рефераты скачать

МЕНЮ


Деньги и их функции

|финансы |Федерации |

|включают в |состоят из: |

|себя: | |

|1. |1. Бюджет. |

|Федеральный | |

|бюджет. | |

|2. |2. |

|Внебюджетные|Внебюджетные|

|фонды. |фонды. |

|3. |3. |

|Государствен|Финансовые |

|ный кредит. |мероприятия.|

|4. Финансы |4. Ценные |

|государствен|бумаги (пока|

|ных |под |

|предприятий.|вопросом) |

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Осуществляется следующими методами:

|ДЕНЕЖНО - |БЮДЖЕТНЫМИ |

|КРЕДИТНЫМИ | |

|1) |1) налоги; |

|регулировани| |

|е учетной | |

|ставки; | |

|2) операции |2) |

|государства |амортизацион|

|на рынке |ная |

|ценных бумаг|политика; |

|(как | |

|эмиссия, | |

|торговля ГКО| |

|и пр.); | |

|3) |3) |

|установление|государствен|

|изменения |ные |

|минимальных |инвестиции. |

|резервов. | |

Государственные доходы

Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с

формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и

государственных предприятий. Они делятся на:

– централизованные (Федеральные финансы);

– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).

Государственные доходы делятся на:

а). внутренние;

б). внешние.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и

поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая

формируется различными методами, составляет систему государственных

доходов.

1 место — налоги, которые являются главным инструментом перераспределения

доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают

центральное место в системе государственных доходов. Налоги –

принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для

выполнения функций последнего.

Признаки налогов:

Ё принудительный характер;

Ё безвозмездный характер;

Ё безэквивалентность.

2 место — государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это

выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на

внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ

(недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица).

3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а

добровольное)

4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков

2 рода эмиссии:

1) нормальная [pic];

2) злостная [pic] (где Т - товар, М - количество денег, [pic]М – прирост

денежной массы).

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.

I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства

из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет,

прогнозов на заранее обусловленные цели.

II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере

выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям,

показателям с учетом отпущенных ранее средств.

III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований:

ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных

размерах и после использования собственных средств.

IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств.

V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств.

VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием

выданных средств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием

доходов государства в связи с осуществлением своих функций:

– охранная (внутри)

– оборонная

– внешнеэкономические отношения

– социальная

– управленческая

Государство может выполнять свои функции через систему органов управления

или через предприятия, принадлежащие государству.

Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли.

Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких

отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать

его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о

ликвидации).

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные

части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,

организаций и учреждений материального производства и непроизводственной

сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,

каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и

количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить

экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных

расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют

разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов:

природой и функциями государства, уровнем социально - экономического

развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,

формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных

факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему

расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню

управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным

признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям

производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы

бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,

социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных

расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас

относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в

распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина -

направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию

экономической функции государства; около трети - на социально-культурные

мероприятия.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет

общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям

народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,

капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в

непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на

народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение

государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет

выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их,

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного

производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение

выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством.

Одновременно с экономической классификацией расходов государственного

бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой

лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням

управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на

конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное

использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем

государственного управления расходы государственного бюджета России

подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта

взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а

также в их влиянии друг на друга.

Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов

власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из

которых имеет свой бюджет.

Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный

доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.

К компетенции местных органов власти относятся:

а). образование;

б). обеспечение внутренней безопасности;

в). здравоохранение;

г). социальное обеспечение.

Структура доходов местных органов власти:

во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль

направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);

во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный

налог);

в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон

скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству”

скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).

в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на

дотациях).

Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы

покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской

губернии).

Классификация налогов:

1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических

лиц). Бывают:

а). реальные;

б). личные. К ним относятся:

– подоходный налог с населения;

– налог на прибыль юридических лиц;

– налог на прирост капитала;

– налог на доходы от денежных капиталов;

– налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3

групп:

а). акцизы (надбавка к цене);

б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство

для пополнения казны);

в). таможенные пошлины. Бывают:

– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);

– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для

государства или производителя внутри страны);

– транзитные.

3). Отчисления в фонды социального страхования:

а). пенсионный фонд;

б). фонд социального страхования;

в). фонд занятости;

г). фонд медицинского страхования.

Элементы налога.

Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить

данный налог.

Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.

Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник

может совпадать с объектом).

Единица налогообложения – единица измерения объекта.

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:

– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);

– долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть

от прибыли) + %.

Ставки бывают:

а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения

независимо от его величины);

б). прогрессивные (объекты группируются).

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.

Системы расчета уплаты налогов.

I. Шедулярная система.

|1). |13 |12|1, 57|

|Зарплата |млн.|% |млн. |

|2). Доходы |100 |20|20 |

|от ценных |тыс.|% |тыс. |

|бумаг | | | |

|3). Доходы |1 |0 |0 |

|от с/х |млн.|% | |

|участка | | | |

|4). |200 |0 |0 |

|Банковский |тыс.|% | |

|депозит | | | |

Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов.

