Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой
Для развивающегося
общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики;
рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством
функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее
развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев
населения.
Немаловажной общей
функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты
называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал
экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний
различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения
альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.
Обязательной функцией
является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении
реформ, целостность государственной экономической политики.
В рыночной экономике роль
государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила
игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное
функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации
деятельности предприятий.
В государственном
регулировании рыночной экономики Беларуси два аспекта представляются наиболее
важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является
регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется
посредством государственного планирования, издания правительством
нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения
для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее
объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект - это
государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода
через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства
в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую
политику и оказывает влияние на рынок.
Составляющими
организационной функции являются также:
- усиление
государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих
государственный заказ;
- создание
информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.
И последней общей
функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений
является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности
предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия,
комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Функции
государственного регулирования тесно связаны с формами (инструментами) её
регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой;
ценовой; лицензированием, квотированием и др.
Необходимой формой
регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить
прогнозы социально-экономического развития регионов, программа приватизации, и
др.
Одной из важных форм
регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики содержат анализ текущего состояния и
прогноз развития белорусской экономики на предстоящий год, а также основные
ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Государственное
регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения
учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности
(производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может
применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный
налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).
Налоговое регулирование
осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых
ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и
должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности
предприятий в их деятельности и инвестировании.
В целях поддержания
приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые
льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого
предпринимательства.
Приведенные выше формы
проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного
воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового
воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг,
лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда
торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм
деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое
планирование.
Прямые методы
предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма,
в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно:
замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы,
ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование
квот и других.
Переход к рыночной экономике
в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических
отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному
изменению подвергается их правовое регулирование.
Правовые методы
государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую
основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и
административных способов.
Государство осуществляет
свое регулирование на основе нормативно-правовых актов. Государственное
регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции
Республики Беларусь - высшем юридическом акте государства.
Кроме этого, важную роль
играет контрольно - регулирующая функция системы государственного
регулирования.
Косвенные методы -
осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные
мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии,
стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры
воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности
экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для
общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для
деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования;
применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической
мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.
Реализация этих форм и
методов в Республике Беларусь осуществляется посредством эффективной политики
государства.
Все большее
место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование,
выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая
стадия планирования. Прогнозирование
- это
процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном
суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и
альтернативных путях его достижения.
Социально-экономическое
прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем,
обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных
и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом
«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь» прогноз
- это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях,
принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики
Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых
показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный
характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и
социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития,
обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится
возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные
перспективные планы экономического и социального развития, определять
потребности внутреннего и внешнего рынков.
Роль
прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и
основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу,
а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов
ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на
народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности
производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только
определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть
условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных
направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они
раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции,
альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.
Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому
планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования
социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления
рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются
планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например,
демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.
Все
многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды:
экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические
и прогнозы социального развития.
Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие
производительных сил и производственных отношений: производительность труда,
использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и
состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста,
развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и
качество выпускаемой продукции и т.д.
Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут
включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных
товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы,
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование,
культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы
представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных
сторон жизни народа.
Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный
оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу
общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы,
ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а
также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем,
состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры,
структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность
производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных
ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа,
торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию
ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к
освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и
попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая
количественную и качественную их оценку.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения
научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства,
природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии,
строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют
изменить размещение энергоемких производств.
Такие
прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства,
совершенствования методов и средств управления, улучшения использования
природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы
удовлетворения личных и общественных потребностей населения.
Выделяют
три вида научно-технических прогнозов:
•
прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой
деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;
•
прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического
прогресса в народное хозяйство;
•прогнозы
последствий научно-технического прогресса. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и
воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения,
его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения
рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и
смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную
информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и
интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности,
средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию,
средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют
объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов
личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.
Все
перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических
исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они
позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих
условиях и предпосылках.
На макроэкономическом уровне прогнозируются:
•
ВВП и его производство, распределение, потребление;
•
трудовые ресурсы, их распределение между производственной и
непроизводственной сферами, а внутри сферы -между отраслями;
•
производство товаров и услуг;
•
производительность общественного труда в масштабах
производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых
товаров и услуг;
•
производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций
в основной капитал;
•
основные финансовые потоки (первичные доходы государства,
населения) и их использование и т.д.
В системе
государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование
используется как форма государственного регулирования экономики и как научная
основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в
области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом
«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике
разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и
краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный
анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации,
научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных
ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов,
перспективы их изменения.
Разрабатывается
несколько вариантов прогнозов, в них
отражаются количественные показатели и качественные характеристики
макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры,
научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики
производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным
комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.
2.3 Итоги
социально-экономического регулирования экономики и причины необходимости
дальнейшего развития экономики
Итоги
социально-экономического развития Республики Беларусь за 2010 год
свидетельствуют о поступательном восстановлении экономики и характеризуются
следующей динамикой показателей.
