Дипломная работа: Бюджетный федерализм в РФ
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной
системы
Построение
бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и
конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71
и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской
Федерации состоит из трех уровней:
1. федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. бюджетов субъектов
Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
3. местных бюджетов.
В настоящее
время местные бюджеты разделены на бюджеты двух уровней муниципальных районов и
поселений (имеется в виду, что бюджеты городских округов представляют собой
объединение бюджетов районов и поселений). [33]
Бюджетная
система Российской Федерации включает:
-
федеральный
бюджет,
-
21
республиканский бюджет республик в составе РФ,
-
55
краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
-
1
областной бюджет автономной области,
-
десять
окружных бюджетов, автономных округов,
-
около
29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Процессы
разграничения и распределения налоговых доходов протекают в налогово-бюджетной
системе при установлении за каждым уровнем власти и его бюджетом доходных
источников на постоянной, среднесрочной и кратковременной основе. Длительность
периода поступления отдельно взятого налога в бюджет определенного уровня
зависит от степени нуждаемости органа власти, которому принадлежит
бюджет-получатель, в налоговых доходах для стабильного финансирования
проводимых мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры территории,
повышение экономической обеспеченности и усиление социальной защищенности
населения.
Согласно
ст. 56, 61.1 и 61.2 БК РФ, с 1 января 2005 г. собственные налоговые
доходы федерального бюджета на постоянной основе закрепляются за бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами в следующих пропорциях:
– налог
на доходы физических лиц: 70% – в региональный бюджет, 30% – в
местный бюджет;
– налог
на наследование или дарение: 100% – в региональный бюджет;
– единый
налог при применении упрощенной системы налогообложения: 90% – в
региональный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– единый
сельскохозяйственный налог: 30% – в региональный бюджет, 60% – в
местный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– единый
налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: 90% – в местный
бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов[34].
В связи с
тем, что пропорции распределения доходов от налога на прибыль организаций между
бюджетами разных уровней бюджетной системы до последнего времени менялись
ежегодно, данный налог следует рассматривать как формирующий регулирующие
налоговые доходы в территориальных бюджетах. Это следует из того, что с 1
января 2003 г. межбюджетное распределение налога на прибыль производилось
по налоговым ставкам 7,5%/14,5%/2%, с 1 января 2004 г. – 6% (– 1,5%)/16%
(+ 1,5%)/2%, с 1 января 2005 г. – 5% (– 1%)/17% (+ 1%)/2%, а с 1
января 2006 г. – 6,5% (+ 1,5%)/17,5% (+0,5%)/0.[35]
Налоговые
поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны,
поэтому порядок и регламентация их взимания представляет особую важность. За
время существования категории налога и налоговых платежей российское
законодательство претерпело массу изменений. Рассмотрим организацию и
планирование поступлений федеральных налогов в бюджетную систему в 2005–2007
(январь – ноябрь) гг.
В 2005 году в
федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4
млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004
году, (см. рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1
Фактически поступило в бюджет
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена
поступлениями НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога
на прибыль (14,1%), единого социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%), (см.
рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2
Структура поступлений адиминистрируемых ФНС России доходов в федеральных бюджет
по видам налогов в 2005 году (в %)
Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году
составили 377,6 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом они выросли на 171,9
млрд. рублей, или в 1,8 раза.
Поступление в
бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды
доходов, администрируемых ФНС России за 2005 год, а также рассмотрим изменения
в процентах к 2004 году, (см. приложение 5).
Поступления единого социального
налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2005 году составили 267,5 млрд.
рублей и снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением
налоговой ставки с 1 января 2005 года.
Поступления
налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, в 2005 году составили 1 025,7 млрд. рублей и
по сравнению с 2004 годом выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.
Суммы,
фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в
2005 году (по предварительным данным) составили 466,7 млрд. рублей, что на 42,7%
больше, чем в 2004 году (темп роста экспорта за январь-ноябрь 2005 года
относительно января-ноября 2004 года составил 136,6%).
Налога на
добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из
Республики Беларусь, поступило в 2005 году 20,9 млрд. рублей.
