рефераты скачать

МЕНЮ


Взаимодействие наук

     Наконец, в настоящее время большое внимание биофизики привлекает проблема авторегуляции. В изучении авторегуляции заинтересована не только биология, но и техника, так как некоторые механизмы авторегулирования, существующие у живых организмов, могут послужить источником новых идей для различных областей техники. Действительно, в биологических системах существуют весьма совершенные механизмы для регулирования химических реакций, лежащих в основе энергетического обмена веществ. В клетках с удивительным постоянством поддерживаются величины рН и ионный баланс калия и натрия даже при значительных изменениях концентрации во внешней среде. Биологические системы очень хорошо координируют уровни протекания энергетических процессов. При этом, несмотря на высокую лабильность и способность реагировать на незначительные изменения во внешней среде, биологические системы обладают высокой надежностью. Авторегулирующие механизмы играют большую роль в приспособлении животных и растений к изменяющимся условиям внешней среды. Для понимания вопросов авторегулирования требуется разработка термодинамики и кинетики биологических процессов, что и составляет важнейшую задачу биофизики.


Пути âçàèìîäåéñòâèÿ íàóê.


     Äâå ñëåäóþùèå ôîðìû âçàèìîñâÿçè íàóê – èõ "ïåðåïëåòåíèå" è "ñòåðæíåçàöèÿ". Àíàëèç ïðîöåññà âçàèìîäåéñòâèÿ íàóê â íàøå âðåìÿ ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ñëåäóþùèé âûâîä: îñíîâíûìè òåíäåíöèÿìè â ýâîëþöèè ñîâðåìåííûõ íàóê íà÷èíàÿ ïðèìåðíî ñ ñåðåäèíû ÕÕâ.– ñ ìîìåíòà ïîëíîãî ðàçâåðòûâàíèÿ íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé ðåâîëþöèè – ñòàëî äâèæåíèå â ñòîðîíó èõ "ïåðåïëåòåíèÿ" è èõ "ñòåðæíåçàöèè". Îäíàêî â ñàìîé ñòðóêòóðå íàó÷íîãî çíàíèÿ, â åãî àðõèòåêòîíèêå åùå ñèëüíû è äàþò ñåáÿ çíàòü åãî "ðîäèìûå ïÿòíà", ñâèäåòåëüñòâóþùèå î ðîæäåíèè íàóê â ïåðèîä ãîñïîäñòâà îäíîñòîðîííå-àíàëèòè÷åñêîãî ìåòîäà èññëåäîâàíèÿ.  ñàìîì äåëå, íà÷èíàÿ ñ XVI – XVIII ââ. âñå íàó÷íîå çíàíèå áûëî ðàñ÷ëåíåíî íà ðÿä ôóíäàìåíòàëüíûõ îòðàñëåé, ðåçêî îáîñîáëåííûõ ìåæäó ñîáîé. Ýòî ïîâëåêëî çà ñîáîé äâà ñëåäñòâèÿ:

*        ïåðâîå – ÷ëåíåíèå çíàíèÿ íà åãî îòäåëüíûå îòðàñëè , ò.å. óçêóþ ñïåöèàëèçàöèþ;

*        âòîðîå – îáðàçîâàíèå ìåæäó ýòèìè îòðàñëÿìè ðåçêèõ ðàçðûâîâ, ò.å. ïîëíîå îáîñîáëåíèå îäíîé ñïåöèàëüíîñòè îò äðóãîé.

     Ïîñëåäóþùåå ðàçâèòèå íàóê â ñòîðîíó óñòàíîâëåíèÿ èõ âçàèìîñâÿçè ÷àñòè÷íî ïðåîäîëåëî, òî÷íåå ñêàçàòü, ñòàëî ïðåîäîëåâàòü ýòè ñëåäñòâèÿ îäíîñòîðîííå ïðèìåíåííîãî àíàëèçà: ïåðâîå ñëåäñòâèå, îäíàêî, îñòàëîñü, â ñóùíîñòè, íåçàòðîíóòûì, è âåñü íàó÷íûé ïðîãðåññ ñîâåðøàëñÿ è íåðåäêî ñîâåðøàåòñÿ ïîêà â ðàìêàõ ïðåæíèõ îòäåëüíûõ íàóê. Ïðåîäîëåíî ëèøü âòîðîå ñëåäñòâèå áëàãîäàðÿ âîçíèêíîâåíèþ íàóê ïðîìåæóòî÷íîãî õàðàêòåðà. Âñòàåò âîïðîñ: íå íàìåòèëèñü ëè óæå â íàñòîÿùåå âðåìÿ òåíäåíöèè ê ïðåîäîëåíèþ ïåðâîãî ñëåäñòâèÿ, к которому привело одностороннее применение анализа?

