Жизнь и идеи К.Н. Леонтьева
Но
пребывание на православном Востоке, тесное соприкосновение с жизнью болгарского
и греческого населения заставило изменить его мнение о панславизме и славянах.
Он видел неуклонное обуржуазивание болгар, сербов, чехов и т. д. Отражением
новых взглядов Леонтьева стали его консульская записка «Об Афонской горе и об отношении
ее к России» и опубликованные в 1873 г. в «Русском вестнике» Каткова статьи
«Панславизм и греки», «Панславизм на Афоне».
Нужно
отметить, что леонтьевские нападки на «узкий» славизм пришлись в унисон
повороту внешнеполитического курса российского правительства в сторону
сближения с Германией, Австро-Венгрией. Это было время оформления Тройственного
союза императоров, когда «шум о панславизме мог вредно отозваться на
установлении дружеских отношений с этими странами» [133. С. 292]. «...Деятели,
известные своими панславистскими взглядами, организации, являвшиеся средоточием
панславизма, были склонны отвести от себя подозрения или упреки в
принадлежности к нему» [там же. С. 290]. В соответствии с новыми нюансами
русской внешней политики «гениальный оппортунист» Катков и решил поместить на
страницах своего журнала статьи Леонтьева [там же. С. 290]. Тем не менее
редакция сочла нужным оговорить, что не со всеми выводами автора она согласна.
Если в
первых своих статьях о болгарах Леонтьев еще проявлял некоторое к ним
сочувствие в связи с их церковным спором с греками, то в дальнейшем, по мере
общей эволюции взглядов Леонтьева в сторону православия и все большего его
отвращения к либерализму и национализму, меняется и отношение к болгарам и в
целом к славянским народам. Антиславянским пафосом проникнуты все его
политические работы. Идея панславизма для Леонтьева ненавистна как яркое
проявление принципа национальностей, а следовательно, и эгалитарного
космополитизма. Вопреки господствовавшему в эпоху Александра II общественному
мнению, разделявшемуся в целом и правительственными кругами (Леонтьев образно
называл его «болгаробесием»), Леонтьев неустанно подчеркивает, что панславизм
несет угрозу национально-культурному своеобразию России, поскольку все славяне
без исключения - «демократы и конституционалисты», что они ничего
оригинального, самобытного, на других не похожего создать не могут, а подражают
всему западному [2. С. 122]. Славянский национализм, предупреждал он, неизбежно
приведет к торжеству в новых государствах все тех же идеалов равенства и
мещанского благополучия (как и в Западной Европе). «...Наши западные и южные
единоплеменники гораздо более нас похожи всеми своими добродетелями и пороками
на европейских буржуа самого среднего пошиба. В этом смысле, т. е. в смысле
психического, бытового и умственного своеобразия, славяне гораздо менее
культурны, чем мы» [2. С. 356].
Последующее
развитие событий на освобожденных Балканах и, в частности, возникшие острые
разногласия в российско-болгарских отношениях, показали правоту леонтьевских
взглядов.
Другой
важнейшей составной частью восточного вопроса, можно даже сказать, его ядром,
была проблема Константинополя и черноморских проливов. В ней сливались
несколько смысловых ориентиров российской внешней политики. Во-первых, на
Константинополь падала основная идеологическая нагрузка всего восточного
вопроса [118. С. 154], во-вторых, город имел экономическое значение, поскольку
через проливы шла вся черноморская торговля России. Наконец, Константинополь и
проливы имели и военно-стратегическое значение, так как с ними была тесно
связана оборона южного побережья России. Тот, кто имел военную базу в
Константинополе, мог держать под прицелом весь бассейн Черного моря.
О
необходимости контроля России над Константинополем и проливами говорили и
писали общественные и государственные деятели самой разной идейной ориентации.
В целом в отношении города на Босфоре «вопросы материального характера
переплетались с настроениями и чаяниями идеологического порядка» [184. С. 5].
Современный
отечественный исследователь российской восточной политики С.В. Лурье выделяет
три подхода к проблеме Константинополя: 1) государственно-прагматический; 2)
национально-панславистский; 3) православно-византийский [118. С. 167].
Представители
первой точки зрения выражали интересы государственно-бюрократического аппарата
или определенных социальных групп, прежде всего помещиков и торговой буржуазии.
Для них вопрос о Константинополе и проливах имел прежде всего практическое
материальное значение. Идеальные мотивы или вообще не присутствовали или
отступали на задний план.
Сторонники
национально-панславистского подхода намечали славяно-российский (как вариант:
балкано-российский) путь решения проблемы. Еще первые славянофилы мечтали о
Константинополе как о будущей столице Всеславянского союза. Подробно
панславистская идея была разработана в работе Н.Я. Данилевского «Россия и
Европа». Константинополь должен был стать столицей славянской федерации, в
которой руководящая роль принадлежала бы России. Эту мысль разделяли и И.С.
