рефераты скачать

МЕНЮ


Возникновение и развитие философии. Основные направления

социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости

включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании

ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание

экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем

генной инженерии и т.д.).

Переход от одной структуры философских оснований к другой означает

пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является

глобальной научной революцией.

Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом

философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов

ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука

использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и

принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над

основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом

зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ

смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д.

Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие

категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.

Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью

содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При

решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те

наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения

объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные

схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах

эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных

прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.

Источник прогностических функций философии коренится в основных

особенностях философсого познания, нацеленного на постоянную рефлексию над

мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных

аспекта, существенно характеризующих философское познание. Первый из них

связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического

развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены

творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами

действительности, которые превосходят по уровню системной сложности

объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты,

функционирование которых предполагает включенность в них человеческого

фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху

современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ,

анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ

традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента

"человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной

культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких

систем, торабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения

в естествознании.

Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания,

потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной

исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен

внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя основные

мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи,

философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами,

изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где

любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В

результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые

категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать

прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы,

философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих

мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и

переживания человеком мира.

Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда

обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той

социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и

наука.

Для науки важно не только существование в сфере философского знания

соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и

возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных

схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.

Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских

оснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессов

перестройки этих оснований.

Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к

новому способу философского мышления, который осознает свои собственные

социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием

общественных отношений и деятельности людей.

Сами по себе эвристический и прогностический потенциалы диалектико-

материалистической философии не снимают проблемы практического применения в

науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в

рамках которых выработанные философией категориальные структуры

адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией

категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в

методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.

Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического

анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем

содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки,

которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для

нового обагащения категориального аппарата философии. Извращение этих

принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.

Творчество и философия

План:

1. Античность.

2. Христианская философия средневековья.

3. Философия Возрождения.

4. Реформация.

5. Философия Нового времени.

6. Немецкая классическая философия.

7. Философия марксизма.

8. Зарубежная философия Х1Х_ХХ вв.

Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:

а) как вообще возможно творчество, как порождение нового;

б) каков онтологический смысл акта творчества?

В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы.

Античность.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом,

состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного,

преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного

и равного себе.

Творчество при этом выступает в двух формах:

а) как божественное - акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном

существовании космоса. Греческие философы различных направлений утверждали:

- Гераклит с его учением о подлинном бытии, как о вечности

изменения.

- Элеаты, признававшие лишь вечно неизменное бытие;

- Демокрит, учивший о вечном существовании атомов;

- Аристотель, доказывавший бесконечность времени и тем самым, по сути,

отрицавший божественный акт творения.

Творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере

божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество

понимается очень своеобразно:

1. Демиург творит мир "...сообразно с тем, что познается разумом и

мышлением и что не подлежит изменению".

Этот образец творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто,

предстоящее его внутреннему созерцанию. Поэтому высшим и является само это

созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той

полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании.

Это понимание божественного творчества характерно также и для

неоплатонизма.

Аналогично этому и в сфере человеческой античная философия не отводит

творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание

вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая

деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению

ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное,

преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.

Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании

художественного творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли

искусства из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла,

культивирования растений и пр.).

Однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество

художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление

нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божественное

творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного

созерцания.

Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении

высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому

высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как

эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая

одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как

одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Христианство.

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков,

в которой перекрещиваются две тенденции:

1) теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

2) пантеистическая - от античной философии.

Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в

соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество

есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной

личности.

Августин, в отличие от неоплатоников, и в человеческой личности

подчеркивает значение момента воли, функции которой отличаются от функций

разума:

- для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не

зависящие от разумного усмотрения (что, видимо, связано с телом - Б.С.).

Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие античной философии), то

воля скорее имеет дело с тем, чего нет (ничто восточных религий), но что

впервые вызывается к жизни волевым актом.

Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть

представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее

представитель - Фома Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к

античной традиции. Бог Фомы - это добро в его завершенности, это вечный,

созерцающий самое себя разум, это "...совершеннейшая природа, нежели воля,

сама себя делающая совершенной" (Виндельбанд В. История философии. СПБ,

1898 г., с. 373). Поэтому понимание божественного творчества у Фомы близко

к пониманию его у Платона.