     Òàêèå òåíäåíöèè íà÷èíàþò ïðîÿâëÿòñÿ ñêàæäûì äíåì âñå ñèëüíåå. Îíè íàïðàâëåíû îò ïðåîäîëåíèÿ îñòàòêîâ áûëîé îáîñîáëåííîñòè è çàìêíóòîñòè íàóê ê èõ âçàèìîäåéñòâèþ.  ïðîøëîì âíóòðåííÿÿ ñâÿçü íàóê îáíàðóæèëàñü êàê âîçíèêíîâåíèå ïåðåõîäíûõ "ìîñòîâ" ìåæäó ðàíåå ðàçîáùåííûìè ìåæäó ñîáîé íàóêàìè. Íî çà ïðåäåëàìè ýòèõ "ìîñòîâ", ò.å. çà ïðåäåëàìè ïðîìåæóòî÷íûõ îòðàñëåé íàó÷íîãî çíàíèÿ, êàæäàÿ ôóíäàìåíòàëüíàÿ íàóêà ïðîäîëæàëà çàíèìàòüñÿ ñâîèì ñîáñòâåííûì ïðåäìåòîì – ñâîåé ñïåöèôè÷åñêîé ôîðìîé äâèæåíèÿ èëè ñïåöèôè÷åñêîé ñòîðîíîé îáúåêòà èçó÷åíèÿ, îòãîðàæèâàÿñü îò äðóãèõ íàóê. Íî óæå ïîÿâëåíèå ïðîìåæóòî÷íûõ îòðàñëåé íàóêè âíåñëî ñþäà ñåðüåçíûå êîððåêòèâû: â àñòðîôèçèêå ñîåäèíèëèñü ïðè èçó÷åíèè îáùåãî äëÿ íèõ êðóãà ÿâëåíèé ôèçèêà è àñòðîíîìèÿ; â ãåîõèìèè – ãåîëîãèÿ è õèìèÿ; â áèîõèìèè – áèîëîãèÿ è õèìèÿ; â áèî- ãåîõèìèè – âñå ýòè òðè íàóêè è ò.ä.

     Îäíàêî çà ïðåäåëàìè òàêèõ "ìîñòîâ" ñàìè íàó÷íûå "áåðåãà", ñîåäèíÿåìûå ýòèìè "ìîñòàìè", îñòàâàëèñü ïî-ïðåæíåìó îáîñîáëåííûìè äðóã îò äðóãà, çàìêíóòûìè â ñåáå.  äàëüíåéøåì ýòè ðàíåå îáîñîáëåííûå íàóêè ïðèâîäÿòñÿ âî âñå áîëåå àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå, âî âçàèìíûé êîíòàêò. Ñíà÷àëà ýòî áûëè ðàçëè÷íûå åñòåñòâåííûå íàóêè, îñòàâàâøèåñÿ â îñíîâíîì âñå åùå îáîñîáëåííûìè îäíà îò äðóãîé è çàìêíóòûìè

ïî-ïðåæíåìó â ñåáå; òàê ýòî ïðîèñõîäèëî, íàïðèìåð, ïðè îäíîâðåìåííîì èçó÷åíèè íå òîëüêî æèçíè, íî è äðóãèõ îáúåêòîâ ïðèðîäû, ñêàæåì, ìàíòèè ýåìíîé êîðû èëè æå êîñìîñà. Âñåì ýòèì áûë ñäåëàí ñóùåñòâåííûè øàã â ñòîðîíó ïðåîäîëåíèÿ áûëîé çàìêíóòîñòè íàóê è âêëþ÷åíèÿ èõ â îáùåå, îáúåäèíÿþùåå èõ èññëåäîâàíèå ïðèðîäíûõ âåùåé è ïðîöåññîâ. Ïðè ýòîì îáúåäèíÿþùèì èõ íà÷àëîì, ñòèìóëîì, âûçûâàþùèì íåîáõîäèìîñòü è âîçìîæíîñòü èõ âçàèìîäåéñòâèÿ, ñëóæèëî òî, ÷òî îíè èçó÷àëè îäèí è òîò æå îáùèé äëÿ íèõ îáúåêò ïðèðîäû. Ïîñòåïåííî òàêîå âçàèìîäåéñòâèå íàóê óñèëèâàëîñü â ãðîìàäíîé ñòåïåíè, îêàçûâàÿ ñâîå âëèÿíèå íà âñþ ñòðóêòóðó ñîâðåìåííîãî íàó÷íîãî çíàíèÿ.  

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.