Аксаков, и Н.П. Игнатьев.
Сторонниками
православно-византийской точки зрения можно назвать Т.И. Филиппова, Н.Н.
Дурново, по нашему мнению, и Ф.М. Достоевского. К их числу принадлежал и
Леонтьев. Для них было характерно более осторожное, взвешенное отношение к
вопросу о будущей судьбе Константинополя, оцениваемой ими с учетом интересов
православия, главной угрозой для которых в XIX в. стал национальный фактор.
Столкновение двух идей - национальной и религиозной - наглядно продемонстрировал
греко-болгарский церковный спор, обозначивший собой новое явление в жизни
православной церкви - филетизм.
Выделенные
Лурье подходы по сути совпадают с тремя вышеназванными направлениями в
консервативно-охранительном лагере, различающимися по акценту на той или иной
составляющей уваровской «формулы».
Исходя из
общей установки православно-охранительного крыла на решение восточного вопроса
под углом приоритета духовного, религиозного начала Леонтьев полагает, что
«идеал наш... должен быть самый высший, самый широкий и смелый, самый
идеальный, так сказать, из всех возможных идеалов» [2. С. 353].
Еще ранее
Достоевский не соглашался с «узким» национально-панславистским подходом к
проблеме. В 1870 г. он с огорчением отмечал свое расхождение с Данилевским:
«Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который
потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа... даже в таких
высоких русских людях, как, например, автор „России и Европы“, я не встретил
этой мысли о России, то есть об исключительно-православном назначении ее для
человечества» [64. Т. 26. С. 401].
Леонтьев
имел собственный вариант практического способа решения восточного вопроса,
который представлял собой создание «новой славяно-восточной цивилизации». Он
предлагал исходить в восточной политике из более широкой цели, чем это делали
государственники или славянофилы.
«...Не
изгнание только турок из Европы и не эмансипацию только славян и даже не
образование во что бы то ни стало из всех славян и только из славян племенной
конфедерации должны мы иметь в виду, а нечто более широкое и по мысли более
независимое» [2. С. 353]. Потому вопрос Константинополя значительно более
важен, чем освобождение полулиберальных славян. Взятие Царьграда должно стать,
по мысли Леонтьева, поворотным пунктом к «заложению там основ нового
культурно-государственного здания» [2. С. 370].
Какова же
судьба Константинополя в случае благоприятного для России разрешения восточного
вопроса? Леонтьев считает, что город не может стать административной столицей
страны, подобно Петербургу. Он не должен стать и частью или провинцией России.
В этом Леонтьев не расходится и с другими мыслителями, высказывавшимися о
судьбе Царьграда. Предлагает же он следующее решение: Константинополь вместе с
прилегающими фракийским и малоазиатским округами должен стать личным владением
российского императора.
Что же будет
означать для Царьграда такое решение вопроса? «Там само собою, при подобном
условии, и начнутся те новые порядки, которые могут служить высшим объединяющим
культурно-государственным примером как для 1000-летней, несомненно уже
устаревшей и с 61-го года заболевшей эмансипацией России, так и для испорченных
европейским влиянием афинских греков и югославян.
Поставленный,
с одной стороны, с Россией только в личное, а не в реальное соединение;
призванный, с другой - стать не административной только столицей одного
государства, а культурным центром целого греко-славянского союза или нового
восточного мира, Царьград не легко подвергнется опасности, что в него целиком и
спроста перенесутся устаревшие привычки демократизированного в последнее время
Петербурга, а напротив того, сам этот, столь вредный, цивилизованный, но не
культурный (не культурный, значит, по-моему, несвоеобразный) Петербург начнет
быстро падать и терять значение, и в самой России административная столица
почти невольно перенесется южнее, - вероятно, не в Москву, а в Киев» [2. С.
371].
Таким
образом, по Леонтьеву, образуются две России, соединенные в особе монарха:
Российская империя с новой столицей (в Киеве) и Россия - глава Великого
Восточного Союза со столицей в Константинополе.
Каковы же
задачи новой цивилизации? Она должна была воплотить на практике в
долговременной исторической перспективе леонтьевский общественный идеал
византизма. Для этого, по мнению Леонтьева, нужно осуществить ряд неотложных
«реакционно-двигающих» мер для предотвращения разрушительного действия сил
«эгалитарно-либерального прогресса» и прекращения западного влияния.
В оценках
грандиозного леонтьевского замысла среди исследователей нет единодушия.
