рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Система финансового контроллинга

Зарубежный опыт может быть полезен для России в различных его аспектах. Однако его внедрение требует четкого разделения властей, наличия твердой юридической базы, прежде всего стабильности Основного закона, развития гражданского общества, строгой регламентации компетенции отдельных органов и инстанций, определения прав и обязанностей граждан. Российское государство находится еще в начале этого пути. Многое будет зависеть от того, будут ли, наконец, выполняться многочисленные законы и указы, которые пока остаются на бумаге, насколько быстро можно восстановить экономическую и политическую стабильность в стране.

Государственный финансовый контроль - это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению государством, функция, внутренне присущая управлению экономикой и подчиненная решению задач, стоящих перед государственной управляющей системой. [4] Конечно, контроль не самоцель, но он становится основным источником информации для выявления причин нарушений, возникающих в процессе управления государственными финансами и методом воздействия принятых решений по данному нарушению. Необходимость налаживания четкого механизма государственного финансового контроля диктуется также усложнением финансовых аспектов деятельности государства в рыночных условиях, в том числе активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием инфраструктуры банков и других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств, выходом государства на рынок в качестве собственника имущества и производителя товаров и услуг.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период развития рыночных отношений в России.

В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отражение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде случаев целесообразно использование ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности.

Законодательные органы власти подавляющего большинства стран мира государственный финансовый контроль осуществляют не прямо, а через специальные институты независимого финансового контроля, существование которых определено в конституциях государств.

В России этот конституционный орган - Счетная палата Российской Федерации, который и предназначен для выполнения функции государственного финансового контроля, никакой другой функции на этот орган не возложено.

Вопросами контроля за исполнением поручений, указов и распоряжений Президента и деятельностью властных институтов занимается Главное контрольное управление Президента России.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств и другими участниками бюджетного процесса, координирует осуществление контрольных функций другими федеральными органами исполнительной власти.

Министерство финансов России осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

Отдельными функциями государственного финансового контроля наделены Министерство России по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет России, Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю, вновь созданная служба финансового мониторинга, контрольно-ревизионные службы федеральных органов власти и другие органы.

При этом обеспечивается разделение функций контроля между институтами финансового контроля, каждый из которых осуществляет контроль в рамках своих полномочий.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу. Руководители органов Федерального казначейства и их заместители наделены широкими полномочиями в области применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Эффективность финансового контроля. Вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности) являются актуальными в настоящее время не только для России. Детальное знакомство с опытом парламентского контроля США, Канады, Германии, Франции, Швеции и других стран наглядно нас в этом убеждает.

Необходимо повышение эффективности функционирования системы управления государственными финансами, прозрачности бюджетной политики государства, рациональности и результативности бюджетных расходов актуализирует вышеуказанную проблему и для современной России.

Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование: с одной стороны - эффективность использования бюджетных средств, с другой - эффективность методов государственного финансового контроля[5].

'Важно подчеркнуть, что эффективность контроля напрямую связана с достижением реальной независимости контролирующих органов, т.е. обеспечением такого правового статуса, который позволил бы им устранять недостатки и отступления от закона в полном объеме, оперативно и, что самое главное для современной действительности, невзирая на лица. Наряду с законодательным закреплением принципа независимости, органы контроля (надзора) должны быть организационно, функционально и материально независимы от юридических или должностных лиц, деятельность которых они проверяют. Независимость органов контроля играет важную роль в государственном механизме, так как именно она позволяет успешно и эффективно осуществлять контрольную деятельность, решать поставленные перед ней задачи по обеспечению дисциплины, законности и правопорядка[6].

