Курсовая работа: Финансовый контроль как элемент финансового механизма
3.
информационная и др.
Счетная
палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и
тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых
организаций.
По
итогам проведенных контрольных мероприятий в 2009 году Правительству Российской
Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета,
иным участникам бюджетного процесса направлено 320 представлений и предписаний
Счетной палаты и 438 информационных писем. Президенту Российской Федерации
направлено 15 информационных писем. Правительству Российской Федерации
направлено 5 представлений и 107 информационных писем (см. рис. 2.2.)[13]
Рис.
2.2. Представления Счетной палаты, направленные в 2009 году, по адресатам
Основные
показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены в
Приложении 3.[14]
В
случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности,
наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе
давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для
исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении
предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой
принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных
операций по банковским счетам проверяемых организаций.
Всего
за 1995–2009 годы Счетная палата провела 6 623 контрольных и
экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации
и обращениям членов Совета Федерации – 157 мероприятий, по поручениям
Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 312
мероприятий (см. рис. 2.3.)[15].
Рис.
2.3. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных
Счетной палатой в 1995–2009 годах
Общая
сумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд. рублей (см. рис.
2.4.)[16].
Рис.
2.4. Динамика объемов финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в
1995–2009 годах, млрд. рублей
За
1995–2009 годы по результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила
органам государственной власти, предприятиям и организациям 7110 представлений
и предписаний (см. рис. 2.5.)[17].
Рис.
2.5. Количество представлений и предписаний Счетной палаты, направленных в
1995–2009 годах
Благодаря
активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти
существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы
Счетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было
направлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольных
мероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела (см. рис. 2.6.).[18]
Рис.
2.6. Реагирование правоохранительных органов
Главное
контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента
РФ от 8 июня 2004 г. №729) выполняет функции контроля (включая проверки)
исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями
федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и
распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ
Федеральному Собранию.
Однако
основным органом государственного финансового контроля является Министерство
финансов РФ. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое
обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его
организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения
мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового
мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее
руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной
службы страхового надзора, Федерального Казначейства.
Федеральная
налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная
налоговая служба выполняет следующие главные задачи:
1.
выработка и проведение единой
государственной налоговой политики;
2.
взимание налогов и сборов;
3.
координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
4.
осуществление контроля за
соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей;
5.
контроль за производством и
оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
О результатах проверок соблюдения законодательства о
налогах и сборах см. в Приложении 4.[19]
Федеральная
налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную
управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями
по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями
межрайонного уровня.
О
поступлении администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре
2009-2010 года указано на рис. 2.7.[20]
Рис.2.7.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в
январе-ноябре 2009-2010 гг.
Всего в
январе-ноябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 885,5 млрд. рублей,
что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями налога на добычу полезных ископаемых, НДС и налога на прибыль
(см. рис.2.8.)[21]
Рис.2.8.
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
по видам налогов в январе-ноябре 2010 года (в %)
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в
финансово-бюджетной сфере и области валютных отношений. Контрольные полномочия
этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и
эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и
имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном
контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных
операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными
биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую
информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает
другие контрольные задачи.
В 2009 году
Росфиннадзором и его территориальными органами в соответствии с Планом
деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2009 год,
утвержденным Министром финансов Российской Федерации, а также планами
контрольной работы территориальных управлений Росфиннадзора на 2009 год
проведено 18 975 ревизий и проверок.
В ходе контрольных и
надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной
сфере при использовании 1 290 416,89 млн. рублей, в том числе при использовании
средств федерального бюджета в объеме 1 151 958,25 млн. рублей.
В 2009 году возмещено
средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной
сфере, дополнительно поступило платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты
государственных внебюджетных фондов, внесено изменений в бухгалтерскую
(бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества, а также
взыскано штрафных санкций на сумму 871 509,13 млн. рублей, из них по средствам
федерального бюджета – на сумму 861 213,11 млн. рублей.
Федеральная служба
страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке
страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка
страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой
устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил
формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта
федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности
профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового
надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области
страхового дела. Количество проверок субъектов страхового дела указано в
Приложении 5[22].
Важным
органом государственного финансового контроля выступает Федеральное
казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах,
предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков,
производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного
процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных
внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования
бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе
приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей
бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства
непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит
операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и
региональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача завершения перехода на
обслуживание местных бюджетов.
Главные
распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только
контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям
бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и
распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования
средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности
об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители
бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок
подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных
унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются
специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк
России осуществляет контроль денежной массы в обращении и кредитно-банковский
надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении и
мониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике, а также
валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность
Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной
регистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторским
организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного
законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге
финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности
участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной
легализации (отмывания) банками денежных средств юридических и физических лиц,
полученных преступным путем и др. В случае выявленных нарушений Банк России
имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их
действие.
Федеральная
служба по финансовым рынкам осуществляет контроль и надзор за деятельностью
профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или
отзыва лицензий, контроля соблюдения участниками рынка специального
законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников
фондового рынка и т.д.), в процессе надзора за соблюдением установленных правил
торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым
резервам, уровню страхового риска, а также в ходе мониторинга финансовой
устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных
бумаг и др. При выявлении нарушений названная федеральная служба вправе
отозвать лицензии у участников финансового рынка.
Федеральная
служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением
организациями и физическими лицами законодательства о противодействии
легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью
противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские
операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным
имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлтерские
компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг
обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о
названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит
обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним
могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по
экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые
структуры.
Федеральная
таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний
включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль
перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ,
контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов,
взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).
