Курсовая работа: Негосударственные пенсионные фонды РФ в системе коллективного инвестирования
Фонд |
Значение |
Звезды |
"ЛУКойл
Фонд отраслевых инвестиций" |
0,438211627 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд Первый" |
0,426031682 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд перспективных вложений" |
0,45647665 |
***** |
"Высокие
технологии" |
0,39550705 |
**** |
"Нефтяной" |
0,358974688 |
**** |
"Поддержка" |
0,417926994 |
**** |
"Энергия" |
0,339460719 |
*** |
"Петербургский
Промышленный" |
0,120481017 |
* |
2.
Оценка изменения
средней доходности инвестиционного портфеля (коэффициент Альфа).
А = СДф - [СДа + (СДр - СДа) х В], (2.2)
пенсионный фонд управляющий компания
где СДф - средняя доходность портфеля;
СДа - средняя доходность без рискового актива;
СДр - средняя доходность рынка (индекса);
В - оценка относительного изменения доходности портфеля по сравнению с
доходностью рынка (коэффициент Бета).
При эффективном управлении активами средняя доходность превышает
доходность эталонного портфеля (для нашего примера - индекс РТС) и значение
коэффициента Альфа положительно. Отрицательное значение этого коэффициента
свидетельствует о неудовлетворительном уровне управления портфелем.
При определении оценки средней доходности инвестиционного портфеля,
применив аналогичный подход, получим данные, представленные в таблице 2.7.
Таблица 2.7 Рейтинг интервальных ПИФов акций по коэффициенту Альфа
Фонд |
Значение |
Звезды |
"ЛУКойл
Фонд Отраслевых инвестиций" |
1,249341911 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд Первый" |
1,211978014 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд Перспективных вложений" |
1,260842375 |
***** |
"Высокие
технологии" |
0,992825273 |
**** |
"Паллада
Поддержка" |
1,055198884 |
**** |
"Нефтяной" |
0,466457115 |
*** |
"Энергия" |
0,674028637 |
*** |
"Центр
Потенциала" |
0,264704137 |
* |
3. Оценка относительного изменения
доходности портфеля по сравнению с доходностью рынка (коэффициент
"Бета"), то есть, как влияет рынок на портфель.
В = (СОф х К)/СОи (2.3)
где СОф - стандартное отклонение доходности фонда;
СОи - стандартное отклонение доходности рыночного портфеля (индекса);
К - коэффициент корреляции доходности фонда и рыночного портфеля.
Показатели коэффициента Бета для некоторых интервальных ПИФов акций
представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 Рейтинг интервальных ПИФов акций по коэффициенту Бета
Фонд |
Значение |
Звезды |
"ЛУКойл
Фонд Отраслевых инвестиций" |
0,741926764 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд Первый" |
0,765055072 |
***** |
"ЛУКойл
Фонд Перспективных вложений" |
0,696592914 |
**** |
"Паллада
Поддержка" |
0,548571592 |
*** |
"Энергия" |
0,601577585 |
*** |
"Высокие
технологии" |
0,409348676 |
** |
"Нефтяной" |
0,384449474 |
* |
Центр
Потенциала |
0,366434495 |
* |
Чем больше значение коэффициента Бета, тем более рискованные активы по
отношению к рынку выбраны УК. Если при большом риске присутствует и высокий
доход, то можно говорить об активной позиции менеджмента этой УК на рынке. Если
в тех же условиях низкий доход, то и квалификация менеджмента соответствующая.
Иначе говоря, "пятизвездные" ПИФы управляются более активно, чем ПИФы
с низким коэффициентом Бета. Но судить об УК только по стилю работы (а
коэффициент Бета как раз и характеризует его) было бы неправильно.
4.
