рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Понятие и виды некоммерческих организаций

Деятельность общественных экологических формирований обусловлена объективными факторами, такими как:

Преобладание экономических над экологическими, нарастание масштабов загрязнения окружающей среды, истощение природных ресурсов, катастрофическое ухудшение экологической обстановки [8].

Интерес к деятельности ОЭО вызван еще и тем, что они в большей степени способствуют реализации ст. 42 Конституции Российской Федерации, закрепляет право на благоприятную окружающую среду.

По мнению С.А. Боголюбова, этому процессу способствовало время и исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, уровень социальной защищенности людей, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения, распределения и рационального использования земель и иных природных ресурсов [6].

Создание и деятельность общественных экологических формирований в России имеет свою историю [27].

Первые общественные организации, деятельность которых затрагивает вопросы охраны природы, появляются в России с первой половины XIX в. Осознание серьезности этих проблем, вставших особенно остро в конце XIX — начале XX в., требовало неотложного их разрешения.

Новые общественные организации, возникшие во второй половине 1980-х годов, аккумулировали нараставшую в обществе неудовлетворенность состоянием экологической деятельности, а также

традиционных экологических организаций. Они различаются по численности - от небольших групп до крупных объединений; по территориальному охвату - от местных до общероссийских (многие из них входят в международные организации); по уровню решаемых экологических проблем - от локальных до глобальных; по диапазону видов деятельности.

Выбор организационно-правовой формы должен зависеть от целей, задач, поставленных учредителями, а также их материальных возможностей. Все они перечислены в ст. 5 Закона об общественных объединениях [1]. Это общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Важно знать при этом положение ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях", где говорится о том, что "создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица" [1].

Помимо общественных и благотворительных, экологические организации могут создаваться и в формах, предусмотренных для коммерческих структур - обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ с дополнительной ответственностью и иных. Законодатель предоставляет широкий круг прав общественным объединениям: свободно распространять информацию о своей деятельности, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных организациях.

Статья 13 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. [18] закрепляет, что общественные организации имеют право в установленном законодательством порядке запрашивать и получать от соответствующих органов информацию по безопасности назначаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

В настоящее время сложность вызывает то обстоятельство, что невозможно точно установить количество экологических организаций и их численность, так как нет ни соответствующих граф в государственной статотчетности, ни полной ясности о том, какие объединения входят в экологическое движение, тем более что его ведущие идеологи и лидеры исходят из разных концепций, расходятся во мнениях о перспективах развития движения, его структуре и классификации. Состав участников экологического движения представлен практически всеми социальными слоями современного общества и имеет сравнительно высокий образовательный и интеллектуальный уровень, что потенциально позволяет лучше разобраться в назревших экологических проблемах, активнее привлекать в ряды движения новых участников.

В общественном движении необходимо выделить деятельность традиционных и новых структур [10].

Традиционные экологические организации - общества охраны природы, защиты животных и растений, академические научные общества - в течение многих лет были тесно связаны с государственными органами и участвовали в выработке и поддержке государственной экологической программы. Их особенность состоит в том: учреждены при участии или поддержке органов власти, получили правовой статус и работают по официально утвержденному уставу; их цель - содействие государственным органам в выработке и реализации экологической политики (посредством участия в природоохранных мероприятиях, экологических исследованиях, разработке экологически чистых технологий, просветительстве).

Для этих организаций характерны централизованная структура, вертикальная иерархия, индивидуальное и коллективное членство, управленческий аппарат.

К новым общественным и благотворительным организациям относятся следующие объединения:

межрегиональные экологические союзы;

экологические фонды;

политизированные экологические организации;

комитеты спасения (комитеты спасения Волги, Урала, Аральского моря);

детские экологические организации ("Дети Балтики");

экологические организации локального уровня.

Местные экологические организации можно классифицировать следующим образом:

эколого-мировоззренческие организации, чья деятельность направлена на организацию учебно-воспитательного процесса, проведение выставок, лекций;

эколого-творческие организации, защищающие памятники природы и культуры;

эколого-правовые организации;

экологические организации, ставящие своей целью привлечение общественного мнения к экологическим проблемам путем организации митингов и акций протеста;

экологические средства массовой информации;

эколого-объектные организации, направляющие свои усилия на защиту конкретного природного объекта;

научно-технические и коммерческие организации экологического профиля;

эколого-внедренческие организации;

глобальные и многопрофильные экологические организации.

Например, Л. Соколова выделяет всего четыре типа общественных экологических объединений в зависимости от направления их деятельности:

алармистские, призванные бить тревогу, привлекая внимание общества к проблемам, важным для жизнедеятельности общества;

просветительские;

конструктивные, то есть ставящие своей целью решение конкретных экологических задач и проблем;

общественно – политические и партии экологической направленности [28].

По правовой форме они подразделяются на следующие виды:

автономные некоммерческие организации;

ассоциации и союзы;

некоммерческие партнерства;

общественные движения;

общественные и общественно-благотворительные организации;

общественные фонды;

национально-культурные автономии;

органы общественной самодеятельности.

