рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Российский рынок лизинговых услуг

В соответствии с законодательством финансовый лизинг имеет место только в том случае, если:

·  лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в аренду;

·  лизингодатель предоставляет лизингополучателю право выкупа имущества по заранее оговоренной цене, учитывающей размер предварительно сделанных лизинговых платежей;

·  лизингополучатель использует оборудование для производства или в коммерческой деятельности.

Соглашение будет признано как credit-bail, если оборудование лизингодателем будет куплено у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по договору credit-bail, то есть не допускается прямой лизинг. Краткосрочные сделки финансового лизинга (продолжительностью до двух лет) представляют большой интерес для Центрального Банка Франции, который с 1997 года, наряду с коммерческими банками, кредитует контракты credit-bail.[16]

Сделки с опционом выкупа движимого имущества по остаточной стоимости называются location avec option d`achat (LOA). Эти сделки проводятся c оборудованием для потребительских целей, в основном, с частными автомобилями или яхтами.

Сделки без опциона на выкуп имущества по остаточной стоимости называются location.

Деятельность компаний, которые занимаются credit-bail и LOA, подлежит прямому государственному регулированию. Эти компании должны быть зарегистрированы, и получить статус финансовой компании в Банке Франции. Они должны выполнять определенные обязательства по минимуму капитала, приемлемому для ведения бизнеса, находится под надзором Соmmission Bancaire. Компании, позиционируемые как location, такими требованиями не стеснены.

Согласно французскому Налоговому кодексу, в отношениях лизингодателя и лизингополучателя только первый может амортизировать сдаваемые в аренду активы. Амортизация может осуществляться по прямому методу или в некоторых случаях - по методу уменьшающегося остатка. Суммы, уплачиваемые лизингополучателем за осуществление права покупки, рассматриваются как капитальные затраты. При получении актива лизингополучатель может амортизировать эти суммы.

Многие лизинговые компании Франции объединены в составе национальной ассоциации (Association Francaise des soci?t?s financi?res - ASF). Согласно данным ASF и LEASEUROPE, в 2005 году в состав этой ассоциации входили 123 компании.

В 2006 году стоимость всех новых заключенных договоров лизинга составила 36099,29 млн евро. Это на 4,3% больше результата предыдущего 2005 года. Вместе с тем удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в этой стране не столь велик, как в других экономически развитых странах. В 2005 году он соответствовал 11,7%, а удельный вес лизинга в ВВП** - 1,35%.

Наиболее крупные лизингодатели Франции (см. таблицу 4) занимают высокие места в мировом и европейском табеле о рангах.

Представленные в таблице 4 шесть лизингодателей держали 80,9% лизинговых операций в стране, а на долю первых двух лизингодателей - SG Equipment Finance и BNP Paribas Lease Group приходилось 47,7%.

Таблица 6 Ведущие лизингодатели Франции в 2006 г.

  Объем нового бизнеса в Европе, млн евро Объем портфеля в Европе,  млн евро Число новых контрактов Средняя стоимость 1 договора лизинга,  тыс. евро
SG Equipment Finance 8917,418 18020,269 130631 68,3
BNP Paribas Lease Group 8312,908 20255,721 250083 33,2
Credit Agricole Leasing 3766,805 11831,198 69383 54,3
RCI Banque 3277,518 5132,496 218632 15,0
Arval 2955,020 5952,315 172147 17,2
NATIXIS Lease 1968,320 6204,000 17481 112,6
Всего: 29197,989 67395,999 858357 34,0

Объем задолженности лизингополучателей по действующим договорам (лизинговый портфель) у первой шестерки превышал стоимость нового бизнеса в 2,308 раза. Средняя стоимость заключенных договоров лизинга составляет всего 34 тыс. евро, так как высок удельный вес лизинга легкового автотранспорта. Этот показатель значительно меньше, чем в других европейских странах - лидерах лизингового рынка.

Представляет интерес изменение структуры лизинга оборудования во Франции. Для сравнения сопоставим данные ASF за 2005 и 2000 год.

Наибольшим колебаниям были подвержены такие сегменты рынка как лизинг оборудования (-6,3 процентных пункта) и автотранспорт - в совокупности увеличение здесь составило 7,1 процентных пунктов.

