Реферат: Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления
Согласно приказу
Министерства Финансов Российской Федерации № 1н от 6 января 1998 года «О
бюджетной классификации Российской Федерации» государственный внешний долг
Российской Федерации с 1 января 1998 года классифицируется по единственному
признаку – типу кредитора. В соответствии с этим приказом Министерство
Финансов выделяет долги по кредитам, полученным от правительств иностранных
государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых
организаций.
Государственный долг, как внешний, так и внутренний,
возникает вследствие займов. В основе классификации государственных займов
лежит ряд признаков:
1. По эмитентам – займы, размещаемые
федеральными и территориальными органами управления.
2. В зависимости от места размещения –
внешние и внутренние займы.
3. В зависимости от обращения на рынке –
рыночные и не рыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются, а
нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке.
4. В зависимости от срока привлечения
средств – краткосрочные (со сроком до одного года), среднесрочные (со сроком
погашения от одного до пяти лет) и долгосрочные ( от пяти лет и выше).
5. В зависимости от обеспеченности
долговых обязательств – закладные и беззакладные займы. Закладные
обеспечиваются конкретным залогом, а беззакладные обеспечиваются всем
имуществом государства.
6. По выплачиваемому доходу –
выигрышные, процентные, с нулевым купоном.
7. В зависимости от метода определения
дохода – займы с твердым и плавающим доходом.
8. В зависимости от соблюдения срока
погашения займа – с правом и без права досрочного погашения.
1.3
Управление
государственным долгом
Государственный долг
является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления
государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам
власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение,
инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений,
а также на многие другие экономические процессы.
Одновременно с этим
государственный долг выступает как объект управления.
Управление
государственным долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к
выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка
государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга,
предоставление ссуд и гарантий.
В процессе управления
государственным долгом государство определяет соотношение между различными
видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам
и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и
гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и
государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок
выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие
необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
Государство с помощью
управления государственным долгом решает следующие задачи:
1. Удержание величины внутреннего и внешнего
государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность,
выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без
значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
2. Минимизация стоимости долга на основе
удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных
бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы
инвесторов.
3. Сохранение у Российской Федерации
репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.
4. Поддержание стабильности и
предсказуемости рынка государственного долга
5. Контроль за эффективным и целевым
использованием заимствованных средств, государственных кредитов и
гарантированных займов.
6. Своевременный возврат государственных
кредитов и уплата процентов по ним.
7. Диверсификация долговых обязательств
по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам
для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
8. Координация действий федеральных
органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке
государственных обязательств.
9. Решение прочих задач, определенных
финансовой политикой Российской Федерации.
Для решения этих задач используются
следующие методы и приемы:
1. Реструктуризация долга – погашение
долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах
погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания
долга и сроков его погашения
2. Конверсия и консолидация
государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования
выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили
принудительный характер
3. Унификация займов – объединение
нескольких выпущенных займов в одном новом займе
4. Рефинансирование государственного
долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При
рефинансировании при построении графика новых выпусков займов исходят из
необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций
предшествующих выпусков
5. Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов,
проведения тиражей по выигрышным и процентным займам
6. Обмен облигаций по регрессивному
соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа
приравниваются к одной новой облигации
7. Отсрочка погашения займов
8. Аннулирование государственного долга
Страны с рыночной
экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления
государственным долгом, так как такие методы ведут к падению рейтинга
государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов.
Применение таких методов наблюдалось только в самых тяжелых финансово-бюджетных
кризисах.
Обычно используются
такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых
обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в
местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность,
обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления
государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего
долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов,
обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее
обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Россия сейчас активно
использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но
другие приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам
Парижского и Лондонского клубов разработка программ конверсии внешнего долга
России становится актуальной. В частности, перспективными могут стать обмен
долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов
правительством на рублевые средства с последующим направлением их на
инвестиции.
От проведения таких
операций Россия не только получит облегчение долгового бремени, но и оживление
работы по осуществлению Программы приватизации, дополнительные инвестиции в
реальный сектор экономики.
С конца 1998 г.
государственный долг функционирует под знаком новации по государственным
ценным бумагам. Новация — это замена по соглашению сторон первоначальных долговых
обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков
его погашения.
Новация явилась следствием долгового
кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России.
Источники погашения внешнего долга
Таблица 1
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
1 |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы,
налоговые и неналоговые. Финансирование, реализация госактивов, запасов
имущества, собственности (приватизация), государственные займы внутренние, в
том числе кредиты ЦБ, внешние. |
2 |
Государственные ценные
бумаги |
Эмиссия нового
государственного долга |
3 |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и
принадлежащие государству доли в частных компаниях |
4 |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
5 |
Долговые обязательства
перед российским правительством (например, третьих стран) |
Платежи российских
заемщиков |
6 |
Иные государственные активы |
Иные государственные права
(государственный земельный фонд и др.) |
Управление
государственным долгом также бывает стратегическим и оперативным.
Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции
Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные
органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной
инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные
органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и
законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы
региональных администраций их отклоняют или подписывают.
В частности, ежегодно в законе
о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают
предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники
внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии
государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований;
предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и
государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления
и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам
РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По
представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу
государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией
государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.
Президент РФ и
Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы,
которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного
долга. Например, указом Президента РФ в 1996 г. утверждена Концепция развития
рынка пенных бумаг, определяющая перспективные задачи и качественные показатели
рынка государственных долговых обязательств. В 1997 г. Правительство РФ
утвердило Программу сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000
годы. Программа была нацелена на ограничение негативного влияния бремени
обслуживания государственного долга на экономический рост и регулирующие
возможности государства на финансовом рынке.
Оперативное управление
государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган —
Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как
агенты Минфина РФ - эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных
займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска
очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение
и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют
выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют
выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют
контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению
государственным долгом.