При использовании
коэффициента Звездности используется обобщенный подход, который ориентируется и
на все представленные коэффициенты (Шарпа, Альфа и Бета). При таком
рассмотрении итоговый рейтинг по рыночным показателям для интервальных ПИФов
акций будет выглядеть так, как показано в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Итоговый рейтинг
Фонд |
Шарпа |
Альфа |
Бета |
Звезды |
"ЛУКойл
Фонд Отраслевых инвестиций" |
***** |
***** |
***** |
15 |
"ЛУКойл
Фонд Первый" |
***** |
***** |
***** |
15 |
"ЛУКойл
Фонд Перспективных вложений" |
***** |
***** |
**** |
14 |
"Паллада
Поддержка" |
**** |
**** |
*** |
11 |
"Высокие
технологии" |
**** |
**** |
** |
10 |
"Энергия" |
*** |
*** |
*** |
9 |
"Нефтяной" |
**** |
*** |
* |
8 |
"Центр
Потенциала" |
* |
* |
* |
3 |
Таким же
способом можно провести рейтингование и других видов ПИФов. А от ПИФов перейти
к УК, их образовавших.[11, с. 24]
Действующий в настоящее время порядок оценки деятельности НПФ
основывается на сравнении финансовых показателей, а именно: размеров
собственного имущества фонда, имущества для обеспечения уставной деятельности
НПФ, совокупного вклада учредителей, а также размера пенсионных резервов.
Учитываются и общие суммы инвестиций, величина пенсионных выплат и др.
Для оценки
НПФ в рамках данной курсовой работы были использованы критерии, условно разбитые
на две группы.
Первая группа
характеризует надежность НПФ и включает в себя:
- общий объем пенсионных резервов;
- размер имущества для обеспечения уставной деятельности;
- опыт работы фонда на рынке;
- состав учредителей фонда;
- репутация фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения;
- диверсификация инвестиционного портфеля фонда;
- членство в профессиональных объединениях.
Ко второй
группе, характеризующей успешность работы на рынке, относятся:
- изменение доли фонда на рынке;
- изменение доходности фонда;
- рост (сокращение) клиентской базы.
Низкая
активность граждан в выборе направлений вложения пенсионных средств (как уже
отмечалось выше, менее 10% воспользовались этим правом выбора) объясняется
отсутствием у будущего пенсионера информации, позволяющей ему ориентироваться
на рынке пенсионных накоплений. В этой связи хочется надеяться, что
представленный в данной курсовой работе материал в какой-то мере будет
способствовать решению этой проблемы.
3. Проблемы и перспективы НПФ в российской практике
В развитии отрасли НПФ в 2006 году произошло некоторое
замедление. Обе сферы деятельности НПФ - и добровольное пенсионное обеспечение
(ДПО), и обязательное пенсионное страхование (ОПО) – могли бы показать лучшие
результаты. И эта тенденция тревожит.
Население по-прежнему плохо знает об НПФ и не видит в них осмысленной
возможности формирования своего будущего пенсионного благосостояния. Хотя
взносы от физических лиц растут, это явно происходит за счет развития
паритетных схем крупных работодателей, а не за счет самостоятельно приходящих в
НПФ «людей с улицы». Развитие личного пенсионного страхования практически
незаметно.
Наконец, следует отметить стагнацию в развитии профильного
законодательства (Закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части ДПО не
меняется, и подвижек в этом направлении не видно), отсутствие налоговых льгот –
вернее, даже ухудшение налогового режима, и отсутствие внятных стимулов для
работодателей к развитию корпоративных пенсионных программ.
По итогам 2006 года систему НПФ для формирования своей накопительной
части трудовой пенсии выбрали 690 тысяч человек (в 2005 г. – 237 тысяч). Рост налицо, но доля таких граждан по-прежнему крайне незначительна: чуть
больше 2% от всех, имеющих право выбора в отношении формирования своей
накопительной части трудовой пенсии. Объем средств пенсионных накоплений,
которые были переданы в НПФ, составлял 2,05 млрд. рублей (по стоимости чистых
активов); эта цифра может возрасти до 8-9 млрд. рублей. Это пока очень скромно
даже по сравнению с объемами пенсионных резервов по ДПО.
При этом заметно торможение пенсионной реформы, отсутствие
информационно-разъяснительной работы со стороны государства, утрата большей
частью населения остатков интереса к пенсионной проблематике. Не вызывает
сомнений пагубное воздействие исключения из накопительной системы граждан
«средних возрастов», которые сейчас оказались в межеумочном состоянии:
пенсионные накопления у них есть, но только за три года, и больше расти они не
будут. Люди, сделавшие выбор в пользу НПФ в 2006 году, судя по многим косвенным
признакам, сделали это преимущественно под прямым или косвенным давлением со
стороны своих работодателей, а не по собственному свободному решению.