Темп роста валового внутреннего
продукта в 2010 году составил 107,6% к уровню 2009 года, при прогнозе на год -
111-113%. По сравнению с январем-ноябрем т.г. прирост составил 0,2 п.п.
Прирост на 0,2 п. п.
обусловлен более высокими темпами роста в январе-декабре базовых отраслей:
промышленность (111,3% против 110,6% в январе-ноябре); строительство (объем
строительно-монтажных работ 119,3 и 117,2%), а также сохранением активности на
потребительском рынке республики.
Рисунок 1 – ВВП в
Беларуси за 2010 год
Удельный вес в ВВП
добавленной стоимости промышленности в 2010 году составил 26,8%, сельского
хозяйства – 7,5%, строительства – 11%, транспорта и связи – 9,5%, торговли и
общественного питания – 11,1%.
По итогам 2010 года
индекс физического объема производства продукции промышленности по набору
товаров-представителей к 2009 году составил 111,3%, превысив нижнюю границу
годовых прогнозных значений на 1,3 п.п. (110-112%).
Рисунок 2 – Производство
промышленной продукции в Беларуси в 2010 году
В отраслевом разрезе
прирост промышленного производства к уровню 2009 года обеспечен в
машиностроении и металлообработке (на 16,7%), в электроэнергетической отрасли
(на 12,9%), химической и нефтехимической промышленности (на 13,3%), в лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 14,9%), черной
металлургии (на 16,0%), в промышленности строительных материалов (на 9,4%), в
легкой промышленности (на 11,4%), пищевой (на 9,5%). Снижение же индекса
промышленного производства произошло только в топливной промышленности, которое
составило 16,1 п.п.
Производство
потребительских товаров в 2010 году к уровню 2009 года возросло на 13,1% при
прогнозе на год – на 14-15 %, в том числе продовольственных - на 11,5 %
(прогноз на 2010 год – на 14-15%), непродовольственных потребительских товаров
– на 15,2% (прогноз роста на год – 14-15%).
Рисунок 3 – Темпы роста
промышленного производства по отраслям в Беларуси в 2010 году
Рисунок 4 – Производство
потребительских товаров в Беларуси в 2010 году
Удельный вес новой
продукции в объеме промышленного производства в 2010 году составил в целом по
республике 19,5%. Наиболее высокие показатели достигнуты по Министерству
промышленности (34,4% при прогнозе на год - 35%), концернам «Белнефтехим»
(соответственно 31,6 и 21%) и «Белбиофарм» (21,2 и 20%).
Энергоемкость ВВП в
январе-ноябре 2010 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года
на 1,1% при прогнозе снижения в 2010 года - на 8-10%.
Рисунок 5 – Энергоемкость
ВВП в Беларуси в 2010 году
В 2010 году объем
производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий
увеличился к уровню 2009 года на 2% при прогнозе роста на 2010 год - на 10-11%.
Продолжается
поступательный рост в инвестиционной сфере.
В то время как в I
квартале 2010г. инвестиции в основной капитал не достигли уровня аналогичного
периода 2009 года (97,6%), по результатам I полугодия они составили уже 104,3%,
по итогам III кварталов – 109,5%. В январе-декабре 2010 года на развитие
экономики направлено 54,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что
составило 116,6% к уровню 2009 года (прогноз роста на 2010 год - на 23-25%).
Удельный вес инвестиций в
основной капитал в объеме валового внутреннего продукта составил 33,3%.
За 2010 год
строительно-монтажные работы выполнены более чем на 27,4 трлн. рублей, что в
сопоставимых ценах на 19,3 % больше, чем в 2009 году.
Удельный вес инвестиций
производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 61,2%. При этом
темпы роста инвестиций на объекты непроизводственного назначения (121,2%)
значительно опережают темпы роста инвестиций на объекты производственного
назначения (113,9%).
В 2010 году на жилищное
строительство использовано 12 трлн. рублей инвестиций, что составляет 22,1% к
их общему объему. На строительство объектов инженерной и транспортной
инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 2,2 трлн. рублей
инвестиций в основной капитал, или 63,3% к предусмотренному объему на 2010 год.
В 2010 году организациями
всех форм собственности построено 84,8 тыс. новых квартир (в 2009 году – 69,8
тыс.). Введено в эксплуатацию 6700,1 тыс. квадратных метров общей площади
жилья, что составляет 96,3% к предусмотренному заданию на год. По сравнению с
2009 годом ввод в действие жилья увеличился на 953 тыс. квадратных метров, или
на 16,6%.
Для граждан, состоящих на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 4337,2 тыс.
квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах
– 3307,3 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой
категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 86,8% от
объема введенного жилья в таких домах при задании на год – 80%.
В сельских населенных
пунктах введено в эксплуатацию 1610,5 тыс. квадратных метров общей площади
жилья, или 24% от общего ввода по республике.
Результаты
внешнеэкономической деятельности в январе-ноябре 2010 года характеризовались
следующими показателями.
В январе-ноябре 2010 г.
сальдо внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса)
сложилось отрицательным в размере 6404,8 млн. долларов (при прогнозе на год
4600 – 4700 млн. долларов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|