком, банком

“Санкт-Петербург” и другими. 1 Так компания “Лизингбизнес”, основным

учредителем которой является Мосбизнесбанк, начала действовать ещё в мае

1992 года. Как сообщил “ъ” вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко,

“Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги,

ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другие

лизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдаёт предпочтение

сделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранное

клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или

физического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность.

а) в отличии от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути

создания собственной компании. В 1992 году приступило к работе российско-

германское ТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой

стороны выступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh и выполняющей по

сути роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется на

международных лизинговых операциях и финансовом лизинге с полной выплатой,

уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговой

операции составляет ( 100-300 тыс. Компания работает преимущественно с

предприятиями, продовольствием, строительством жилья;

б) Интеррослизинг создан в ноябре 1994 года “Объдиненным Экспортно-

Импортным Банком” (ОНЭКСИМ БАНК) акционерным коммерческим банком

“Международная финансовая компания”. Идея создания компании заключается в

возможности использования перспективных форм финансовых операций, к которым

относится лизинг, чтобы в полной мере удовлетворить инвестиционные

потребности предприятий. Приоритеты в деятельности компании - сделки с

крупными предприятиями отобранными по отраслевому признаку: нефтехимия и

нефтегазодобыча, металургические и горно-обогатительные комбинаты,

энергетика, система МТС, связь, транспорт, порты и лесная промышленность. В

последнее время компания стала обращать внимание среднему бизнесу с объёмом

инвестиций до 0,5 млн. долларов США.

в) АО “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители

- Промышленно - строительный банк (Петербург), Балтийское морское

пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные

приборы”. Около 85% объема лизинговых операций приходится на лизинг

промышленного оборудования для мелкого и среднего бизнеса - мини пекарен,

деревообрабатывающего оборудования, мини заводов производства

продовольствия.

Для своей деятельности лизинговые компании, созданные крупнейшими

банками, привлекают финансовые ресурсы не только банков - учредителей, но и

западных инвесторов. Кроме того, поставщики импортного оборудования,

учитывая то обстоятельство, что лизинговые компании являются частью мощной

финансовой группы, предоставляют ей товарный кредит на весьма льготных

условиях (отсрочка платежей, низкие кредитные ставки), которые в свою

очередь переносятся на лизингополучателя путем уменьшения стоимости

лизинга. Помимо дочерних компаний коммерческих банков все существующие в

настоящее время на российском рынке лизинговые компании включают также:

- муниципальные лизинговые компании, создаваемые при участии

республиканских или местных органов управления на базе их бюджетов или

каких - либо фондов поддержки.

- независимые лизинговые компании, не имеющие, однако, значительной

финансовой поддержки. Их учредителями, как правило, являются средние и

мелкие компании и отдельные физические лица.

- кэптивные (от английского “captive” - “пленный”, “заключенный”)

компании, как правило на 100% принадлежащие одному учредителю. Основной

целью их деятельности является осуществление определенных операций,

необходимых для наиболее эффективной работы материнской компании. Как

правило, это дочерние компании крупных промышленных холдингов и финансово -

промышленных групп (например, “Алмазы России - Саха”, ОАО “Лукойл” и др.),

основной целью работы которых является удовлетворение потребностей в

лизинговом финансировании компаний, входящих в холдинг; для этих последних,

лизинг - выгодный инструмент налогового планирования. Отраслями, наиболее

привлекательными для применения финансового лизинга в России, справедливо

считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение,

транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а также малое

предпринимательство.

Как видно из краткой характеристики деятельности лизинговых компаний,

их деятельность в последнее время все больше переориентируются на работу по

проведению лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства. В

настоящее время объектами финансовой аренды для малых предприятий являются

различные виды мини заводов - по переработке мяса, молока, изготовление

пива, растительного масла, хлебобулочных изделий, пекарни, типографии,

фотомастерские, транспортные средства и т. д. 1 Финансовая аренда

обеспечивает получение оборудования без полной его оплаты, позволяет

организовать новое производство без привлечения крупных финансовых

ресурсов. Лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его

финансирование почти одновременно. Лизинговое имущество рассматривается как

обеспечение по сделке. В ряде лизинговых компаний (например, “Национальный

лизинговый центр”, “Красные ворота”, “Росагроснаб” предусматривается

возможность заключения с лизингополучателем договора на приобретение

продукции, изготовленной на сданном в лизинг оборудовании, или с учетом

расчетов по лизингому договору в натуральной форме. Эта компенсационная

форма лизинга будет полезна для малых предприятий, испытывающих затруднение

в сбыте продукции.