Наконец, нельзя не сказать о невыгодных для НПФ инициативах органов исполнительной
власти по модифицированию пенсионной реформы в части передачи денег «молчунов»
частным управляющим компаниям. Эти предложения, если они будут приняты,
позволят решить текущую проблему перенакопления средств в государственной
управляющей компании (ВЭБе), которые пока приходится бессмысленно инвестировать
в низкодоходные государственные ценные бумаги при профицитном бюджете; передача
этих денег частным УК позволит перенаправить их в корпоративные ценные бумаги.
Однако стратегически данная мера означает отказ от продвижения в массы идей об
ответственности гражданина за свое пенсионное будущее, о сознательном
индивидуальном выборе модели формирования накопительной части трудовой пенсии.
Вместо этого становится рационально и выгодно быть «молчуном». Для развития
обязательного пенсионного страхования в НПФ этот подход губителен.[6, с. 41]
Сложившаяся ситуация еще не является кризисной, но и назвать ее
благополучной вряд ли смогут даже закоренелые оптимисты. Для придания
российской отрасли негосударственного пенсионного обеспечения нового импульса
нужны системные и комплексные меры как со стороны государства, так и со стороны
самого сообщества фондов. Это:
- глубокая переработка профильного законодательства о НПФ;
- стимулирование корпоративных пенсионных программ;
- повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования;
- позитивный налоговый режим для всех участников системы
негосударственного пенсионного обеспечения;
- совершенствование управления рисками;
- создание стандартизированных пенсионных продуктов, пригодных для
розницы.
Рассмотрим изложенные выше меры более подробно.
Переработка профильного законодательства
Единственный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» уже
недостаточен с точки зрения оптимальной техники регулирования усложнившейся
пенсионной сферы. Его должна заменить целая система из 4 или 5 законов:
- рамочный закон «О накопительном пенсионном страховании», регулирующий
отрасль в целом;
- закон о НПФ как особой организационно-правовой форме юридического лица;
- закон о добровольном НПС, развивающий нынешний закон № 75-ФЗ;
- закон об обязательном (трудовом) НПС, заменяющий законы № 167–ФЗ
(частично), № 111-ФЗ и № 75-ФЗ (в части главы Х.1);
- возможно также отдельный закон о профессиональном и территориальном НПС,
заменяющий пока не принятый закон «О профессиональных пенсионных системах».
Необходимо совершенствование базового понятийного аппарата и юридической
техники, уточнение терминологии. В частности, предлагается уйти от самого
термина «негосударственный пенсионный фонд», заменив его на «накопительный
пенсионный фонд» (с сохранением той же аббревиатуры НПФ), а «негосударственное
пенсионное обеспечение» заменить на «накопительное пенсионное страхование».
Крайне важно четкое определение прав, обязанностей и ответственности
участников добровольного пенсионного обеспечения (страхования), особенно в
корпоративных пенсионных программах, должное регулирование пенсионного договора
и обязательств, возникающих из него, полноценное регулирование пенсионных
счетов.
Назрело уточнение правового статуса НПФ как особой
организационно-правовой формы юридического лица.
НПФ не могут двигаться дальше в массы, становиться действительно народным
финансовым институтом, пока не будет выстроена многоуровневая система гарантий
исполнения их обязательств,– как на законодательном уровне, так и на уровне
каждого конкретного фонда.
Стимулирование корпоративных пенсионных программ
В настоящее время корпоративные пенсионные программы не регулируются
законодательством. Работодатель свободен в том, организовывать ли ему свою
пенсионную программу (он за это ничего не получает от государства), а значит, и
в том, чтобы прекратить ранее начатую пенсионную программу.
Возможно, такая «свобода рук» и устраивает многих работодателей, хотя
социально ответственные крупные корпорации не должны сильно радоваться ей. Но
она невыгодна работникам, которые в условиях такой неопределенности не могут
полноценно планировать свое пенсионное будущее. Она нежелательна и с точки
зрения государства, которое не знает, в какой степени оно может рассчитывать на
помощь бизнеса в обеспечении достойной старости пенсионерам.
Ситуацию необходимо менять, но, конечно, не путем одностороннего
«закручивания гаек» в отношении работодателей, уже организовавших свои
корпоративные пенсионные программы. Необходимо стимулирование работодателей к
организации таких пенсионных программ как важной формы социального партнерства,
необходимо предоставление им осязаемых льгот. Вместе с тем оборотной стороной
должно стать повышение ответственности работодателей, организовавших свои
пенсионные программы, за их реализацию.
