рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической деятельности;

– создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.

По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательством);

– продукты питания;

– медикаменты и перевязочные средства;

– проценты по государственному долгу;

– погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному признаку выделяют:

– расходы республиканского бюджета;

– расходы местных бюджетов.

4. По субъектам финансирования выделяют:

a) расходы на финансирование юридических лиц. Они в свою очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по формам собственности, по видам деятельности, по типам предприятий, по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые непосредственно перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

ü  Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. [4]

В качестве примера рассмотрим следующую функциональную классификацию расходования бюджетных средств. Первым уровнем такой классификации является раздел «Здравоохранение», вторым – подразделы: «Медицинская помощь населению», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Прикладные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения», «Другие расходы в области здравоохранения». Третьим уровнем функциональной классификации расходов подраздела «Медицинская помощь населению» являются расходы на организацию работы поликлиник, больниц, стационаров, обновление парка машин скорой помощи и т.д. Четвертый уровень образуют расходы бюджетных средств на конкретные мероприятия (например, приобретение и ремонт машин скорой помощи отдельно взятой больницы).

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам

Раздел Подраздел Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов
01 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
02 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
03 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
04 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
05 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
06 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
07 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
01 Медицинская помощь населению
02 Санитарно-эпидемиологический надзор
03 Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения
04 Другие расходы в области здравоохранения
08 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
09 ОБРАЗОВАНИЕ
10 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Примечание. Источник [4]

ü  Ведомственная классификация – группировка расходов бюджета по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств. Утверждается Министерством финансов РБ.

ü  Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.

ü  Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу. [4]

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Значительная часть государственных расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов.

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти. [3, с. 245]

Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

– доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

– доходы от граждан;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

– закрепленные;

– регулирующие;

– собственные;

– заемные.

Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

По юридическим формам доходы подразделяются на:

– налоговые;

– неналоговые.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством.

Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы – все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и обязательные платежи.

Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления – обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Неналоговые доходы и обязательные платежи – платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы – невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы – налоги на капитальные активы (имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы – доходы, включающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).

Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

ü  сбалансированность доходов и расходов бюджета;

ü  превышение доходов над расходами (профицит бюджета);

ü  превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

ü  рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

ü  чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

ü  экономический кризис. [6, с. 118]

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.