рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ методик оценки инвестиционной привлекательности регионов России

Исходя из того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций является величиной общей по всем предприятиям региона, можно сделать вывод, что экономическая отдача характеризует эффективность функционирования региона в целом. Основываясь на этом Т.М. Смаглюкова предлагает формулу (5) преобразовать в формулу (8):

Показатель рискованности вложений позволяет оценить, какая часть доходов будет потеряна в результате проявления рисков. Определить уровень рискованности вложений Т.М. Смаглюкова предлагает по формуле средневзвешенной арифметической величины значений частных факторов:

где РВj – показатель, определяющий уровень рискованности вложений в j – регион или отрасль;

Кi – величина частного показателя инвестиционного риска;

mi – вес частного показателя, определяемый экспертным путем;

n – число показателей;

i – индекс частных показателей; i = 1, 2, … n – в соответствии с максимальным числом анализируемых нами показателей.

Из всего многообразия показателей, определяющих инвестиционную привлекательность региона, Т.М. Смаглюкова выбирает показатели, в наибольшей степени соответствующие требованиям комплексной оценки. По ее мнению данные показатели включаются в состав факторов инвестиционной привлекательности, отражающих все стороны инвестиционного процесса. Совокупность сформированных показателей затрагивает внешние и внутренние факторы функционирования регионов как экономических систем и объектов инвестирования. К числу факторов инвестиционной привлекательности регионов Т.М. Смаглюкова относит:

1) политический;

2) социальный;

3) экономический;

4) экологический;

5) инфраструктурный;

6) законодательный и криминальный;

7) инновационный;

8) производственный;

9) трудовой;

10) финансовый;

11) инвестиционный;

12) ресурсно-сырьевой.

С помощью всех приведенных факторов по мнению Т.М.  Смаглюковой может быть проанализирована рискованность вложений на территориальном уровне. Для оценки рискованности вложений на отраслевом уровне из перечня исключены политический, социальный, инфраструктурный, законодательный и криминальный, инновационный и ресурсно-сырьевой факторы. Это объясняется их незначительным влиянием на формирование оцениваемого показателя. Кроме того, включение одних и тех же показателей в состав факторов как территориальной, так и отраслевой инвестиционной привлекательности, считается нецелесообразным.

С целью приведения в соответствие количества показателей инвестиционной привлекательности требованиям малой выборки, в работе производится их ранжирование по степени влияния на показатель объема инвестиций в основной капитал, характеризующий инвестиционную активность в регионах. Выявление степени тесноты взаимосвязи между переменными (объемом инвестиций и показателями инвестиционной привлекательности) осуществляется путем расчета коэффициента корреляции. Таким образом, выявляется группа наиболее значимых показателей, характеризующих рассматриваемый регион комплексно: в территориальном и в отраслевом аспектах.

Для сравнения показателей между собой и использования полученных значений в дальнейших расчетах в работе предлагается использовать метод балльной оценки по 10-балльной шкале, позволяющий произвести перевод разных шкал измерения в одну – балльную[56].

Расчет показателя рискованности вложений предполагает определение весов отобранных показателей. Для этого в работе используется метод экспертных оценок.[57],[58]

Используя рассчитанные показатели экономической отдачи и рискованности вложений на территориальном и отраслевом уровнях, можно определить комплексный показатель инвестиционной привлекательности региона по формуле (8).

Данный показатель позволяет определить регион, наиболее привлекательный для инвестирования с позиций осуществления вложений в конкретную отрасль экономики. Кроме того, субъекты инвестиционной деятельности и прочие заинтересованные лица имеют возможность анализировать текущее состояние регионов либо сравнивать регионы между собой. Для этого в работе предложена следующая классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности (табл.3).


Таблица 3

Классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности

Источник: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22724

Ранжирование регионов в работе осуществляется на основе среднероссийского уровня странового риска, рассчитанного с помощью метода кумулятивного построения. Согласно этому подходу уровень странового риска может быть определен как:

r = rf + Δr,         (10)

где rf – доходность безрисковых активов;

Δr – риск-премия.

