рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ системы антикризисного управления и регулирования

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

-   обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

-   социально-экономическая направленность;

-   сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

-   создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;

-   адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

-   система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

-   обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;

-   широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

-   развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

-  попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;

-  антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;

-  в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

1.3 Этапы антикризисного управления

Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей использования в первую очередь внутрихозяйственных резервов [17, c. 145].

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих действий, наиболее характерными для большинства российских организаций.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.

В условиях кризисной ситуации антикризисное управление осуществляется поэтапно [5, c. 68].

I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства, наладить поставку материально-технических ресурсов для нормализации процесса производства.

II этап. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставаться неизменными, то вскоре организация снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

III этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовой стабилизации организации.

1. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:

-  уменьшением размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

-  увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств.

Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-технических, трудовых ресурсах и т. д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидных активов в денежные средства без значительного ущерба для производства.

Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

-  пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

-  реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

-  увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

-  отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности организации и др.;

-  сокращения затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

-  сокращения расходов на командировки, рекламу;

-  реструктуризации кредиторской задолженности;

-  сокращения готовой продукции на складе.

В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий, нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени ликвидирована или носит, как правило, отложенный характер.

Увеличение денежного потока организации в краткосрочном периоде для погашения просроченных и срочных обязательств достигается:

-  переводом части ликвидных оборотных активов в денежные средства;

-  переводом части внеоборотных активов в денежные средства.

Превращение ликвидных оборотных активов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующих мер[8, c. 152]:

-  ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

-  ускорения инкассации дебиторской задолженности;

-  снижения периода предоставления товарного (коммерческого кредита);

-  увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;

-  снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

-  уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

-  распродажи готовой продукции и товаров на складе и др.

Превращение ликвидных внеоборотных активов в денежные средства может осуществляться с помощью:

-  реализации высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

-  проведения операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

-  ускоренной продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

-  аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств;

-  сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.

2. Восстановление финансовой устойчивости организации в среднесрочном периоде происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов.

Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.

Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресурсов можно достигнуть следующими мерами:

-  сокращением объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции;

-  снижением объема инвестиций в деятельность организации;

-  сокращением подразделений аппарата управления;

-  сокращением части вспомогательных и подсобных подразделений;

-  обеспечением обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

-  осуществлением дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

-  сокращением объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли;

-  отказом от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли, и др.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т.е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы [1, c. 134].

Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:

-  увеличения объема выпуска рентабельной продукции;

-  снижения себестоимости выпускаемой продукции путем снижения (сокращения) различного рода потерь и брака;

-  оптимизации ценовой политики организации;

-  увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;

-  осуществления рациональной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей в пределах законодательства;

-  проведения ускоренной амортизации оборудования с целью быстрого списания амортизационных отчислений;

-  осуществления эмиссионной политики по выпуску дополнительных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.

3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер:

-  внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

-  использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

-  повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;

-  ускорением оборачиваемости оборотных активов;

-  сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

-  использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

Вывод по 1 главе:

Несмотря на все выгоды применения антикризисного управления, его широкое использование в настоящее время невозможно, так как, во-первых, оно разработано на уровне отдельных методик, приемов, правил, процедур, применяемых только в процессе банкротства. Во-вторых, администрация и персонал большинства промышленных предприятий не владеют методами антикризисного управления (ни теоретически, ни практически). И, в-третьих, отсутствует методология антикризисного управления как важнейшая часть науки об управлении производственной системой. Именно это и создает проблему исследования, состоящую в разрешении противоречия между необходимостью применения антикризисного управления промышленным предприятием для его выживания и стабилизации финансового положения с отсутствием методологии такого управления.


Глава 2. Антикризисное управление на примере предприятия ОАО «Строймаш»

2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Строймаш»

Открытое акционерное общество «Строймаш» было создано в 1998г. в г. Челябинске. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Юридический адрес: г. Челябинск, ул. Автодорожная 10А.

