рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовое регулирование лесопользования

Одним из принципов лесного законодательства является принцип платности использования лесов, закрепленный ч. 11 ст. 1 ЛК РФ. Статья 94 ЛК РФ предусматривает, что использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится плата по договору купли-продажи лесных насаждений, размер которой определяется в соответствии со ст. ст. 73, 76 ЛК РФ. Таким образом, ЛК РФ закрепляет гражданско-правовую природу платы за использование лесов по договору купли-продажи лесных насаждений. В Лесном кодексе РФ 1997 г. в качестве видов платежей за пользование лесным фондов выступали лесные подати, природа которых не была определена, и арендная плата (ст. 103 Кодекса).

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется в соответствии со ст. 76 ЛК РФ, условия и сроки внесения платы устанавливают стороны в заключаемом договоре. Статья 76 ЛК РФ предусматривает два способа определения платы по рассматриваемому договору. Согласно первому способу плата определяется на основе минимального размера. Минимальный размер определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема древесины, подлежащей заготовке. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Так, Правительство РФ утвердило ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности[120]. При определении ставок учитываются различные факторы, в том числе лесотаксовые районы, породы деревьев, их размер, разряды такс, расстояние вывозки и др. Поэтому, думается, нельзя согласиться с точкой зрения А.Ю. Пуряевой о том, что нормы ЛК РФ, определяющие ставки платы за единицу объема древесины для расчета платы по договору купли-продажи, лишены прозрачности[121].

Второй способ определения платы применяется при заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Плата в этих случаях определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации[122].

В соответствии со ст. 24 упоминавшегося Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в абз. 8 п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ); новая редакция данной статьи устанавливает, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе и за счет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору кули-продажи лесных насаждений по нормативу 100%. А в соответствии с измененным абз. 4 ч. 1 ст. 57 БК РФ плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, в полном объеме поступает в состав неналоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении прав и обязанностей продавца и покупателя по договору купли-продажи лесных насаждений следует учитывать, что обязанности сторон договора купли-продажи корреспондируют с соответствующими правами покупателя и продавца. При этом необходимо рассмотреть и последствия нарушения условий договора, определяющие соответствующие обязанности сторон.

Прежде всего продавец обязан обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположение продаваемых лесных насаждений, т.е. индивидуализировать расположение лесных насаждений. Данное условие является специфичным, присущим только договору купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 456 продавец обязан передать лесные насаждения. В качестве общего правила ст. 460 ГК РФ устанавливает, что продавец обязан передать товар свободным от любых прав третьих лиц. Такая передача осуществляется по акту, подписанному обеими сторонами, в котором указываются объем и характеристика передаваемых лесных насаждений.

В договоре, как указывалось выше, целесообразно обозначить срок передачи лесных насаждений с тем, чтобы покупатель в зависимости от объема заготавливаемой древесины имел возможность уложиться в согласованный сторонами срок действия договора купли-продажи.

В соответствии с ч. 2 ст. 456 ГК РФ продавец обязан также передать покупателю документы, предусмотренные лесным законодательством, иными правовыми актами или договором и относящиеся к лесным насаждениям.

Если продавец отказывается передать покупателю товар, то покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи в соответствии со ст. 463 ГК РФ.

Одной из основных обязанностей покупателя является обязанность принять товар (ст. 484 ГК РФ). Покупатель лесных насаждений обязан совершить необходимые с его стороны действия для обеспечения передачи и получения лесных насаждений, а именно: произвести осмотр лесных насаждений, согласовать их объем и структуру и подписать акт передачи. Данный акт является неотъемлемой частью договора.

Обязанностью покупателя является не только принятие лесных насаждений, но и осуществление заготовки древесины из них, объем которой стороны согласовывают в подписанном акте, являющиеся необъемлемой частью договора; также специфическая обязанность покупателя - выполнение комплекса работ по ведению лесосеки.

Было рассмотрено судебное дело, в котором Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отказал истцу во взыскании с ответчика убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору купли-продажи древесины, по условиям которого ответчик обязан обеспечить выполнение комплекса работ по ведению лесосеки, поскольку в материалах дела не представлены доказательства того, что выявленные истцом нарушения технологии разработки лесосек не были устранены ответчиком.[123] К числу обязанностей покупателя относится внесение платы в размере и в сроки, указанные договором. К специфическим обязанностям покупателя, присущим только договору купли-продажи лесных насаждений, относится обеспечение сохранения подроста на определенной договором площади и в согласованном количестве. При нарушении данной обязанности покупатель обязан проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет.