Поступления по
сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2005 году 89,5 млрд.
рублей и выросли относительно 2004 года на 25,1%.
Поступления акцизов
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в
федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей,
что на 15,3% меньше, чем в 2004 году.
В федеральный
бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на
территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше
поступлений 2004 года.
Поступления акцизов
на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в
федеральный бюджет в 2005 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2004
года выросли на 14,1%.
Налога на
добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило в федеральный бюджет
854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд.
рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на
добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд.
рублей. В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли в 2 раза, в
том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза. Страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1
млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2004 году.
В Фонд
социального страхования поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем в
2004 году, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 31,7
млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования – 87,8 млрд. рублей (на 17,5% меньше).
Снижение
поступлений в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
обусловлено снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года. В 2006 году в
федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 3 000,7
млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2005 год.,
(см. рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3
Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
в 2005–2006 гг.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена
поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и НДС (30,8%), (см. рис. 2.2.4).
Рис. 2.2.4
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
по видам налогов в 2006 г. (в %)
Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2006
году составили 509,9 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом они выросли на
146,3 млрд. рублей, или в 1,4 раза.
Поступления
единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2006 году
составили 315,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2005 годом на 18,1%.
Поступления
налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, в 2006 году составили 924,2 млрд. рублей и по
сравнению с 2005 годом выросли на 36,2 млрд. рублей, или на 4,1%.
Суммы,
фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в
2006 году (по предварительным данным) составили 708,3 млрд. рублей, что в 1,3
раза больше, чем в 2005 году.
Налога на
добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из
Республики Беларусь, поступило в 2006 году 27,2 млрд. рублей, что на 6,3 млрд.
рублей, или в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2006 году 93,2 млрд.
рублей и выросли относительно 2005 года на 16,5%.
Поступления
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в
федеральный бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 4,1 млрд. рублей,
или на 14,0% больше, чем в 2005 году.
В федеральный
бюджет в 2006 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории
Российской Федерации, 35,5 млрд. рублей, что на 22,8% больше поступлений 2005
года.
Поступления
акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2006 году составили 50,1 млрд.
рублей и относительно 2005 года выросли на 9,3%.
Рис. 2.2.5
Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
в январе – ноябре 2005–2006 гг.[36]
Налога на
добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2006 году поступило в федеральный
бюджет 1 094,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 986,5 млрд. рублей,
на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового
конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2005
годом поступления НДПИ выросли в 1,3 раза.
Страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 796,2
млрд. рублей, что на 25,6% больше, чем в 2005 году.
В Фонд
социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) поступило
57,7 млрд. рублей, что на 8,5% больше, чем в 2005 году, в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования – 55,8 млрд. рублей (в 1,8 раза больше)
и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 105,5 млрд.
рублей (на 20,1% больше). Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской
Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9%
больше, чем в 2006 году.
Рис. 2.2.6
Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
в 2006–2007 гг.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).
Рис. 2.2.7
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
по видам налогов в 2007 г. (в %)
Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007
году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления
выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.
Поступления
единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2007 году
составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2006 годом на 28,2%.
Налога на
добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из
Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2%
больше, чем в 2006 году.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2007 году 108,8
млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%.
Поступления
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в
федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей,
что на 5,3% больше, чем в 2006 году.
В федеральный
бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на
территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше
поступлений 2006 года.
Поступления
акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные
масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд. рублей, что на 4%
больше, чем в 2006 году.
Налога на
добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007 году поступило в федеральный
бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 017,3 млрд.
рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд. рублей; на добычу
газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По
сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.
Страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2007 году
поступило 1 014,9 млрд. рублей, что на 27,5% больше, чем в 2006 году.
В Фонд
социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы
выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и
др.)) в 2007 году поступило 64,1 млрд. рублей, что на 11,0% больше, чем в 2006
году.
В Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 71,8 млрд.
рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году.
В территориальные
фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 132,5 млрд.
рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.
Поступление
администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации,
включая государственные внебюджетные фонды за 2006–2007 гг. (представлен в
приложение 6).