Основная масса договоров лизинга оборудования (87,8%) заключается в стране на срок от 2 до 5 лет, еще 10% - на срок от 5 до 10 лет. На более чем 10-летний период заключается менее 2% договоров.

Во Франции традиционно популярен лизинг недвижимости. Закон предоставил режим налоговой открытости "компаниям по недвижимости в торговле и промышленности", исключительным объектом деятельности которых являлась аренда помещений для производственных нужд. Большинство договоров лизинга недвижимости (90%) заключаются на срок от 8 до 16 лет. Менее чем на 8 лет заключается всего 10% договоров. Однако средняя стоимость договоров лизинга недвижимости не столь велика. Например, у специализирующейся на этом бизнесе компании NATIXIS Lease данный показатель составлял в 2006 году всего 112,5 тыс. евро.

Таблица 7 Структура лизинга Франции, в %

Сегменты рынка 2000 г. 2005 г. Отклонение,  в процентных пунктах
Машины и промышленное оборудование 37,2 30,9 -6,3
Компьютеры и офисная техника 15,7 14,8 -0,9
Легковые автомобили 17,8 22,6 +4,8
Грузовые автомобили и другие транспортные средства 27,6 29,9 +2,3
Другое оборудование 1,7 1,8 +0,1

Очень развит лизинговый бизнес в знаменитом французском банке Societe Generale. Здесь была создана одна из наиболее разветвленных в мире лизинговых структур Sogelease, расположенных по всему миру. По суммарным объемам - это один из крупнейших лизингодателей в мире и Европе. Финансирование лизинга осуществляется по следующим пяти основным группам имущества: транспортное (корабли, самолеты, контейнеры, трайлеры); нефтяное (платформы, баржи и суда, заводы); городские здания и оборудование для общественных работ; крупные инвестиционные программы в области информационных технологий, создания и модернизации промышленных и строительных предприятий; медицинский сектор.[17] Сроки лизинга в компаниях банка Societe Generale варьируются от 3 до 18 лет в зависимости от срока жизни имущества. В России крупным оператором лизинга этого банка является компания "БСЖВ Лизинг".

Другой крупнейший лизинговый оператор - BNP Paribas Lease Group, который образовался при слиянии в 2000 году UFB Locabail и BNP Lease. Здесь работает 2385 сотрудников, в том числе 1544 в 59 офисах во Франции и 841 - в других 14 странах. На долю этого лизингодателя приходится более 20% лизингового рынка Франции. С оценкой ситуации во Франции и Германии, нельзя забывать про родину первой зарегистрированной лизинговой компании в мире, Великобританию.

Первая в мире зарегистрированная лизинговая компания — Birmingham Wagon Company была основана 20 марта 1855 года в Бирмингеме (Англия). Эта компания давала в лизинг на срок в 5–8 лет железнодорожные вагоны для перевозки угля и различных минеральных ресурсов.

В 1861 году появилась другая, аналогичная по профилю деятельности компания - North Central Wagon and Finance Company, передававшая в HP вагоны железнодорожным компаниям, каменноугольным копям и каменоломням. В тот год прибыль лизингодателя составила 637 фунтов, а в 1865 году общая стоимость вагонов, переданных пользователям на условиях аренды-продажи, составила 105 тыс. фунтов. В конце XIX века North Central Wagon and Finance Company насчитывал в обороте на условиях HP около 25 тыс. вагонов.

В начале ХХ века лизинговый бизнес в Великобритании все в большей степени специализировался на определенных типах оборудования, например машин для производства различных видов обуви, телефонного оборудования.[18]

Первопроходцем современного лизингового бизнеса в Великобритании стала компания Mercantile Leasing Company, которая была учреждена 8 июня 1960 года.

В лизинговой индустрии Великобритании используются три вида лизинговых продуктов: финансовый лизинг; соглашения по аренде товаров с опционом покупки; оперативный лизинг.

Контракт "а leasing" представляет собой контракт между лизингодателем и лизингополучателем для сдачи внаем особого актива. Лизингодатель удерживает за собой право собственности на актив, но передает право использования актива лизингополучателю на согласованный период времени за определенные арендные платежи.