Следует также сохранить достаточно высокую степень свободы работодателей
при конструировании своих пенсионных программ - в отношении сумм, направляемых
на эти цели, различных прав для разных категорий работников, возможности
установления тех или иных отсрочек в возникновении пенсионных прав и т.д..
Права работников должны защищаться прежде всего через предоставление им всей
значимой информации о корпоративной пенсионной программе и через
ответственность работодателя за соблюдение добровольно взятых им на себя
обязательств. Взял - добровольно, а исполнять должен - обязательно, как это
обычно бывает в гражданско-правовых отношениях.
Повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования
Наиболее эффективное развитие накопительной системы в рамках
обязательного пенсионирования возможно на пути ухода Пенсионного фонда России
(ПФР) из этой сферы и передачи НПФ всех функций по формированию и выплате
накопительной части трудовой пенсии (НЧТП).
Для этого необходимо ввести норму о том, что выбор НПФ для формирования
НЧТП в рамках обязательного (трудового) пенсионного страхования является
обязательным для каждого работника. По истечении некоторого переходного периода
все работники должны будут перейти из ПФР в НПФ, и ПФР сможет сосредоточиться
на обслуживании распределительной пенсионной системы. С другой стороны, роль
государства останется значительной в части обеспечения надлежащего
регулирования, контроля и надзора за всеми участниками системы.
При этом страхователем предлагается сделать самого работника – для
повышения ответственности и заинтересованности, тогда как работодатель
останется плательщиком страховых взносов, которые взимаются из зарплаты
работника. Инвестирование пенсионных накоплений должно будет осуществляться на
тех же принципах, что и сейчас, - профессиональными управляющими компаниями,
под присмотром спецдепозитариев и под жестким государственным контролем.
Застрахованные лица должны будут иметь право раз в году менять фонд - для
обеспечения конкурентной среды на этом, рынке и для защиты интересов клиентов
НПФ.
Для развития предлагаемых принципов необходимо уточнить порядок
заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок назначения
и выплаты НЧТП, упростить документооборот между фондом, его клиентами и
регулирующими органами. Целесообразно создать возможность для некоторого
варьирования пенсионных продуктов по ОПС, а также ввести наследование
пенсионных накоплений.
Позитивный налоговый режим
Лозунг НПФ и их сторонников – это давно обсуждаемая система ЕЕТ (exempt - exempt - taxed):
не брать налоги на входе и внутри системы, облагать на выходе. Государству, в
конечном счете, это будет выгоднее, так как оно получит больше налогов, хотя и
с некоторой отсрочкой во времени. Но для российского бюджета эта отсрочка не
должна быть серьезной проблемой.
Разговоры о том, что НПФ превратятся в отмывочные конторы, не выдерживают
критики: надо только установить четкую привязку льгот к долгосрочности операций
с пенсионными средствами и усилить контроль за соблюдением этих норм.
Совершенствование системы
управления рисками
Нынешняя система управления рисками НПФ достаточно поверхностна, и
отсутствие финансовых злоупотреблений и скандалов в этой сфере связано, прежде
всего, с относительной молодостью российских НПФ: они просто еще не добрались
до массовых пенсионных выплат. С другой стороны, лидеры рынка являются
составной частью крупных корпораций, выполняют их корпоративные пенсионные
программы и не без оснований рассчитывают на помощь материнских структур в
трудной ситуации.
Однако одного крупного скандала будет достаточно, чтобы капитально
подорвать доверие граждан к системе НПФ. Поэтому лучше превентивно озаботиться
выстраиванием эшелонированной обороны от возможных рисков – как на уровне
законодательства, так и на уровне риск-менеджмента в каждом отдельном фонде.
Однако для этого необходимо существенно уточнить и углубить законодательство в
части определения природы обязательств НПФ перед клиентами, определения объема
этих обязательств, момента их возникновения и момента их исполнения. Это
позволит ввести систему нормативов для пруденциального надзора, о необходимости
которого для профессиональных участников рынка ценных бумаг и для институтов
коллективного инвестирования говорит в последнее время ФСФР.
В состав многоуровневой системы гарантий должны входить: уточнение
требований к принципам и направлениям инвестирования пенсионных резервов и
пенсионных накоплений НПФ в части принимаемых рисков; уточнение требований к
сохранности и ликвидности имущества для осуществления уставной деятельности;
повышение эффективности аудиторских и актуарных проверок; внешнее
резервирование средств в гарантийных фондах или обществах взаимного
страхования; участие НПФ в саморегулируемых организациях. Возможно, что на
последнем уровне целесообразно создать общенациональную Корпорацию страхования
пенсионных накоплений – по аналогии с Агентством по страхованию вкладов в
банковской сфере.
