рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Понятие и виды некоммерческих организаций

Источниками формирования имущества и средств Организации являются: вступительные и ежемесячные членские взносы;

добровольные взносы и пожертвования и взносы от российских юридических и лиц в виде денежных средств в любой валюте, материальных и культурных имущества;

поступления от проводимых в соответствии с Уставом (Прил. 4) лекций, выставок, аукционов, спортивных и иных платных мероприятий;

доходы от предпринимательской, хозяйственной, издательской деятельности; гранты;.дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности Организации; труд добровольцев.

Собственностью Организации могут быть земельные участки, здания, сооружения, строения жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, средства связи, множительная техника, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности.

Средства Организации расходуются, на оплату труда работников аппарата Организации, а также лиц, работающих по договорам, оплату командировочных расходов, связанных с выполнением работниками аппарата Организации, материальное поощрение и премирование работников аппарата Организации, организацию и проведение мероприятий, приобретение призов и ценных подарков, оплату обучения, оплату расходов по иной деятельности [2].

Благотворительная деятельность Организации осуществляется на основании благотворительных программ. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных Правлением и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Прекращение деятельности Организации может быть произведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Реорганизация Организации осуществляется по решению Общего собрания и принимается большинством голосов, но не менее 2/3 голосов от полного численного состава членов Организации.

В случае реорганизации Организации составляется передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной Организации в отношении ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Имущество Организации переходит после ее реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Организации [31].

Ликвидация Организации проводится по решению Общего собрания его членов или суда, принявшего решение о ликвидации Организации.

Ликвидация Организации считается завершенной, а Организация прекратившей свою деятельность, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Организация может быть ликвидирована по решению суда:

в случае признания судом недействительной регистрации Объединения в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства;

в случае осуществления деятельности Организации без надлежащего разрешения (лицензии) на этот вид деятельности, либо деятельности, запрещенной действующим законодательством, либо с иным неоднократными или грубыми нарушениями действующего законодательства, либо при осуществлении деятельности Организации, противоречащей ее уставным целям;


ГЛАВА 3. Особенности становления и развития третьего (некоммерческого) сектора

3.1 Некоммерческий сектор и реформы в России

Основные экономические и социальные преобразования общества в ходе последнего десятилетия в России строились практически без опоры на конструктивные общественные инициативы. В развитых же странах некоммерческий сектор является неотъемлемым участником большинства реформ. И в России третий сектор сейчас является пространством, где в наибольшей степени сформированы условия и предпосылки для становления гражданского общества.

По результатам различных социологических опросов последних лет свыше 70-75 % россиян выступают за реформы и примерно столько же — против того, как они проводятся. Результаты реформ отвечают интересам лишь небольшой части наших сограждан. Свои надежды (но не уверенность) с реформами связывает около 30% населения) [24].

Многие авторы справедливо указывают на то, что исторической ошибкой реформаторов на Руси (не только нынешних, но и предыдущих) было отношение к нашей ментальности, культурной "необщности выражения" не как к реальности, "обладающей собственной весьма жесткой структурой, глубоко укорененной системой ценностных ориентации и значительной сопротивляемостью к посторонним влияниям" [5] , а как к пластичному материалу; "взгляд на человека как на чистый лист бумаги". Именно на эти скрытые пласты реальности — специфику культуры тех, кто должен был эти реформы реализовывать — реформаторы часто "налетали как корабль на рифы" [3].

В. Попов сформулировал даже "закон ментальной идентичности", который выражает степень соответствия содержания реформ менталитету российского народа, если "менталитет" — это глубинные, вековые константы социального и национального характера, архитипические представления, ценности, идеалы жизни народа, а идентичность — соответствие, тождество [26].

На протяжении десятилетия в идеологии реформ господствовала тоталитарная по своему смыслу установка. Пожалуй, до июня 2001 года, когда началась подготовка к Гражданскому форуму (даже в "мягких формах" проведения социальной политики) люди с их проблемами рассматривались как объекты нормативного регулирования, а не как субъекты собственной жизни — субъекты самоорганизации, самозанятости и взаимной поддержки. "Как социальных инвалидов государство оценивало и женщин, и детей, и инвалидов, и пенсионеров, то есть основную массу всего населения страны" [18].

Артели, товарищества, общества взаимного кредита, — исторически признанные в нашей стране формы организации производства и распределения доходов указывают на ту "очевидно наиболее приемлемую для России" модель, которая позволяет "реализовать личный интерес в коллективе и при помощи коллектива" [27].