В связи с необходимостью учитывать субъективную составляющую для стратегических инвесторов Т.М. Смаглюкова считает целесообразным в качестве rf использовать величину ставки рефинансирования ЦБ РФ, которую принято относить к безрисковым ставкам. [59]

Величина риск-премии в работе рассчитывалась исходя из странового кредитного рейтинга, т.е. риск-премия представляет собой оценку суверенного риска с точки зрения внешних инвесторов.[60]

В результате критическая величина комплексного показателя инвестиционной привлекательности составила:

r = ИП кj = 0,11 + 0,675 = 0,1775.

Таким образом, предлагаемая методика оценки инвестиционной привлекательности регионов позволяет увязать полученные значения комплексного показателя инвестиционной привлекательности с финансовыми расчетами инвесторов и местных органов власти, а также характеризовать доходность вложенных средств с учетом вероятных потерь. Кроме того, методика применима и за пределами РФ, поскольку позволяет установить различия в развитии регионов, выделить факторы, определяющие их, разработать механизм воздействия на эти факторы, способствующий достижению желаемого уровня развития региона при минимальных затратах.


Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

 

3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности и возможности его применения в РФ[61]

Рассмотрев факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата региона, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное представление государства с точки зрения инвестиционной привлекательности на мировой арене. Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен опыт Ирландии – страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.

Ирландское агентство по развитию начало искать потенциальных инвесторов еще в 60-х гг., когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики.

Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость которой достигла 4 доллара.

Исследование работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным являются инвестиции, четко ориентированные на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны.

Также в Ирландии есть государственное ведомство, которое занимается привлечением инвестиций, называется Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Агентство одновременно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции (к примеру, Ирландия имеет один из самых низких налогов на торговлю в Европе – 12,5%) и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия.

Агентство напрямую ведет переговоры с такими крупными корпоративными гигантами как Microsoft, который на сегодняшний день имеет главное региональное представительство именно в Ирландии. Агентство также оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путем предоставления специальных льгот для инвесторов, которые открывают в них филиалы своих компаний. В результате успешной работы агентства, прямые иностранные инвестиции в Ирландию увеличились от 1 миллиарда долларов США в 1994 году до 25 миллиардов в 2006 году.

В составе основных направлений государственной политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного климата, заслуживают внимания следующие:

·  поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;

·  создание технопарков и инновационных кластеров[62];

·  формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот[63];

·  формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений[64].

Опыт США. В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных для целей данной работы положений:

1) Создание благоприятного инвестиционного климата определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. С этой целью, например, в конце 90-х годов ХХ века в 25 штатах США организованы специальные международные торговые подразделения по стимулированию экс порта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по экономическому развитию.[65]

В настоящее время на уровне местных органов власти действуют около 6 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие нефинансовые льготы для иностранных инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.

К числу важнейших рычагов воздействия на инвестиционную активность предпринимательских структур относятся: развитие за счет средств органов власти штатов производственной и социальной структуры; подготовка в инженерном отношении мест для возможного промышленного строительства; создание специально оборудованных для этого промышленных   парков,  технополисов,  научно-технологических  парков  и т. д.

Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством льготного налогообложения, предоставления дешевых кредитов, субсидий, дотаций, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Властями штатов, муниципалитетов и других административно-территориальных образований широко используется и информационно-рекламный метод привлечения промышленных инвестиций через средства массовой информации, породивший явление, именуемое «конкуренцией бургомистров». Они обеспечивают инвесторов подробной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе налогообложения, энергетике, ценах на здания и сооружения и пр.

Правительства штатов осуществляют информирование инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта.

В целом всё множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на три группы:

·  прямые финансовые стимулы (предоставление ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);

·  фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);

·  льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты)

Как правило, правительствами штатов применяется комбинация тех или иных методов, характер и количество которых зависят от местной социально-экономической и политической специфики. Местные администрации формируют дифференцированные условия для инвестиций в зависимости от значения, придаваемого предлагаемому инвестиционному проекту.

