Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой
При этом темп роста
экспорта товаров и услуг составил 118% (при прогнозе на год 127–128%) , импорта
– 120,9% (при прогнозе на год 120–121%).
В январе-ноябре 2010 г.
положительное сальдо внешней торговли услугами возросло по сравнению с
аналогичным периодом 2009 года на 243,6 млн. долларов и составило 1531,8 млн.
долларов. Темп роста экспорта услуг составил 128,7%, импорта – 135,5%.
Реальные денежные доходы
населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в
январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г.
увеличились на 13,7% при прогнозе роста на год - на 14-15 процентов.
Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого
предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-ноябре 2010
г. составила 1205,6 тыс. рублей, в том числе в ноябре 1428,3 тыс.
рублей и увеличилась по сравнению с октябрем 2010 г. на 7,5%, или на 100,1 тыс.
рублей.
Реальная заработная плата
(заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и
услуги) в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с январем-ноябрем 2009 г.
увеличилась на 13,2%, в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. – на
6,5%.
В органах по труду,
занятости и социальной защите в декабре 2010 г. на учете состояло 2468,9 тыс.
пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 584,7 тыс. рублей.
Средний размер пенсии по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности –
532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 356,4 тыс. рублей, социальной пенсии
– 244,3 тыс. рублей.
Реальный размер
назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса
потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2010 г. по сравнению с
декабрем 2009 г. увеличился на 23,9%.
Численность безработных,
зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец
декабря 2010 г. составила 33,1 тыс. человек, что на 17,9% меньше, чем в декабре
2009 г. и на 2,9% меньше, чем в ноябре 2010 г. Уровень зарегистрированной
безработицы на конец декабря 2010 г, составил 0,7% от экономически активного
населения (на конец декабря 2009 г. – 0,9%).
Ситуация на
потребительском рынке республики характеризуется следующими показателями.
Розничный товарооборот,
включая общественное питание, через все каналы реализации в 2010 году составил
69,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,1% больше, чем в 2009 году,
при прогнозе роста на 2010 год на 14-15%.
В структуре общего объема
розничного товарооборота в 2010 году удельный вес продовольственных товаров
составил 50,1%, непродовольственных товаров – 49,9%, в 2009 году –
соответственно 51,1% и 48,9%.
В январе-ноябре 2010 г.
общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации,
составил 14,1 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 110,6% к уровню января-ноября
2009 г.
Индекс потребительских
цен на товары и услуги в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г.
составил 101%, с декабрем 2009 г. – 109,9%, в среднемесячном исчислении за
период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен
на продовольственные товары в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.
дал 6,4% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные
товары – 2,3%, на платные услуги – 1,2%.
Финансовое состояние
организаций реального сектора экономики характеризуется следующими
показателями. В целом по республике рентабельность реализованной продукции,
работ, услуг за январь-ноябрь 2010 года составила 10,4% против 10,5% за
январь-ноябрь 2009 г., рентабельность продаж – 6,5%, что соответствует уровню
января-ноября 2009 г. За январь-октябрь 2010 г. рентабельность реализованной
продукции, работ, услуг составила 10,3%, за ноябрь – 11,1%.
Рентабельность
реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-ноябрь
2010 г. составила 10,1% (за январь-ноябрь 2009 г. – 10%), рентабельность продаж
– 7,7% (за январь-ноябрь 2009 г. – 7,5%). За январь-октябрь 2010 г.
рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10%, за ноябрь
2010 г. – 10,9%.
Указом Президента Республики
Беларусь от 19 ноября 2010 г. №596 определены важнейшие параметры прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год.
Таблица 1
Важнейшие параметры
прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год
Наименование параметров |
2011 год в процентах к 2010 году (в
сопоставимых ценах) |
Валовой внутренний продукт |
109–110 |
Продукция промышленности |
109–109,5 |
Рентабельность продаж в
промышленности (в процентах) |
8–9 |
Удельный вес отгруженной
инновационной продукции организациями, основными видами экономической
деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем
объеме отгруженной продукции (в процентах) |
12–13 |
Продукция сельского хозяйства |
107–108 |
Рентабельность продаж в сельском
хозяйстве
(в процентах)
|
6–8 |
Производительность труда |
109,3–109,4 |
Инвестиции в основной капитал |
116–117 |
Прямые иностранные инвестиции на
чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы,
услуги), млрд. долларов США) |
6,4–6,5 |
Экспорт товаров и услуг по
методологии платежного баланса |
116–116,4 |
Сальдо внешней торговли товарами и
услугами (в процентах к валовому внутреннему продукту) |
(-8,9)–(-9) |
Реальные располагаемые денежные
доходы населения |
108–109,5 |
Снижение энергоемкости валового
внутреннего продукта |
6–7 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет
всех источников финансирования (млн. кв. метров) |
7,5 |
Численность занятых в экономике
(тыс. человек) |
4670–4720 |
Статистические данные об
итогах социально-экономического развития республики в январе 2011 г. в целом
показали позитивные тенденции дальнейшего экономического роста.
