Шпоры по философии
|философии сущ. 3 основных|метафизическуя |можно 2 путями: искать |
|точки зрения на |ограниченность сенсуализма|нужную информацию или |
|познаваемость мира: |и эмпиризма, |самостоятельно иследовать |
|оптимизм, агностицизм и|преувеличивающих роль |ее с помощью наблюдений, |
|скептицизм. Оптимисты |чувственной формы познания|экспериментов и |
|утверждают |с одной стороны, и |теоритического мышления. |
|принципиальную |рационализма, умаляющего|Наблюдение и |
|познаваемость мира, |роль ощущений и |эксперимент важнейшие |
|агностики, напротив, ее |восприятий. Рационализм, |методы иследования в |
|отрицают. Скептики не |сильно гипертрофирующий |научном познании. Часто |
|отрицают познавемость |рациональное в ущерб |говорят, что теория - |
|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, |
|сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. |
|мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто |
|Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых |
|лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: |
|данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, |
|субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, |
|субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и |
|не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в |
|гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве |
|живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, |
|страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все |
|желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. |
|характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, |
|и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что |
|оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при |
|ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в |
|составляет объект |чувственного и |законах процессы |
|познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, |
|гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой |
|различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они |
|предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. |
|объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, |
|в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в |
|фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов |
|подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, |
|иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других|
|- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в |
|аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный |
|направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. |
|мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного |
|Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: |
|является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от |
|Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к |
|материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс |
|предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда |
|деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от |
|имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий |
|освоение и |познания, мы должны |к более сложным - |
|преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому |
|и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения |
|составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более |
|основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих |
|развития человеческого |качественно |действительным называют |
|общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) |
|По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и |
|практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. |
|троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что |
|Во-первых является |познания. |объект недоступный |
|источником, основой | |непосредсвенному |
|познания,его движущей | |иследованнию заменяется |
|силой, дает ему | |его моделью. Модель |
|необходимый фактический | |обладает схожестью с |
|материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, |
|практика является | |интересующих иследователя.|
|способом приложения | | |
|знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и |
|она цель познания. | |наблюдение. В ходе |
|В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь |
|мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует |
|истинности результатов. | |ряд характеристик |
| | |иследуемой системы и |
| | |изучает их зависимость |
| | |от других параметров. |
| | |В XX веке наука активно |
| | |математизируется. |
|38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы |
|взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. |
|и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая |
|выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие |
|исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как |
|социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных |
|личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все |
|отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории |
|зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями |
|независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение |
|отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено|
|индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования |
|1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального |
|зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были |
|для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, |
|докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества |
|обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы |
|так и для |развиваются. Относительная|научной типизации |
|классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса |
|х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он |
|включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю |
|жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с |
|регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется |
|локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная |
|общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - |
|община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания |
|цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс |
|система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При |
|устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит|
|давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное |
|человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе |
|существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, |
|его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту |
|защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. |
|честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких|
|дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и |
|заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа |
|в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, |
|отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский |
|и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его |
|зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были |
|как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в |
|зависимость человека от |границы той или иной |известной мере |
|первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику |
|Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. |
|своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и |
|выделяется из |строжайшего научного |всю сложность отношений |
