рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Внешний долг РФ

МБРР, подписчиками которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Группа Всемирного банка (МВФ, МБРР, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям) осуществляет предоставление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в 1990 г. Его членами (57 государств) могут стать:

¨  Европейские страны.

¨  Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

¨  Европейское сообщество.

¨  Европейский инвестиционный банк.

Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные за выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов Банка.

В соответствии с учредительным соглашением были созданы фонды:

¨  С участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в балтийских странах;

¨  Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора.

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осуществлении отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых институтов и правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для деятельности в частном секторе.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях рыночных процентных ставок. Банк осуществляет прямое финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и проводит приватизации. Приоритетными областями является приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика, телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) был создан в 1963 г. МБЭС действует в условиях проведения радикальных экономических реформ, направленных на внедрение и развитие рыночной экономики. В большинстве этих стран в переходный период наблюдается экономический спад, инфляция, безработица и трудности с выплатой иностранных долгов, усугубляющиеся из-за сокращения объема торговли между странами-членами (9 стран), вызванного переходом к платежам в твердой валюте [25, с. 396].

9. Социально-экономические последствия государственного долга

Финансовые отношения по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают интересы органов государственной власти, всего многообразия юридических и физических лиц, иностранных правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять долговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительный результат при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а на несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягивается во времени.

Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.

Негативные аспекты государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.

Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга.

Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости.

Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, взятыми вперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения.


II. Практическая часть

В последние годы в ряду наиболее актуальных внешнеэкономических проблем России выделяется ее внешняя задолженность. Сразу после событий августа 1998 г. стало очевидно, что страна имеет такой внешний долг, урегулирование которого потребует болезненных и напряженных усилий в течение продолжительного времени.

По состоянию на 2001 г. российский внешний долг составил 144,5 млрд. долл., или около 1050 долл. в расчете на одного жителя. «Груз» этой цифры наиболее плотно осознается в контексте возможностей страны возвращать долги. Например, в 1999 г. необходимо было выплатить 18 млрд. долл., а в следующие 2 года – еще 34 млрд. долл. Источник средств для погашения долгов – госбюджет, а он, как известно, едва превышает по расходам 30 млрд. долл. В 2000 год Россия вступила, не будучи в состоянии оплачивать внешний долг в полном объеме и в строго установленные сроки. Однако путь дефолта был отвергнут, что было проявлением высокого профессионализма. Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью. Более того, можно полагать, что в этом отношении у страны есть еще немалые резервы.

Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в центре внимания. Причиной этого явился стремительный рост размеров внешнего долга в течение двух десятилетий (рис. 2). Увеличение долгового бремени стало результатом проведения последними советскими и первыми российскими правительствами ошибочной экономической политики, в том числе политики внешних заимствований, распада СССР, принятия Россией на себя его финансовых обязательств. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.



Рис. 2 Государственный внешний долг СССР и России в 1981-2001 гг.

Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению, неспособность осуществлять которые дважды за последнее десятилетие приводила к национальным дефолтам – в декабре 1991 г. и в августе 1998 г. Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерческим и официальным кредиторам позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. За последние годы величина российского внешнего долга существенно сократилась: со 158,4 млрд. долл. (2000 г.) до 144,5 млрд. долл. (2001 г.). Причины уменьшения долга очевидны: в этот период не осуществлялись новые заимствования, страна производила выплаты по долгам (в частности, Международному валютному фонду) и в результате переговоров с Лондонским клубом кредиторов, в итоге которых внешний долг России значительно сократился [8, с.60]. В то же время проведенные реструктуризации существенно увеличили ее в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Долговой кризис не был преодолен, но созданные таким образом «пики» платежей в 2003, 2005, 2008 гг. породили так называемую «проблему 2003 г.» [1, с.5].

Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001 г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей. В течение февраля-апреля 2001 г. возникшее отставание по платежам было ликвидировано. Возобновление (впервые с 1988 г.) обслуживания Россией своих финансовых обязательств в полном объеме (с постепенным сокращением просроченной задолженности по основному долгу и процентам) перевело «проблему 2003 г.» в разряд непосредственно практических. Продолжение и в дальнейшем осуществляемой с апреля 2001 г. политики обслуживания и погашения государственного внешнего долга в полном объеме получило ограниченную поддержку со стороны экспертов. В то же время, неоднократно высказывавшееся предложение о возможности и даже желательности досрочного погашения части внешнего долга вызвало критическую реакцию. Более распространенной в российском обществе является иная позиция, суть которой в несколько упрощенной форме может быть сведена к следующей системе утверждений:

·  Нынешние размеры государственного внешнего долга, а также размеры будущих платежей по нему находятся на экстремально высоком уровне. Поэтому осуществление их в полном объеме в течение ряда предстоящих лет и, в частности, в 2003 г. невозможно.

·  Осуществление платежей по внешнему долгу в полном объеме в течение ряда лет и даже в 2003 г. в принципе возможно. Однако это произошло бы за счет изъятия огромного объема финансовых ресурсов из национальной экономики, неизбежно привело бы к прекращению ее роста и возобновлению спада, обострению кризиса в социальной сфере.

·  Следует воспользоваться стратегией сокращения внешнего долга. Для этого необходимо договориться с кредиторами (вариант – принять одностороннее решение) о списании (вариант – о частичном списании) или реструктуризации.

·  Поскольку в бюджете, очевидно, не будет необходимых финансовых ресурсов для осуществления платежей в полном объеме, не стоит ограничивать источники средств платежа исключительно бюджетными доходами. Внешний долг можно и нужно погашать, в том числе за счет привлечения новых займов, осуществления товарных поставок, обмена российского долга на акции российских компаний. Для того чтобы определить пути решения проблемы внешней задолженности России, необходимо сначала выяснить, является ли Россия страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности. Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить значения показателей внешней задолженности России с аналогичными показателями других стран мира. Источником такой информации послужила Debtor Reporting System (DRS) – база данных Всемирного банка о состоянии внешнего долга большинства стран мира. В качестве года сравнения выбран 1999 год – последний год, по которому имеются соответствующие данные. Среди 130 стран, данные по которым наиболее полно представлены в DRS, по пяти важнейшим показателям внешней задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком, Россия в 1999 г. заняла места с 58 по 81 (табл.3). Следовательно, в тяжелейший для России год от 57 до 80 стран – в зависимости от показателя – опережали ее по относительной величине внешней задолженности. Иными словами, от 47 до 62% стран с сопоставимыми экономическими условиями находились в более тяжелом с точки зрения внешнего долга положении, чем Россия.


Таблица 3 Место России в списках стран мира, ранжированных по важнейшим индикаторам внешней задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком, в 1999 г. (130 стран)

Показатели Место России
1 Государственный внешний долг в % к экспорту 62
2 Государственный внешний долг в % к ВВП 80
3 Полные платежи по внешнему долгу в % к экспорту 72
4 Процентные платежи в % к экспорту 58
5 Процентные платежи в % к ВВП 81

Используя показатели ВВП на душу населения и относительной величины приведенной стоимости полных платежей по внешнему долгу к ВВП и экспорту товаров и услуг, Всемирный банк классифицирует страны мира в зависимости от величины относительной задолженности и уровня дохода по шести группам: 1 – страны с высоким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; 2 – страны с высоким уровнем задолженности и средним уровнем дохода; 3 – страны со средним уровнем задолженности и низким уровнем дохода; 4 – страны со средним уровнем задолженности и средним уровнем дохода; 5 – страны с низким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; 6 – страны с низким уровнем задолженности и средним уровнем дохода.

В качестве критериев, разделяющих данные группы стран, по состоянию на 1999 г. использовались следующие величины: 755 долл. для показателя ВВП на душу населения, 80 и 48% для отношения приведенной стоимости долговых платежей к ВВП и 220 и 132% для отношения приведенной стоимости долговых платежей к экспорту [1, с.8].