Контракт "а hire purchase contract"предназначен для сдачи внаем актива, который содержит в себе положение, предоставляющее нанимателю опцион (т. е. право) приобрести правовой титл на актив после исполнения определенных условий в контракте. В контракте может содержаться условие внесения точно определенного платежа в конце аренды.

И тот, и другой контракт регулируются Бухгалтерским стандартом SSAP 21. Общее между лизингом и арендой-продажей - оба продукта отделяют пользование от собственности. Основное различие договора аренды-продажи и лизинга заключается в том, что пользователь по договору лизинга не имеет права покупки используемого им оборудования (т. е. в английский договор лизинга не может быть включено условие, которое стало обязательным элементом в договоре лизинга, заключенном на континенте). Аренда-продажа - это продукт, облегчающий компании приобретение актива.

Таким образом, финансовый лизинг в британском определении представляет более узкое понятие, чем соответствующие определения во многих других странах. При финансовом лизинге клиент обязуется полностью оплатить капитальную и финансируемую стоимость (т. е. и проценты) и имеет обычно право получить титул - выгоды от какой-либо остаточной стоимости в конце лизингового периода, но не может стать собственником актива.

Лизинг - это метод получения 100% финансирования оборудования, тогда как в контракте аренды-продажи такого же оборудования может быть предусмотрен депозит на сумму 10% и более от стоимости имущества. Как видно, ближе к российскому пониманию лизингового договора относится британский контракт аренды-продажи.

Бухгалтерский стандарт SSAP 21 "Бухгалтерский учет и отчетность арендных соглашений" предписывает, как следует трактовать все вопросы, связанные с бухгалтерской стороной аренды. В нем проводится различие между двумя видами таких операций.

Под финансовым лизингом понимается сделка, при которой "в основном все риски и вознаграждения от владения и пользования арендованным средством переходят на арендатора".[19]

Финансовая аренда должна учитываться арендатором и как актив, и как пассив для выплаты арендных платежей в будущем. Этот актив подлежит амортизации. Денежные платежи для покрытия арендного обязательства распределяются на весь период действия арендного соглашения.

С лизинговых компаний в Великобритании взимаются такие основные налоги, как:

·  корпоративный налог: ранее ставка корпоративного налога достигала 52%. В соответствии с "Финансовым законом 2006" произошли радикальные изменения в системе налогообложения. Так, в 2006/2007 финансовом году ставка корпоративного налога составляла: по прибыли до 300 тыс. фунтов - 19%; свыше 300 тыс. до 1500 тыс. фунтов - 19-30%; свыше 1500 тыс. фунтов - 30%;

·  налог на капитал (обычно в размере 1%, взыскивается с суммы, вырученной компаниями с ограниченной ответственностью от выпуска акций);

·  НДС (его стандартная ставка с 2006/2007 года равна 17,5%);

·  местные налоги (преимущественно на недвижимость).

Таблица 8 Лизинговые инвестиции в оборудование в Великобритании по типам активов

Виды активов Удельный вес, %
2000 2005
1 Машины и промышленное оборудование 23,4 9,4
2 Компьютеры и офисное оборудование 18,4 15,0
3 Автотранспортные средства 39,4 39,8
3.1 Легковые автомобили 28,0 29,9
3.2 Грузовики 11,4 9,9
4 Авиатранспорт, корабли, железнодорожный транспорт 12,8 23,3
5 Другое оборудование 6,1 12,5
  Всего: 100,0 100,0

Исторически в Великобритании правовой собственник завода и машины, передаваемых в лизинг (лизингодатель), имел право на налоговые скидки, квалифицируемые как капитальные расходы, то есть расходы на приобретение основного капитала. Действительно, стимулом для активного развития лизинга служили налоговые льготы. Так, в 1970-е - начале 1980-х годов компании имели право вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились, правда, только в конце отчетного года. Сначала использовался общий для всех норматив 100-процентной скидки, потом он был заменен сначала на 75-процентный, а затем на 50-процентный норматив и, в конце концов, сведен до 0%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.