Деньги и их функции
– субсидии;
– субвенции;
– регулирующие доходные источники.
СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые
поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим
бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными
звеньями федеральной системы).
Субсидии бывают:
а). целевыми (определяется цель);
б). универсальными (без указаний).
Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова
“срок”) характер.
СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые
выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.
Регулирующие доходные источники.
Доходы делятся на:
1). закрепленные (заранее закреплены);
2) регулирующие (прийдут позже).
Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично
передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется
в местные органы власти).
Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления
нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными
налоговыми законодательствами и кодексами.
БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ.
Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем
поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом
достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность
– общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и
территорий на соответствующих уровнях власти.
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей
сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II
этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью
трансфертов.
Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где
доход на одного человека ниже среднего по РФ.
Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.
[pic], где
Т – сумма трансферта по региону.
СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.
ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону.
НР – численность населения региона.
К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:
[pic]
Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из
вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого
выравнивания неоднозначны:
а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан,
Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество
нуждающихся возрастает);
б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов
(финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);
в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.
ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:
проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых
полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов
проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов.
проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике.
Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение
Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не
проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие
расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание
транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах,
доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы
территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству
за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор.
Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ,
дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание
объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых
регионах. Этот процесс носит хаотический характер.
Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с
высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры
отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин,
для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года
подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а
в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В
1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.
В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что
свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и
зависимости местных органов от вышестоящих.
Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных
критериев предоставления финансовой помощи территориям.
По данным исследования:
– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими
показателями выпуска продукции на душу населения;
– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;
– дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью
и количеством населения.
Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и
антивыравнивающая тенденция.
Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном
утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими.
Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких
нормативов. Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что
составляет основу для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права
местных органов власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных
групп:
1) налоги, которые играют основную роль(
а). прямые:
– поимущественный;
– поземельный;
– промысловый;
б). косвенные:
– налог на покупки;
– акцизы на товары массового потребления);
2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных
процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.
3) прочие местные налоги:
– налоги на владельцев автотранспорта;
– лицензирование деятельности.
Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в
Бельгии – 100.
Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах
власти:
– сдача в аренду и продажа земли;
– сдача в аренду лесных массивов;
– прочие поступления.
На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных
бюджетах.
Формула выравнивания:
[pic]
Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые
несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые.
инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).
Доходы – производная от налоговой базы.
МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ.
В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не
реализованы за предыдущих 4 года.
Существуют следующие системы межбюджетных отношений:
1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в
бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются
стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных
налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:
а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории
РФ;
б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий
бюджет;
в). 22 % налога на прибыль;
г). 90 % подоходного налога с физических лиц.
2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (формируется в размере
15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая
экспортные пошлины)
3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов
(осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с
учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет
сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на
соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым
сокращаются встречные потоки).
4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета
не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая
выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными
платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов.
2 вида нуждающихся территорий:
а). регионы, которые нуждаются в поддержке;
б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке.
Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн.
руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты
субъектов Федерации по 2-ум каналам:
1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование
федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение
заключается в выравнивании социально - экономического развития).
2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей
финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы.
ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.
I. НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных
средств, который произошел из-за:
– установления либерального ценообразования;
– прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов;
– отмены платежных и расчетных кредитов;
– либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей;
– неэффективности производства.
В 1992 году Геращенко предложил провести:
а). взаимозачеты (из-за нехватки денег);
б). увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции);
в). ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям
(эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование
осуществив 5 - 6 ступеней оборота);
г). выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с
сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя
Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000
предприятий);
д). с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит.
Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии
дополнительных платежных средств.
II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам:
1). нет денег;
2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах;
3). наличие нескольких расчетных счетов;
4). бюджеты не добирают средств.
Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В
результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали
получать зарплату после рабочих.
Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте –
фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую)
– это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать
приоритеты, чтобы этих дыр не было.
III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью
налогового кодекса. Но его необходимо
во - первых, упростить;
во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное
“налоготворчество”;
в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог.
IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо
для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь
есть определенные идеи. Одна из них: стране необходим мощный центр, который
должен взять на себя главные направления жизнедеятельности государства:
энергетика, транспорт, оборона, использование стратегических ресурсов. Со
всем остальным должны справляться местные власти.
Бюджеты должны быть построены на принципе бюджетного федерализма, т.е. в
соответствии с Федеральным устройством и теоретически должен быть не
одноканальной, а трехканальной системой отчислений дохода.
ТЕМА 10
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.
Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по
составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность
регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного
устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы
республик. Для составления необходимо 18 месяцев.
Сроки действия бюджетов:
Россия: 1 января – 31 декабря
США: 1 октября – 30 сентября
Англия: 1 апреля – 31 марта
Пакистан: 21 марта – 20 марта.
Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента
правительство начинает разработку бюджета.
Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической
сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные
направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры
проекта бюджета (3 месяца).
Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут
проработку и согласование контрольных цифр.
Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и
в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен
выступить в Парламенте.
Разделы послания:
1) основные показатели социально - экономического развития;
2) сводный финансовый план;
3) основные направления бюджетной политики;
4) баланс доходов;
5) проект бюджета;
6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.
После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное
рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на
рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет
Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в
Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект
передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение
определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо
республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации,
далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи
Президента бюджет становится Законом.
Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за”
как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка,
следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где
представлено несколько сторон:
– Минфин (те, кто сочинил);
– Государственная дума (которая проголосовала “за”);
– Совет Федерации (который проголосовал “против”);
– Президент.
После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.
Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие
Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в
Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим
полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).
В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не
исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:
– секвестирование (сокращение расходов);
– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.
После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается
отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически
автоматически).
СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.
I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху
вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти
через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство
уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п.
операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в
Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них
СбС).
II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои
органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация
называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в
70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца
восстановлена.
III система – смешанная
Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного
бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с
утверждением нового бюджета.
ТЕМА 11
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (СПЕЦФОНДЫ)
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в
распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Порядок образования и использования этих фондов регламентируется
финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня
управления – на государственные и региональные.
Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с
экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для
решения общественных вопросов.
Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном
уровне; региональные фонды – на региональном уровне.
Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.
Основные направления расходования денежных средств следующие:
– уставная деятельность;
– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные
бумаги;
– коммерческая деятельность.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По
своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и
использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых
на основе оперативной самостоятельности.
Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных
целевых отчислений:
а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;
б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;
в). за счет субсидий из бюджета;
г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;
д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
С помощью внебюджетных фондов можно:
– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий;
– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет
специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей
среды;
– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий,
субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая
иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении
государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.
Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:
а). освобождения от уплаты налогов;
б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|