Обычно инвестиционные проекты, предусматривающие развитие приоритетных для штата отраслей хозяйства, пользуются более льготным инвестиционным режимом, чем остальные, осуществляемые в отраслях, не отнесенных к этой категории. В число приоритетных отраслей входят наиболее конкурентоспособные, а также те, развитие которых может принести наибольший эффект для хозяйства региона. Особыми льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие привлечение инвестиций в создание и развитие предприятий, деятельность которых носит экспортную или импортозамещающую направленность.[66]

2) Использование комплексного подхода, ориентированного на взаимосвязанные изменения разных групп условий инвестиционной деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных и др.). Его реализация сопряжена в первую очередь с апробацией механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством:

·  во-первых, создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и исследовательских структур высшей школы, с другой;

·  во-вторых, объединения финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления, прежде всего на развитие инновационного компонента территорий.

Так, широко применяется кооперация исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, финансово-кредитных учреждений в формах государственно-частные кооперационных соглашений в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологических партнерств.

К продуктивным формам государственно-частного партнерства следует также отнести кооперационные исследовательские центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов; укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием; упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и органов власти штатов.[67]

Значительный интерес представляет и опыт Канады, которая в конце ХХ века по оценкам Мирового экономического форума вошла в пятерку лучших по инвестиционному климату среди 59 индустриально развитых и развивающихся стран.[68]

Важным направлением деятельности, обеспечивающей улучшение инвестиционного климата территорий Канады, является содействие созданию новых исследовательских центров при университетах. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах центрам генетических исследований и развития биотехнологии.

В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.

Финансовое стимулирование включает также гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала.

Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списания научно-исследовательских расходов.[69]

Власти Канады, как и США, рассматривают процессы активизации инвестиционной деятельности и экологического регулирования в единстве.

В составе используемых инструментов регулирования можно выделить:

·  стандарты качества окружающей среды;

·  экологические лицензии (права) на строительство, введение в строй и эксплуатацию тех или иных предприятий, загрязняющих окружающую среду, выдаваемые природоохранными ведомствами;

·  инструкции (кодексы) практической деятельности, ее экологические критерии и инструкции, разрабатываемые правительственными органами для деловых кругов.[70]

В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др.[71]

Опыт проведения имиджевой политики в Индии. Государственные органы Индии, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел Индии, оказывают активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении деятельности по продвижению национального и региональных брэндов, а также формированию благоприятного образа страны за рубежом.

Так, Конфедерация индийской промышленности (Confederation of Indian Industry, CII) при поддержке Министерства торговли и промышленности Индии учредила организацию India Brand Equity Foundation (IBEF), которая осуществляет деятельность по сбору, анализу и распространению за рубежом текущей информации об экономике Индии. IBEF осуществляет три главные функции:

·  работает со СМИ в целях продвижения национальных брэндов;

·  координирует стратегические маркетинговые инициативы, в том числе кампанию “Индия везде” (“India Everywhere”);

·  выступает в качестве информационного ресурса.

В Правление организации входят высокопоставленные чиновники Министерства торговли и промышленности, Министерства иностранных дел и Министерства туризма, а также руководители ведущих компаний страны.

Среди мероприятий IBEF 2006 г. в рамках промоушен – кампании “Индия везде” можно отметить проведение “Дня Индии” на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2006 г. В мероприятии приняли участие представители крупнейших компаний Индии, ведущие экономисты, политики и видные деятели культуры.

На проходившей в апреле 2006 г. Ганноверской технологической выставке Индия являлась страной-партнером. В церемонии открытия принял участие премьер-министр Индии М.Сингх. Как и в Швейцарии, на выставке в Германии IBEF вела работу по таким направлениям как организация национального павильона, проведение бизнес семинаров и конференций, с участием руководителей ведущих индийских компаний и видных политических деятелей, работа со СМИ, проведение культурных мероприятий (гастрономические акции, показы мод, концерты и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.