Наиболее верное понимание его, на наш взгляд, дал Л. Тихомиров. Вопреки
утверждавшейся официальной идеологической трактовке концепции «Москва - третий
Рим» в духе создания русским самодержавием нового Рима, леонтьевский идеал подразумевал
скорее обновление Россией второго Рима - византийского Царьграда, что, однако,
означало не «простую реставрацию» Византийской империи, а восстановление
традиционных византийских основ самой России [188].
Кто же
должен, по Леонтьеву, образовать Восточный союз? Разумеется, один из этих
элементов составят славяне - те самые нелюбимые Леонтьевым единоплеменники, с
которыми Россия тем не менее связана исторической судьбой. Другой - греки, как
хранители догматов и традиций православия. Тем более, что и балканским народам
Россия нужна как для того, чтобы помочь свернуть с губительного пути
демократического прогресса, так и для их умиротворения. «И грекам, и болгарам
одинаково необходима дружеская, но твердая рука; рука справедливая и к тем, и к
другим, во имя общеправославных интересов. Им нужны - в одно и то же время -
елей любви для их разверстых ран и бич отеческий для обуздания их претензий, их
пустой и мелочной гордыни. Держать елей в одной руке и бич в другой может
только одна Православная Россия!..» [2. С. 382]. Тем самым, Россия будет играть
роль даже не «старшего брата», как у славянофилов, а сурового отца. Какая
разница между славянофильскими мечтами о союзе, построенном на любви и
согласии, и жестким, прагматическим взглядом Леонтьева, предпочитающего
испытанную веками политику «кнута и пряника» в духе Каткова благодушному
хомяковскому оптимизму!
Новым
явлением для русской общественной мысли, не вписывающимся в рамки ни
славянофильской, ни тем более западнической традиции, стало подчеркнуто пристрастное
отношение Леонтьева к Азии. Он в числе первых обозначил необходимость нового
понимания задач российской внешней политики на Востоке: перехода от
конфронтации к поиску союзников (что удачно осуществят затем большевики).
Одним из
созидательных элементов нового славяно-азиатского культурного здания должны
были стать после теперь уже неизбежного в результате войны 1877-1878 гг.
разрушения Османской империи турки, симпатиями к которым Леонтьев проникся со
времени своего консульства на Балканах. Леонтьев всегда ставил турок выше
балканских народов, поскольку они сохранили свою оригинальность, культурную
самобытность и по своим духовным качествам были более близки русским, чем
«братья-славяне». Мыслитель провозглашает союз православия с исламом - и более
того, со всей Азией - против либерально-космополитического Запада. «Слияние и
смешение с азиатцами... или с иноверными и иноплеменными гораздо выгоднее уже
по одному тому, что они еще не пропитались европеизмом» [2. 358]. Азиатский
элемент призван у Леонтьева уравновесить ненадежное славянство. Как видим,
мыслитель готов даже православие славян принести в жертву иным верованиям, лишь
бы устоять перед напором европейского все-человека.
Помимо
Леонтьева, интерес к Азии и в целом к Востоку проявляли Достоевский [64. Т. 27.
С. 32-40] и многие представители православных кругов [118]. В этой связи
напрашивается предположение о формировании в русле православно-охранительного
направления в 70-80-е гг. XIX в. ориентации на Азию и в целом на Восток как на
потенциального союзника России; это способствовало также обоснованию особого
характера российской цивилизации.
Последний
вариант леонтьевского проекта создания Восточного союза подразумевал: 1)
присоединение Царьграда к России с близлежащими округами в Малой Азии и Фракии;
2) образование на развалинах Турции православной конфедерации из Греции,
Сербии, Румынии и Болгарии; 3) присоединение остатков Турции и всей Персии к
этой конфедерации [2. С. 657]. Выполнение этой программы и означало для
Леонтьева окончательное решение восточного вопроса. Если сравнить проекты
Леонтьева и Данилевского как варианты православного и панславистского подходов
к решению восточного вопроса, то главное отличие их друг от друга видится в
том, что леонтьевская программа делает акцент при создании новой самобытной
цивилизации на религиозно-культурные основания разных цивилизационных миров,
тогда как проект Данилевского зиждется на более узкой национально-православной
опоре, причем здесь определяющей является «племенная» славянская идея.
В отношении
благоприятного исторического момента для реализации своей программы Леонтьев
так и не смог определиться. Однако он положительно оценивал тот факт, что
русские войска в 1878 г. так и не вошли в Царьград, поскольку Россия в эпоху
Александра II не была готова взять на себя выполнение великой задачи
культурного обновления. Лишь с началом царствования Александра III у Леонтьева
появилась определенная уверенность в скором разрешении восточного вопроса. Но
по мере нарастания у Леонтьева к концу жизни пессимистических чувств у него
росли и сомнения в осуществлении своей надежды.