Объем валового
внутреннего продукта в январе 2011 г. увеличился по сравнению с январем 2010 г.
в сопоставимых ценах на 7,4% (прогнозом на 2011 г. предусмотрен его рост на
9-10%). Доля производственной сферы в формировании ВВП составляет 44,8%, сфера
услуг - 42,4%.
Основной вклад в рост ВВП
внесли виды деятельности «Строительство» (при темпе прироста добавленной
стоимости 130,1%), «Обрабатывающая промышленность» (соответственно 107,5%) и «Торговля;
ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» (110,8%).
В январе 2011 г. удельный
вес валового регионального продукта г. Минска в ВВП составил 27,1%, Минской
области – 13,7%, Гомельской области – 10,6%, Брестской области – 9,7%. Удельный
вес ВРП Витебской, Гродненской и Могилевской областей в объеме ВВП - 8,1% 7,7%
и 7,4% соответственно.
По сравнению с январем
2010 г. индекс промышленного производства составил 106,4% (при годовом прогнозе
109-109,5%), в том числе по видам экономической деятельности «Горнодобывающая
промышленность» 103,6%, «Обрабатывающая промышленность» 108% и «Производство и
распределение электроэнергии, газа и воды» 96,7%.
На «Обрабатывающую
промышленность» приходится 86,5% общего объема промышленного производства. Из
производств данного вида деятельности основной вклад в увеличение выпуска
промышленной продукции в начале года внесен подсекциями «Производство пищевых
продуктов, включая напитки и табака» (рост производства на 12%), «Металлургическое
производство и производство готовых металлических изделий» (на 21,3%),
«Производство машин и оборудования» (на 12,7%) и «Производство транспортных
средств и оборудования» (на 24,7%).
На темпе роста
промышленного производства в январе 2011 г. заметно сказалось падение на 15,6%,
по сравнению с январем 2010 г., объема выпуска по подсекции «Производство
кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов». Это связано со снижением объемов
переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах республики.
В январе 2011 г. удельный
вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции
обеспечен в рамках прогнозных значений в подсекциях «Производство машин и
оборудования» (31,5% при прогнозе 22-26%), «Производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования» (22,4% при прогнозе 22-24%),
«Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов» (26,7% при прогнозе
23,5-25,5%), «Обработка древесины и производство изделий из дерева» (6,7% при
прогнозе 0,6-1%) и «Производство фармацевтической продукции» (10,4% при
прогнозе 9-10%).
Наиболее низкий удельный
вес отгруженной инновационной продукции, по сравнению с прогнозным, в
«Производстве резиновых и пластмассовых изделий (5,8% при прогнозе 12-13%), в
«Химическом производстве» (7,8% при прогнозе 17-19%).
Соотношение запасов
готовой продукции и среднемесячного объема производства в организациях
промышленности в январе 2011 г. в фактических ценах составило 53,9%. Наибольшее
соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства
сложилось в видах экономической деятельности «Производство кожи, изделий из
кожи и производство обуви» (187,6%), «Текстильное и швейное производство»
(148,7%), «Производство фармацевтической продукции (146,4%).
В январе 2011 г.
использовано 3,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых
ценах составляет 134,1% к уровню января 2010 г. при прогнозе на 2011 год –
116-117%.
Рост инвестиций в
основной капитал в январе поддерживался увеличением объема выполненных
подрядных работ по виду деятельности «Строительство» (1,8 трлн. рублей, при
темпе роста 131,9% к уровню января 2010 г.). Строительно-монтажные работы
выполнены на 1,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 33,1% больше, чем в
январе 2010 г.
При этом, по сравнению с
январем 2010 г., ввод в эксплуатацию жилья оказался на 35,7% ниже и составил
189,8 тыс. кв. м общей площади, в том числе в сельских населенных пунктах и
малых городских поселениях 95,4 тыс. кв. м (66,7% к январю 2010 г.). Январь
традиционно является месяцем с одним из самых низких объемов ввода жилья, так
как оно вводится в эксплуатацию преимущественно к концу соответствующего
квартала.
Темп роста затрат на
приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2011 г.
превысил темпы роста в строительстве, достигнув 158,2% к уровню января 2010 г.
