рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственный кредит: экономическая сущность, условия предоставления и основные виды

4. Займы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Условия предоставления кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для белорусских предприятий несколько отличны от тех, которые обычно используются банком, что связано со спецификой экономической и политической ситуации в стране.

Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было подписано 22 ноября 1994г. С учетом высокого кредитного риска в Беларуси Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство Республики Беларусь в лице Национального Банка выступает гарантом возврата кредита.

Европейский банк реконструкции и развития в рамках Кредитной линии на развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь выделил 30 млн. долларов США (две транши по 15 млн. долларов каждая). Кроме того, Экспортно-импортный банк Республики Китай предоставил по транше В дополнительно 7,5 млн. долларов США (соглашение подписано 12.07.1996г., вступило в силу в октябре 1996г.).

На кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализованы такие проекты, как: Belarus Telecom (сумма займа – 38,8 млн. долл. США), оборудование автострады Брест – Минск – граница России (сумма займа – 66 млн. долл. США), стекольный завод в Елизово (сумма займа – 7,7 млн. долл. США).

В 2004 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) осуществлял работу в Беларуси в соответствии со страновой Стратегией, утвержденной в мае 2001 года, которая ограничивала предоставление стране нового финансирования только рамками частного сектора.

В результате диалога с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в июле 2004 г. одобрена новая Стратегия по сотрудничеству с Беларусью на 2004 – 2006 годы. В ноябре 2004 г. Советом директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) принято решение о предоставлении частным банкам Беларуси новой кредитной линии в размере до 25 млн. долларов (без гарантии Правительства Республики Беларусь) для финансирования проектов в сфере малого и среднего бизнеса [17].

Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность выделения прямых инвестиций трем частным предприятиям в области деревообработки, легкой промышленности и энергетики, а также предоставления экспортных гарантий для обслуживания внешнеторговых операций через "Белгазпромбанк".

Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.

Отметим, что заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта.

В августе 2007 года Республике Беларусь были присвоены суверенные кредитные рейтинги от агентств "Стэндард энд Пурз" (В+) и "Мудиз инвесторз сервис" (В1) с прогнозом – "стабильный". В течение 2008-2009 годов значения суверенных рейтингов Беларуси продемонстрировали значительную устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Среди стран СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от Украины, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Румынии, Болгарии, Казахстана, Грузии и других), что лишний раз говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных мер, принимаемых правительством.

Среди основных преимуществ Республики Беларусь – низкий уровень государственного, в том числе внешнего, долга, сбалансированный бюджет, а также весьма успешное продвижение рыночных реформ, что открывает широкие перспективы по привлечению иностранных инвестиций. Говорить о повышении рейтинга, однако, на данный момент можно лишь в среднесрочной перспективе. Признаки восстановления мировой экономики пока достаточно неоднородны и не позволяют утверждать об окончательной стабилизации и скором выходе из кризиса, что заставляет рейтинговые агентства относиться к перспективам повышения рейтингов с заметной долей осторожности.

Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 1995-2009 гг. (млн. долларов США) представлен данными приложения.

В течение 2009 года Республика Беларусь привлекла кредиты от МВФ (по состоянию на 1 октября 2009 г. на сумму $1 466,8 млн. долларов США), правительства Российской Федерации ($ 500,0 млн. долларов США), а также экспортные кредиты, в том числе под гарантию правительства Республики Беларусь, от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. долларов США при установленном лимите на 2009 год 8,5 млрд. долларов США (таблица 2.3) [18].

Таблица 2.3 – Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2009 г. 01.01.2010 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 3 588,8 7 778,8
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 130,1 112,6
Всего 3 718,9 7 891 ,4

По состоянию на 1 октября 2009 г. внешний государственный долг составил $6 191,2 млн. долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2009 год" лимите в $ 8 млрд.). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют $6 074,1 млн. долл. (98,1%), за счет собственных средств заемщиков – $117,1 млн. (1,9%).

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

Министерство финансов разрабатывает стратегию управления государственным долгом на кратко– и среднесрочный период. Основная ее цель – выработка политики государственных заимствований для обеспечения потребностей страны с учетом стоимости кредитных ресурсов и на основании анализа рисков кредитного портфеля. При этом особое внимание уделяется поддержанию устойчивости государственного долга и сохранению показателей кредитной безопасности в установленных пределах.

В условиях мирового финансового кризиса основными факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней задолженности, наличие суверенного кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений – отмена "золотой акции", упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.

Действия правительства, направленные на улучшение бизнес-климата, уже приносят реальные результаты. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010", опубликованному в сентябре, в итоговом рейтинге всех исследуемых стран Беларусь поднялась на 27 позиций и теперь занимает 58-е место. Перевод Республики Беларусь в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволит удешевить стоимость кредитных ресурсов. Для достижения этой цели Министерством финансов совместно с МИД и другими заинтересованными ведомствами ведется целенаправленная работа по информированию официальных органов стран – членов ОЭСР об устойчивом финансовом положении и стабильном экономическом развитии страны. Параллельно прикладываются значительные усилия по линии взаимодействия со страховыми экспортными агентствами зарубежных государств.

Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что к основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др. Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.

Условно можно выделить два периода в истории белорусского внешнего кредитования. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах Республики Беларусь ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют Республике Беларусь новые займы.

Республика Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.


3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.

Внешний государственный долг стран СНГ достался им в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно. Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещен, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объем вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет.

“Взвешенная” бюджетная политика последних лет создала финансовую основу для снижения государственного долга. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, сохраняется ряд отрицательных факторов. В частности, речь идет об отсутствии законодательного разграничения функций органов государственной власти в области управления долгом, о нерыночном характере основной доли государственного внешнего долга, об ограниченных возможностях доступа на международные рынки капитала на благоприятных для Республики Беларусь условиях.

Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.

Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:

– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

– повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

– активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

– расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

– переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

– замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;

– отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление привлечения ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на: внешний; внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:

– выплата доходов кредиторам и погашение займов;

– изменение условий выпущенных займов;

– определение условий эмиссии;

– выпуск новых займов.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Таким путем в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа его облигации свободно обменивались в течении года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности: конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному соглашению; отсрочки погашения долга; аннулирования займа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.