рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

          Согласно приказу Министерства Финансов Российской Федерации № 1н от 6 января 1998 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» государственный внешний долг Российской Федерации с 1 января 1998 года классифицируется по единственному признаку – типу кредитора. В соответствии с этим приказом Министерство Финансов  выделяет долги по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций.

Государственный долг, как внешний, так и внутренний, возникает вследствие займов. В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:

1.   По эмитентам – займы, размещаемые федеральными и территориальными органами управления.

2.   В зависимости от места размещения – внешние и внутренние займы.

3.   В зависимости от обращения на рынке – рыночные и не рыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются, а нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке.

4.   В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком до одного года), среднесрочные (со сроком погашения от одного до пяти лет) и долгосрочные ( от пяти лет и выше).

5.   В зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные займы. Закладные обеспечиваются конкретным залогом, а беззакладные обеспечиваются всем имуществом государства.

6.   По выплачиваемому доходу – выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7.   В зависимости от метода определения дохода – займы с твердым и плавающим доходом.

8.   В зависимости от соблюдения срока погашения займа – с правом и без права досрочного погашения.

1.3       Управление государственным долгом

Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.

Одновременно с этим государственный долг выступает как объект управления.

Управление государственным долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

          В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности  по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

Государство с помощью управления государственным долгом решает следующие задачи:

1.   Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.

2.   Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.

3.   Сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.

4.   Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга

5.   Контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов.

6.   Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.

7.   Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

8.    Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.

9.   Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

1.   Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения

2.    Конверсия и консолидация государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили принудительный характер

3.   Унификация займов – объединение нескольких выпущенных займов в одном новом займе

4.   Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении  графика новых выпусков займов исходят из необходимости  увязки сроков их размещения  с датами погашения облигаций предшествующих выпусков

5.   Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов, проведения тиражей по выигрышным и процентным займам

6.    Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации

7.   Отсрочка погашения займов

8.   Аннулирование государственного долга

Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом, так как такие методы ведут к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдалось только в самых тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

      Обычно используются такие  методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долго­вые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управле­ния государственным внешним долгом обычно объединяют в по­нятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих заме­щение внешнего долга другими видами обязательств, менее обре­менительными для экономики и финансов страны-должника.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней за­долженности товарными поставками, но другие приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клубов разработка программ конверсии внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективными могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизируе­мых предприятий, выкуп долгов правительством на рублевые сред­ства с последующим направлением их на инвестиции.

От проведения таких операций Россия не только получит об­легчение долгового бремени, но и оживление работы по осущест­влению Программы приватизации, дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

С конца 1998 г. государственный долг функционирует под зна­ком новации по государственным ценным бумагам. Новация — это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обя­зательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

Новация явилась следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России.

Источники погашения внешнего долга

Таблица 1

Варианты Средства платежа Источники
1 Наличные денежные средства Бюджетные доходы, налоговые  и неналоговые. Финансирование, реализация госактивов, запасов имущества, собственности (приватизация), государственные займы внутренние, в том числе кредиты ЦБ, внешние.
2 Государственные ценные бумаги Эмиссия нового государственного долга
3 Корпоративные ценные бумаги Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях
4 Товарные поставки Государственные закупки
5 Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) Платежи российских заемщиков
6 Иные государственные активы Иные государственные права (государственный земельный фонд и др.)

Управление государственным долгом также бывает стратеги­ческим и оперативным. Перспективные вопросы развития госу­дарственного долга находятся в компетенции Федерального Соб­рания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и ре­гиональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Со­брание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принима­ют, а Президент РФ и главы региональных администраций их от­клоняют или подписывают.

В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Феде­ральное Собрание и Президент РФ устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источ­ники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, вклю­чая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предель­ный размер внешних заимствований; предельные размеры госу­дарственных кредитов иностранным государствам и государст­вам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представле­нию Правительства РФ Государственная Дума утверждает про­грамму государственных внешних заимствований и предостав­ляемых Россией государственных кредитов и программу предос­тавления гарантий Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утвер­ждают социально-экономические программы, которые напря­мую могут затрагивать различные аспекты развития государст­венного долга. Например, указом Президента РФ в 1996 г. утвер­ждена Концепция развития рынка пенных бумаг, определяющая перспективные задачи и качественные показатели рынка госу­дарственных долговых обязательств. В 1997 г. Правительство РФ утвердило Программу сокращения дефицита федерального бюд­жета на 1998-2000 годы. Программа была нацелена на ограничение не­гативного влияния бремени обслуживания государственного дол­га на экономический рост и регулирующие возможности государ­ства на финансовом рынке.

Оперативное управление государственным долгом осуществля­ют Правительство РФ и его специальный орган — Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ - эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обраще­ния долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размеще­ние и вторичный рынок государственных ценных бумаг, органи­зуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государствен­ных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуще­ствляют контрольные действия и другие мероприятия по опера­тивному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают за­конодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм заложенных в федеральном законодательстве.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществ­ляет Центральный банк РФ, а внешнего — Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъек­та РФ осуществляется в соответствии с федеральным и регио­нальным законодательством.