Во всяком
случае проект мыслителя не являлся лишь химерой его разгоряченного воображения.
В нем отразились чаяния той части русского общества, которая надеялась на
воссоединение России с византийскими истоками своей культуры [см. об этом,
напр.: 68; 165]. Причем леонтьевские идеи о союзе России с Азией против Запада
не умерли вместе со смертью их творца. Они получили развитие уже в ХХ столетии
в концепции евразийства.
Если же
отбросить исторически изжитую оболочку учения Леонтьева, то на поверхность
выступят яркие грани вечной леонтьевской «звезды», вновь осветившей путь наших
исторических блужданий и выбора слишком часто (непозволительно часто!) ложных
идеалов. Размышления «самого крупного мыслителя из консервативного лагеря, да и
вообще одного из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе» [29.
С. 145-146] о «русской идее», неизбежности социализма как «нового рабства» или
развитии цивилизации в бездушном техногенном направлении, о геополитических
интересах России важны для нас сегодня - как для того, чтобы лучше понять наше
недавнее прошлое, так и для того, чтобы оценить наше возможное будущее.
Список литературы
1. Леонтьев
К.Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. М., 1885-1886.
2. Леонтьев
К. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика.
Духовная проза (1872-1891). М., 1996.
3. Леонтьев
К.Н. Моя литературная судьба: Автобиография // Литературное наследство. Т.
22-24. М., 1935.
4. Леонтьев К.Н.
Собр. соч.: В 9 т. М., Спб., 1912-1913.
5. Леонтьев К.Н.:
pro et contra. Антология:
В 2 кн. Спб., 1995.
6. Письма
К.Н. Леонтьева к К.А. Губастову // Русское обозрение. 1897. № 3; 5.
7. А-т
(Петерсен В. К.). Заблуждение отшельника // Новое время. 1891. 29 марта.
8. Абрамов
А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К. Леонтьева //
Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.
9. Авдеева
Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель»? // Социально-политический
журнал. 1992. № 3.
10.Авдеева
Л.Р. Леонтьев К.Н. // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина.
М., 1995.
11.Авдеева
Л.Р. Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней
трети ХIХ - начала ХХ вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Теория научного
коммунизма. 1982. № 5.
12.Авдеева
Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1982. № 3.
13.Авдеева
Л.Р. Религиозно-консервативная социология К.Н. Леонтьева: Автореф. дисс. …
к.ф.н. М., 1983.
14.Авдеева
Л.Р. Философско-методологические аспекты консервативной социологии К. Леонтьева
// Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 9. М., 1981.
15.Аггеев К.
Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического
изучения и богословской оценки раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания
христианства. Киев, 1909.
16.Адрианов
Б. Иерархия - вечный закон человеческой жизни // К. Леонтьев, наш современник.
Спб., 1993.
17.Адрианов
Б. Место и значение К.Н. Леонтьева в русской философии // К. Леонтьев, наш
современник. Спб., 1993.
18.Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1886.
19.Александров
А.А. Из воспоминаний о К.Н. Леонтьеве // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит.
сб. Спб., 1911.
20.Александров
А. I. Памяти К.Н. Леонтьева. II. Письма К.Н. Леонтьева к А. Александрову.
Сергиев Посад, 1915.
21.Антоний,
архиепископ Волынский. Искренняя душа // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит.
сб. Спб., 1911.
22.Аристов
П. Леонтьев и его гадания // Русское дело. 1888. № 2.
23.Астафьев
П.Е. Национальное самосознание и общеловеческие задачи // Русское обозрение.
1890. № 3. То же: Национальность и общечеловеческие задачи. М. 1890.
24.Астафьев
П.Е. Объяснение с г. Леонтьевым // Московские ведомости. 1890. 29 июня.
25.Астафьев
П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1886.
26.Багдасаров
Р., Вовченко А. Возвращение Леонтьева // Литературная Россия. 1991. № 47.
27.Бажов
С.И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в
творчестве К.Н. Леонтьева // Актуальные проблемы истории русской философии XIX
века. М., 1987.
28.Балканский
Т. Славянство и Константин Леонтьев // Современные известия. 1885. 31 октября.
29.Бердяев
Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики // Собр. соч. Т. 3. Типы
религиозной мысли в России. Париж, 1989.
30.Бердяев
Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж,
1926.
31.Бердяев
Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского
послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
32.Бердяев
Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии //
Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
33.Бибихин
В. Константин Николаевич Леонтьев // Литературная газета. 1989. № 14.
34.Бородаевский
В. О религиозной правде Константина Леонтьева // К.Н. Леонтьев: pro et contra.
Антология: В 2 кн. Кн. 1. Спб., 1995.