В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового
законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции,
установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Наряду
с общегосударственными контрольными органами в стране действует ряд
специализированных служб финансового контроля, выполняющих тематические
проверки по профилю их вышестоящих организаций. Их деятельность регламентируется
соответствующими законодательными нормами и инструкциями вышестоящих
организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация и
функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и
непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный
финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования
государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального
управления и правового регулирования.
Сегодня органы
государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования
системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием
эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является
наличие развитой системы контроля.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит
целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы
страны. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с
нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства
будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового
контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности
хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний,
выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования
организации и деятельности органов государственного контроля, так как
контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего
законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы,
терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования
системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в
вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно
законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа
финансового контроля.
Весьма своевременным
является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной
палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым
органом контроля за формированием и использованием государственных средств.
Таким образом, финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Архипов А.И. Финансы: учебник /
А.И. Архипов, Погосов И.А. — М.: Проспект, 2009. - 627с.
2.
Бабич А.М. Государственные и
муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М. : ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
3.
Барулин С.В. Финансы: учебник/
С.В. Барулин.– М.: КНОРУС, 2010. ¾640 с.
4.
Горбунова О.Н. Финансовое право:
учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. — М.: Проспект, 2007. — 536 с.
5.
Грязнова А.Г. Финансы: учебник /
А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М. : Финансы и статистика, 2007. ¾ 501 с.
6.
Ковалев
В. В. Финансы: учебник/ В. В. Ковалев.— М.: Проспект, 2006. — 634 с.
7.
Крохина
Ю.А. Финансовое право: учебник / Ю. А. Крохина. —М.: Норма, 2008. — 688 с.
8.
Леонтьев В.Е. Финансы, деньги, кредит и
банки: учебное пособие / В.Е. Леонтьев, Н.П.Радковская. — М.: Знание,
ИВЭСЭП, 2003. — 384 с.
9.
Лушин С. И. Финансы: учебник / С.
И. Лушин, В.А. Слепов. — М.: Экономистъ, 2007. — 682 с.
10.
Мацкуляк И.Д. Государственные и
муниципальные финансы: учебник / И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2007. – 640 с.
11.
Миляков Н.В. Финансы: учебник /
Н.В Миляков.— М.: ИНФРА-М, 2004. —543 с.
12.
Мысляева И.М. Государственные и
муниципальные финансы: учебник/ И.М. Мысляева. — М.: ИНФРА—М, 2007. — 360с.
13.
Нешитой
А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. — М.: Дашков и К°, 2008. — 512 с.
14.
Романовский М.В. Финансы и кредит:
учебник / М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова. — М.: Высшее образование, 2008. —
609 с.
15.
Сабанти
Б.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти.
—
М.: Менеджер, 2004. — 192с.
16.
Фетисов В.Д. Бюджетная система
Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / В.Д Фетисов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. ¾367 с.
17.
Шуляк
П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. — М.: Дашков и К°,
2006. — 456 с.
18.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от
30.09.2010) —(http://www.consultant.ru).
19.
О
Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 (ред. от 05.04.2010).
—(http://www.consultant.ru).
20.
Акбарова
Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле / Ж.Д. Акбарова //
Современная Россия. Информационно-аналитический портал. —
(www.nasledie.ru/schetpal/)
21.
Бурцев В.В. Система финансового
контроля / В.В Бурцев //Современная Россия. Информационно-аналитический портал.
— (http//www.nasledie.ru/schetpal/)
22.
Материалы сайта «Счетная палата
РФ» (http://www.ach.gov.ru/ru/)
23.
Материалы сайта «Федеральная налоговая служба РФ» (http://www.nalog.ru/)
24.
Материалы сайта «Федеральная
служба страхового надзора» (http://www.fssn.ru/www/site.nsf)
25.
Материалы сайта «Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора» (http://www.rosfinnadzor.ru/)
[1]
Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. — М.:
Дашков и К°, 2008. — 127 с.
[2] Мысляева И.М. Государственные
и муниципальные финансы: учебник/ И.М. Мысляева. — М.: ИНФРА—М, 2007. — 201с
[3] Крохина
Ю.А. Финансовое право: учебник / Ю. А. Крохина. —М.: Норма, 2008. — 67 с
[4] Составлено автором
[5]
Миляков Н.В. Финансы: учебник / Н.В
Миляков.— М.: ИНФРА-М, 2004. —123 с.
[6] Архипов
А.И. Финансы: учебник / А.И. Архипов, Погосов И.А. — М.: Проспект, 2009. - 73с.
[7] Составлено автором
[8] Барулин
С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин.– М.: КНОРУС, 2010. ¾148с.
[9] Барулин
С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин.– М.: КНОРУС, 2010. ¾157-158 с
[10] Составлено автором
[11] Составлено автором
[12]
Шуляк П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк,
Н.П. Белотелова. — М.: Дашков и К°, 2006. — 175 с.
[13] Материалы сайта «Счетная палата РФ»
(http://www.ach.gov.ru/ru/)
[14] Составлено автором
[15] Материалы сайта
«Счетная палата РФ» (http://www.ach.gov.ru/ru/)
[16] Материалы сайта
«Счетная палата РФ» (http://www.ach.gov.ru/ru/)
[17] Материалы сайта
«Счетная палата РФ» (http://www.ach.gov.ru/ru/)
[18] Материалы сайта «Счетная палата РФ»
(http://www.ach.gov.ru/ru/)
[19] Материалы сайта
«Федеральная налоговая служба РФ» (http://www.nalog.ru/)
[20] Составлено автором
[21] Материалы
сайта «Федеральная налоговая служба РФ» (http://www.nalog.ru/)
[22] Материалы сайта
«Федеральная служба страхового надзора» (http://www.fssn.ru/www/site.nsf)
|