Проблемы должного обеспечения контроля и надзора, унификации функций соответствующих органов, их взаимодействия, что называется, у всех на слуху. Не обошел их вниманием и Президент РФ В.В. Путин, констатировав, в частности, что чиновники от имени государства продолжают выполнять множество не заказанных и не нужных налогоплательщику функций - разрешительных, лицензионных, надзорных. Упрек главы государства контрольно-надзорному корпусу не остался только популистским выступлением; 9 марта 2004г. Президент РФ подписал Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти", в соответствии с которым функции по контролю и надзору теперь сосредоточены в федеральных службах. Таким образом, сделан важный шаг в направлении конкретизации планового статуса контрольно-надзорных органов, унификации их полномочий, а также сокращения количества.

Недостаточное Внимание к терминологии, качеству понятий, используемых в законе, приводит к низкой эффективности его норм. Правоту этого высказывания подтверждает анализ положений о новых федеральных службах, которые свидетельствуют о продолжающемся смешении понятий контроля и надзора и их функций. Многие убеждены, пора поставить точку в затянувшейся дискуссии о сущности, содержании, соотношении контроля и надзора, разделить неодинаковые (хотя и весьма схожие) понятия. Кстати, еще в середине прошлого века было отметено, что органы надзора и контроля, выполняя общую задачу - осуществление борьбы за законность, тем не менее являясь различными по своему правовому положению органами государства, каждый из них действует присущими ему методами. Готовы подписаться под каждым словом этого безусловно правильного суждения. Тем более что такую позицию разделяют и современные авторы. К примеру, Я.А. Гейвандов писал: контроль, и надзор в теории российского права, в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание Е.Ю. Грачева подчеркивает, что контрольные и надзорные органы обладают различными полномочиями относительно проверяемых лиц. Считается; что основные различия контроля и надзора заключаются в следующем:

в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов;

контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта (например, в полномочия сотрудников Федеральной антимонопольной службы входит право останавливать деятельность предприятий);

контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности;

должностные лица органов контроля вправе самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности.

2.2 Контроллинг в коммерческих банках

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных интеллектуальных сфер деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних российских условий: банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, протекающих в экономике, политике, социальной сфере.

В условиях неустойчивости финансовых рынков, обострения конкурентной борьбы между банками, снижения доходности финансовых инструментов, роста степени риска банковских операций банки вынуждены внедрять в практику методы и инструменты современного менеджмента, позволяющие не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обладать достаточной ликвидностью, финансовой стабильностью, получать оптимальную прибыль, расширять свою деятельность[7].

На многих успешно развивающихся фирмах индустриально развитых стран менеджеры в своей работе обращаются к услугам специальной службы контроллинга, которая помогает эффективно руководить предприятием в соответствии с намеченными оперативными и стратегическими целями.

Службу контроллинга сравнивают с навигационной системой, которая помогает капитану привести корабль (банк) в нужную гавань, несмотря на все препятствия, трудности и опасности.

Служба контроллинга помогает руководству управлять таким образом, чтобы:

1) было ясно видны реальное финансовое положение банка, его место на рынке, структурные подразделения, приносящие прибыль (убытки), работников, ответственных за результаты деятельности подразделения; видна ясная перспектива развития банка; определена величина прибыли, необходимой для развития банка;

2) рассчитаны возможные доходы и расходы на определенную отчетную дату, доходность отдельных финансовых инструментов, указаны виды банковских продуктов и услуг, которые должны принести прибыль в будущем;

3) каждый работник искал и устранял причины неудач, руководство не ограничивалось бы только наказанием виновных;

4) банк готов был преодолеть прогнозируемые кризисные ситуации.

Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся условиях, повысить эффективность работы, а если необходимо, и обеспечить выживание банка в условиях возрастающей сложности и динамичности финансовых рынков. Контроллинг - система эффективного управления банком для обеспечения его длительного функционирования.

Основная концепция контроллинга включает:

Определение целей. В основе контроллинга лежат стратегическое планирование, предвидение реального положения банка на рынке на перспективу (идеальная цель), согласование оперативного и стратегического менеджмента. Идеальная цель определяется миссией, философией и культурой банка.

