Курсовая работа: Финансовый контроль как элемент финансового механизма
Курсовая работа: Финансовый контроль как элемент финансового механизма
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап
развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления
государственной власти, повышением роли государства в системе управления
экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической
сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Для России в высшей
степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового
контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была
ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной
собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические
преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы
финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей
все стороны экономической жизни.
Роль финансового
контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый
контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и
определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в
зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав
хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения
различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание
финансового контроля существенно обогащается. государственный
финансовый контроль
Значение финансового
контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых,
соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности
органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам
государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным
способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Цель курсовой работы –
охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового
контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с
поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
·
отразить
теоретические аспекты финансового контроля;
·
рассмотреть
виды и формы финансового контроля;
·
проанализировать
роль финансового контроля как элемента финансового механизма;
·
дать
общую характеристику органам государственного контроля.
Объект исследования
курсовой работы – контроль, осуществляемый органами власти.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОГО
МЕХАНИЗМА
1.1 Значение и функции
финансового контроля
Контроль за состоянием
экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является
важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев
системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в
содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и
звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку
многократно возрастает.
Финансовый
контроль — это система надзора контрольных органов за
финансово- хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью
обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и
целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения
использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.[1]
С
позиций теории управления контроль как одна из его функций представляет собой
механизм обратной связи, т.е. систему наблюдения и проверки функционирования
управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и
результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью
действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и
динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой
системе.
Финансовый
контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной
деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и
расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля,
осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти,
местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей
мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными
органами.
Финансовый
контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю
систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и
перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и
использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях
власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных
отношений служит объектом финансового
контроля.
Непосредственным
предметом
контроля
выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса
(составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и
утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности
субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость,
рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и
внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения;
страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый
контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных
уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения.
Перед
финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами
денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения
действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.)
законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими
и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и
внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств
централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному
расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в
организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы
бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности
ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической,
информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и
др.[2]
Решение
этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех
участников финансовых отношений. Она включает в себя административные,
уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на
нарушителей финансовой дисциплины.
Для
осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы
специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по
совершенствованию правовой регламентации их деятельности.
Вместе
с тем независимо от конкретики решаемых задач содержание финансового контроля
определяют его общие принципы: всеобщность, эффективность, законность,
справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим подробнее суть этих принципов.
Всеобщность
выражается
в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков, создающих
представление о наличии сплошного контроля государственных финансов. Держать
под контролем все каналы возможной утечки ресурсов каждого контролируемого
объекта весьма дорого и нецелесообразно. Поэтому принцип всеобщности
предполагает выявление ключевых точек контроля, наблюдение за которыми
позволило бы отслеживать состояние и поведение объекта в целом, обнаружение
центров финансового учета и создание по каждому из них базы данных текущих
доходов и расходов.
Отсюда
вытекает механизм осуществления принципа эффективности контроля. Эффективность
контроля с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность
использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и
как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается
совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором -
соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета,
выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем
мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления
допущенных нарушений финансовой дисциплины.
Принцип
законности состоит в оценке деятельности объекта контроля с
позиций гражданского и финансового права. Действия контрольных органов
исключительно в рамках законности создают у проверяемых структур впечатление
справедливости результатов их оценки. Нарушение принципа законности и обусловленного
им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации
экономики и снижению эффективности контроля.
Принцип
независимости финансового контроля заключается в необходимости
функциональной и организационной независимости контрольных органов для
выполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую
и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его
членов от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и
его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия
обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и
административной независимости ревизоров.
Принцип
публичности финансового контроля предусматривает открытость его
результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или
коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих
организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм
финансового контроля, условие его объективности и эффективности.
Можно выделить основные
функции финансового контроля, которые четко определились в связи с переходом от
командно-административной модели хозяйствования к рыночной экономике:
·
организация
и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по
объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и
целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной
собственности;
·
оценка
обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
·
финансовая
экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы,
покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование
и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
·
анализ
выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных
на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
·
контроль
за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и
средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и
иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
·
обеспечение
поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и
прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного
бюджета;
·
оценка
эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств
государственного бюджета и внебюджетных средств;
·
контроль
за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
·
улучшение
бюджетной и налоговой дисциплины;
·
выявление
резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной
части бюджета;
·
контроль
за реализацией механизма межбюджетных отношений;
·
проверка
обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных
учреждениях;
·
контроль
за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки
регионов;
·
пресечение
незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот,
государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям
плательщиков или регионам;
·
выявление
финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
·
проведение
профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.[3]
1.2
Формы, виды и методы финансового контроля
Поскольку
финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни
общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм
и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно
классифицировать по разным критериям (см. Приложение 1)[4].
В зависимости от
правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый
контроль делится на следующие виды:
1.
государственный;
2.
ведомственный;
3.
внутрихозяйственный;
4.
общественный;
5.
правовой;
6.
гражданский.[5]
Государственный
финансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов
(представительной власти), исполнительных органов (административный контроль),
судебных органов, а также министерств и ведомств в пределах состава их
полномочий (например, Министерства финансов Российской Федерации, отраслевых
министерств в отношении подведомственных им организаций). Приоритет в области
бюджетно-финансового контроля, согласно отечественному законодательству,
отдается органам представительной власти. Государственный контроль обеспечивает
интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо
от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Ведомственный контроль, осуществляемый
контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств,
охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.
Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с
функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к
отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности.
Основными задачами данного контроля являются:
·
выявление случаев хищения и
недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других
нарушений финансовой дисциплины;
·
разработка предложений по
устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению
виновными лицами причиненного ущерба и др.
Внутрихозяйственный контроль, проводимый
финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное
наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной,
снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов,
обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и
условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль
можно разделить на оперативный и стратегический. Оперативный производится
главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой
деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за
движением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагает
разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению
капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности. Правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.
Гражданский контроль,
осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества,
получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов,
процентов и т.д.
В зависимости от
времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы
конкретного выражения и организации контрольных действий):
1.
предварительный;
2.
текущий (оперативный);
3.
последующий.[6]
Предварительный
контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения
бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов
и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других
финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий
характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования
финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.
Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при
планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий,
организаций на текущие и капитальные расходы.
Текущий
контроль является основным видом деятельности субъектов
финансового
контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и
финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных
учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной,
налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований
бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное
значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы
оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный
факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления
резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции
(работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты
и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в
процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других
платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования
федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер
бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия,
исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.
Последующий
финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного
периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение
намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и
неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных
средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов)
предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа
отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических
данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности
предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с
предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической
работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить
эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в
министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить
недостатки предварительного и текущего финансового контроля.
Существуют
несколько методов осуществления финансового контроля (см. рис. 1.1.).[7]
Рис. 1.1 Методы финансового контроля
Важное
место в системе методов финансового контроля, особенно государственного,
занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или
систематические контрольные действия в виде обследования и проверки
достоверности финансовой отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности
отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого
субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные финансовые
правонарушения.[8]
Финансовые
проверки могут быть:
·
камеральные
(осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные
(проводятся по месту нахождения проверяемого субъекта);
·
тематические
(осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные
(охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
·
повторные
и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по
инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности
предшествующих контролеров);
·
документальные
(анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и
инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых
документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества));
·
плановые
и внеплановые.
Обследование
представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу
информации по определенным объектам контроля с целью определения
целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также
путем опроса, наблюдения, обмена, инспектирования.
Страницы: 1, 2, 3
|