рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

|философии сущ. 3 основных|метафизическуя |можно 2 путями: искать |

|точки зрения на |ограниченность сенсуализма|нужную информацию или |

|познаваемость мира: |и эмпиризма, |самостоятельно иследовать |

|оптимизм, агностицизм и|преувеличивающих роль |ее с помощью наблюдений, |

|скептицизм. Оптимисты |чувственной формы познания|экспериментов и |

|утверждают |с одной стороны, и |теоритического мышления. |

|принципиальную |рационализма, умаляющего|Наблюдение и |

|познаваемость мира, |роль ощущений и |эксперимент важнейшие |

|агностики, напротив, ее |восприятий. Рационализм, |методы иследования в |

|отрицают. Скептики не |сильно гипертрофирующий |научном познании. Часто |

|отрицают познавемость |рациональное в ущерб |говорят, что теория - |

|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, |

|сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. |

|мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто |

|Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых |

|лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: |

|данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, |

|субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, |

|субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и |

|не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в |

|гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве |

|живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, |

|страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все |

|желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. |

|характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, |

|и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что |

|оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при |

|ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в |

|составляет объект |чувственного и |законах процессы |

|познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, |

|гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой |

|различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они |

|предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. |

|объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, |

|в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в |

|фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов |

|подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, |

|иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других|

|- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в |

|аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный |

|направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. |

|мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного |

|Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: |

|является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от |

|Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к |

|материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс |

|предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда |

|деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от |

|имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий |

|освоение и |познания, мы должны |к более сложным - |

|преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому |

|и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения |

|составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более |

|основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих |

|развития человеческого |качественно |действительным называют |

|общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) |

|По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и |

|практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. |

|троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что |

|Во-первых является |познания. |объект недоступный |

|источником, основой | |непосредсвенному |

|познания,его движущей | |иследованнию заменяется |

|силой, дает ему | |его моделью. Модель |

|необходимый фактический | |обладает схожестью с |

|материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, |

|практика является | |интересующих иследователя.|

|способом приложения | | |

|знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и |

|она цель познания. | |наблюдение. В ходе |

|В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь |

|мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует |

|истинности результатов. | |ряд характеристик |

| | |иследуемой системы и |

| | |изучает их зависимость |

| | |от других параметров. |

| | |В XX веке наука активно |

| | |математизируется. |

|38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы |

|взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. |

|и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая |

|выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие |

|исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как |

|социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных |

|личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все |

|отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории |

|зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями |

|независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение |

|отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено|

|индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования |

|1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального |

|зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были |

|для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, |

|докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества |

|обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы |

|так и для |развиваются. Относительная|научной типизации |

|классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса |

|х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он |

|включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю |

|жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с |

|регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется |

|локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная |

|общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - |

|община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания |

|цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс |

|система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При |

|устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит|

|давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное |

|человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе |

|существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, |

|его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту |

|защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. |

|честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких|

|дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и |

|заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа |

|в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, |

|отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский |

|и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его |

|зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были |

|как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в |

|зависимость человека от |границы той или иной |известной мере |

|первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику |

|Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. |

|своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и |

|выделяется из |строжайшего научного |всю сложность отношений |