Управление целями: поиск "узких мест" в деятельности банка; поиск "узких мест" экономического роста; анализ отклонений от намеченного плана; своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

Достижение целей. Оно осуществляется посредством оперативного и стратегического менеджмента, хорошей мотивацией труда работников банка, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Основными элементами системы контроллинга, "процессорами, используемыми в качестве импульсных датчиков", являются учет, планирование, контроль и анализ.

Основной информационной системой предприятия служит система бухгалтерского учета, которая предусматривает сбор, классификацию и представление в денежной форме информации о хозяйственной и финансовой деятельности. Помочь в обеспечении необходимой информацией призван внутренний, или управленческий учет. Полезным документом при принятии решений является расчетно-аналитический баланс кредитной организации, т.е. преобразованный специальным образом официальный балансовый отчет.

Все активы имеют свою стоимость. От правильной оценки зависит реальность стоимости имущества (активов), обязательств и собственных средств, отражаемых в балансе. Рыночная стоимость со временем может меняться. Основные средства (здания, оборудование) постоянно утрачивают свою стоимость. Степень утраты стоимости измеряется амортизационными отчислениями (износом). Остаточная стоимость определяется путем вычитания из первоначальной стоимости начисленной амортизации. Однако остаточная стоимость на практике не соответствует реальным рыночным ценам, т.е. возможной цене реализации данного объекта. Кроме того, необходимо учитывать существование морального износа оборудования. Например, компьютерное оборудование морально устаревает гораздо раньше, чем начисляется амортизация по нормам, установленным стандартами российского бухгалтерского учета. Как правило, через два года, а в современных условиях развития техники и раньше, компьютерное оборудование полностью устаревает. Таким образом, балансовая стоимость за вычетом износа явно не соответствует реальной рыночной цене, т.е. является завышенной.

Расчет рыночной стоимости ряда активов представляет достаточно сложную проблему (например, банковские здания, не приспособленные для других видов деятельности и оборудованные специальными средствами защиты, и т.п.), другая часть активов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета переоценивается ежедневно (ГКО, ОФЗ) либо ежеквартально (акции). Расчетный баланс, составленный предложенным способом, показывает менеджерам (руководству банка) реальную стоимость активов и пассивов банка, динамику роста цены (обесценения) отдельных балансовых составляющих.

Реальные собственные средства кредитной организации определяются как разница между рыночной стоимостью активов, подсчитанной на определенную дату, и рыночной стоимостью обязательств. Превышение рыночной стоимости актива от его балансовой оценки образует резерв увеличения собственных средств кредитной организации и, наоборот, более низкая рыночная стоимость активов по сравнению с балансовой является величиной снижающей собственные средства банка. Существуют различные методики расчета резервов под обесценение активов, в частности резерва на возможные потери по ссудам, резерва под обесценение инвестиций.

Менеджерам постоянно приходится принимать решения о величине процентных ставок, переменных и постоянных расходах, о приобретении и использовании ресурсов. Если они не могут дать точного и достоверного прогноза об уровнях доходов (выручки) и затрат, их решения могут приносить вред или даже иметь разрушительные последствия.

Контроллинг однозначно и полностью отрицает необходимость учета всех затрат, целесообразность калькулирования по полной себестоимости. Он базируется на системе "директ-костинг", определяющей реальную стоимость банковских продуктов и услуг вне зависимости от условно-постоянных и накладных расходов (расходов на содержание аппарата управления, эксплуатационных расходов и т.п.)

Управленческий учет сам по себе не позволяет достигнуть ничего. Он не может быть подпоркой слабой системы управления. Плохой менеджер остается плохим менеджером независимо от того, какой подход он попытается применить в своей работе. Но в руках компетентных менеджеров управленческий учет представляет собой мощное средство усовершенствования работы организации и повышения ее эффективности, а также получения первенства над конкурентами, которые до сих пор не внедрили или применили ненадлежащим образом такое средство.