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заим­ствований, изменению условий уже выпущенных займов, пога­шению и обслуживанию долга, регулированию рынка государст­венных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контро­лю за их целевым использованием.

Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряю­щего эффективность управления государственным долгом, по­скольку, осуществляя эту деятельность, государство оказывает прямое воздействие на самые разнообразные области обществен­ной жизни. Не существует методик оценки положительного влияния государственного долга на бюджет и денежное обраще­ние страны, инвестиционный процесс и степень доверия населе­ния к финансовой деятельности государства и т.п.

 Отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о масшта­бах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного де­фицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реа­лизации государственных заимствований. Более полное пред­ставление  об эффективности  государственной долговой деятельности говорит отношение суммы превышения поступле­ний над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:

Э = П - Р х 100,

Р

где П — поступления по системе государственного долга;

Р — расходы по системе государственного долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффи­циент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга принято считать значение коэффициента до 25%.


2.Займы международных организаций


2.1 Задолженность РФ

Самая наболевшая проблема России - её государственный долг. Динамика и структура государственного долга РФ характеризуется рядом существенных особенностей. Прежде всего, необходимо указать на стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего государственного долга РФ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100% годовых и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли не самый привлекательный экономический актив. В результате  доля обслуживания государственного долга в расходах федерального бюджета возросла с 12% в 1996 году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение "пирамиды" ГКО стало главной причиной финансово-экономического краха в августе 1998 г.  В мировой практике случаи отказа правительства от  выполнения своих финансовых обязательств нередки, хотя, как правило, дефолт объявляется по внешнему долгу. Между тем, самой большой неожиданностью российского дефолта 1998 года явился отказ от платежей именно по внутреннему долгу.   Нехватка валютных резервов, ведущая к дефолту по внешнему долгу для развивающейся, а в России - стагнирующей, переходной экономики - неприятное, но вполне понятное и объяснимое явление. Понятен и дефолт по внутреннему долгу для страны с ограниченным правом эмиссии собственной валюты. Россия же, по крайней мере, формально, не была лишена права чеканить свою собственную валюту.

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Наконец, следует учитывать, что недостаточно высокий на сегодняшний день рост производства усугубляет проблему обслуживания государственного долга, и уменьшения его бремени.

Заимствования России с 1992 года

Таблица 2

Вид заимствования

Сумма

млрд. долл.

Кредиты, полученные от правительств иностранных государств 14,9
В том числе:
Финансовые 11,26
Связанные 3,64
Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм 5,97
Кредиты, полученные от международных финансовых организаций 22,4
В том числе:
МВФ 15,773
МБРР (финансовые кредиты) 4,282
МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) 2,345
Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте: 27,136
ОВВЗ 11,121
еврооблигации 15,915
Кредиты, полученные от Банка РФ 6,8
Итого 77,106

На данный момент внутренний долг России своим гражданам составляет следующую сумму:

·     задолженности владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);

·     задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);

·     задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей [3]);

Итого он составляет около 221 миллиарда рублей

Внешний долг РФ состоит из:

·     внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 90 млрд. долларов США);

·     вновь возникшей задолженности РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (на данный момент около 33,5 млрд. долл.).

Таким образом, внешний долг России составляет в настоящее время около 123,5 миллиардов долларов. Для сравнения Бразилия в настоящее время имеет 228 миллиардов долларов. Однако внутренний валовой продукт Бразилии составляет 800 миллиардов долларов, России – 400 миллиардов долларов.

Внутренний долг, по своей сути является займом граждан самим себе и поэтому в отличие от внешнего долга с ним гораздо легче справиться.     Существует, по крайней мере, три способа погасить внутренний долг:

1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

3.Создание денег -  государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга  имеет инфляционный эффект.

С 1999 года Россия начала вести разумную политику внутренних заимствований. Сегодня нет запредельной доходности по государственным ценным бумагам, на 2002 год Россия начало погашения старых госбумаг и компенсацию по вкладам.

Погашение госбумаг и компенсация по вкладам на 2002 год.

                                                   Таблица 3

Внутренние заимствования (привлечение/погашение)
Государственные ценные бумаги
7 667 700,00
привлечение средств 91 335 700,00
погашение основной суммы задолженности 83 668 000,00
Иные долговые обязательства 19 189 700,00
привлечение средств
погашение основной суммы задолженности 19 189 700,00
в том числе:
Предварительная компенсация сбережений 12 000 000,00
Погашение государственных долговых товарных обязательств 3 000 000,00
Погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации 3 876 840,00
Прочее погашение 312 860,00

Крупный внешний долг действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам. К сведению, не для кого не секрет что за  годы рыночных преобразований экономика России вступила в глубочайший и затяжной экономический кризис, резко ухудшивший уровень благосостояния граждан и ослабивший ее позиции в мировой экономике и политике:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.