Одной из наиболее крупных лизинговых компаний, деятельность которых

нацелена на работу с малыми предприятиями является ЗАО “Московская

лизинговая компания”, созданная 8 ноября 1993 г. Московским фондом

поддержки малого предпринимательства. Анализ четырехлетней деятельности

МЛК, по запросам, а их поступило свыше двух тысяч, позволил определить

шесть основных групп оборудования, наиболее часто запрашиваемых в лизинг. В

50% случае клиентов интересовало: пищевое оборудование, упаковочное

технологическое оборудование, деревообрабатывающее оборудование,

оборудование для предприятий торговли и общественного питания,

полиграфическое оборудование, автотранспортные средств. В течении 1994 -

1998 гг. были подготовлены и реализованы более 100 проектов на общую сумму

свыше 300 млрд. рублей, создано тысяча новых рабочих мест. Опыт привлечения

муниципальных ресурсов для развития лизинга стал распространяться и в

других регионах - Нижнем Новгороде, Рязани, Туле, Смоленске, Ижевске.

Например, в качестве лизингодателя выступает государственное учреждение -

Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Первый

лизинговый договор заключен на поставку КамАЗа и двух автобусов. Затем в

течении 10 месяцев был проведен ряд конкурсов, по результатам которых

заключили 223 договора на 228 автомобилей “Газель” со сроком лизинга на два

года. 2

Большие перспективы имеет лизинг для малого предпринимательства и в

агропромышленном комплексе. В настоящее время организации, обеспечивающие

поставки сельскохозяйственного оборудования и техники в агропромышленный

комплекс активно использую лизинг. Регулирование этой деятельности

осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня

1994 г. №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса

машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)” и от

29 октября 1997 г. №1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в

агропромышленном комплексе РФ”, утвердившем порядок обеспечения

агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретении

племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

В агропромышленном комплексе уже действует несколько

специализированных лизинговых компаний, которые сами через свои

подразделения взаимодействуют с субъектами малого предпринимательства.

Наиболее крупными из них являются “Росагроснаб” и “СБС - лизинг”. В

портфеле заказов этих компаний накопилось заявок более чем на 2 млрд.

долларов. Росагроснаб является основным структурным подразделением,

выполняющим ряд государственных функций по поставке сельскохозяйственной

техники. Компания установила лизинговые отношения более чем с 60 тысячами

лизингополучателей и с 3 тысячами производителей и поставщиков оборудования

зарубежных фирм и банков. В системе “Росагроснаба” более 100 лизинговых

компаний, выполняющих функции дилерских центров во всех регионах России.

Срок погашения лизинговых платежей от 3 до 5 лет, контрактные цены на

оборудование предусматриваются как фиксированные. Индексация стоимости

машин и оборудования для расчета лизинговых платежей не производится в

течении всего срока действия лизингового договора. В течении 1994 - 1997

гг. по сделкам международного лизинга “Росагроснаб” потребителям было

доставлено техники на сумму более 60 млн. долларов. Эта техника

поставлялась из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Дании.

Вместе с тем для удовлетворения потребности села только в перерабатывающем

оборудовании в год необходимо более 80 млн. долларов.

Среди объектов финансовой аренды особое место занимают транспортные

средства и авиатехника.

Транспортный лизинг в нашей стране начинался еще в 50-ые годы. В это

время практиковался прокат автомобилей, близкий по смыслу к оперативному

лизингу. Однако этот период был очень скоротечным. В 70-ые годы

внешнеэкономические объединения “Автоэкспорт” и “Совтрансавто” применяли

преимущественно по инициативе западных фирм разовые сделки по аренде

транспортного оборудования. В начале 90-х годов компания “Промстройлизинг”

(дочерняя структура “Промстройбанка”) сдавала на полгода в лизинг КамАЗы,

но вскоре от этой практики отказалась в ввиду чрезвычайно высокой стоимости

кредитных ресурсов.1 По оценке руководителя петербургской компании

“Балтлиз” их опыт по сдаче в лизинг автомобилей - иномарок не был успешным.

Некоторые машины попали в руки недобросовестных клиентов, вследствие чего

компания имела значительные финансовые проблемы. В то же время, хорошо

налажен лизинг транспортных средств в инвестиционном коммерческом банке

«Восток-Запад». В качестве лизингополучателей выступают автотранспортные

предприятия, выполняющие международные перевозки, которым в долгосрочный

финансовый лизинг предоставлено более 100 грузовых тягачей и полуприцепов

ведущих европейских производителей автомобильной техники - “Вольво”,

“Мерседес - Бенц”, “Скания”, “Доф” и др. Сотрудничество с крупнейшими

фирмами - производителями грузовой и автотранспортной техники позволило

применить схему совместного финансирования проекта и предложить своим

клиентам условия (сроки и процентные ставки) на уровне зарубежных

стандартов. Лизинговые операции с годовым объемом в 10 млн. DM банк “Восток

- Запад” осуществляет совместно с Московским народным банком (Лондон).

Московская лизинговая компания (МЛК) при законодательной и финансовой

поддержке правительства Москвы приступила к проекту поставки небольших

грузовиков ЗИЛ - 5301 “Бычок” на условиях лизинга на срок до 2 лет. В

стоимость лизинга входит страхование автомобиля от всех рисков, установка

противоугонной системы, издержки по регистрации автомашины в ГАИ. В

течении срока договора финансовой аренды стоимость автомобиля отражается на

балансе лизингодателя - МЛК, а после окончания договора и проведения

соответствующих лизинговых платежей, он переходит в собственность

лизингополучателя. Общая стоимость этой программы лизинга составляет около

4 млн. долларов США.

