рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах в различных странах формируются в виде многоугольников:

•  треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

•  четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

•  пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

•  шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны. В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 гг. выделены следующие этапы и их задачи:

•  на первом этапе, в 2001-2005 гг. экономика по основным параметрам должна достигнуть уровня 1990 г.;

•  на этапе 2006-2010 гг. должны быть сформированы условия для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;

•в период 2011-2015 гг. намечено заложить основы постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Основополагающими признаками организационной структуры являются:

•  наличие цели;

•  наличие системообразующих элементов (органов управления);

•  наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;

•  саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;

•  обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешнего мира);

•  организационная культура, основанная на нормах деятельности и поведения.

Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах. Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:

•  полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;

•  сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;

•  комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

•  рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

•реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;

•полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

Деятельность органов государственного управления основывается на Конституции государства и принятых в соответствии с ней законодательных актах. Конституция разделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В классическом варианте разделение властей представлено институтами:

•  законодательная власть - парламент, представительные органы местного управления;

•  исполнительная - правительство, исполнительные учреждения на федеральном, республиканском, региональном уровне и на местах;

•судебная власть - органы правосудия и надзора.

Каждая из ветвей власти имеет систему органов, учреждений и лиц, обеспечивающих реализацию властных функций через соответствующий механизм реализации.

Непосредственное управление обществом и протекающими в нем процессами обеспечивает исполнительная власть в строгом соответствии с принятыми законами.

На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:

•  территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);

•  порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);

•  характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

•  порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единичного управления).

В организационной структуре выделяются институциональные структуры государственного управления, например, банковская система (Национальный центральный банк, государственные, коммерческие банки). Традиционно по объектному признаку различают «блоки органов управления» процессами:

•  экономическими;

•  социально-культурными;

•  административно-политическими.

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

•  Администрацию Президента Республики Беларусь;

•  органы государственного управления;

•  консультативные и иные органы при Президенте. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь.

С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Органы государственной власти Республики Беларусь включают:

•  Парламент - Национальное собрание;

•  Совет Министров;

•  Администрацию Президента;

•  судебные органы и прокуратуру;

•Комитет государственного контроля.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии:

•  Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;

•  Комиссия по национальной безопасности;

•  Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

•  Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

•  Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;

•  Комиссия по аграрным вопросам;

•  Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

•  Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;

•  Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству;

•  Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;

•  Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;

•  Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

•  Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;

•Комиссия по международным делам и связям с СНГ.

Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров, структура, порядок его формирования и деятельности, функции, а также руководство деятельностью республиканских органов государственного управления определены Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 в состав Совета Министров Республики Беларусь входят:

Премьер-министр Республики Беларусь,

заместители Премьер-министра Республики Беларусь,

Глава Администрации Президента Республики Беларусь,

Председатель Комитета государственного контроля,

Председатель Правления национального банка,

Президент Национальной академии наук Беларуси, министры,

Председатель Комитета государственной безопасности,

Председатель Государственного комитета пограничных войск,

Председатель Государственного таможенного комитета,

Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

•  вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

•  проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

•  основные направления внутренней и внешней политики.

В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум Совета Министров. В его составе:

Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители,

Глава Администрации Президента Республики Беларусь,

Председатель Комитета государственного контроля,

Председатель правления Национального банка,

министр экономики,

министр финансов,

министр иностранных дел.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Аппарат Совета Министров. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства, он оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органом и иным государственным организациям.

Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

К республиканским органам государственного управления относятся:

министерства Республики Беларусь;

государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск,

Государственный комитет по авиации,

Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами;

комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Система республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, построена на функциональном и отраслевом принципах. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства:

• экономической сферы;

•социальной сферы;

•внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

•научно-инновационной деятельности;

•природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

•отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь создается Администрация Президента, осуществляющая информационную, организационно-техническую деятельность и являющаяся рабочим органом Президента. Ее состав и деятельность определяются Президентом республики. Важную роль в системе государственного управления играют территориальные органы - местные органы управления и самоуправления, реализующие государственную политику с учетом интересов населения соответствующей территории, решающие экономические, социальные, экологические и другие вопросы на местах. Управленческая деятельность органов местного управления и самоуправления базируется на действующей Конституции Республики Беларусь и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», принятом в 1999 году.

К местным органам управления и самоуправления относятся: местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы общественного самоуправления. Советы депутатов (сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, областные Советы) являются представительными органами государственной власти на местах.

В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня местных Советов:

•  первичный (сельские, поселковые, городские - районные в городах районного подчинения);

•  базовый (городские - городов областного подчинения, районные);

•областной (областные и Минский городской Совет).

2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования

Цели государственного регулирования рыночной экономики Беларуси, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования экономики Беларуси являются: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основные задачи государственного регулирования рыночной экономики Беларуси заключаются в росте эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

В системе государственного регулирования рыночной экономики среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно - плановых методов к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства.

Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Поскольку именно от социально-экономических отношений зависит эффективность функционирования государства. Что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения в целом.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление.

Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.