"Третий сектор" отнюдь не является "западным" нововведением. Он органичен и для России, так как дает шанс соединить предпринимательскую инициативу и деловую сметку с ценностями взаимоподдержки и справедливости, приобрести самоуважение вне зависимости от наличия счета в банке, ощутить полезность своей деятельности. Речь здесь может идти и о благотворительных организациях, и о малом предпринимательстве. Многие инициативы в социальной сфере, где отсутствует платежеспособный спрос, сегодня вынужденно осуществляются на принципах самопомощи отдельных групп населения (например, многодетные семьи), с широким привлечением неоплачиваемого труда. Немного изменить обстоятельства — и они станут живительной средой для развития нормального рынка отечественных товаров и услуг для населения, обеспечат создание миллионов полноценных, приносящих и нравственное удовлетворение, и достойный доход рабочих мест.

3.2 Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития

Социально-экономические и политические преобразования, проходящие сейчас в России, затрагивают все слои населения. Вместе с тем во многих сферах социальной жизни заявили о себе в полной мере общественные инициативы граждан, в своих новых проявлениях, существенно отличающиеся от действий общественных организаций.

Важной причиной развития некоммерческого сектора стало осознание: многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки. Многие из НКО нуждаются в помощи и поддержке по таким вопросам, как менеджмент, организационное строительство и развитие, сбор средств и привлечение ресурсов, планирование и проектирование [33].

По данным Госкомстата на 1 января 2000 года:

зарегистрировано около 485 тысяч некоммерческих организаций (НКО);

около 60 % (275 тыс.) из них — это неправительственные, негосударственные, немуниципальные НКО;

около 70 тыс. НКО ведут активную деятельность;

в них занято около 2,5 млн чел. (штатные сотрудники и добровольцы);

в 1998 году их услугами воспользовались до 30 млн россиян (консультации, курсы, семинары, зашита в суде, гуманитарная помощь и др.);

совокупный ежегодный бюджет всех НКО = сотням миллионам долларов.

среди сего сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций выделяет ряд классов на основе различия целевых групп этих организаций (на кого или на какие проблемы направлена их деятельность) [30]:

1. ННКО, целевой группой которых являются сами члены этих организаций.

Среди них различаются два подкласса:

"организации взаимопомощи", объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или тендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации;

"организации клубного типа", включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т. д.

2. Организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов.

Здесь им также выделены два подкласса:

организации "социальной" направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, при этом часть из них направлена на решения комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, другая часть — на решение конкретных типов проблем - например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;

организации "экологической" направленности, особенно если понимать под "экологической деятельностью" защиту окружающей среды в широком смысле, т. е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т. д.;

3. Правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти и контроль за процедурой выборов и т. д.;

4. Инфраструктурные организации, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле: правовое обеспечение некоммерческого сектора; ННКО. совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; информационные и просветительские центры, действующие в рамках общественного движения (женского, экологического и т. п.); центры поддержки.

Отмечено [30], что предложенные четыре класса некоммерческих организаций различаются "по органичным для них формам взаимодействия с властью".

"Так, для организаций первого класса, особенно для объединений "товарищей по несчастью" властные структуры являются, прежде всего, источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций".

Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи.

Для организаций второго класса взаимодействие с властными структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом в случае благотворительных организаций уже можно говорить и о случаях социального партнерства с органами власти, когда эти организации берут на себя выполнение ряда функций последних, например, по социальному обеспечению или патронажу. Таким образом, здесь уже наблюдается переход от отношений проситель-даритель к более или менее равноправному сотрудничеству. Кроме того, одним из важных направлений деятельности "экологических" организаций является информирование населения об остроте проблем, и в этом плане их деятельность, как правило, вовсе не нравится властным структурам, которые правдивую информацию зачастую от населения пытаются скрыть.

Миссия организаций, действующих в сфере правового обеспечения, подразумевает лоббирование необходимых для развития некоммерческого сектора законов и нормативных актов на различных уровнях власти, участие в нормотворческом процессе.

Другое направление деятельности инфраструктурных организаций может быть прямо охарактеризовано как посредническая деятельность, содействие установлению партнерских отношений между сообществом некоммерческих организаций и властными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НКО и представителей власти, либо организация образовательных программ по социальному партнерству с участием обоих слоев общества [32].

М. И. Либоракина [21]: обобщает многообразие практических действий общественных (неправительственных) объединений разных форм, вычленяя несколько основных концепций.

1. "Сервисная" концепция (доминирует в плане организационно- практическом). Основная цель организаций третьего сектора — оказывать услуги населению (клиентам). Государственные учреждения социального обслуживания строят свою деятельность на основе макроинформации и не могут учитывать особенности разных групп населения, местную специфику. Некоммерческие организации действуют более эффективно, они основаны на добровольной инициативе граждан, которые лучше понимают собственные проблемы.