Аналогичные вопросы в
рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы
субъектов РФ. При этом они исходят из норм заложенных в федеральном законодательстве.
Обслуживание
государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ, а
внешнего — Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных
соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ
осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Под управлением государственным долгом следует понимать
совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и
осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов,
погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных
заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и
государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.
Нет и, видимо, не может
быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным
долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, государство оказывает прямое
воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует
методик оценки положительного влияния государственного долга на бюджет и
денежное обращение страны, инвестиционный процесс и степень доверия населения
к финансовой деятельности государства и т.п.
Отдельные стороны
результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности,
о масштабах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита
говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных
заимствований. Более полное представление об эффективности государственной
долговой деятельности говорит отношение суммы превышения поступлений над
расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в
процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:
Э = П - Р х 100,
Р
где П — поступления по
системе государственного долга;
Р — расходы по системе
государственного долга.
По внешнему
государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он
представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным
поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах.
Безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга принято считать
значение коэффициента до 25%.
2.Займы международных организаций
2.1 Задолженность РФ
Самая наболевшая проблема
России - её государственный долг. Динамика и структура государственного долга
РФ характеризуется рядом существенных особенностей. Прежде всего, необходимо
указать на стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего
государственного долга РФ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО
сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100% годовых
и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли не самый
привлекательный экономический актив. В результате доля обслуживания
государственного долга в расходах федерального бюджета возросла с 12% в 1996
году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение "пирамиды" ГКО стало
главной причиной финансово-экономического краха в августе 1998 г. В мировой
практике случаи отказа правительства от выполнения своих финансовых
обязательств нередки, хотя, как правило, дефолт объявляется по внешнему долгу.
Между тем, самой большой неожиданностью российского дефолта 1998 года явился
отказ от платежей именно по внутреннему долгу. Нехватка валютных резервов,
ведущая к дефолту по внешнему долгу для развивающейся, а в России -
стагнирующей, переходной экономики - неприятное, но вполне понятное и
объяснимое явление. Понятен и дефолт по внутреннему долгу для страны с
ограниченным правом эмиссии собственной валюты. Россия же, по крайней мере,
формально, не была лишена права чеканить свою собственную валюту.
Динамика
внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств
бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в
России. Наконец, следует учитывать, что недостаточно высокий на сегодняшний
день рост производства усугубляет проблему обслуживания государственного долга,
и уменьшения его бремени.
Заимствования
России с 1992 года
Таблица 2
Вид заимствования
|
Сумма
млрд. долл.
|
Кредиты,
полученные от правительств иностранных государств |
14,9 |
В том числе: |
|
Финансовые |
11,26 |
Связанные |
3,64 |
Кредиты,
полученные от иностранных коммерческих банков и фирм |
5,97 |
Кредиты,
полученные от международных финансовых организаций |
22,4 |
В том числе: |
|
МВФ |
15,773 |
МБРР (финансовые кредиты) |
4,282 |
МБРР и ЕБРР (связанные
кредиты) |
2,345 |
Государственные
ценные бумаги РФ в иностранной валюте: |
27,136 |
ОВВЗ |
11,121 |
еврооблигации |
15,915 |
Кредиты,
полученные от Банка РФ |
6,8 |
Итого |
77,106 |
На
данный момент внутренний долг России своим гражданам составляет следующую
сумму:
·
задолженности
владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);
·
задолженности
Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд.
рублей);
·
задолженности,
появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по
восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в
части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей
[3]);
Итого он составляет около
221 миллиарда рублей
Внешний долг РФ состоит из:
·
внешней
задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 90 млрд. долларов США);
·
вновь возникшей
задолженности РФ перед иностранными государствами, международными организациями
и фирмами (на данный момент около 33,5 млрд. долл.).
Таким образом, внешний
долг России составляет в настоящее время около 123,5 миллиардов долларов. Для
сравнения Бразилия в настоящее время имеет 228 миллиардов долларов. Однако
внутренний валовой продукт Бразилии составляет 800 миллиардов долларов, России
– 400 миллиардов долларов.
Внутренний долг, по своей сути является займом граждан
самим себе и поэтому в отличие от внешнего долга с ним гораздо легче
справиться. Существует, по крайней мере, три способа погасить внутренний
долг:
1. Рефинансирование -
когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не
сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых
истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые
облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение -
правительство имеет конституционное право облагать население налогами и
собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить
достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.
3.Создание
денег - государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и
основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты
процентов или погашения основной суммы долга имеет инфляционный эффект.
С
1999 года Россия начала вести разумную политику внутренних заимствований.
Сегодня нет запредельной доходности по государственным ценным бумагам, на 2002
год Россия начало погашения старых госбумаг и компенсацию по вкладам.
Погашение
госбумаг и компенсация по вкладам на 2002 год.
Таблица 3
Внутренние заимствования (привлечение/погашение) |
|
Государственные ценные бумаги
|
7 667 700,00 |
привлечение средств |
91 335 700,00 |
погашение основной суммы задолженности |
83 668 000,00 |
Иные долговые обязательства |
19 189 700,00 |
привлечение средств |
|
погашение основной суммы задолженности |
19 189 700,00 |
в том числе: |
|
Предварительная компенсация сбережений |
12 000 000,00 |
Погашение государственных долговых товарных обязательств |
3 000 000,00 |
Погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации |
3 876 840,00 |
Прочее погашение |
312 860,00 |
Крупный внешний долг
действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть
долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами
- действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть
государственного долга не является "задолженностью самим себе", и
фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи
части реального продукта страны другим государствам. К сведению, не для кого не
секрет что за годы рыночных преобразований экономика России вступила в
глубочайший и затяжной экономический кризис, резко ухудшивший уровень
благосостояния граждан и ослабивший ее позиции в мировой экономике и политике:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|