Курсовая работа: Государственный кредит: экономическая сущность, условия предоставления и основные виды
3. Помощь, полученная от Всемирного
банка (ВБ).
История взаимоотношений Беларуси с
Всемирным банком (ВБ) условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по
1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период
отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой
перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей
политики реформ. С начала второго периода начинается похолодание
взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это
время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в
стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает
минимально возможное финансирование банка. Начиная с сентября 2000 года,
наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и
европейскими экономическими и финансовыми институтами.
Возобновлены консультации с
Международным валютным фондом (МВФ). Правительство Республики Беларусь
совместно с МВФ подготовили Программу мониторинга Международным валютным
Фондом, которая реализовывалась в республике в период с 1 апреля по 30 сентября
2001 года. Заключено новое Кредитное соглашение с Международным банком
реконструкции и развития (МБРР) по займу на проект модернизации инфраструктуры
в социальной сфере республики размером в 22,6 млн. долларов США. На Совете
директоров Всемирного банка 14 марта 2002 г. утверждена новая Стратегия
сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 – 2004
гг. финансовые годы.
Беларусь с момента вступления в ВБ
получает от него гарантовую (безвозмездную) помощь, общая сумма которой
достигла на 1.01.1999 г. 12,759 млн. долл. США (таблица 2.1) [17].
Таблица 2.1 –
Гарантовая помощь,
полученная от Всемирного банка
Дата одобрения |
Сумма (USD) |
Источник |
Содержание
проекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
Июль
1992 г.
|
1000000 |
Глобальный
экологический фонд |
Поддержка проекта
сохранения биологического разнообразия лесов (Беловежская пуща и Березинский
заповедник) |
Май
1993 г.
|
350000 |
ФИР |
Поддержка
приватизации и Банковского дела |
Июнь
1993 г.
|
923000 |
ФППРРЧР
(финансирование японского правительства) |
Поддержка
адаптации белорусского рынка труда и структуры социальной защиты к условиям
развивающейся рыночной экономики |
Апрель
1994 г.
|
100000 |
ФИР |
Иностранная
техническая помощь Правительству в разработке усовершенствованного
законодательства о государственных закупках и его первоначальной реализации |
Апрель
1994 г.
|
195000 |
ФИР |
Помощь в
разработке городского земельного кадастра |
Июнь
1994 г.
|
505000 |
ФППРРЧР |
Помощь в
подготовки проекта приоритетной инфраструктуры для поймы реки Припять |
Июнь 1994г. |
497000 |
ФППРРЧР + ГЯП |
Помощь в
детальной разработке согласованных реформ в организационной структуре
энергетического сектора и предлагаемых кредитов в поддержку их реализации |
Ноябрь
1994 г.
|
375000 |
ФППРРЧР |
Консультационное
обеспечение развития сотрудничества между белорусскими предприятиями и
потенциальными иностранными партнерами (в рамках программы технической помощи) |
Декабрь 1994 г. |
328000 |
ФИР |
Поддержка
белорусской рабочей группы по законодательным реформам в области
коммерческого права |
Февраль
1995 г.
|
150000 |
ГЯП |
Грант на
подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы |
Апрель
1996 г.
|
480000 |
ФИР |
Помощь
Министерству экономики и Институту законодательства и государственного
строительства в подготовке новых законодательных норм |
Апрель
1996 г.
|
200000 |
ГФИ |
Консультационное
обеспечение и переобучение правительственных служащих по вопросам организации
госзакупок |
Май
1997 г.
|
6900000 |
Глобальный
экологический фонд |
Проект
прекращения применения озоноразрушающих веществ |
Июль
1997 г.
|
620000 |
ГЯП |
Проект по
модернизации городского водоснабжения |
Июль
1997 г.
|
49000 |
ГЯП |
Информационное
сопровождение Меморандума о взаимопонимании путем организации совместно с
Правительством Республики Беларусь региональных семинаров |
Январь
1998 г.
|
96000 |
ГФИ |
Экономический
советник при Администрации Президента РБ |
Январь
1998 г.
|
69000 |
ГФИ |
Разработка
механизма социальной защиты малообеспеченных слоев населения |
Ноябрь
1998 г.
|
122000 |
ГФИ |
Грант на
подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы |
Итого: |
12759000 |
|
|
ФИР – Фонд
институционального развития; ФППРРЧР – Фонд поддержки политических реформ и
развития человеческих ресурсов; ГЯП – Грант японского правительства; ГФИ – Гарантовый
фонд Италии |
|
|
|
|
|
|
|
Основное место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и
Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он
предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие
только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет
кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного
долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных
гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от
общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять,
по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.
С 1992 г. Республике Беларусь
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставил займов на сумму
171,2 млн. долл. США (фактически получено 143,2 млн. долл. США). Большая часть
кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (МБРР)
направляется на инвестиционные проекты (таблица 2.2) [17].
Таблица 2.2 –
Займы, полученные Республикой Беларусь от Всемирного банка
Проект |
Дата одобрения |
Сумма (USD) |
Ставка (плав.%) |
Срок (лет) |
Мораторий на
выплату долга (лет) |
Институциональный
заем |
Июль 1993г. |
8300000 |
=7,4% |
15 |
5 |
Реабилитационный
заем |
Ноябрь 1993г. |
120000000 |
=8,0% |
15 |
5 |
Заем на развитие
лесного хозяйства |
Май 1994г. |
41900000 |
=8,0% |
15 |
5 |
Заем на
подготовку проекта энергосбережения |
Апрель 1998г. |
1000000 |
|
|
|
Итого: |
|
171200000 |
|
|
|
Необходимо отметить, что на данный
момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые могут быть
извлечены из сотрудничества с Всемирным банков (ВБ) с учетом его статуса и
достаточно льготных условий предоставления финансовых средств. Развитие
сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом
охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы
Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно
говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка
оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|