2. Концепция третьего сектора как сообщества групп саморазвития [18] выделяет в деятельности некоммерческих организаций смысл, связанный с раскрытием человеческого потенциала. Работу по оказанию услуг общественные организации превращают в работу по развитию социальной активности и добровольной инициативы — "главное в том, чтобы "поднимать" людей и вовлекать их в новые социальные действия". "Различие в оценке роли общественности со стороны государства и третьего сектора в этой модели очень четкое: для государства деятельность общественных организаций — это выполнение задач "социальной защиты" определенных групп населения. Неправительственные организации помогают тем, кто не может испытать ощущения нужности и силы "обычным" путем. Общество в целом теряет, когда группы с неравными возможностями не включены в процессы развития.

3. В концепции социального действия [21] особое внимание уделяется роли общественных движений; именно они рассматриваются как ядро третьего сектора. Их миссия — социальные изменения за счет коллективного действия.

4. Проблемный момент в анализе третьего сектора связан с отношением социальных инициатив, представляющих альтернативные ценности, к гражданской и политической ответственности за правовой порядок в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня некоммерческие организации в России – это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.

Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности социально-активных людей, чьим жизненным принципами является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.

Но не только одними из первых нерешенных проблем являются социальные, экономические, защита прав человека, но и одна из глобальных проблем нашего общества – это охрана окружающей среды.

В этой связи актуальность обеспечения экологической безопасности предельно велика. Это проблема выживания, затрагивающая все сферы жизни человека, сообщества людей, общественные и политические движения, а в целом все общество и государство.

Как свидетельствуют данные социологические исследования, значительная часть населения РФ, стремится к активной деятельности по оздоровлению экологической обстановки. В этом смысле особую значимость приобретает участие общественных экологических объединений, в создании системы экологического воспитания и в управлении процессами роста экологической культуры, в повышении эффективности экологической деятельности заинтересованных структур.

За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации.

В результате исследования работ авторов пришла к выводам:

- неурегулированность отношений некоммерческих юридических организаций с государством. Когда государство, проявляет внимание к одним проблемам (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.) и совершенно игнорируя другие, но не менее значимые (экологические организации, правозащитные организации).

-необходимость проанализировать факторы развития законодательства:

а)инерцию законодательного процесса, т.е. ход работы Федерального собрания и парламентов субъектов РФ (какие акты принимаются и планируют принять, насколько подготовлено принятие того или иного акта, привлекались ли специалисты для его разработки, подсчитывались ли приблизительные расходы;

б)опыт реализации нового законодательства, его осуществимость и эффективность;

в)явные или неявные интересы не просто общества (и/или государства), но и структурированных сил и интересов (социальных групп, ведомств).

-необходимо в п.3 ст.11 ФЗ "О государственной регистрации юридического лица" после слов "подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр" дополнить словами "постановку на учет во внебюджетных фондах и выдачи разрешения на изготовление печати и открытия расчетного счета.

-внести в перечень документов, необходимых для государственной регистрации, указанные в ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридического лица", дополнительный документ, предлагающий стандарт эскиза печати с обязательными элементами, указывающими страну, область или округ, город или поселок местонахождения юридического лица, полное фирменное наименование юридического лица.

-дополнить ФЗ "О государственной регистрации юридического лица" положением о необходимости формирования данных о наименовании юридических лиц на магнитных или иных носителях, для установки в налоговом органе с целью возможности быстрого ознакомления с уже имеющимися наименованиями юридических лиц.

-в п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридического лица" ввести основание для отказа в государственной регистрации как "несоответствие учредительных документов законодательству", и в ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридического лица" устранить возможность определения регистрирующего органа Правительством РФ, а установить регистрирующий орган путем указания на него в тексте закона. Это позволит придать нормативной базе регистрации юридических лиц стабильность.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

некоммерческий лоббирование власть нормотворческий

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21октября 1994 г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146 -ФЗ

4. Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц от 08.08.01г. № 129-ФЗ // СЗ РФ 2001 г. №32-ст.1342.

5. Федеральный закон государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14.11.02 г. №161-ФЗ // СЗ РФ 2002 г. №48-ст.4746.

6. Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности от 08.08.01г. №128-ФЗ // СЗ РФ 2001 г. №33-ст.3440.

7. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.02.г. №127-ФЗ.

8. Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12.01.96 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ 1995 г. №6-ст. 942.

9. Закон РФ о потребительских кооперациях от 19.06.92 г.№3085-1.

10. Федеральный закон о производственных кооперативах от 08.05.96г. №41-ФЗ // СЗ РФ 1996 г. №20-ст.2321.