35. Бочаров
С.Г. «Ум мой упростить я не могу» // Литературная газета. 1991. 18 декабря.
36.Бочаров
С.Г. Эстетический трактат Леонтьева // Вопросы литературы. 1988. № 12.
37.Бочаров
С.Г. «Эстетическое охранение» в литературной критике (Константин Леонтьев о
русской литературе) // Контекст. 1977. М., 1978.
38.Буданова
Н.Ф. Достоевский и Леонтьев // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991.
Т. 9.
39.Булгаков
С.Н. Победитель - Побежденный (Судьба К.Н. Леонтьева) // Булгаков С.Н. Тихие
думы. М., 1918.
40.Булгаков
Ф.И. Оригинальное народничанье // Исторический вестник. 1881. № 5.
41.Булычев
Ю. Вольнолюбивый певец деспотизма // К. Леонтьев, наш современник. Спб., 1993.
42.Бурнакин
А. Литературные заметки. К. Леонтьев // Новое время. 1912. 20 июля.
43.Бурнакин
А. Литературные заметки. Царьград и всеславянство (Пророчества Константина
Леонтьева) // Новое время. 1912. 2 ноября.
44.Ватыль В.
Н., Ермашов Д. В., Ширинянц А.А. Социально-политическая правовая мысль России
XIX - начала XX века. (Очерки истории и теории): В 2 ч. Ч.1. Гродно, 1997.
45.Волженский
П. (Денисов Я.А. и Уманов Н.А.). Еще русский мыслитель // Русское дело. 1887. №
19, 20, 21-22.
46.Восточный
вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало ХХ в. М., 1978.
47.Гагарин
А.С. Кризис европоцентризма и судьба России (Культурологические воззрения К.Н.
Леонтьева и О. Шпенглера) // Диалог культур. Екатеринбург, 1992.
48.Гайденко
П. Наперекор историческому прогрессу (Константин Леонтьев - литературный
критик) // Вопросы литературы. 1974. № 5.
49.Гальцева
Р.П., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах. Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев,
И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале
// Неоконсерватизм в странах Запада. Ч.2. М., 1982.
50.Гачев Г.
Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
51.Герцен
А.И. О развитии революционных идей в России // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т.
Т. 7. М., 1956.
52.Гиляров-Платонов
Н.П. Передовица о книге «Восток, Россия и славянство» // Современные известия.
1885. 24 сентября.
53.Глушкова
Т. «Боюсь, как бы история не оправдала меня...» // Наш современник. 1990. № 7.
54.Глушкова
Т. Преждевременный Константин Леонтьев // Домострой. 1991. № 4.
55.Голосенко
И.А. К.Н. Леонтьев // Социологическая мысль в России. Л., 1978.
56.Гражданин
/ Памяти К.Н. Леонтьева - 1891. № 317.
57.Грифцов
Б.А. Судьба К.Н. Леонтьева // Русская мысль. 1913. № 1, 2, 4.
58.Губастов
К.А. Из личных воспоминаний о К.Н. Леонтьеве // Памяти Конст. Никол. Леонтьева:
Лит. сб. Спб., 1911.
59.Губер
П.К. Константин Леонтьев // Страницы воспоминаний К. Леонтьева. Спб., 1922.
60.Гусев
В.А. Консервативные идеологии // Социс. 1994. № 11.
61.Дамье
Н.В. К.Н. Леонтьев и классическое славянофильство // Кентавр. 1994. № 1.
62.Дебидур
А. Дипломатическая история Европы. От Венского конгресса до Берлинского
конгресса (1814-1878). Т. 2. М., 1947.
63.Долгов
К.М. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Леонтьева. М., 1995.
64.Достоевский
Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
65.Дробжева
Г.М. Проблема социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К.Н.
Леонтьева: Автореф. дисс. ... к.ф.н. М., 1995.
66.Ермилов
В. Мечта художника и действительность // Красная новь.1939. № 1.
67.Ерофеев
В. Интимнейшие места русского консерватизма // Московские новости. 1992. № 29.
68.Жигарев
С. Русская политика в восточном вопросе. М., 1896.
69.Зайцев
К., свящ. Любовь и страх (Памяти Константина Леонтьева) // К.Н. Леонтьев: pro
et contra. Антология: В 2 кн. Кн. 2. Спб., 1995.
70.Закржевский
А. Одинокий мыслитель (Константин Леонтьев). Киев, 1916.
71.Замараев
Г.И. Памяти К.Н.Леонтьева // Русская мысль. 1916. № 3.
72.Зеньковский
В.В. История русской философии. Т. 1., ч.2. Л., 1991.
73.Зеньковский
В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских
мыслителей. Париж, 1955.