Рис. 2.2.8
Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
в январе 2007–2008 гг.[37]
Всего в
январе 2008 года в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 372,7
млрд. рублей администрируемых доходов, что на 67,8% больше, чем в январе 2007
года.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями НДС (46%) и налога на добычу полезных ископаемых (33%).
Рис. 2.2.9
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
по видам налогов в январе 2008 г. (в %)
Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в
январе 2008 года составили 32,3 млрд. рублей. По сравнению с январем 2007 года
поступления выросли на 5,8 млрд. рублей, или на 22,1%.
Поступления
единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе 2008
года составили 24,2 млрд. рублей и выросли по сравнению с январем 2007 года на
26,3%.
Поступления
налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, в январе 2008 года составили 173,3 млрд.
рублей и по сравнению с январем 2007 года выросли в 2,1 раза.
Налога на
добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из
Республики Беларусь, поступило в январе 2008 года 3,0 млрд. рублей, что на 25,5%
больше, чем в январе 2007 года.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе 2008 года
11,3 млрд. рублей и выросли относительно января 2007 года на 40,6%.
Поступления
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в
федеральный бюджет Российской Федерации в январе 2008 года составили 0,3 млрд.
рублей, что на 32,9% меньше, чем в январе 2007 года.
В федеральный
бюджет в январе 2008 года мобилизовано акцизов на табачную продукцию,
производимую на территории Российской Федерации, 5,6 млрд. рублей, что на 36,1%
больше поступлений января 2007 года.
Поступления
акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные
масла) в федеральный бюджет в январе 2008 года составили 5,3 млрд. рублей, что
в полтора раза больше, чем в январе 2007 года.
Налога на
добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе 2008 года поступило в
федеральный бюджет 123,4 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 113,6
млрд. рублей, на добычу газа горючего
природного – 8,4 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов
месторождений – 0,6 млрд. рублей.
По сравнению
с январем 2007 года поступления НДПИ выросли в 1,6 раза. Страховых взносов,
зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе 2008 года
поступило 61,7 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем в январе 2007 года.
В Фонд
социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы
выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и
др.)) в январе 2008 года поступило 4,0 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в
январе 2007 года.
В Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования в январе 2008 года поступило 4,6
млрд. рублей, что на 27,1% больше, чем в январе 2007 года.
В
территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе 2008 года
поступило 8,4 млрд. рублей, или на 21,3% больше, чем в январе 2007 года.
Поступление
администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации,
включая государственные внебюджетные фонды за январь 2007–2008 гг.
В данной
главе был проведен анализ реализации бюджетного федерализма в РФ, а именно
распределение расходов и доходов на уровням бюджетной системы за период 2004–2008 гг.,
исходя из этого можно сделать следующие выводы: расходы бюджета с каждым годом
(2004–2007 гг.) увеличивались, всего расходов за 2004 г. – 2 768 085
767,0, за 2005 г. – 3 539 450 558,3, и в 2007 г. составили – 4 431
076 807,1 млн. руб.
Темпы роста
непроцентных расходов федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении
(17,4%) превысили прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем
непроцентных расходов федерального бюджета возросло с 15,4% ВВП в 2006 году до
17,0% ВВП в 2007 году и лишь в 2008–2009 году планируется его снижение до 16,6–16,8%
ВВП.
Расходы
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по оценке, увеличатся
на 23,8 процента. В расчетах расходов консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации учтено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы
на 15% с 1 сентября 2007 года, что соответствует темпам роста оплаты труда для
работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
На 2008
финансовый год:
– прогнозируемый
объем валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей;
– уровень
инфляции не превысит 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года);
– прогнозируемый
общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в
том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в
сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
– общий
объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;
– объем
нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;
– нормативная
величина Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;
– верхний
предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009
года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
– верхний
предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009
года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;
– прогнозируемый
профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
На плановый
период 2009–2010 годов:
– прогнозируемый
объем валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд.
рублей и 44 800,0 млрд. рублей;
– уровень
инфляции не превысит соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю
2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|