Возникновение и развитие философии. Основные направления
Философские школы:
-перипатетика (школа Аристотеля)
-академическая философия (Платоновская академия)
-стоическая школа (Зенон из Китиона)
-эпикурейская (Эпикур)
-скептицизм.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)
-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
-скептицизм (Секст Эмпирик).
Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.
А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,
есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных
стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы
соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых
и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».
* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей
эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом
неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.
Отличаются атомы между собой:
-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят
из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в
теле.
-по величине (и весу).
-по движению.
в) суть вещей в числах.
* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у
Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество
верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали,
по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и
многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».
г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет,
ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.
Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно
самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в
пространстве нет - всё наполнено бытием.
2. Обосновываются космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной).
* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -
центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю.
* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики.
Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе
общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего
неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них
- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной.
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека.
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к
рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального
существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,
что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как
человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.
Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса
познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,
красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум
впервые стал мыслить логически.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для
каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на
три сословия:
1-ое - управленцы - философы
2-ое - стражи (воины)
3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).
-государство есть воплощение идей, а люди выступают в
виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.
* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о
другом есть проявление заботы об обществе.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров.
* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от
решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов
и идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».
Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя
увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через
понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью
мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир
идей божественным царством, в котором до рождения человека
пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную
землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире
идей.
Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной
философской мысли Древней Греции.
Основные положения его учения:
подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина
дороже»);
создал учение о категориях (сущность и качество);
учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,
несотворимой, неуничтожимой;
произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:
Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,
первоначало всего сущего;
-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;
- математика - абстрактные свойства реальных вещей.
Практические:
-этика - наука о норме поведения
-экономика, политика
Творческие:
-поэтика
-риторика.
развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,
выделил в ней метод познания - индукции;
учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.
3-й этап: эллинистический.
Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители.
Главные проблемы:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4-й этап: Римский
В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший
катастрофу личного существования.
Усилилась тяга к религии и мистицизму.
Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к
христианству.
ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что
субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в
новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной
личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия
пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны
и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к
человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он
может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий
(категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и
идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии.
Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство
становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали
одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили
во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного
знания.
Большинство учёных было представителями духовенства, а
монастыри являлись очагами культуры и науки.
Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского
мышления;
-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным
аппаратом;
-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с
учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -
служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;
2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая
направленность философии на обоснование правил поведения христианина в
мире.
Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.
Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и
недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным
людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое
зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания
выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
самым приблизиться к познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо
максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).
3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства
считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других
было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения
и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов
- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.
Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания
-знание правил формальной логики Аристотеля.
Этапы Средневековой философии.
1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого
определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и
философии;
-философские элементы платонизма играют определяющую роль.
Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников
(греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и
определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его
души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с
12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых
крупных философов всей послеантичной философии.
Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский
провозглашён Папским престолом святым, а его система становится
официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации
христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к
философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о
спасении человеческой души. Античная философия уже не является
враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к ней, к переосмыслению её
положений;
-а главное - восприятие развитого категориального
аппарата с точки зрения религиозных проблем.
2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского
учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой -
философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении
души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»
(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные
вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой
сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к
бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее
целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е.
опять же через Бога) нет.
Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.
Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи
Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о
познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область
исследования;
б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация
их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи
Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического
направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования
человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную
реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя
действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным
пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её
высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи
Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к
постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод
интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется
политическая философия гуманизма).
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных
производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации
революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским
путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное
путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.
освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|