74.Иванов
Г.В. Страх перед жизнью (Константин Леонтьев и современность) // Собр. соч.: В
3 т. Т. 3. М., 1994.
75.Иванова
Е.В. К.Н. Леонтьев: судьба и идеи // Литературная учеба. 1992. № 1-3.
76.Иваск
Ю.П. Константин Леонтьев (1831-1891): Жизнь и творчество. Bern; Frankfurt/M.,
1974.
77.Измайлов
А. Новые книги. Воскресшая память К.Н. Леонтьева. Убийственная биография. Мечта
сослать Толстого в Сибирь // Русское слово. 1911. 19 ноября.
78.Исаев
И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начала ХХ вв.). М., 1991.
79.История
внешней политики России. Первая половина XIX века (От войн России против
Наполеона до Парижского мира 1856). М., 1995.
80.История
философии в СССР: В 5 т. Т. 3. М., 1968.
81.Карамзин
Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском
отношениях. М., 1991.
82.Карамзин
Н.М. История государства российского: В 3 кн. М., 1988-1989.
83.Карцов
Ю.С. За кулисами дипломатии. Спб., 1908.
84.Карцов
Ю.С. Письма К.Н. Леонтьева // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб.,
1911.
85.Киняпина
Н.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. М., 1974.
86.Киреев
А.А. Народная политика как основа порядка. Спб., 1889.
87.Киреев
А.А. Наши противники и наши союзники. Протоколы общих собраний членов
С.-Петербургского Славянского благотворительного общества 12 и 19 декабря 1893
г. Спб., 1894.
88.Киреев А.
Спор с западниками настоящей минуты // Русское обозрение. 1895. № 5.
89.Кириллова
Е.А. Необходимый момент в истории русского самосознания
(философско-историческая концепция Константина Леонтьева) // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. № 5.
90.Козловский
Л.С. Мечты о Царьграде (Достоевский и К. Леонтьев). II. Константин Леонтьев //
Голос минувшего. 1915. № 11.
91.Козырев
А. Владимир Соловьев и Константин Леонтьев: диалог в поисках «Русской звезды»
// Начала. 1992. № 2.
92.Козырев
А.П. Константин Леонтьев в «зеркалах» наследников // К.Н. Леонтьев: pro et
contra. Антология: В 2 кн. Кн. 1. Спб., 1995.
93.Кондратович
В. По разные стороны баррикад (К. Леонтьев и Н. Федоров) // К. Леонтьев, наш
современник. Спб., 1993.
94.Коноплянцев
А.М. Жизнь К.Н. Леонтьева в связи с развитием его миросозерцания // Памяти
Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
95.Коноплянцев
А. Леонтьев К.Н. // Русский биографический словарь. Т. 10. Спб., 1914.
96.Константинов
В. К истории одной полемики (К.Н. Леонтьев и В.С. Соловьев о проблемах
христианской эсхатологии) // Начала. 1992. № 2.
97.Королев
А.В. Культурно-исторические воззрения К.Н. Леонтьева // Памяти Конст. Никол.
Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
98.Корольков
А.А. Константин Леонтьев и его эстетическая картина эгалитарного прогресса //
Философские науки. 1991. № 11.
99.Корольков
А.А. Константин Леонтьев и судьбы культуры // К.Н. Леонтьев: pro et contra.
Антология: В 2 кн. Кн. 1. Спб., 1995.
100.Корольков
А.А. Неуслышанный Леонтьев // Смена. 1995. № 6.
101.Корольков
А.А. Пророчества Константина Леонтьева. Спб., 1991.
102.Косик
В.И. К.Н. Леонтьев: реакционер, пророк? // Советское славяноведение. 1991. № 3.
103.Косик
В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М., 1997.
104.Котельников
В.А. Оптина пустынь и русская литература (статья третья) // Русская литература.
1989. № 4.
105.Кочетков
В.И. Жизнь и судьба неузнанного гения // Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.,
1992.
106.Кремнев
Г. Константин Леонтьев и русское будущее // Наш современник. 1991. № 12.
107.Куклярский
Ф. Осужденный мир (Философия человекоборческой природы). Спб., 1912.
108.Л.С.
(Cлонимский Л.З.) / Литературное обозрение. Восток, Россия и Славянство.
Сборник статей К. Леонтьева. Т. 1. М., 1885 // Вестник Европы. 1885. № 12.
109.Леонтьев
К.Н. // Большая энциклопедия (под ред. С.Н. Южакова). Т. 12. Спб., 1903.
110.Лесков
Н.С. Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи // Новости и Биржевая
газета. 1883. 1, 3 апреля.
111.Лесков
Н.С. Золотой век. Утопия общественного переустройства. Картины жизни по
программе Леонтьева // Новости и Биржевая газета. 1883. 22-29 июня.
