рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики Беларуси два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

- усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Функции государственного регулирования тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, программа приватизации, и др.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики содержат анализ текущего состояния и прогноз развития белорусской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании.

В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов. Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Республики Беларусь - высшем юридическом акте государства.

Кроме этого, важную роль играет контрольно - регулирующая функция системы государственного регулирования.

Косвенные методы - осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Реализация этих форм и методов в Республике Беларусь осуществляется посредством эффективной политики государства.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т.д.

Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.

Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.

Выделяют три вида научно-технических прогнозов:

•  прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;

•  прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство;

•прогнозы последствий научно-технического прогресса. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.

Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.

На макроэкономическом уровне прогнозируются:

•  ВВП и его производство, распределение, потребление;

•  трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы -между отраслями;

•  производство товаров и услуг;

•  производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;

•  производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал;

•  основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.

В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.

2.3 Итоги социально-экономического регулирования экономики и причины необходимости дальнейшего развития экономики

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2010 год свидетельствуют о поступательном восстановлении экономики и характеризуются следующей динамикой показателей.

Темп роста валового внутреннего продукта в 2010 году составил 107,6% к уровню 2009 года, при прогнозе на год - 111-113%. По сравнению с январем-ноябрем т.г. прирост составил 0,2 п.п.

Прирост на 0,2 п. п. обусловлен более высокими темпами роста в январе-декабре базовых отраслей: промышленность (111,3% против 110,6% в январе-ноябре); строительство (объем строительно-монтажных работ 119,3 и 117,2%), а также сохранением активности на потребительском рынке республики.

Описание: 1.jpg

Рисунок 1 – ВВП в Беларуси за 2010 год

Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности в 2010 году составил 26,8%, сельского хозяйства – 7,5%, строительства – 11%, транспорта и связи – 9,5%, торговли и общественного питания – 11,1%.

По итогам 2010 года индекс физического объема производства продукции промышленности по набору товаров-представителей к 2009 году составил 111,3%, превысив нижнюю границу годовых прогнозных значений на 1,3 п.п. (110-112%).

Описание: 2.jpg

Рисунок 2 – Производство промышленной продукции в Беларуси в 2010 году

В отраслевом разрезе прирост промышленного производства к уровню 2009 года обеспечен в машиностроении и металлообработке (на 16,7%), в электроэнергетической отрасли (на 12,9%), химической и нефтехимической промышленности (на 13,3%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 14,9%), черной металлургии (на 16,0%), в промышленности строительных материалов (на 9,4%), в легкой промышленности (на 11,4%), пищевой (на 9,5%). Снижение же индекса промышленного производства произошло только в топливной промышленности, которое составило 16,1 п.п.

Производство потребительских товаров в 2010 году к уровню 2009 года возросло на 13,1% при прогнозе на год – на 14-15 %, в том числе продовольственных - на 11,5 % (прогноз на 2010 год – на 14-15%), непродовольственных потребительских товаров – на 15,2% (прогноз роста на год – 14-15%).

Описание: 3.jpg

Рисунок 3 – Темпы роста промышленного производства по отраслям в Беларуси в 2010 году

Описание: 4.jpg

Рисунок 4 – Производство потребительских товаров в Беларуси в 2010 году

Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2010 году составил в целом по республике 19,5%. Наиболее высокие показатели достигнуты по Министерству промышленности (34,4% при прогнозе на год - 35%), концернам «Белнефтехим» (соответственно 31,6 и 21%) и «Белбиофарм» (21,2 и 20%).

Энергоемкость ВВП в январе-ноябре 2010 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 1,1% при прогнозе снижения в 2010 года - на 8-10%.

Описание: 5.jpg

Рисунок 5 – Энергоемкость ВВП в Беларуси в 2010 году

В 2010 году объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий увеличился к уровню 2009 года на 2% при прогнозе роста на 2010 год - на 10-11%.

Продолжается поступательный рост в инвестиционной сфере.

В то время как в I квартале 2010г. инвестиции в основной капитал не достигли уровня аналогичного периода 2009 года (97,6%), по результатам I полугодия они составили уже 104,3%, по итогам III кварталов – 109,5%. В январе-декабре 2010 года на развитие экономики направлено 54,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 116,6% к уровню 2009 года (прогноз роста на 2010 год - на 23-25%).

Удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта составил 33,3%.

За 2010 год строительно-монтажные работы выполнены более чем на 27,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,3 % больше, чем в 2009 году.

Удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 61,2%. При этом темпы роста инвестиций на объекты непроизводственного назначения (121,2%) значительно опережают темпы роста инвестиций на объекты производственного назначения (113,9%).

В 2010 году на жилищное строительство использовано 12 трлн. рублей инвестиций, что составляет 22,1% к их общему объему. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 2,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 63,3% к предусмотренному объему на 2010 год.

В 2010 году организациями всех форм собственности построено 84,8 тыс. новых квартир (в 2009 году – 69,8 тыс.). Введено в эксплуатацию 6700,1 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 96,3% к предусмотренному заданию на год. По сравнению с 2009 годом ввод в действие жилья увеличился на 953 тыс. квадратных метров, или на 16,6%.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 4337,2 тыс. квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах – 3307,3 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 86,8% от объема введенного жилья в таких домах при задании на год – 80%.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1610,5 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 24% от общего ввода по республике.

Результаты внешнеэкономической деятельности в январе-ноябре 2010 года характеризовались следующими показателями.

В январе-ноябре 2010 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) сложилось отрицательным в размере 6404,8 млн. долларов (при прогнозе на год 4600 – 4700 млн. долларов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.