Нам представляется, что в области управления рисками и повышения своей
надежности НПФ должны сами проявлять инициативу и идти на конструктивный диалог
с регулятором, не дожидаясь, пока соответствующие меры будут разработаны кем-то
другим и навязаны фондам извне. [8, с. 18]
Таким
образом, негосударственный пенсионный фонд позволяет, вкладывая не особо
большие деньги в течение 15-20 лет, накопить за этот срок серьезную добавку за
счет постоянного реинвестирования ваших средств. Маленький пример: в 1996 году
начались первые выплаты из негосударственных пенсионных фондов, в частности
работникам "ЛУКОЙЛа". За 10 лет у людей, которым была назначена
пенсия в тысячу рублей в 1996 году, за счет реинвестирования средств и
индексации сегодня пенсия возросла до 12 тысяч рублей в месяц.
Негосударственный пенсионный фонд - это социально-финансовый институт,
который обеспечит стабильное накопление в течение длительного периода времени.
Заключение
16 сентября
2007 года исполнилось 15 лет со дня возрождения в России после почти 70-летнего
перерыва частных пенсионных систем. Сегодня они в России существуют в виде
негосударственных пенсионных фондов.
Пятнадцатилетний опыт функционирования НПФ в России
свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется
затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное
обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий,
финансово-промышленных групп и банков. Действующие фонды обслуживают всего 6
млн. человек (менее 8% от общего числа трудоспособного населения). Что касается
состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной
степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного
обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую
прибавку к пенсии - это задача будущего.
Для ее решения необходимо провести ряд организационных мероприятий и
принять ряд законов по следующим направлениям:
1. создание механизмов и инфраструктуры,
обеспечивающих экономическую устойчивость и надежность работы фондов;
2. создание экономических стимулов для
работодателей и работников по формированию дополнительных пенсионных
накоплений.
Дальнейшее совершенствование системы пенсионного обеспечения должно
носить системный характер, базироваться на актуарном обосновании объема
страховых платежей и цивилизованного уровня страхового возмещения, сочетать
обязательные по закону и дополнительные формы пенсионного страхования.
Необходимым условием системного подхода при решении задачи формирования
цивилизованных пенсионных институтов является решение проблем повышения доходов
населения, снижения необоснованной дифференциации заработной платы, повышения
увязки размеров пенсии с размерами заработной платы.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - №5.
– 2002.
2. Бочкарёв Д.В. Мировой опыт развития и
функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис
негосударственных пенсионных фондов в современной Российской Федерации. - М.:
Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. - 36 с.
3. Михальчук В.Ю. Риски деятельности
НПФ и объединенные гарантийные фонды // Актуальные проблемы негосударственного
пенсионного обеспечения. Сборник материалов. Выпуск 1. Обязательное пенсионное
страхование. - М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2002г.
4. Барбашин И.В., Роик В.Д., Титов
С.Н. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы //
Аналитический вестник Совета Федерации. - № 11 (299). – 2006.
5. Батаев В. В. Состояние системы
негосударственных пенсионных фондов России и принципы государственного контроля
// Финансовый менеджмент. - № 5. - 2003.
6. Бережной М.П. Проблемы
деятельности НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции. - №2. – 2005.
7. Клевцова Т. Негосударственные
пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. - №12. -
2004.
8. Кокорев Р.А., Трухачев С.А.
Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути
развития // Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро
экономического анализа". - № 62. - 2004.
9. Колобаев О.М. Негосударственные
пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование. // Пенсионные фонды и
инвестиции. - №7. – 2004.
10. Кращенко Л.,
Онгирский К. На шаг впереди инфляции. Рейтинг НПФ - 2005 г. / Рейтинговое агентство «Эксперт РА». // http: // www.raexpert.ru /ratings/npf/2005/
11. Линев И.
Инвестиции в человеческий капитал. // Оборудование: рынок, предложение, цены. -
№ 8. - 2007.
12. Логинов В.
Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов. // Инвестиции. - №4.
– 2006.
13. Смольякова Т. Независимая старость: негосударственным пенсионным
фондам доверили свои сбережения семь миллионов человек. // Российская газета. –
Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2007 г.
|