112.Лесневский
Ст. Писатель-инок // Книжное обозрение. 1991. № 4.
113.Лиливяли
Н.В. К вопросу о сущности консервативного общественного идеала К.Н. Леонтьева
// Актуальные проблемы истории русской философии ХIХ в. М., 1987.
114.Лиливяли
Н.В. Религиозно-философская концепция К.Н. Леонтьева //
Религиозно-идеалистическая философия в России XIX - начала XX века. М., 1989.
115.Лилуашвили
К.С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского
ига и Россия. Тбилиси, 1978.
116.Лобов Л.
Страничка из прошлого. К характеристике К.Н. Леонтьева // Славянские известия.
1906. № 8.
117.Лосский
Н.О. История русской философии. М., 1991.
118.Лурье
С.В. Идеология и геополитическое действие. Вектор русской культурной экспансии:
Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия // Цивилизации и культуры. Вып.
3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996.
119.Маковицкий
Д.П. Яснополянские записки // Литературное наследство. Т. 90: В 4 кн. У
Толстого (1904-1910). Кн. 1 (1904-1905). М., 1979.
120.Мальчевский
Н. Живое и мертвое в русской философии // К. Леонтьев, наш современник. Спб.,
1993.
121.Мальчевский
Н. Творчество К.Н. Леонтьева глазами современников // К. Леонтьев, наш
современник. Спб., 1993.
122.Манхейм
К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
123.Медведский
К.П. Философ-христианин (Основы миросозерцания К.Н. Леонтьева) // Русский
вестник. 1896. № 1, 3, 4.
124.Мережковский
Д.С. Страшное дитя // Речь. 1910. 31 января.
125.Мещеряков
Н. У истоков современной реакции: Вступ. ст. // Леонтьев К.Н. Моя литературная
судьба: Автобиография // Литературное наследство. Т. 2 2-24. М., 1935.
126.Милюков
П.Н. Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев. М., 1893.
127.Милюков
П.Н. Славянские и русские «космополиты» // Речь. 1908. 20 апреля.
128.Миляев
Н. Из воспоминаний о Константине Николаевиче Леонтьеве // Русское обозрение.
1898. № 1.
129.Михайловский
Н.К. Записки современника (1881-1882) // Полн. собр. соч. Т. 5. Спб., 1908.
130.Морякова
О.В. Культурная традиция и политика в философии К. Леонтьева // Человек и
культурно-историческая традиция. Тверь, 1991.
131.Мячин
А.Г. Константин Леонтьев, русский консерватизм и Восточный вопрос // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1998. № 1.
132.Н. Л.
(Лернер Н.О.). Памяти К.Н. Леонтьева. Литературный сборник. Спб., 1911. К.
Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни (По двум письмам). М., 1912. К.
Леонтьев. Собрание сочинений. Том II и III. М., 1912: рец. // Исторический
вестник. 1912. № 10.
133.Никитин
С.А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50-70-е годы
XIX в. М., 1970.
134.Никитин
С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 годах. М., 1960.
135.Николаев
Ю. (Говоруха-Отрок Ю.Н.). Литературные заметки. Еще о «Северном вестнике» и о
либерализме // Московские ведомости. 1894. 13 октября.
136.Николаев
Ю. (Говоруха-Отрок Ю.Н.). Несколько слов по поводу кончины К.Н. Леонтьева //
Московские ведомости. 1891. 13 ноября.
137.Николаев
Ю. (Говоруха-Отрок Ю.Н.). Новый критик славянофильства // Московские ведомости.
1892. 15, 29 октября.
138.Никольский
Б.В. К характеристике К.Н. Леонтьева // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит.
сб. Спб., 1911.
139.Новиков
А.И., Григорьева Т.С. Консервативная утопия Константина Леонтьева // Россия
глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. Спб., 1991.
140.Новикова
Л.И., Сиземская И.Н. Введение // Россия между Европой и Азией: Евразийский
соблазн. Антология. М., 1993.
141.Новое
время / Среди газет и журналов - 1879. 14 июня.
142.Новое
время / В защиту современных либералов - 1879. 25 июля.
143.Новое
время / Некролог - 1891. 14 ноября.
144.Носов С.
Судьба идей Константина Леонтьева // К. Леонтьев. Избранные письма. 1854-1891.
Спб., 1993.
145.Один из
последних реакционных романтиков (Литературный сборник, посвященный К.Н.
Леонтьеву) // Бюллетени литературы и жизни. 1911. № 7.
146.Письма
К.П. Победоносцева к Александру III: В 2 т. Т. 1. М., 1925.
147.Покровский
М.Н. Леонтьев К.Н. // Энциклопедический словарь Русского библиографического
института Гранат. 11-е изд. Т. 2 7.
