рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

При этом темп роста экспорта товаров и услуг составил 118% (при прогнозе на год 127–128%) , импорта – 120,9% (при прогнозе на год 120–121%).

В январе-ноябре 2010 г. положительное сальдо внешней торговли услугами возросло по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 243,6 млн. долларов и составило 1531,8 млн. долларов. Темп роста экспорта услуг составил 128,7%, импорта – 135,5%.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. увеличились на 13,7% при прогнозе роста на год - на 14-15 процентов.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-ноябре 2010 г. составила 1205,6 тыс. рублей, в том числе в ноябре  1428,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с октябрем 2010 г. на 7,5%, или на 100,1 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. увеличилась на 13,2%, в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. – на 6,5%.

В органах по труду, занятости и социальной защите в декабре 2010 г. на учете состояло 2468,9 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 584,7 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности – 532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 356,4 тыс. рублей, социальной пенсии – 244,3 тыс. рублей.

Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. увеличился на 23,9%.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец декабря 2010 г. составила 33,1 тыс. человек, что на 17,9% меньше, чем в декабре 2009 г. и на 2,9% меньше, чем в ноябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2010 г, составил 0,7% от экономически активного населения (на конец декабря 2009 г. – 0,9%).

Ситуация на потребительском рынке республики характеризуется следующими показателями.

Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2010 году составил 69,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,1% больше, чем в 2009 году, при прогнозе роста на 2010 год на 14-15%.

В структуре общего объема розничного товарооборота в 2010 году удельный вес продовольственных товаров составил 50,1%, непродовольственных товаров – 49,9%, в 2009 году – соответственно 51,1% и 48,9%.

В январе-ноябре 2010 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, составил 14,1 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 110,6% к уровню января-ноября 2009 г.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. составил 101%, с декабрем 2009 г. – 109,9%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. дал 6,4% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 2,3%, на платные услуги – 1,2%.

Финансовое состояние организаций реального сектора экономики характеризуется следующими показателями. В целом по республике рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за январь-ноябрь 2010 года составила 10,4% против 10,5% за январь-ноябрь 2009 г., рентабельность продаж – 6,5%, что соответствует уровню января-ноября 2009 г. За январь-октябрь 2010 г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10,3%, за ноябрь – 11,1%.

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-ноябрь 2010 г. составила 10,1% (за январь-ноябрь 2009 г. – 10%), рентабельность продаж – 7,7% (за январь-ноябрь 2009 г. – 7,5%). За январь-октябрь 2010 г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10%, за ноябрь 2010 г. – 10,9%.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. №596 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год.

Таблица 1

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год

Наименование параметров 2011 год в процентах к 2010 году (в сопоставимых ценах)
Валовой внутренний продукт 109–110
Продукция промышленности 109–109,5
Рентабельность продаж в промышленности (в процентах) 8–9
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции (в процентах) 12–13
Продукция сельского хозяйства 107–108

Рентабельность продаж в сельском хозяйстве

(в процентах)

6–8
Производительность труда 109,3–109,4
Инвестиции в основной капитал 116–117
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), млрд. долларов США) 6,4–6,5
Экспорт товаров и услуг по методологии платежного баланса 116–116,4
Сальдо внешней торговли товарами и услугами (в процентах к валовому внутреннему продукту) (-8,9)–(-9)
Реальные располагаемые денежные доходы населения 108–109,5
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта 6–7
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (млн. кв. метров) 7,5
Численность занятых в экономике (тыс. человек) 4670–4720

Статистические данные об итогах социально-экономического развития республики в январе 2011 г. в целом показали позитивные тенденции дальнейшего экономического роста.

Объем валового внутреннего продукта в январе 2011 г. увеличился по сравнению с январем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7,4% (прогнозом на 2011 г. предусмотрен его рост на 9-10%). Доля производственной сферы в формировании ВВП составляет 44,8%, сфера услуг - 42,4%.

Основной вклад в рост ВВП внесли виды деятельности «Строительство» (при темпе прироста добавленной стоимости 130,1%), «Обрабатывающая промышленность» (соответственно 107,5%) и «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» (110,8%).

В январе 2011 г. удельный вес валового регионального продукта г. Минска в ВВП составил 27,1%, Минской области – 13,7%, Гомельской области – 10,6%, Брестской области – 9,7%. Удельный вес ВРП Витебской, Гродненской и Могилевской областей в объеме ВВП - 8,1% 7,7% и 7,4% соответственно.

По сравнению с январем 2010 г. индекс промышленного производства составил 106,4% (при годовом прогнозе 109-109,5%), в том числе по видам экономической деятельности «Горнодобывающая промышленность» 103,6%, «Обрабатывающая промышленность» 108% и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» 96,7%.

На «Обрабатывающую промышленность» приходится 86,5% общего объема промышленного производства. Из производств данного вида деятельности основной вклад в увеличение выпуска промышленной продукции в начале года внесен подсекциями «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака» (рост производства на 12%), «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (на 21,3%), «Производство машин и оборудования» (на 12,7%) и «Производство транспортных средств и оборудования» (на 24,7%).

На темпе роста промышленного производства в январе 2011 г. заметно сказалось падение на 15,6%, по сравнению с январем 2010 г., объема выпуска по подсекции «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов». Это связано со снижением объемов переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах республики.

