рефераты скачать

МЕНЮ


Деньги и их функции

– субсидии;

– субвенции;

– регулирующие доходные источники.

СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые

поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим

бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными

звеньями федеральной системы).

Субсидии бывают:

а). целевыми (определяется цель);

б). универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова

“срок”) характер.

СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые

выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники.

Доходы делятся на:

1). закрепленные (заранее закреплены);

2) регулирующие (прийдут позже).

Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично

передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется

в местные органы власти).

Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления

нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными

налоговыми законодательствами и кодексами.

БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ.

Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем

поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом

достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность

– общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и

территорий на соответствующих уровнях власти.

Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей

сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II

этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью

трансфертов.

Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где

доход на одного человека ниже среднего по РФ.

Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.

[pic], где

Т – сумма трансферта по региону.

СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.

ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону.

НР – численность населения региона.

К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:

[pic]

Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из

вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого

выравнивания неоднозначны:

а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан,

Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество

нуждающихся возрастает);

б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов

(финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);

в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.

ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:

проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых

полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов

проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов.

проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике.

Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение

Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не

проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие

расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание

транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах,

доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы

территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству

за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор.

Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ,

дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание

объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых

регионах. Этот процесс носит хаотический характер.

Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с

высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры

отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин,

для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года

подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а

в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В

1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.

В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что

свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и

зависимости местных органов от вышестоящих.

Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных

критериев предоставления финансовой помощи территориям.

По данным исследования:

– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими

показателями выпуска продукции на душу населения;

– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;

– дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью

и количеством населения.

Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и

антивыравнивающая тенденция.

Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном

утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими.

Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких

нормативов. Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что

составляет основу для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права

местных органов власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных

групп:

1) налоги, которые играют основную роль(

а). прямые:

– поимущественный;

– поземельный;

– промысловый;

б). косвенные:

– налог на покупки;

– акцизы на товары массового потребления);

2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных

процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.

3) прочие местные налоги:

– налоги на владельцев автотранспорта;

– лицензирование деятельности.

Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в

Бельгии – 100.

Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах

власти:

– сдача в аренду и продажа земли;

– сдача в аренду лесных массивов;

– прочие поступления.

На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных

бюджетах.

Формула выравнивания:

[pic]

Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые

несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые.

инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).

Доходы – производная от налоговой базы.

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ.

В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не

реализованы за предыдущих 4 года.

Существуют следующие системы межбюджетных отношений:

1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный

бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в

бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются

стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных

налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:

а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории

РФ;

б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий

бюджет;

в). 22 % налога на прибыль;

г). 90 % подоходного налога с физических лиц.

2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (формируется в размере

15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая

экспортные пошлины)

3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов

(осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с

учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет

сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на

соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым

сокращаются встречные потоки).

4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета

не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая

выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными

платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов.

2 вида нуждающихся территорий:

а). регионы, которые нуждаются в поддержке;

б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке.

Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн.

руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты

субъектов Федерации по 2-ум каналам:

1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование

федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение

заключается в выравнивании социально - экономического развития).

2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей

финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы.

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.

I. НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных

средств, который произошел из-за:

– установления либерального ценообразования;

– прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов;

– отмены платежных и расчетных кредитов;

– либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей;

– неэффективности производства.

В 1992 году Геращенко предложил провести:

а). взаимозачеты (из-за нехватки денег);

б). увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции);

в). ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям

(эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование

осуществив 5 - 6 ступеней оборота);

г). выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с

сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя

Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000

предприятий);

д). с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит.

Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии

дополнительных платежных средств.

II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам:

1). нет денег;

2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах;

3). наличие нескольких расчетных счетов;

4). бюджеты не добирают средств.

Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В

результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали

получать зарплату после рабочих.

Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте –

фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую)

– это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать

приоритеты, чтобы этих дыр не было.

III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью

налогового кодекса. Но его необходимо

во - первых, упростить;

во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное

“налоготворчество”;

в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог.

IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо

для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь

есть определенные идеи. Одна из них: стране необходим мощный центр, который

должен взять на себя главные направления жизнедеятельности государства:

энергетика, транспорт, оборона, использование стратегических ресурсов. Со

всем остальным должны справляться местные власти.

Бюджеты должны быть построены на принципе бюджетного федерализма, т.е. в

соответствии с Федеральным устройством и теоретически должен быть не

одноканальной, а трехканальной системой отчислений дохода.

ТЕМА 10

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по

составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность

регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного

устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы

республик. Для составления необходимо 18 месяцев.

Сроки действия бюджетов:

Россия: 1 января – 31 декабря

США: 1 октября – 30 сентября

Англия: 1 апреля – 31 марта

Пакистан: 21 марта – 20 марта.

Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента

правительство начинает разработку бюджета.

Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической

сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные

направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры

проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут

проработку и согласование контрольных цифр.

Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и

в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен

выступить в Парламенте.

Разделы послания:

1) основные показатели социально - экономического развития;

2) сводный финансовый план;

3) основные направления бюджетной политики;

4) баланс доходов;

5) проект бюджета;

6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.

После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное

рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на

рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет

Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в

Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект

передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение

определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо

республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации,

далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи

Президента бюджет становится Законом.

Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за”

как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка,

следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где

представлено несколько сторон:

– Минфин (те, кто сочинил);

– Государственная дума (которая проголосовала “за”);

– Совет Федерации (который проголосовал “против”);

– Президент.

После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.

Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие

Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в

Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим

полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).

В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не

исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:

– секвестирование (сокращение расходов);

– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.

После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается

отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически

автоматически).

СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.

I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху

вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти

через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство

уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п.

операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в

Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них

СбС).

II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои

органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация

называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в

70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца

восстановлена.

III система – смешанная

Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного

бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с

утверждением нового бюджета.

ТЕМА 11

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (СПЕЦФОНДЫ)

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в

распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется

финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды

подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня

управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с

экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для

решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном

уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

Основные направления расходования денежных средств следующие:

– уставная деятельность;

– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные

бумаги;

– коммерческая деятельность.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По

своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и

использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для

финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых

на основе оперативной самостоятельности.

Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных

целевых отчислений:

а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;

б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;

в). за счет субсидий из бюджета;

г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;

д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

С помощью внебюджетных фондов можно:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,

кредитования отечественных предприятий;

– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет

специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей

среды;

– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий,

субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая

иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении

государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:

а). освобождения от уплаты налогов;

б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.