(1,2 трлн. рублей). Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил
39,6%.
В январе 2011 г.
производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
составило 1,5 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем 2010 г. в
сопоставимых ценах на 6,1%. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную
деятельность, по сравнению с январем 2010 г. увеличено производство основных
видов продукции животноводства: производство (выращивание) скота и птицы (в
живом весе) - на 8,9%, молока – на 5,8%, яиц – на 10,1%.
По отношению к январю
2010 г. в январе 2011 г. потребительский спрос сохранил положительную динамику.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе 2011 г. на
20,6% превысил уровень января 2010 г. и составил 5,7 млрд. рублей.
В январе 2011 г.
населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 3,0 млрд.
рублей, непродовольственных товаров – более, чем на 2,7 млрд. рублей, что
составляет соответственно 117,9% и 123,6% к уровню января 2010 г.
В розничном товарообороте
торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и
табачных изделий в январе 2011 г. составил 52,6%, непродовольственных товаров –
47,4%, в январе 2010 г. – соответственно 51,9 % и 48,1%.
Доля продажи товаров
отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте
торговли в январе 2011 г. составила 73,6%, в том числе пищевых продуктов,
напитков и табачных изделий – 83,8%, непродовольственных товаров – 58,3%.
Оборот розничной торговли
формируется в основном за счет продажи товаров торговыми организациями,
удельный вес которых в розничном товарообороте торговли составил 75%.
Организациями частной собственности реализовано 85% розничного товарооборота
торговли, государственной – 11%, смешанной - 4%.
Индекс потребительских
цен на товары и услуги (ИПЦ) в январе 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г.
составил 101,4% (год назад – 100,8%).
Заключение
Для социально
ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в
регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем.
Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам
общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях
– и населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом
регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень
хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики.
Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без
государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким
приводит действие централизованно управляемой системы.
Сегодня в
условиях перехода экономики к рыночным отношениям республика переживает сложный
период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общества.
В реализации социально-экономического развития по пути постепенного и
поэтапного движения к обществу постиндустриального типа, ориентированному на
повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания,
важнейшая, если не решающая, роль отводится государственному регулированию
экономики.
Формирование
действенной системы государственного регулирования экономики в условиях
становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных
проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики,
традициями и психологией людей и, во-вторых, - с особенностями переходного
периода.
Список
использованных источников
1. Анохин Л.М. Теоретические подходы к
анализу государственного регулирования экономики // Известия Томского
политехнического университета. - 2003. - № 6. - С. 113-116.
2. Антонова Н.Б. Государственное
регулирование экономики: Учебник / Н.Б Антонова. – Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
3. Вадейко Е.И. Государственное
регулирование рыночной экономики // Вестник Московского государственного
университета леса - Лесной вестник. - 2002. - № 4. - С. 20-25.
4. Важнейшие параметры прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики
Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/vazhnejshie_parametry. - Дата
доступа: 09.03.2011.
5. Гаращенко Н.Л. Государственное
регулирование экономики: Учебное пособие. - Петропавловск-Камчатский:
КамчатГТУ, 2007. - 166 с.
6. Главные принципы государственной
политики Республики Беларусь / Официальный интернет-портал Президента
Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.president.gov.by/
press10663.html. - Дата доступа: 04.03.2011.
7. Государственные регулирование
переходной экономики / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин [и др.]; под общ. ред. проф. С.А. Пелиха. –
Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 983 с.
8. Информация о ходе реализации
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010
гг. / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/
informacia_o_hode_realizaciia. - Дата доступа: 04.03.2011.
9. Мищенко В.В. Государственное
регулирование и планирование национальной экономики. Учебное пособие /Мищенко
В.В. - М.: Инфра 2003 - 265с.
10. Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
(НСУР-2020) / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya.
- Дата доступа: 04.03.2011.
11. Национальная экономика Беларуси:
Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы
управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и
др.; под общей редакцией В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
12. Новосельцева Г.Б. Трансформация
государственного регулирования в современных условиях. – М.: Экономические
науки, 2006.
13. О прогнозировании
социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики
Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/
macroeconomy/o_prognozirovanii. - Дата доступа: 04.03.2011.
14. Орешин В.П. Государственное
регулирование национальной экономики: Учебное пособие для высших учебных
заведений экономического профиля. – М., 1999.
15. Основные тенденции
социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики
Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy
/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2010-goda_i_0000000460.html
16. Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы / Министерство экономики
Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/
macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia
17. Червяков А., Богданович А.,
Грибоедова И. Новое качество экономики – новое качество жизни населения //
Экономика Беларуси. – 2010. - №4. – С. 6-
|