Таблица 2.1

Основные данные о предприятии

Наименование предприятия ОАО «Строймаш»
Адрес предприятия г. Челябинск, ул. Автодорожная 10А
Отраслевая принадлежность Производство. Торговля
Специализация; диверсификация Производство, торговля
Организационно-правовая форма Открытое акционерное общество

ОАО «Строймаш» является юридическим лицом с момента государственной регистрации и действует на основании Устава и законодательства России. Не имеет вышестоящей организации. Организация действует в условиях полной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования, на основе демократических принципов. Экономическую основу предприятия составляет коллективная собственность на средства производства.

По Уставу ОАО «Строймаш», общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Целью деятельности общества является участие в социально-экономическом развитии Челябинской области, а также других регионов и обеспечение потребности народного хозяйства и отдельных граждан в его работах, а также продукции, товарах и услугах на основе решения обществом следующих задач:

– сервисное, юридическое, информационно-консультационное, маркетинговое и прочие виды обслуживания российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской федерации и за рубежом;

– производство и реализация подъемно-транспортного оборудования, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования для ее ремонта, оборудования для механизации животноводческих ферм, изделий промышленного и общегражданского назначения;

– выполнение строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ, внедрение передовой технологии «ноу-хау»;

– производство, переработка, закупка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции;

– коммерческая деятельность;

– строительство объектов производственного, жилищного и социально-культурного назначения, а также развитие базы строительной индустрии;

– производство строительных материалов;

– художественные, художественно — реставрационные работы, изготовление изделий художественных промыслов и произведений искусства, а также их реализация;

– ремонт и техническое обслуживание бытовой, вычислительной техники, промышленного, строительного, транспортного оборудования, ремонт двигателей и транспортных средств;

– оказание складских услуг;

– автосервис, грузовые и пассажирские перевозки;

– бор и переработка вторичного сырья и ресурсов, отходов производства, исследовательские работы в области переработки отходов производства;

– рекламно — множительные работы, выпуск и реализация рекламной и печатной продукции, издательская деятельность;

– оптовая и розничная торговля товарами, сырьем, в том числе на базе собственных магазинов, организация выставок-ярмарок;

– организация и эксплуатация предприятий общественного питания;

– организация в установленном порядке комплексного туристического обслуживания, включая строительство и эксплуатацию гостиничных и туристических комплексов;

– биржевые операции;

– комиссионная торговля (в том числе автотехникой);

– осуществление закупок у населения сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов, техники, ТНП и т.п.;

– внешнеэкономическая деятельность.

Общество самостоятельно планирует программы производственного и социального развития, реконструкции на предприятиях общества по решению органов управления.

Директор – руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники, научной организации труда, производства и управления.

2.2 Анализ и оценка состава и структуры баланса ОАО «Строймаш»

В табл. 2.2 представлены основные технико-экономические показатели предприятия за период 2006-2008 гг.

Балансовые стоимостные показатели предприятия.

Для и диагностики финансового состояния предприятия (за основу выполнения работы взяты цифровые показатели 2006-2008 гг.), необходимы данные бухгалтерской отчетности предприятия (таблицы 2.3 и 2.4 в приложении 2,3).

В настоящий момент бухгалтерская отчетность преобразована в более удобную форму через освобождения от малозначимых для данного анализа статей баланса.

Таблица 2.2

Технико-экономические показатели предприятия за период (2006-2008 годы)

Наименование

Обозначения

Ед.

измерения

Абсолютные

значения

2006 2007 2008
1 2 3 4 5 6
Физический объем выпуска

тонн 1870,0 1910,0 1932,0
Номенклатура (сортамент): основные позиции
Численность персонала

чел. 150 155 161
Среднемесячная зарплата

6100 7700 8900
Производительность труда

тыс.руб./чел. 204,84 2994,15 2790,02
Себестоимость (калькуляция) единицы продукции

руб. 16,21 240,38 225,02
Себестоимость проданных товаров (выпуска)

тыс.(млн.) руб. 30308 459117 434732
Цена реализации единицы продукции

руб. 16,43 242,98 232,50
Выручка от продажи товаров

тыс.(млн.) руб. 30726 464094 449193
Валовая прибыль

тыс.(млн.) руб. 418 4977 14461
Точка безубыточности % 50,03 49,66 44,38
Порог рентабельности

тыс.

(млн.) руб.

28730 439344 384717
Операционный рычаг

- 15,502 19,449 7,012
Дифференциал

%

10%

(-11,1)

10%

(-8,2)

12%

(-4,9)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.