В целях нанесения наименьшего ущерба лесу при его использовании покупатель обязан согласовывать с продавцом места размещения лесных дорог, складов, других сооружений и строений, необходимых для заготовки древесины, а также осуществить снос лесных складов, других строений и сооружений и провести рекультивацию земель, на которых располагались указанные строения и сооружения.

Одной из основных обязанностей покупателя является вывоз древесины в сроки и на условиях, определенных договором. При заготовке древесины покупатель обязан соблюдать все требования, установленные лесным законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ несоблюдение гражданами или юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента является основанием для досрочного расторжения договора купли-продажи лесных насаждений.

Следует отметить, что в отличие от арендатора покупатель не составляет проект освоения лесов (ст. 88 ЛК РФ) и не подает лесную декларацию (ст. 26 ЛК РФ), поскольку фактически он не осуществляет использование лесного участка. Однако при заготовке древесины покупатель обязан осуществлять все установленные нормативными актами обязательные правила: заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах[124], пожарной безопасности в лесах[125], ухода за лесами[126] (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).

Ответственность за нарушение обязательств по договору аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений стороны предусматривают в договоре. При этом если нарушено административное или уголовное законодательство, то виновные лица несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 99 ЛК РФ)[127].

Так, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов за такие правонарушения, как нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24 Кодекса); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами (ст. 8.27); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28) и др.

Так, с 9 февраля по 1 марта 2010 года Гослесслужбой Забайкальского края края была проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя Трусова В. В. на арендованном им участке Усть-Карского участкового лесничества Сретенского территориального органа Гослесслужбы края.

В ходе проверки было установлено, что лесосеки были не очищены от порубочных остатков, погрузочные площадки были захламлены вершинной частью и откомлеванной древесиной, рубки на лесосеках велись бессистемно, были оставлены куртины и единичные деревья. Это указывает на нарушение арендатором правил санитарной безопасности в лесах, выразившихся в загрязнении леса отходами производства в процессе осуществления лесозаготовительной деятельности. При заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ. Таким образом, от ненадлежащего осуществления предпринимателем лесозаготовительной деятельности появилась угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды.

Постановлением Центрального районного суда г.Читы от 18 июня 2010 года ИП Трусов В. В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок 30 суток. Данное постановление было обжаловано защитником предпринимателя в Забайкальском краевом суде. 1 сентября 2010 года Забайкальский краевой суд, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, признал ИП Трусова В. В. виновным в совершении административного правонарушения и назначил ему наказание в виде административного приостановления предпринимательской деятельности по заготовке древесины на срок 30 суток.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК РФ). Размер причиненного вреда исчисляется в соответствии с таксой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273[128].

Таким образом, проанализированный договор купли-продажи лесных насаждений является новым видом договора; он обладает значительными особенностями, совокупность которых дает основание рассматривать его как отдельный вид договора купли-продажи. Основными особенностями договора являются следующие:

- договор заключается не в целях осуществления предпринимательской деятельности и не носит предпринимательского характера;

- договор заключается в строго определенных случаях - для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, а также юридическими лицами в исключительных случаях, определяемых субъектами Российской Федерации.

К существенным особенностям договора относятся следующие:

- на покупателя возлагаются дополнительные обязанности по обращению объекта договора в собственность (заготовка древесины);

- договор заключается исключительно в целях осуществления одного из видов использования лесов - заготовки древесины;

- право собственности на древесину покупатель приобретает с момента вывоза ее из леса, если иное не предусмотрено договором;

- на покупателя возлагаются специальные обязанности (выполнение работ по ведению лесосеки, обеспечение сохранения подроста в обусловленном договором количестве, очистка лесосеки от порубочных остатков; срок действия договора ограничен законом и др.).

Представляется, что необходимо изменить название «договор купли-продажи лесных насаждений» на «договор купли-продажи леса на корню», поскольку последнее название полнее отражает его сущность.

Предлагается дополнить ст. 75 ЛК РФ ч. 7 следующего содержания: «Передача лесных насаждений продавцом и принятие их покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Лесные насаждения считаются переданными со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения лесных насаждений».


Заключение

В результате можно сделать следующие выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы:

1. Вместо ранее действовавшего смешанного (договорно-разрешительного) порядка осуществления лесопользования на основе договора и лесорубочного билета, ордера и лесного билета ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов на основе договора аренды лесного участка. В настоящее время аренда является основной правовой формой осуществления как предпринимательской, так и непредпринимательской деятельности по использованию лесов.

2. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, следует рассматривать как отдельный вид договора аренды, сочетающий в себе частноправовые и публично-правовые черты и имеющий ряд особенностей.

3. Возросшее значение договора аренды лесного участка не отражено в ЛК РФ. Так, в Лесном кодексе РФ 1997 г. договору аренды участка лесного фонда было посвящено пять статей, содержавших основные правила относительно данного договора. В действующем ЛК РФ предусмотрено всего три статьи, причем в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г. ими не установлены даже существенные условия договора аренды.

4. В ЛК РФ целесообразно структурно выделить правила о договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отдельную главу, как это сделано в отношении договора купли-продажи лесных насаждений.

5. В ЛК РФ следует предусмотреть существенные условия договора аренды лесного участка: сведения о лесном участке, срок договора, виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду, размер платы, условия и сроки ее внесения, объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

6. В ЛК РФ, как представляется, необходимо установить следующие правила:

- передача лесного участка осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами;

- обязательство арендодателя по передаче лесного участка считается исполненным после передачи лесного участка и подписания сторонами акта приема-передачи; условия и сроки передачи лесного участка предусматриваются в договоре;

- уклонение одной из сторон от передачи лесного участка в согласованный сторонами срок рассматривается как отказ соответственно арендодателя от исполнения обязанности по передаче лесного участка, а арендатора - от принятия лесного участка;

- при прекращении договора аренды лесного участка участок должен быть возвращен арендодателю с соблюдением вышеуказанных правил.

7. В ЛК РФ следует предусмотреть такое основание пересмотра платы за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности, или в собственности субъекта Российской Федерации, или в муниципальной собственности, как изменение ставки плату за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесных участков, установленной соответственно Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.

8. В ЛК РФ следует установить запрет на выкуп арендаторами лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

9. Лесной кодекс РФ 2006 г., предусмотрев преимущественное право арендатора на заключение нового договора, не установил механизм реализации такого права. Договор аренды лесного участка заключается в основном путем проведения аукциона, и в правилах его проведения согласно гл. 8 ЛК РФ преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнившего договорные обязательства по аренде, не предусмотрено. Необходимо урегулировать данный вопрос в ЛК РФ.

10. Нуждается в совершенствовании форма Примерного договора аренды лесного участка, утвержденная упомянутым Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324:

а) пунктом 18 предусмотрено, что расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также в случае нарушения другой стороной условий договора. Такая редакция данного пункта предполагает, что нарушение любого условия договора является основанием досрочного расторжения договора судом по требованию одной из сторон. Согласно ст. ст. 619, 620 ГК РФ в договоре могут быть предусмотрены иные, помимо перечисленных в данных статьях, основания досрочного расторжения договора. Таким образом, в Примерном договоре следует предусмотреть, что стороны в заключаемом конкретном договоре аренды лесного участка определяют перечень нарушений, которые являются основанием досрочного расторжения договора, помимо оснований, предусмотренных в законе;

б) в п. 22 предусмотрено, что стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Однако такое основание для повышенной ответственности установлено п. 3 ст. 401 ГК РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Поскольку арендаторами лесных участков могут выступать не только предприниматели, но и лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, данным пунктом следует установить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством;

в) в Примерном договоре целесообразно предусмотреть условие, подлежащее включению в заключаемые договоры аренды лесных участков, касающееся порядка осуществления арендодателем контроля за соблюдением арендатором договорных обязательств и требований законодательства без вмешательства в его хозяйственную деятельность;

г) представляется целесообразным в Примерном договоре предусмотреть специальный пункт, в котором стороны при заключении конкретного договора аренды лесного участка будут определять различные меры экономического стимулирования арендаторов, применяющих новые технологии при использования лесов, позволяющие при использовании лесов минимизировать вред для окружающей среды, более эффективно сохранить средообразующие и защитные функции лесов, улучшить их полезные качества.

11. Представляется, что необходимо изменить название «договор купли-продажи лесных насаждений» на «договор купли-продажи леса на корню», поскольку последнее название полнее отражает его сущность.

12. Предлагается дополнить ст. 75 ЛК РФ ч. 7 следующего содержания: «Передача лесных насаждений продавцом и принятие их покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Лесные насаждения считаются переданными со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения лесных насаждений».


Библиографический список

Нормативные правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2.  Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

3.  Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

5.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

6.  Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

7.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

8.  Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 2954 (утратил силу).

9.  Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. // Российская газета. 2006. 8 дек.

10.  Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

11.  Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 15. Ст. 523.

12.  Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

13.  Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.