Курсовая работа: Государственный кредит: экономическая сущность, условия предоставления и основные виды
Под конверсией понимается изменение
доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение
доходности ценных бумаг.
Под консолидацией займов понимается
изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение
консолидации с конверсией.
Обмен облигаций по регрессивному
соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к
одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее
выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых
полноценных деньгах.
Отсрочка погашения займа используется
правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического
эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов не приносит
экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов
направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке
погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата
доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором
владелец облигаций продолжает получать доход.
Анулирование государственного долга –
крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от
обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к
власти новых политических сил.
В начале текущего века в нашей стране
бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного
долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по
сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет
задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым
организациям.
По данным
информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70%
привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно-неокупаемые
проекты.
К внешнему долгу государства относится
также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме
официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за
поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к
возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его
обслуживанию.
Рост внешней задолженности Республики
Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам
сложившейся системы управления долгом можно отнести:
– не полная законодательная база
Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не
обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой
области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и
реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с
другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной
регламентации;
– не сформирована единая система
учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии,
интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает
невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового
внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих
качество управленческих решений;
– по сути, не сформирована система
анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения
кризисной ситуации;
– механизмы управления долгом не
позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых
кризисов;
– не отработана система долгосрочной
взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и
бюджетно-налоговой политикой;
– информация о состоянии внешнего
долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
– управление государственными
гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения
конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа
кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.
Такое положение в сфере внешней
задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной
экономики Беларуси по следующим направлениям.
Первое – усиление зависимости
Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при
принятии решений в области экономической политики.
Второе – сокращение объема средств,
которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает
экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.
Третье – уменьшение размера средств,
которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может
спровоцировать социальную напряженность.
Четвертое – нестабильность
денежно-кредитной политики.
Пятое – ослабление позиций нашей
страны на мировых рынках товаров и капиталов.
Шестое – повышение финансовой
зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на
нем инвесторов.
В силу того, что деятельность
отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства
финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно
скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям
развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления
внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно
возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом
страны.
К сожалению, отрицательное сальдо
внешней торговли страны, вызванное, прежде всего, необходимостью приобретения
энергоносителей для предприятий с их устаревшим энергоемким оборудованием и
технологиями, говорит само за себя.
Что же касается главных задач системы
управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной
экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее
оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием
этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными
возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Развертыванию иностранных кредитных
линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры
иностранных кредитных линий будут способствовать:
1) обновление законодательства,
регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого
определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики,
Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и
Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Компетентная и
тщательная экспертиза инвестиционных проектов позволит отсечь заведомо
неэффективные проекты, которые впоследствии создают проблемы с погашением
кредитов;
2) законодательно закрепленное
расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер
по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном
законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы
обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса
предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете
предприятия-заемщика и т.п. При разработке мер государственной поддержки
экспорта важно привести национальное законодательство по привлечению
иностранных кредитов и выполнению обязательств по их обслуживанию в
соответствие с унифицированными международными требованиями, в частности с
Консенсусом ОЭСР по правилам государственной поддержки экспортных кредитов
(1992 г.);
3) развитие страховой и гарантийной
инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой
проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и
банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами
должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических
операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной,
а не на экстраординарной основе). Подобный страховой фонд должен находиться в
ведении центральной государственной компании страхования внешней торговли.
Кроме государственного страхования, в
республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые
услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность
валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а
также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;
4) принятие в среднесрочной и
долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в
сфере внешней торговли.
Следует, прежде всего, расширить
возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило,
связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с
ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для
освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных
капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по
причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).
Реализация проектов кредитных линий
должна подкрепляться также соответствующими экспортными и импортными кредитами,
в том числе в части страхования экспортных поставок, без чего не может быть
выхода на внешние рынки и притока валюты для погашения кредитов. При этом
требуется отработать схему взаимодействия банка предприятия-экспортера,
Внешэкономбанка и центральной государственной страховой организации в области
внешней торговли. Мировая практика показывает, что именно такая управленческая
структура может обеспечить успешное проникновение на внешние рынки и раскрытие
экспортных возможностей страны.
С учетом изложенного представляется
необходимым проработать вопрос о возможностях расширения координационных
функций Белвнешэкономбанка в части страховой поддержки, предоставления
гарантий, а также дополнительных кредитов, потребность в которых возникает в
процессе освоения кредитных линий. Параллельно следует изучить возможности
укрепления потенциала государственных и негосударственных страховых компаний,
расширения их функций, в том числе во взаимодействии с Внешэкономбанком.
5) разработка вариантов пилотных
проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со
100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими
соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов
целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного
капитала при создании банка с участием иностранного капитала.
6) создание Инвестиционного банка
Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться
приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ.
Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных
финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества
инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом
институциональном сегменте;
7) продолжение работ по вступлению
республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС – услуг и информации), что должно способствовать
проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки
услуг информации, защиты интеллектуальной собственности), снятию обширных
демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и
повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа
должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;
8) создание соответствующей
техно-информационной инфраструктуры как предпосылка успешной интеграции
республики в международные рынки с учетом соблюдения национальных экономических
интересов. В республике давно назрела необходимость формирования международной
информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в
рамках международного инвестиционного проекта).
В завершение главы необходимо
отметить, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные
инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним
из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских
предприятий.
Привлечение кредитных ресурсов даст
возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и
конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и
как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и
населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
государство кредит
регулирование экономика
На основании изложенного в курсовой
работе материала можно сделать следующие выводы:
1. Государственный кредит
представляет собой систему денежных отношений между государством и
юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными
финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов,
предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия
дефицита государственного бюджета.
2. Назначение государственного
кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством
мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае
дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые
ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита
средства прямо используются для финансирования экономических и социальных
программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством
увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором
ускорения социально-экономического развития страны.
3. Под формой кредита понимается
внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает
кредит. В зависимости от характера операций различают три формы
государственного кредита: государственное заимствование; государственная
гарантия; государственный кредит.
4. К основным странам и международным
финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике
Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме
специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами
Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными
соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания),
"Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА.
(Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.
5. Заемные средства, привлекаемые в
Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического
оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или
импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств.
В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация
направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического
импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас
прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных
возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых
кредитов.
6. Республика Беларусь своевременно и
в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по
гарантированным займам. Положительная платежная история республики
свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о
той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к
выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной
задолженности.
Развертыванию иностранных кредитных
линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры
иностранных кредитных линий будут способствовать:
7. Обновление законодательства,
регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого
определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики,
Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и
Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
8. Законодательно закрепленное
расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер
по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном
законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы
обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса
предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете
предприятия-заемщика и т.п.;
9. Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры
в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием
заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется
логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем
перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при
заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на
экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике
существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги.
Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового
потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость
связей с другими страховыми компаниями;
10. Принятие в среднесрочной и долгосрочной
перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней
торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями
экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов
иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения
кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных
линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных
линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на
строительную часть проекта).
11. Разработка вариантов пилотных
проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со
100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими
соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов
целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного
капитала при создании банка с участием иностранного капитала.
12. Создание Инвестиционного банка
Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться
приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ.
Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных
финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества
инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом
институциональном сегменте;
13. Продолжение работ по вступлению
республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС – услуг и информации), что должно
способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том
числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также
укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к
ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне
двусторонних правительственных соглашений;
14. В республике давно назрела
необходимость формирования международной информационной системы в области рынка
технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного
проекта).
Осуществление этих мероприятий
обеспечит дальнейшее повышение роли государственного кредита в развитии
национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Барсегян, Л. М.
Финансы: курс лекций / Л. М. Барсегян, Т. Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Минск: Акад. упр. при
Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
2.
Балабанов, И.
Банки и банковское дело / И. Балабанов. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 448
с.
3.
Жарковская, Е. Банковское
дело. Учебник /
Е. Жарковская. – Москва:
Омега-Л,
2005. – 440 с.
4.
Организация
деятельности коммерческих банков: Учебник / Г. И. Кравцова, Н. С. Василенко, И.
К. Козлова и др.; под. ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2005. – 512 с.
5.
Теория финансов:
Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф.
Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 351 с.
6.
Юшко, Ю. И.
Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Учебно-методическое
пособие / Ю. И. Юшко. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 576 с.
7.
Булова, Д.
Практические аспекты межбанковского кредитования / Д . Булова, А. Назаров //
Банковский вестник. – 2006. – № 1. – С. 46-52.
8.
Вардеванян, Г.
Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси / Г. Вардеванян //
Банковский вестник. – 2005. – № 1. – С. 7-8.
9.
Даллакян, А.
Управление кредитным риском / А. Даллакян // Бухгалтерия и банки. – 2006. – №
1. – С. 44-49.
10.
Картэль, Я.
Белорусская валютно-фондовая биржа на рынке муниципальных ценных бумаг / Я.
Картэль // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – № 12. – С. 22-24.
11.
Мирончук, С.
Эффективность кредитных вложений в Беларуси / С. Мирончук // Банковский
вестник. – 2006. – № 1. – С. 53-54.
12.
Салак, С.
Фондовый рынок: итоги работы за январь-март 2005 / С. Салак // Национальная
экономическая газета. – 2005. – № 28. – С. 11.
13.
Силина-Ясинская,
Т. Фондовый рынок Республики Беларусь: перспективы развития / Т.
Силина-Ясинская // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2005. – №43. – С.
39-41.
14.
Хромова, Н. В.
Сущность и особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / y/ В. Хромова // Вестник БГЭУ. – 2005.
– № 4. – С. 14-16.
15.
Шухно, В.
Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / В. Шухно
// Вестник ассоциации белорусских банков. – 2004. – № 2. – С. 4-6.
16.
Электронный
ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. –
Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
17.
Электронный
ресурс Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. –
2010. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
18.
Электронный
ресурс Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by.
|