(Складывается впечатление, что это понимание является переходным к

пантеистическому, ибо исходит из "самосовершенствующейся природы, продуктом

которой является и человеческая воля - Б.С.)

Однако независимо от преобладания у христианских философов той или иной

тенденции человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно

оценивалось античной философией. Оно выступает в христианстве прежде всего

как "творчество истории". Не случайно философия истории впервые выступает

на христианской почве ("О граде Божием" Августина): история, согласно

средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные

человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в

мире. Поскольку, далее, не столько разум, сколько воля и воле вой акт веры

прежде всего связывают человека с богом, приобретает значение личное

деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира

богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-

то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества

оказывается преимущественно область исторического деяния, деяния

нравственного и религиозного.

Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто

второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу

и ограничен им; и поэтому средние века никогда не знали того пафоса

творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.

Возрождение.

Это своеобразное "ограничение" человеческого творчества снимается в эпоху

Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает

рассматривать самого себя как творца.

Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество,

как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности

рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для

Возрождения культ гения как носителя творческого начала по преимуществу.

Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а

вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу

творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но

столь характерна именно для нового времени.

Этот интерес к процессу творчества как к субъективному процессу в душе

художника порождает в эпоху Возрождения также и интерес к культуре как

продукту творчества прежних эпох. Если для средневекового миросозерцания

история есть результат совместного творчества бога и человека, а потому

смысл истории есть нечто трансцендентное, то, начиная с конца 15-16 вв. все

явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт

человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней

самой, В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек

как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии,

- одним словом, человек как творец истории.

Реформация.

В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как

эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Лютеранство, а в еще

большей степени кальвинизм с их суровой, ригористической этикой ставили

акцент на предметно-практической, в том числе и хозяйственной деятельности.

Преуспевание индивида в практических начинаниях на земле - свидетельство

его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в введении дел

освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-

религиозного деяния.

Понимание творчества в новое время несет на себе следы обеих тенденций.

Пантеистическая традиция в философии нового времени, начиная с Бруно, а в

еще большей степени у Спинозы, воспроизводит античное отношение к

творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием,

которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив,

философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь

английский эмпиризм) склонно трактовать творчество как удачную - но в

значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов: в этом

отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более Гоббса, Локка и

Юма. Творчеству, в сущности, есть нечто родственное изобретательству.

Немецкая классическая философия.

Завершенная концепция творчества в 18 веке создается Кантом, который

специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной

способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве,

как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира,

создающей как бы новый, ранее не существовавший, "очеловеченный" мир и

философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого

процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая

способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между

многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу

того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и

синтезирующей, объединяющей силой понятия. "Трансцендентальное"

воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и

деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой

основе познания - таков вывод Канта, противоположный платоновскому.

Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, оно

есть коррелят изобретательства, поскольку уже в нем присутствует момент

необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с

идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него -

с нравственным миром.

Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу,

творческая способность воображения есть единство сознательной и

бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой

способностью - гений - творит как бы в состоянии наития, бессознательно,

подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то

есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности

человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и

романтикам, творчество и, прежде всего творчество художника и философа, -

высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с

Абсолютным, с богом. Вместе с культом художественного творчества у

романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого

творчества.

Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории,

отличную как от ее античного, так и средневекового понимания. История

оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества,

безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция

истории получила наиболее глубокое развитие в философии Гегеля.

Философия марксизма.

Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности,

рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию

творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, элиминируя

из него те нравственно-религиозные предпосылки, которые имели место у Канта

и Фихте, Маркс рассматривает ее как предметно-практическую деятельность,

как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в

соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Марксу был

близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место

бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека,

созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего,

как совершенствование предметно-практических способов человеческой

деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.

(Мы не можем согласиться с марксизмом в том, что главное в творчестве - это

предметно-практическое преобразование природного мира, а вместе с тем и

самого себя. Ведь тут, действительно, упускается из виду "сутевое" -

"инстинкт человечности" в индивиде. По Марксу выходит так, что уровень

человечности определяется уровнем развития производства материальных благ.

Мы считаем, что этот "инстинкт человечности" был осознан человеком и

человечеством где-то в первобытном обществе, ибо не зря тот же марксизм

утверждает, что основным способов управления древним человеческим

сообществом была мораль. Поэтому задача выживания человека и человечества

состоит в том, чтобы сознательно укреплять нравственное основание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.