Наличие эффективной, хорошо разработанной системы управленческого учета является необходимым условием внедрения контроллинга в банке. В рамках системы контроллинга, в количественных выражениях и бухгалтерских формах должны выражаться результаты постановки задач планирования и распределения ресурсов.

Любой вариант контроллинга базируется на планировании, т.е. задании плановых показателей, с которыми сравниваются фактические данные, за установленные отчетные периоды. Сравнение запланированных показателей с фактическими ядро концепции контроллинга. Лишь благодаря ему отчетность становится составной частью системы управления, поскольку отклонения, исчисляемые путем сравнения запланированных показателей с фактическими, являются основой выявления причин и последующего принятия соответствующих мер.

Планирование является активным инструментом развития любого предприятия и составляет фундамент системы управления

Специалисты изучали возможности более совершенного прогнозирования развития банка, его анализа и регулирования, искали "первичный показатель управления". В результате пришли к выводу, что им должен быть потенциал банка, шанс на прибыль в будущем. Таким образом, потенциал - показатель жизнеспособности банка и возможность получения прибыли в дальнейшем. Там, где сегодня нет потенциала, завтра не будет прибыли. Задача менеджмента и заключается в создании рычагов управления потенциалом, а также выяснение причин увеличения потенциала в одних банках и уменьшения у других. Инструмент, при помощи которого можно достичь этой цели, - стратегическое планирование. Основная цель стратегического планирования - выживание. Стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно дает основу для принятия решений, ведь знание того, чего банк желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Планирование способствует снижению риска при принятии решения: принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях банка или о внешней ситуации.

Российские банки в большинстве несерьезно относятся к процессу планирования, вспоминая времена всеобщей плановой экономики. Часто планирование осуществляется формально и представляет собой только затраты времени и сил отдельных сотрудников, не принося реальной пользы банку. Неопределенность в банковской отрасли обескураживает и препятствует внедрению планирования. Но банкиры, которые планируют, будут иметь лучший шанс стать победителями, заняв доминирующее положение или по крайней мере выжить.

Стремление к выживанию представляет собой более важный мотив деятельности банка, чем получение прибыли. При сокращении объемов операций, недостаточности собственных средств или ликвидных средств у банка наличие прибыли может не спасти от трудностей. Становится очевидной необходимость долгосрочного выживания банка, и цель выживания явно преобладает над другими целями в критических ситуациях. Существует много путей к выживанию, и выбор зависит от многих факторов. Основное значение цели выживания заключается в том, что она является предпосылкой для достижения других целей и задач. Как главная цель банка она может иметь место тогда, когда обстоятельства настолько сложны, что все должно быть направлено на долгосрочное выживание банка как кредитного института.

Прибыль может быть получена только в случае успешной продажи банковского продукта или услуги клиентам вне банка. Таким образом, банк может существовать только при условии, что он будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне его самого. Поэтому именно в окружающей среде руководство должно искать общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство банка должно ответить на вопросы: кто клиенты банка, какие продукты и услуги банк будет предлагать клиентам для удовлетворения их потребностей?

Важнейшим требованием при планировании является достижимость, реальность целей. При установлении цели надо обязательно учитывать реальное воздействие банковского окружения, внешней среды, финансовых и технических возможностей самого банка, квалификацию персонала, а то возможны негативные последствия. Цели будут являться значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их зафиксирует, информирует о них сотрудников и будет добиваться их осуществления.

При составлении планов служба контроллинга выступает в роли организатора и координатора процесса. Планирование в системе контроллинга является ответственностью линейного руководства. Служба контроллинга не занимается вопросами принятия решений в области планирования. Она определяет содержание планов и форму их составления; разрабатывает методы и порядок расчета плановых показателей; консультирует подразделения, составляющие план своей работы; содействует организации единой системы планирования в банке, основанной на координировании всех сфер его деятельности; определяет соответствие оперативных планов стратегическим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.