В январе 2011 г. удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обеспечен в рамках прогнозных значений в подсекциях «Производство машин и оборудования» (31,5% при прогнозе 22-26%), «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (22,4% при прогнозе 22-24%), «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов» (26,7% при прогнозе 23,5-25,5%), «Обработка древесины и производство изделий из дерева» (6,7% при прогнозе 0,6-1%) и «Производство фармацевтической продукции» (10,4% при прогнозе 9-10%).

Наиболее низкий удельный вес отгруженной инновационной продукции, по сравнению с прогнозным, в «Производстве резиновых и пластмассовых изделий (5,8% при прогнозе 12-13%), в «Химическом производстве» (7,8% при прогнозе 17-19%).

Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в организациях промышленности в январе 2011 г. в фактических ценах составило 53,9%. Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в видах экономической деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (187,6%), «Текстильное и швейное производство» (148,7%), «Производство фармацевтической продукции (146,4%).

В январе 2011 г. использовано 3,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 134,1% к уровню января 2010 г. при прогнозе на 2011 год – 116-117%.

Рост инвестиций в основной капитал в январе поддерживался увеличением объема выполненных подрядных работ по виду деятельности «Строительство» (1,8 трлн. рублей, при темпе роста 131,9% к уровню января 2010 г.). Строительно-монтажные работы выполнены на 1,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 33,1% больше, чем в январе 2010 г.

При этом, по сравнению с январем 2010 г., ввод в эксплуатацию жилья оказался на 35,7% ниже и составил 189,8 тыс. кв. м общей площади, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 95,4 тыс. кв. м (66,7% к январю 2010 г.). Январь традиционно является месяцем с одним из самых низких объемов ввода жилья, так как оно вводится в эксплуатацию преимущественно к концу соответствующего квартала.

Темп роста затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2011 г. превысил темпы роста в строительстве, достигнув 158,2% к уровню января 2010 г. (1,2 трлн. рублей). Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 39,6%.

В январе 2011 г. производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составило 1,5 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем 2010 г. в сопоставимых ценах на 6,1%. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, по сравнению с январем 2010 г. увеличено производство основных видов продукции животноводства: производство (выращивание) скота и птицы (в живом весе) - на 8,9%, молока – на 5,8%, яиц – на 10,1%.

По отношению к январю 2010 г. в январе 2011 г. потребительский спрос сохранил положительную динамику. Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе 2011 г. на 20,6% превысил уровень января 2010 г. и составил 5,7 млрд. рублей.

В январе 2011 г. населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 3,0 млрд. рублей, непродовольственных товаров – более, чем на 2,7 млрд. рублей, что составляет соответственно 117,9% и 123,6% к уровню января 2010 г.

В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе 2011 г. составил 52,6%, непродовольственных товаров – 47,4%, в январе 2010 г. – соответственно 51,9 % и 48,1%.

Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе 2011 г. составила 73,6%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 83,8%, непродовольственных товаров – 58,3%.

Оборот розничной торговли формируется в основном за счет продажи товаров торговыми организациями, удельный вес которых в розничном товарообороте торговли составил 75%. Организациями частной собственности реализовано 85% розничного товарооборота торговли, государственной – 11%, смешанной - 4%.

Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) в январе 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. составил 101,4% (год назад – 100,8%).


Заключение

Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы.

Сегодня в условиях перехода экономики к рыночным отношениям республика переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общества. В реализации социально-экономического развития по пути постепенного и поэтапного движения к обществу постиндустриального типа, ориентированному на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания, важнейшая, если не решающая, роль отводится государственному регулированию экономики.

Формирование действенной системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей и, во-вторых, - с особенностями переходного периода.


Список использованных источников

1.  Анохин Л.М. Теоретические подходы к анализу государственного регулирования экономики // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - № 6. - С. 113-116.

2.  Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б Антонова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.

3.  Вадейко Е.И. Государственное регулирование рыночной экономики // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2002. - № 4. - С. 20-25.

4.  Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/vazhnejshie_parametry. - Дата доступа: 09.03.2011.

5.  Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. - 166 с.

6.  Главные принципы государственной политики Республики Беларусь / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.president.gov.by/ press10663.html. - Дата доступа: 04.03.2011.

7.  Государственные регулирование переходной экономики / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин [и др.]; под общ. ред. проф. С.А. Пелиха. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 983 с.

8.  Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ informacia_o_hode_realizaciia. - Дата доступа: 04.03.2011.

9.  Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. Учебное пособие /Мищенко В.В. - М.: Инфра 2003 - 265с.

10.  Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya. - Дата доступа: 04.03.2011.

11.  Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под общей редакцией В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.

12.  Новосельцева Г.Б. Трансформация государственного регулирования в современных условиях. – М.: Экономические науки, 2006.

13.  О прогнозировании социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ macroeconomy/o_prognozirovanii. - Дата доступа: 04.03.2011.

14.  Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля. – М., 1999.

15.  Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy /analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2010-goda_i_0000000460.html

16.  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia

17.  Червяков А., Богданович А., Грибоедова И. Новое качество экономики – новое качество жизни населения // Экономика Беларуси. – 2010. - №4. – С. 6-


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.