|коллектива и осознает |экспeримента. В процессе |каждого исторического |
|себя принадлежащим роду.|развития истинного знания,|типа с реальностью: |
|2. С развитием |наука и практика все |разные страны в разной |
|капиталистического |больше выступают ву |мере воплощают |
|товарного производства |неразрывном единстве. |сущностные характеристики|
|ломаются костные |(?????) 36. Эмnиpичеcкий |того или иного |
|социальные структуры; |и теоpетичеcкий ypовни |исторического общества. |
|сословные и прочие |nознaния: методы и формы. |М.Вебер: ввел в социологию|
|перегородки рушатся. |В науке различают |понятие идеальных типов |
|Произошло разделение |эмпирический и |(т.е. методологию |
|общества на множество |теоритический уровни |изучения, с помощью |
|индивидов - частных |познания. Для |которой можно |
|лиц, уже не связанных |эмпирического познания |организовать материал |
|отношениями личной |характерна |накопленный опытным |
|зависимости. Это |фактофиксирующая |путем в определенную |
|обусловленно |деятельность.Теоритическое|систему). Идеальные типы |
|осуществляющимися при |познание - это сущностное |для Вебера - |
|переходе к капитализму |познание, осуществляемое |субъективные модели, не |
|глубокими изменениями в |на уровне абстракций |отражающие реальность. |
|характере труда. |высоких порядков.Оба эти |К.Маркс: метод |
|Ликвидируется система |уровня связанны, |исследования общества |
|внешнеэкономического |предполагают друг друга,|как социального |
|принуждения к труду, |хотя исторически |организма, развитие |
|что и означает |эмпирическое |которого совершается |
|освобождение трудящегося|предсшествовало |закономерно, как и |
|от личной зависимости. С|теоретическому.Наблюдение |развитие природных |
|развитием капитализма |и эксперимент важнейшие |органических систем. В |
|перед индивидом |методы эмпирического |ходе естественной эволюции|
|открывается возможность|познания. Наблюдение - |возникают новые формы и |
|присвоения накопленных |преднамеренное, |виды со своими особыми |
|человечеством богатств |целенаправленное |качественными |
|материальной и духовной |восприятие, имеющее целью |характеристиками. Подобно|
|культуры. Если в условиях|выявление существеных |этому и развитие |
|натурального хоз-ва |свойств и отношений |человечества представляет|
|человек производил |объектов познания. |собою |
|продукт, нужный для |Иследование требует |естественно-исторический |
|потребления ему, его |также и эсперимента, |процесс функционирования |
|семье или его господину, |ставящего объект в |и смены качественно |
|то в условиях товарного |определенные заданные |определенных типов |
|производства вещь эта |условия, отвечающие |общества, который |
|производится для |целям иследованний. |осуществляется в |
|продажи. Таким образом,|Вппроцессе научного |соответствии с |
|становление личности в |познания применеятся так |объективными, |
|рамках вещных отношений|называемый мысленный |специфическими для |
|представляет собой |экспериментю, когда |общества законами. |
|протеворечивый процесс: |ученный в уме оперирует |К.Марксу принадлежит |
|наряду с освобождением |определенными образами и |заслуга открытия и |
|человека отсословных и |понятиями, мысленно |разработки методологии |
|прочих уз, формированием|создает нужные условия. |исследования истории |
|предприимчивости, |Эксперимент двусторонен: с|как закономерного |
|самостоятельности |одной стороны он позволяет|процесса развития и |
|индивидов, развитием форм|проверить и подтвердить |перехода от одного типа |
|и ростом маштабов общения|гипотезу, с другой |общества к другому. |
|нарастают многообразные |стороны он дает |Первобытно-общинный, |
|формы отчуждения |данные для новых |рабовладельческий, |
|личностей от общества и |гипотез. Теория - это |феодальный, |
|друг от друга. 3. На |высшая, обоснованная, |капиталлистический, |
|основе общественной |логически непротиворечивая|социалистический, |
|собственности |система научного знания,|коммунистический. К.Маркс|
|складывается новый, |дающая целостный |проведя изучение |
|коллективный тип |взгляд на существенные|истоического процесса, |
|личности. Этот тип |свойства, закономерности,|представил всю историю |
|взаимоотношений |и.т.д. Теория - |человечества как |
|отличается как от |развивающаяся система |закономерный процесс |
|примитивных форм |верных, проверенных |развития и смены |
|первобытной |практикой научных знаний. |общественно-экономических |
|коллективности, где |Сердцевину научной теории |формаций. |
|человек был слит с |составляют входящие в |Общеcтвенно-экономичеcкая |
|коллективом, так и от |нее законы. Многообразию |формация - это |
|тех обществ, в которых |форм современного |конкретно-исторический |
|преобладают антогонизм |теоритического знания |тип общества, взятого в |
|личных и общественных |соответсвует и |его целостности, |
|интересов, различные |многообразие типов теорий,|функционирующий и |
|формы отчуждения, |а также многообразие их |развивающийся в |
|иллюзорные формы |классификаций. Различают |соответствии с присущими|
|коллективности. |описательные, |ему объективными законами.|
|Социалистический тип |математизированные, | |
|коллективности призван не|интерпретационные, | |
|подавлять личность, а |дедуктивные. | |
|быть основой ее | | |
|свободного и | | |
|всестороннего развития, | | |
|не нивелировать людей, а| | |
|способствовать | | |
|проявлению богатства | | |
|индивидуальностей, не | | |
|ставить личность в | | |
|зависимое положение от | | |
|коллектива, а сочетать | | |
|интересы личности и | | |
|коллектива. При таком | | |
|гармоническом сочетании | | |
|личность становится столь| | |
|же заинтересованной в | | |
|развитии коллектива, | | |
|как и коллектив в | | |
|развитии личности. | | |
|33. Обыденное и нayчное |37. Проблемы cмерти и |41. Объективный критерий и|
|nознaние, их |беccмертия в филоcофии. |типы cоциального |
|cnецифичеcкие npизнaки. |Смерть-естественный конец |прогресса. Объективный |
|Научное знание обладает|всего живого. |критерий прогресса. |
|высокой точностью. Но |Жизнь-форма существования|Марксизм: развитие |
|точность проникает и |материи, возникающая при |общества - закономерный |
|в повседневную жизнь. |определенных условиях в |процесс, чем более |
|Довольно часто говорят, |момент ее образования. От |широкими материальными |
|что оно оперирует |всех других живых |возможностями обладает |
|абстрактными понятиями. |существ человек отличается|человек в своей |
|И это утверждение не в |более всего тем, что на |деятельности, тем выше |
|полной мере отражает |протяжении всей своей |уровень развития общества.|
|специфику научного |индивидуальной жизни он |Поэтому имеено в |
|познания.Основная |никогда не достигает |развитии производительных|
|специфическая черта науки|"целей" жизни родовой,|сил следует искать |
|- наука существует в |исторической; в этом |объективный критерий |
|виде системы |смысле он постоянно не |общественного прогресса. |
|теоритических знаний. |реализуемое адекватное |Итак, высши м ивсеобщим|
|Наиболее совершенной |существо. Человек не |объективным критерием |
|формой научного знания |удовлетворяется ситуацией.|общественного прогресса |
|является теория.Далеко |И эта неудовлетворенность |является развитие |
|не каждое обобщение |содержит в себе причины |производительных сил, |
|является теорией |творческой деятельности, |включая развитие самого |
| |не заключенные в |человека. Типы |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|