рефераты скачать

МЕНЮ


Возникновение и развитие философии. Основные направления

(конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует

развитие техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных

превращениях природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась

экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную

сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость

духа: сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая

классическая философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,

т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у

Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте

и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:

докритический и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования

солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых

вращательных процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,

«Критика способности суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и

установление его границ

-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,

который протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,

определяющий и способ, и предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу

вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал

воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим

явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно,

она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания

мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность

- самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего

блага).

-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только

тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для

других.

Поступок

-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью,

любви, симпатии и т.д.;

-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении

морального закона.

В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от

практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие

категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского

университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на

природу:

-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека,

не «материал» для человеческой деятельности.

-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если

не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ

или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия

права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от

первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной

методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их

историческом развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь

вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,

поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё

мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой

объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия

природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением

саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа

- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к

самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух (личность)

2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)

3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является

искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее

слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной

религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не

«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и

родовых характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна

явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Понятие научно-философского мировоззрения.

Философия и наука: общее и различия.

Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о

том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается

ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно

так же учитывать, какой метод познания используется при философском

рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то

увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно

противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.

Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой

такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются

противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются

понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие

правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью

которого мышление изучает данный предмет.

Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из

того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные

отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и

противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и

человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его

связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития,

раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его

изменения.

Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах

всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой

способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их

взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних

противоречий.

История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой

материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой

философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном

счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных

групп.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания.

Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное

взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом

масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно

общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то

есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного

настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение

формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и

социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это

значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи

живет, действует во множестве груповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и

играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-

практические, профессиональные, научные.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих

самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем

жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в

обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая

подсистемы в их взаимосвязи.

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем

мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность

всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества:

философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-

научные воззрения и т.д.

Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле

слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения

является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к

бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным –

материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два

основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.

Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей.

Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный

исторический период, а также от господствующего общественного строя.

Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием

общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом

обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом

обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является

мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя

господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных

землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-

крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов

Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-

Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного

крестьянства.

Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное

практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет

отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.

Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и

общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным

развитием общества и тем ускоряет развитие общества.

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти

вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,

включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все

науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о

природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук

положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных

наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять

фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии

конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней

философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,

в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и

звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия

Гегеля.

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность.

Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между

теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не

исчерпывается этими уровнями - она включает также и то, что принято

называть основаниями научного знания. Эти основания помимо того, что за

счет них достигается целостность предметной области, вместе с тем

определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его

результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в

процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее

отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.

Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную

структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока

оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и

философские основания.

Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых

знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в

построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур

науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и

принципы могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых

картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение

философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.

Может случится, что в процессе формирования новых представлений

исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые

им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на

этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные

философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,

была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со

стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность.

Считалось, например, что объективность и предметность знания достигается

лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к

субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти

процедуры принимались как раз и навсегда данные, неисторические. Идеалом

познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы;

главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из

опыта" онтологических принципов.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу философских оснований. Этот период характеризуется

отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности

картины природы, выработанной на том или ином этапе развития

естествознания. Допускается истинность различных конкретных теоретических

описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится

момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между

онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством

которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы

объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и

операции познавательной деятельности.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становления

современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских

оснований естествознания. Они характеризуются осмыслнием исторической

изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного

понания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.