Наконец, последний, эмиссионный,
сценарий позволяет выяснить возможности денежно-кредитного рычага
государственного регулирования для ослабления давления на долговые инструменты
(табл. 9). В данном случае предполагается,
что бюджетный дефицит наполовину погашается за счет новых заимствований, а
наполовину – за счет кредитов ЦБР правительству, которые в следующем году
списываются и тем самым принимают форму чистой денежно-кредитной эмиссии.
На первый взгляд, кажется, что такой
подход должен серьезно помочь сокращению государственного долга. Однако расчеты
показывают, что рост долга, хотя и замедляется, но незначительно. Относительная
экономия внутреннего долга по сравнению с нейтральным сценарием составляет
2,3%, а внешнего – 8,8%. Конечно, и такой выигрыш нельзя сбрасывать со счетов,
но принципиально ситуацию он не меняет.
Таблица 8. Результаты расчетов по нейтральному сценарию, %
Годы
Отношение
госдолга
к ВВП, всего
В том числе
Доля расходов по
Обслуживанию госдолга в ВВП, всего
В том числе
Внутреннего
Внешнего
Внутреннего
Внешнего
2001
117,1
23,8
93,3
35,3
19,2
16,1
2002
116,4
23,6
92,8
30,4
14,5
15,9
2003
118,9
24,1
94,8
30,5
14,6
15,9
2004
123,7
25,1
98,6
31,5
15,1
16,4
2005
128,7
26,1
102,6
32,8
15,7
17,1
2006
133,9
27,1
106,8
33,2
16,3
16,9
2007
139,3
28,2
111,1
34,5
16,9
17,6
2008
144,9
29,4
115,6
35,9
17,6
18,3
2009
150,8
30,5
120,3
34,6
15,6
19,0
2010
156,9
31,8
125,1
36,0
16,2
19,8
2011
163,2
33,0
130,2
36,5
16,8
19,7
2012
169,8
34,4
135,4
38,0
17,5
20,5
2013
176,6
35,7
140,9
39,5
18,2
21,3
2014
183,8
37,2
146,6
41,1
18,9
22,2
2015
191,2
38,7
152,5
42,8
18,7
23,1
Таблица 9. Результаты расчетов по эмиссионному сценарию, %