II. Глобальная система.

|1). Зарплата|12 млн. |

|2). Доходы |100 тыс. |

|от ценных | |

|бумаг | |

|3). Доходы |1 млн. |

|от с/х | |

|участка | |

|4). |200 тыс. |

|Банковский | |

|депозит | |

В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную

ставку 12 %, равной сумме налога.

3 вида налогов:

1. Федеральные;

2. Республиканские;

3. Местные.

Всего существует более 60 видов налогов.

Федеральные налоги:

– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями;

– НДС;

– спецналог (отменен).

К федеральным также относятся:

– налог на внешнеэкономическую деятельность;

– акцизы

Республиканские налоги:

– подоходный налог;

– налог на пользователей автотранспорта;

– транспортный налог;

– лесной сбор.

Местные налоги (самая многочисленная группа):

– сбор за парковку автотранспорта;

– сбор на содержание милиции и т.п.

Фонды:

а). пенсионный фонд;

б). фонд социального страхования;

в). фонд занятости;

г). фонд медицинского страхования.

Налоговое бремя:

|на |на |

|макроуровне |микроуровне |

|оно |определяется|

|определяется|как сумма |

|как доля |всех |

|налогов в |налогов, |

|ВНП |который |

| |платит |

| |отдельное |

| |предприятие |

| |к его |

| |прибыли |

Федеральные налоги:

[pic] Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли.

Максимальный размер налогового бремени.

Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых

поступлений.

В условиях административно - командной системы поступления налогов

[pic]

|В условиях |В условиях |

|администрати|рыночной |

|вно- |экономики |

|командной |50 % – |

|системы |предел |

|поступления |налогообложе|

|налогов – |ния |

|100 % |налог на |

| |прибыль–35% |

| |= 22 % + 13 |

| |% |

| |22 % – в |

| |местный |

| |бюджет; |

| |13 % – в |

| |федеральный |

| |бюджет |

|[pic] |[pic] |

Основные виды федеральных налогов (по значимости):

1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход).

2. НДС

W = C + V + M

V + M – добавленная стоимость.

3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз

4. Таможенные пошлины.

Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.

Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными

учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.

Пошлины взымаются следующими органами:

а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.).

б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями).

в). Нотариальными конторами.

г). Милицией (прописка и т.д.).

д). Загсом (регистрация брака).

е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и

т.п.).

ж). Мерией (за различные справки).

з). Другие.

В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на

использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов

все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов,

которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать

производство.

ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства,

представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой

форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций

органов государственной власти.

Расходы государственного бюджета:

1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых

следующие:

– дотации на продтовары;

– дотации на уголь;

– дотации на продукцию животноводства;

– дотации ЖКХ;

– дотации метрополитену;

– дотации на конверсию ВПК и т.п.

2. Расходы по внешнеэкономической деятельности:

– предоставление кредитов другим государствам;

– выплата процентов за взятые кредиты;

– оказание безвозмездной помощи другим государствам;

– уплата взносов в международные органы;

– покупка валютных резервов и т.п.

203. Народное образование, национальная подготовка кадров:

– детские дошкольные учреждения;

– спецшколы (для умственно отсталых);

– школы - интернаты;

– ПТУ;

– вечерние школы;

– военные училища и т.п.

204. Культура, искусство, средства массовой информации:

– библиотеки;

– музеи и выставки;

– дворцы, дома культуры, клубы;

– творческие союзы;

– телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п.

205. Наука:

– высшая школа;

– НИОКР;

– содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского

состава;

– содержание архивных учреждений и т.п.

206. Здравоохранение:

– больницы;

– поликлиники, амбулатории;

– медпункты, станции скорой помощи и переливания крови;

– дома ребенка и т.п.

207. Социальное обеспечение:

– средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения;

– обучение и трудоустройство инвалидов;

– врачебно - трудовые экспертные комиссии;

– доплаты и надбавки к пенсиям и т.п.

208. Расходы на оборону:

– на содержание армии и флота;

– закупка вооружения и военной техники;

– расходы на военный НИОКР;

– пенсии и пособия военнослужащим и т.п.

209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры:

– органов безопасности;

– народных судов;

– пограничные войска и т.п.

210. Расходы по содержанию органов государственной власти:

– Парламент, Дума, Совет Федерации;

– Контрольная бюджетная палата и т.п.

214. Расходы по содержанию государственного управления:

– все министерства

216. Резервные фонды:

– Федерального собрания;

– Президента РФ;

– субъектов Федерации и т.п.

230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного

хозяйства.

231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской

области.

Также указываются:

а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд

драгоценных металлов;

б). расчеты государства с коммерческими организациями:

– Центробанком;

– Коммерческими банками;

– Страховыми организациями.

160. Бюджетные ссуды.

238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их

проведение.

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн.

руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга.

255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения

цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.