|коллектива и осознает |экспeримента. В процессе |каждого исторического |

|себя принадлежащим роду.|развития истинного знания,|типа с реальностью: |

|2. С развитием |наука и практика все |разные страны в разной |

|капиталистического |больше выступают ву |мере воплощают |

|товарного производства |неразрывном единстве. |сущностные характеристики|

|ломаются костные |(?????) 36. Эмnиpичеcкий |того или иного |

|социальные структуры; |и теоpетичеcкий ypовни |исторического общества. |

|сословные и прочие |nознaния: методы и формы. |М.Вебер: ввел в социологию|

|перегородки рушатся. |В науке различают |понятие идеальных типов |

|Произошло разделение |эмпирический и |(т.е. методологию |

|общества на множество |теоритический уровни |изучения, с помощью |

|индивидов - частных |познания. Для |которой можно |

|лиц, уже не связанных |эмпирического познания |организовать материал |

|отношениями личной |характерна |накопленный опытным |

|зависимости. Это |фактофиксирующая |путем в определенную |

|обусловленно |деятельность.Теоритическое|систему). Идеальные типы |

|осуществляющимися при |познание - это сущностное |для Вебера - |

|переходе к капитализму |познание, осуществляемое |субъективные модели, не |

|глубокими изменениями в |на уровне абстракций |отражающие реальность. |

|характере труда. |высоких порядков.Оба эти |К.Маркс: метод |

|Ликвидируется система |уровня связанны, |исследования общества |

|внешнеэкономического |предполагают друг друга,|как социального |

|принуждения к труду, |хотя исторически |организма, развитие |

|что и означает |эмпирическое |которого совершается |

|освобождение трудящегося|предсшествовало |закономерно, как и |

|от личной зависимости. С|теоретическому.Наблюдение |развитие природных |

|развитием капитализма |и эксперимент важнейшие |органических систем. В |

|перед индивидом |методы эмпирического |ходе естественной эволюции|

|открывается возможность|познания. Наблюдение - |возникают новые формы и |

|присвоения накопленных |преднамеренное, |виды со своими особыми |

|человечеством богатств |целенаправленное |качественными |

|материальной и духовной |восприятие, имеющее целью |характеристиками. Подобно|

|культуры. Если в условиях|выявление существеных |этому и развитие |

|натурального хоз-ва |свойств и отношений |человечества представляет|

|человек производил |объектов познания. |собою |

|продукт, нужный для |Иследование требует |естественно-исторический |

|потребления ему, его |также и эсперимента, |процесс функционирования |

|семье или его господину, |ставящего объект в |и смены качественно |

|то в условиях товарного |определенные заданные |определенных типов |

|производства вещь эта |условия, отвечающие |общества, который |

|производится для |целям иследованний. |осуществляется в |

|продажи. Таким образом,|Вппроцессе научного |соответствии с |

|становление личности в |познания применеятся так |объективными, |

|рамках вещных отношений|называемый мысленный |специфическими для |

|представляет собой |экспериментю, когда |общества законами. |

|протеворечивый процесс: |ученный в уме оперирует |К.Марксу принадлежит |

|наряду с освобождением |определенными образами и |заслуга открытия и |

|человека отсословных и |понятиями, мысленно |разработки методологии |

|прочих уз, формированием|создает нужные условия. |исследования истории |

|предприимчивости, |Эксперимент двусторонен: с|как закономерного |

|самостоятельности |одной стороны он позволяет|процесса развития и |

|индивидов, развитием форм|проверить и подтвердить |перехода от одного типа |

|и ростом маштабов общения|гипотезу, с другой |общества к другому. |

|нарастают многообразные |стороны он дает |Первобытно-общинный, |

|формы отчуждения |данные для новых |рабовладельческий, |

|личностей от общества и |гипотез. Теория - это |феодальный, |

|друг от друга. 3. На |высшая, обоснованная, |капиталлистический, |

|основе общественной |логически непротиворечивая|социалистический, |

|собственности |система научного знания,|коммунистический. К.Маркс|

|складывается новый, |дающая целостный |проведя изучение |

|коллективный тип |взгляд на существенные|истоического процесса, |

|личности. Этот тип |свойства, закономерности,|представил всю историю |

|взаимоотношений |и.т.д. Теория - |человечества как |

|отличается как от |развивающаяся система |закономерный процесс |

|примитивных форм |верных, проверенных |развития и смены |

|первобытной |практикой научных знаний. |общественно-экономических |

|коллективности, где |Сердцевину научной теории |формаций. |

|человек был слит с |составляют входящие в |Общеcтвенно-экономичеcкая |

|коллективом, так и от |нее законы. Многообразию |формация - это |

|тех обществ, в которых |форм современного |конкретно-исторический |

|преобладают антогонизм |теоритического знания |тип общества, взятого в |

|личных и общественных |соответсвует и |его целостности, |

|интересов, различные |многообразие типов теорий,|функционирующий и |

|формы отчуждения, |а также многообразие их |развивающийся в |

|иллюзорные формы |классификаций. Различают |соответствии с присущими|

|коллективности. |описательные, |ему объективными законами.|

|Социалистический тип |математизированные, | |

|коллективности призван не|интерпретационные, | |

|подавлять личность, а |дедуктивные. | |

|быть основой ее | | |

|свободного и | | |

|всестороннего развития, | | |

|не нивелировать людей, а| | |

|способствовать | | |

|проявлению богатства | | |

|индивидуальностей, не | | |

|ставить личность в | | |

|зависимое положение от | | |

|коллектива, а сочетать | | |

|интересы личности и | | |

|коллектива. При таком | | |

|гармоническом сочетании | | |

|личность становится столь| | |

|же заинтересованной в | | |

|развитии коллектива, | | |

|как и коллектив в | | |

|развитии личности. | | |

|33. Обыденное и нayчное |37. Проблемы cмерти и |41. Объективный критерий и|

|nознaние, их |беccмертия в филоcофии. |типы cоциального |

|cnецифичеcкие npизнaки. |Смерть-естественный конец |прогресса. Объективный |

|Научное знание обладает|всего живого. |критерий прогресса. |

|высокой точностью. Но |Жизнь-форма существования|Марксизм: развитие |

|точность проникает и |материи, возникающая при |общества - закономерный |

|в повседневную жизнь. |определенных условиях в |процесс, чем более |

|Довольно часто говорят, |момент ее образования. От |широкими материальными |

|что оно оперирует |всех других живых |возможностями обладает |

|абстрактными понятиями. |существ человек отличается|человек в своей |

|И это утверждение не в |более всего тем, что на |деятельности, тем выше |

|полной мере отражает |протяжении всей своей |уровень развития общества.|

|специфику научного |индивидуальной жизни он |Поэтому имеено в |

|познания.Основная |никогда не достигает |развитии производительных|

|специфическая черта науки|"целей" жизни родовой,|сил следует искать |

|- наука существует в |исторической; в этом |объективный критерий |

|виде системы |смысле он постоянно не |общественного прогресса. |

|теоритических знаний. |реализуемое адекватное |Итак, высши м ивсеобщим|

|Наиболее совершенной |существо. Человек не |объективным критерием |

|формой научного знания |удовлетворяется ситуацией.|общественного прогресса |

|является теория.Далеко |И эта неудовлетворенность |является развитие |

|не каждое обобщение |содержит в себе причины |производительных сил, |

|является теорией |творческой деятельности, |включая развитие самого |

| |не заключенные в |человека. Типы |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.