148.Померанцева
Т. «Всего лишь неполный год...» // Литературная учеба. 1989. № 1.
149.Поселянин
Е. (Погожев Е.Н.) К.Н. Леонтьев в Оптиной Пустыни // Памяти Конст. Никол.
Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
150.Поселянин
Е. (Погожев Е.Н.) Леонтьев. Воспоминания. М. 1900.
151.Преображенский
П. Герцен и К. Леонтьев // Печать и революция. 1922. № 2.
152.П.
(Прокофьев В. А.). Россия и греко-болгарская распря // Новое время. 1889. 12
июля.
153.Рабкина
Н.А. Антигерой Достоевского и штрихи реальной истории // Известия АН СССР. Сер.
литературы и языка. 1984. № 4.
154.Рабкина
Н.А. «Византизм» Константина Леонтьева // История СССР. 1991. № 6.
155.Рабкина
Н.А. Исторические взгляды К.Н.Леонтьева // Вопросы истории. 1982. № 6.
156.Рабкина
Н.А. Литературные уроки (Тургенев и Леонтьев - история взаимоотношений) //
Вопросы литературы. 1991. № 4.
157.Райский
П. (Колышко И. И.). Поэт-воин // Гражданин. 1891. № 332.
158.Розанов
В. Европейская культура и наше отношение к ней // Московские ведомости. 1891.
16 августа.
159.Розанов
В.В. Литературные изгнанники. Спб., 1913.
160.Розанов
В.В. Литературные очерки. Спб., 1899.
161.Розанов
В.В. Неузнанный феномен // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
162.Розанов
В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.
163.Розанов
В.В. Предисловие и примечания к переписке К.Н. Леонтьева // Русский вестник.
1903. № 4.
164.Розанов
В.В. Эстетическое понимание истории (с № 2 - Теория исторического прогресса и
упадка) // Русский вестник. 1892. № 1, 2, 3.
165.Россия,
Царьград и проливы. Пг., 1915.
166.Рубцова
Т.Н. Концепция культуры К.Н. Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7:
Философия. 1991. № 4.
167.Русская
мысль / Библиографический отдел. Восток, Россия и Славянство. Сборник статей К.
Леонтьева. М., 1885-1885. № 7.
168.Русская
социально-политическая мысль XIX века. К.Н. Леонтьев. М., 1995.
169.Русский
вестник / Новости литературы. К. Леонтьев. Национальная политика, как орудие
всемирной революции. М., 1889-1889. № 6.
170.Салмин
А.М. Политическая историософия Константина Леонтьева // Русская политическая
мысль второй половины XIX в.: Сб. обзоров ИНИОН. М., 1989.
171.Сергеев
С. Единоборство с эпохой // Литературная Россия. 1991. № 47.
172.Сергеев
Ю. К.Н. Леонтьев // Россия. 1911. 10 ноября.
173.Сивак
А.Ф. Всадник русского апокалипсиса. Откровения и суды Константина Леонтьева //
Литературная газета. 1991. № 46.
174.Сивак
А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.
175.Славянофил.
Австрия и Сербия // Гражданин. 1888. 11 октября.
176.Славянофильство
и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого
Вып. 1. М., 1991.
177.Слесарева
Г.Ф. Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891): К 100-летию со дня смерти //
Философские науки. 1991. № 11.
178.Смирнов
И. Н.К. Леонтьев: жизнь и творчество // Леонтьев К.Н. Избранное. М.,1993.
179.Соловьев
Вл.С. Византизм и Россия // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. Чтения о
Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989.
180.Соловьев
Вл.С. Леонтьев К.Н. // Соловьев Вл.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.
181.Соловьев
Вл.С. Памяти К.Н. Леонтьева // Русское обозрение. 1892. № 1.
182.Соловьев
Вс.С. К.Н. Леонтьев // Русский вестник. 1891. № 12.
183.Страхов
Н.Н. О византизме и славянстве // Русский мир. 1876. № 137.
184.Стрельцов
Р. Предисловие // Россия, Царьград и проливы. Пг., 1915.
185.Струве
П.Б. Константин Леонтьев // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Антология: В 2 кн.
Кн. 2. Спб., 1995.
186.Тихомиров
Л.А. Непризнанный пророк // Московские ведомости. 1911. 30 июня.
187.Тихомиров
Л.А. Новое заявление славянофилов // Русское обозрение. 1894. № 4.
188.Тихомиров
Л.А. Русские идеалы и К.Н. Леонтьев // Русское обозрение. 1894. № 10.
189.Тихомиров
Л.А. Славянофилы и западники в современных отголосках // Русское обозрение.
1892. № 10.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|