11. Федеральный закон о товариществах собственников жилья от 15.06.96 г. №72-ФЗ // СЗ РФ 1996 г. №25-ст.2963.

12. Закон РФ о товарных биржах и биржевой торговле от 20.02.92.г. №2383-1.

13. Закон РФ о торгово-промышленных палатах РФ от 07.07.93 г. №5340-1.

14. Федеральный закон о финансово-промышленных группах от 30.11.95 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ 1995 г. № 34-ст.3429.

15 .Федеральный закон об акционерных обществах от 26.12.95 г. №208-ФЗ // СЗ РФ 1996 г. №1-ст.2.

16. Федеральный закон о рынке ценных бумаг от 22.04.96. г. №39-ФЗ.

17. Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.98. г. №1493-ФЗ // СЗ РФ 1998 г. №7-ст.785.

18. Федеральный закон от 21 марта 2002 г. №31 – ФЗ "О проведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".

19. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. // СЗ РФ 1995 г. №48-ст.4552.

Литература

20. Федеральный закон "Об общественных объединениях": монография. Шкатулла В.И. М., Юстицин форм. 2003 г. С 271.

21. Алексий П.В. Некоммерческие организации как юридические лица: Учебное пособие;М.,2002г. С.91.

22. Ахиезер А.Л., Пригожий А.И. Культура и реформа // Вопросы философии: 1994 г. С 38-39.

23. Баршипол И.Ф. В каком же состоянии сейчас общественные экологические движения? // Зеленый мир: 2002 г. №7/8 С1.

24. Белоусов В.М. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования; монография, Сев.-Кавк. научн. центр Ростов, 2003 г.С 99.

25. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды. // Журнал российского права: 2003 г. №6. с 85.

26. Будак С.Д. Конституционно - правовой статус общественных экологических объединений в России: научное издание; Поволжская академия, 2003 г.

27. Валиев Ш.З. Управление маркетингом некоммерческих организаций: монография

28. Васильев Г.Г.Развитие некоммерческого сектора в России :проблемы и пути решения; СПб, 2004 г.

29. Власов О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России: Саратов, 2002 г. С 19-20.

30. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: Юридическое лицо в праве и законодательстве; СПб, 2002г.

31. Джарбеков С.М.Некоммерческие организации: монография; 2- издание, М., 2005 г. С383.

32. Дмитриев Ю.Л. Концепция народовластия в современной России: (государственно – правовые проблемы теории и практики); М., 1994 г. С 55.

33. Дронин О.Г., Игнатенко А.А. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты: М., 1997 г.

34. Еремеенко В.В. Юридические лица в российском праве: 2004 г.

35. Калита А. Экологические движения и их роль в обеспечении экологической безопасности России // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: 2003 г. № 3. с 34-41.

36. Касьянова Г.Ю.Некоммерческие организации: правое регулирование; М., 2004 г. С 314.

37. Клименкова Т.Женщина как феномен культуры; М., 1996 г. с. 148.

38. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: М., 2003 г.

39. Кузьмин Г.В. Некоммерческие организации: монография; 2005 г.

40. Либоракина М.И. Третий сектор: концепции и их сравнение. Школа культурной политики; 1997 г.

41. Макальская М.Л. Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: М., 200 г.

42. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации и механизм защиты прав человека: М., 1997 г. С 15.

43. Матвеев С.Ю. Некоммерческие организации: 2004 г.

44. Михалева Р.И. Совершенствование системы принципов и методов управления некоммерческими организациями: монография; Мин. образования РФ – Ставрополь, 2003 г. С. 147.

45. Павлова Л. Эпиграф: №22: Информация для предпринимателя- к размышлению.2002 г.

46. Попов В. Закон ментальной идентичности. Почему реформы в России терпят поражение. НГ - сценарии, 1997 г. №9.

47. Смирнов А. Развитие правозащитного движения в России // Правозащитник: 2001 г. №1. с 34-50.

48. Соколова Л. Общественные экологические движения активно развиваются // Зеленый мир: 2002г. №7-7.

49. Соловьев С.В., Тихомиров М.Ю. Некоммерческие организации. Правовое положение: М., 2000г.

50. Сунгуров А.Ю. Классы некоммерческих организаций в контексте взаимодействия: Школа культурной политики; М., 1997 г.

51. Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций: М., 2004 г.

52. Федорова М.Н. Трансформации институтов некоммерческих организаций в РФ : монография ;Рос. академия наук, М., 2004г. С 277.

53. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство основы, теория, принципы: монография; Рос. академия наук. Институт систем анализа. М., 2004 г. с 382.

54. Учредительные документы юридических лиц: Практическое пособие; М., 2003 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.