Общественные объединения классифицируются по следующим сферам деятельности:

социальная защита различных групп населения (инвалидов, пенсионеров, детей, молодежи, этнических групп, женщин, беженцев и переселенцев и др.);

образование, просвещение;

развитие и поддержка спорта, здоровья, здорового образа жизни;

объединения профессионалов (врачей, преподавателей, юристов, инженеров и др.);

защита прав человека.

Согласно новой классификации экологического движения в нем выделяются три большие группы организаций:

общественные, самодеятельные экологические организации, включающие: дружины охраны природы, Российский экологический конгресс, Российское экологическое движение зеленых, экологические фонды, партии "зеленых" и политизированные экологические организации;

общественно-государственные экологические организации, в частности: общества охраны природы, научные и коммерческие экологические организации, общественные и научно-технические советы при комитетах по охране природы (в настоящее время при структурах Министерства природных ресурсов России в субъектах Федерации), культурно-творческие экологические организации;

государственные экологические структуры, объединяющие экологические секции, комиссии и комитеты законодательных органов, государственную систему охраны природы в системе МПР России, МЧС России, природоохранные инспекции и прокуратуры, экспертные советы [16].

Одним из видов общественных объединений выступают неправительственные правозащитные организации (НПО), которым присущи следующие свойства:

целевое назначение НПО состоит в защите прав и свобод человека. В соответствии с этим признаком существуют различные их виды в зависимости от сферы, в которой защищаются права человека (например: неправительственные экологические организации);

они не ставят своей целью извлечение какой-либо коммерческой выгоды;

будучи видом неправительственных общественных объединений, они не занимаются поддержкой каких-либо политических партий;

они имеют независимые от государства источники финансирования.

Правозащитные неправительственные организации - это добровольные самостоятельные, самоуправляемые некоммерческие формирования неполитического характера национального, религиозного и международного уровня, не учрежденные государственным органом, а образовавшиеся в результате свободного волеизъявления и по инициативе индивидуумов, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности [22].

Несмотря на сходство между существующими экологическими объединениями, их можно различить по целям и задачам, которые они ставят перед собой, на следующие категории: правозащитные экологические организации, участвующие в законодательной деятельности, защищающие экологические права граждан ("Экоюрис", "Экология");

проблемные организации (объединения людей, занимающихся основной проблемой): "Союз за химическую безопасность", Лесной клуб российских НПО;

протестные движения, группы, практикующие акции прямого действия - пикеты, блокады, лагеря протеста ("Хранители радуги", "Экозахиста);

ассоциации (объединения с организациями экологических и неэкологических направлений): ассоциация "Экология и права человека" и другие [16].

Есть мнение, что конституционное право на объединение в зависимости от вида общественного объединения может быть поделено на политическое и личное (гражданское) право [13].

На наш взгляд, трудно согласиться с данной позицией по следующим соображениям:

во-первых, из приведенного утверждения следует, что только при создании политических партий о конституционном праве на объединение можно говорить как о политическом праве;

во-вторых, получается, что если объединение граждан не является политической партией, то они реализуют право на объединение только как личное право, хотя право на объединение относится к политическим правам и свободам.

В настоящее время в России зарегистрировано более тысячи общественных экологических формирований.

Вместе с тем многие из зарегистрированных организаций перестали существовать, а среди действующих наиболее заметны общероссийские — Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Российский экологический союз, Социально-экологический союз, Зеленый Крест. Эффективно функционируют также региональные (местные) экологические организации. Было учреждено и создано Российское экологическое движение (РЭД) [4].

Однако для успешного функционирования государственных экологических фондов работа по совершенствованию правового механизма должна проводиться, по двум основным направлениям: первое - конкретизация норм, регламентирующих формирование и расходование экологических фондов всех уровней; второе - укрепление вертикальных связей и повышение роли Федерального экологического фонда в единой системе государственных экологических фондов.


ГЛАВА 2. Правовое регулирование деятельности юридических лиц

2.1 Правосубъектность юридических лиц

Как уже говорилось, любой субъект права для участия в гражданском обороте должен обладать определенными качествами, как минимум, правоспособностью и дееспособностью. Юридическое лицо должно обладать необходимой совокупностью признаков. К числу таких признаков относятся:

Организационное единство.

Имущественная обособленность.

Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Выступление от своего имени в гражданском обороте и при разрешении споров в суде.

Учредительными документами юридического лица являются устав и учредительный договор. В большинстве случаев единственным учредительным документом является устав, иногда учредительный договор, а в обществе с ограниченной ответственностью предусматривается наличие и того, и другого документа. Обычно устав как более подробный документ принимается юридическими лицами со смешанным составом учредителей (физические и юридические лица) либо где учредителями являются только физические лица (производственный кооператив). Учредительный договор заключается, если учредителями являются другие юридические лица или индивидуальные предприниматели (полное и коммандитное товарищество). Некоторые организации, например, учреждения, могут действовать на основе общего (типового) положения об организациях такого вида.