Полученные результаты показали, что даже в посткризисном 1999 году по трем важнейшим показателям относительной задолженности Россия находилась в 4 группе. Благодаря действию в последнее время ряда факторов (переход к практике полного обслуживания и погашения государственного долга, значительное сокращение внешних заимствований, рост национальной экономики и экспорта, существенное повышение курса рубля в реальном выражении) относительное бремя внешней задолженности в 2001 г. сократилось по сравнению с 1999 г.

Особый практический интерес представляют данные не только о фактической долговой нагрузке в прошлые периоды, но и об ожидаемой нагрузке в предстоящие годы и особенно в 2003 г. Соответствующие величины долговой нагрузки были рассчитаны по отношению к ВВП, экспорту, сальдо платежного баланса, доходам и расходам федерального бюджета. Их прогнозные значения в 2003г. рассчитывались по двум вариантам: оптимистическому и пессимистическому.

Эти расчеты показали, что даже в случае наиболее неблагоприятного варианта развития событий в 2003 г. Россия по величине чистых долговых платежей оказывается на 102 месте. Развитие событий по более благоприятному сценарию приводит к перемещению России на 122 место. Хотя по значениям 2003 г. относительное бремя российских долговых платежей оказывается более высоким, чем по значениям 1999 г., 2000 г. или среднегодовым показателям пятилетия 1995-1999 гг., оно все же не является рекордным. По сравнению с, очевидно, максимально возможной величиной российских чистых долговых платежей в 2003 г. в 5,2% ВВП в некоторых странах этот показатель превышал 10% и даже 15% ВВП (например, Ямайка в 1986 г.).

Таким образом, относительно параметров платежного баланса, объема ВВП, размеров фискальных показателей российские долговые платежи не уникальны. Россия еще не стала лидирующим должником. Она относится к числу стран со средним уровнем внешнего долга, уступая США (700 млрд. долл.), Германии (350 млрд. долл.) и некоторым другим странам. Россия занимает среднее место также по доле внешнего долга в годовом экспорте товаров, его обслуживанию и размеру на душу населения. Но ухудшились другие показатели. По темпу роста внешнего долга (310% в 1991-2000 гг.) Россия обгоняет среднемировой показатель (250%). Отношение «внешний долг/ВВП» (65%) превышает критический показатель 50%. Ускорился темп роста расходов на его обслуживание [12, с.71].

Чтобы анализировать внешнюю задолженность страны, необходимо также рассмотреть понятие ее «качества». В мировой практике под степенью «качества» внешней задолженности страны понимается ее платежеспособность. Данное понятие вполне конкретное и поэтому достаточно точно прогнозируемое на основе ряда показателей, из которых главными являются: отношение внешнего долга к ВВП и его отношение к объему годового экспорта страны. Они характеризуют возможности страны погасить свой внешний долг за счет собственных ресурсов. Что касается первого показателя, то отметка в 50% является критической. Превышение страной этой величины – показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующий о непосильной долговой нагрузке. После августа 1998 г. данный показатель приблизился к 70%. Для сравнения в США он равен 12%, в Германии – 14,9%, во Франции – 0,9%. В то же время в группе стран, расположенных южнее Сахары, в отношении которых в настоящее время решается вопрос о полном списании их долгов, этот показатель приближается к 100%.

Второй из названных показателей позволяет непосредственно судить, насколько страна в состоянии осуществлять классическую схему внешнего финансирования: покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, что чем ниже этот показатель в пределах 100% экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. У стран, не имеющих трудностей с погашением внешней задолженности, данный показатель исчисляется 10-20%. У традиционно проблемных должников он превышает 500%. В России в 1998 г. он составил 108,5%.

Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран – членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Для России в настоящее время этой возможности смягчения внешнедолговой проблемы не существует. После августа 1998 г. в связи с дефолтом по внутреннему долгу существенным образом пострадали нерезиденты – держатели ГКО и ОФЗ, которым до сих пор не возмещено 12–15 млрд. долл. Данное обстоятельство и еще в большей степени угроза дефолта России по внешнему долгу вызвали отрицательную реакцию международного финансового сообщества. МВФ приостановил кредитование нашей страны, что по неписаному правилу было сигналом для других кредиторов к аналогичным действиям [5, с.60].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.