Некоторые компании начали реализацию легковых автомобилей на условиях

рассрочки платежа, определенных в договоре между партнерами. Финансовый

механизм рассрочки платежа похож на лизинг, он близок к нему по сути, но

все же несколько отличается от финансового лизинга. Так по договору

лизинга лизингодатель является собственником имущества, сдаваемого в лизинг

и обязуется предоставить лизингополучателю это имущество за оплату во

временное владение и пользование. При продаже в рассрочку право

собственности на имущество переходит к его пользователю. По сути это

товарный или коммерческий кредит. Конечно же в нашей стране лизинг легковых

автомобилей, микроавтобусов, грузовиков имеет широчайшие возможности.

Сейчас прорабатывается целый ряд проектов развития производства и сборки в

России автомобилей “Опель”, “Фольксваген”, “Дэу”, “Киа”, “Рено” и др.

Расширение транспортного лизинга позволяет создать значительное количество

новых рабочих мест на высокотехнологическом производстве со стабильным

заработком. Мировой опыт показывает, что этот бизнес динамичный, вложения в

него выгодные и быстро окупаемые.

Еще одним объектом договора лизинга, вложения в который выгодны и

быстроокупаемы, является авиатехника. 70% российского авиапарка (около 3

тыс. реактивных самолетов) находятся в настоящее время на пределе

эксплуатационных возможностей. Из - за того, что российская

авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового

поколения, авиакомпании России взяли в лизинг лучшие образцы западной

авиатехники.

Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июня 1992 года вступили в

эксплуатацию 5 взятых в лизинг новых Airbas A310 - 300. 1 В 1997 году

“Аэрофлот” взял а лизинг 10 самолетов Боинг 737 - 400, оцененных в 350 млн.

долларов. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду,

хотя, и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии. Сегодня в

“Трансаэро” 10 Боингов 737-й и 10 самолетов Боинг 767-й модели. Пока

авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик. Однако, это только

начало. О приобретении “Боингов” уже думают в самых отдаленных регионах

России - например, “Аэробайкал” уже эксплуатируют первый Боинг 757. За

последние два года российские авиакомпании стали брать в лизинг и продукцию

отечественного самолетостроения. Так “Аэрофлот” арендовал 17 самолетов ИЛ -

96М и 3 самолета ИЛ - 96Т, авиакомпания “Трансаэро” взяла в лизинг 10

самолетов ИЛ - 96М, “Росавиаконсорциум” - 20 самолетов ТУ - 204, Восточные

авиалинии - 3 самолета АН - 38. 2

О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания ”Волга

- Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых Боинг 747. Эксплуатация же

выдающихся по своим характеристикам АН - 124 “Руслан” из-за нестандартного

способа разгрузки очень затруднена в зарубежных аэропортах, расчитаных на

систему “бортовой люк - грузовой терминал”.

Вместе с тем с помощью лизинговых сделок авиакомпании России получили

выход на зарубежный рынок. Действительно, в Иране уже используется ряд

самолетов ТУ - 154М. Их успешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой

компании “Эй - Эл - Эс”, занимающейся поставкой российских самолетов

иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарским

авиазаводом на поставку “Туполевых”, самолетов ЯК - 42Д, а также новых

перспективных российских машин. 1

3. Перспективы развития финансовой аренды в России.

Создание специального лизингового законодательства определило

перспективы развития лизинга в России. В зависимости от уже выбранного

профиля лизинговая компания имеет свой путь развития.

Развитие крупного лизинга.

Спрос на оборудование, отвечающее последним достижениям науки, в

России достаточно высок и требует удовлетворения. Лизинговые компании,

использующие удобный и выгодный способ обеспечения производства, имеющие

налоговые и таможенные льготы в своем портфеле, могут оказать существенное

влияние на подъем экономики.

Крупные лизинговые сделки популярны во многих странах. Причинами

интереса клиентов к ним являются их благоприятный налоговый и учетный режим

и большая изобретательность лизинговых компаний в деле структурирования

сделок, редко достижимая отличными от лизинга финансовыми инструментами.

Создание мощной специализированной лизинговой компании в системе

российского самолетостроения позволило бы вывести отрасль из кризиса. То же

касается тракторных и автомобильных заводов, имеющих трудности со сбытом.

Так же эти отрасли являются ключевыми в российской экономике, то проектов

реализация лизинга их продукции позволило бы задействовать большое

количество предприятий, связанных с производством комплектующих или

сопутствующих материалов.

Развитие международного лизинга.

В последние годы в структуре закупок, за границей преобладали

продовольствие и товары народного потребления, а ввоз машиностроительной

продукции и технологий ограничиваясь бытовой техникой, либо – в лучшем

случае, оборудованием для торговли. Импорт оборудования для производства

является невыгодным. Для того чтобы спрос населения переключился с

потребления импортного товара на отечественную продукцию, необходимо иметь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.