Общие требования к содержанию учредительных документов устанавливаются ст. 52 ГК РФ [2]. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Некоммерческие организации и унитарные предприятия в некоторых случаях, предусмотренных законом, и коммерческие организации (например, страховые) должны указать предмет и цели своей деятельности. Коммерческая организация, может самоограничить свою правоспособность путем указания в учредительных документах исключительных видов или предмета своей деятельности [15].

В процессе деятельности юридического лица может возникнуть потребность в изменении учредительных документов. Законом устанавливается обязанность органов юридического лица проводить государственную регистрацию таких изменений.

Имущественная обособленность представляет собой наличие у юридического лица имущества, принадлежащего ему на праве собственности или ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Первоначально имущество организации складывается из уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала), размер которого обязательно отражается в учредительных документах. Правовая природа уставного капитала заключается в том, что это минимальный размер имущества, который гарантирует требования кредиторов. Отдельный баланс, как правило, имеют коммерческие организации, а смету — некоммерческие.

Одним из признаков самостоятельности юридического лица является предоставленная ему законом возможность выступать в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Содержание понятия "имя юридического лица" включает его наименование, указанное в учредительных документах, с указанием на организационно-правовую форму, а в ряде случаев и на вид деятельности (например, биржа, банк, общество защиты прав потребителей и т. д.). Основная цель обособления имени организации индивидуализация юридического лица.

Наименование коммерческого юридического лица известно как фирма (фирменное наименование). Она регистрируется вместе с регистрацией юридического лица и заносится в государственный реестр. Право на фирму является личным и носит абсолютный характер, поэтому использование фирменного наименования другими лицами запрещается. Фирма коммерческой организации охватывает и указание на организационно-правовую форму, поэтому вполне возможно участие в гражданском обороте организаций с одинаковым названием, но в разных организационно-правовых формах (например, ООО "Престиж" и АО "Престиж") [4].

Другими составляющими правового статуса юридического лица служат его место нахождения (юридический адрес). Юридический адрес организации обычно определяется местом государственной регистрации, но может определяться местом нахождения его органов или основным местом деятельности.

Лицензирование — вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обороны страны и безопасности государства [6]. Лицензирование предусматривает:

выдачу лицензии;

надзор за соблюдением лицензиатом условий лицензии;

приостановление и аннулирование лицензии. Лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности.

Лицензия аннулируется (теряет силу):

1. В административном порядке:

в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев после получения уведомления;

с момента ликвидации юридического лица или прекращения свидетельства индивидуального предпринимателя;

с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования;

2. В судебном порядке:

при обнаружении недостоверных или искаженных данных в документах для ее получения;

при неоднократном или грубом нарушении лицензионных требований;

при выявлении незаконности выдачи лицензии.

Ограниченной (целевой) правоспособностью обладают некоммерческие организации, которые могут заниматься только указанными в учредительных документах видами деятельности. В юридической литературе понятия правоспособности, дееспособности, то есть набор прав и обязанностей организации, а также другие признаки правового статуса юридического лица, объединяют в одно понятие — правосубъектность юридического лица. Правосубъектность любого юридического лица является специальной. Именно по правовому статусу, соотношению прав и обязанностей организации различают организационно-правовые формы юридического лица [31].

В своей деятельности и для осуществления своих интересов юридические лица могут расширять круг своего влияния за счет создания дочерних или зависимых организаций либо путем создания обособленных подразделений организации.

Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом в силу преобладания его доли в уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (ст. 105 ГК РФ). Преобладающая доля в уставном капитале вовсе не означает наличие контрольного пакета акций (50% + 1 акция). В крупных обществах или в тех, где учредительными документами предусматривается решение важных вопросов квалифицированным большинством, достаточно иметь 10 минус 25% акций (долей).

Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее) общество имеет более 20% участия (акций, долей) (ст. 106 ГК РФ) [2]. В данном случае, если доля такого участника не является преобладающей, то оно не может оказывать решающего влияния на деятельность зависимого общества.

Последствия признания общества дочерним означают, что материнская компания, которая вправе давать обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по обязательствам, заключенным во их исполнение. Дочернее общество, ни при каких условиях не отвечает по обязательствам материнской компании, так как не может влиять на формирование ее воли.

Другим способом расширения сферы влияния юридического лица вне места его нахождения может быть создание филиалов и представительств. Эти образования не приобретают статуса юридического лица, а являются его обособленными подразделениями.

Филиал создается с целью осуществления всех или некоторой части функций юридического лица, включая и представительские. То есть он может заниматься производством продукции, оказанием услуг, совершать иные фактические и юридические действия.

Представительство создается для представления интересов юридического лица с целью постоянного совершения лишь юридических действий от имени организации и защиты ее интересов.

Все сведения о филиалах и представительствах должны содержаться в учредительных документах юридического лица. И филиал, и представительство могут наделяться определенным имуществом, но его собственником остается юридическое лицо.

Государственная регистрация — заключительный этап создания коммерческой организации. Она считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации.

Цели регистрации:

осуществление государственного контроля за ведением, хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для регулирования экономики;

предоставление всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.