Шпоры по философии
Шпоры по философии
|25. Стpyктypa |23. Человек - индивид, |27. Пpaктикa кaк оcновa |
|деятельноcти, ее |личноcть, |вcех фоpм общеcтвенной |
|комnоненты, yнивеpcaльные|индивидyaльноcть. |жизнедеятельноcти. |
|acnекты. |Индивид (от лат. |Стpyктypa npaктичеcкой |
|Деятельность - |individuum - неделимое), |деятельноcтии ее оcновные |
|специфически человеч. |первоначально - лат. |фоpмы. |
|форма активного |Перевод греч. понятия |В сфере реального |
|отношения к |'атом' (впервые у |отношения людей к миру - к|
|окружающему миру, |Цицерона), в дальнейшем |природе, к об-ву, к |
|содержание к-рой |- обозначение единичного|другим людям - |
|составляет его |в отличие от совокупности,|формируются исходные |
|целесообразное изменение|массы; отд. живое |стимулы развития всех |
|и преобразование. Д. |существо, особь, отд. |форм челов. культуры. |
|человека предполагает |человек - в отличие от |Создаваемые в культуре - и|
|определ. |коллектива, социальной |в материальном пр-ве, и в |
|противопоставление |группы, общества в целом. |регуляции отношений между|
|субъекта и объекта Д.: |Индивидуальность - |людьми в об-ве, и, |
|человек противополагает |неповторимое своеобразие |наконец, в сфере науки,|
|себе объект Д. как |к.-л. явления, отд. |иск-ва, философии - |
|материал, к-рый должен |существа, человека. В |способы деятельности |
|получить новую форму и |самом общем плане И. в |возникают по сути своей |
|св-ва, превратиться из |качестве особенного, |как ответ на определ. |
|материала в продукт Д. |характеризующего данную |проблемы и задачи, |
|Всякая Д. включает в себя|единичность в ее качеств. |связанные с |
|цель, средство, результат|отличиях, |воспроизводством челов. |
|и сам процесс Д., и |противопоставляется |существования в окр. |
|неотъемлемой хар-кой Д. |типичному как общему, |человека реальном мире. |
|является ее осознанность.|присущему всем элементам |Ограничная связь видов |
| |данного класса или |человеч. |
|Существуют многообр. |значительной части их. |социально-культур. деят-ти|
|классификации форм Д. - |Личность - общежитейский|с практикой в системе |
|разделение Д. на |и науч. термин, |культуры заключается в |
|духовную и |обозначающий: 1) |том, что все эти виды |
|материальную, |человеч. индивида как |деят-ти имеют выход на |
|производств., трудовую и |субъекта отношений и |практику, обогащают ее |
|нетрудов. и т.д. С точки |сознат. деятельности |возможности. Важнейшим |
|зр. творч. роли Д. в |(лицо, в широком смысле |каналом воздействия на |
|социальном развитии |слова) или 2) устойчивую|практику косвенно |
|особое значение имеет |систему |связанных с ней видов |
|деление ее на |социально-значимых черт, |обществ. деят-ти является |
|репродуктивную |характеризующих индивида |развитие их с пом-ю |
|(направленную на |как члена того или иного |самого человека, его|
|получение уже известного|общества или общности. |способностей, |
|рез-та известными же |Человека ф. понимает как |направляемых им в |
|ср-вами) и продуктивную|целостность. Сущность ч.|ходе |
|Д., или творчество, |связана с обществ. |практически-преобразовател|
|связанное с выработкой |словиями его |ьного действия во внешний |
|новых целей и соотв. им |функционирования и |мир. |
|средств или с достижением|развития, с деят-тью, в|Структура. Эл-ты процесса|
|известных целей с пом-ю |ходе к-рой он |труда по К.Марксу: |
|новых средств. |оказывается и предпосылкой|человек с его целями, |
|Аспекты: Д. является |и продуктом истории. |знаниями и навыками, |
|реальной движ. силой |Ч. - совокупность всех |осуществляемые человеком |
|обществ. прогресса и |обществ. отношений. |операции целесообр. |
|условием самого |1) Идеалистич. и |деят-ти; объекты, |
|существования об-ва. |религиозно-мистич. |включенные в ходе этих |
|Вместе с тем история |понимание ч. |операций в определенные |
|культуры показывает, |2) натуралистич. |взаимодействия. |
|что Д. как таковая не |(биологич.) понимание ч. |Объекты расчленяются по |
|является исчерпывающ. |3) сущностное понимание ч.|своим ф-ям на предмет |
|основанием челов. | |труда, средства труда и|
|существования. Если |4) целостное понимание ч. |продукты труда. Труд |
|основанием Д. является |развитая |как преобр. человеком |
|сознательно формулируемая|индивидуальность->многообр|в-ва природы |
|цель, то основание цели |азие соц. качеств |предполагает предполагает|
|лежит вне Д. в сфере |Индивидуальность не только|взаимодействие всех этих |
|иск-ва или нравственности|обладает различными |эл-тов. |
|(в сфере челов. |способностями, но еще и|Формы: |
|мотивов, идеалов и |представляет некую их |материальная |
|ценностей). С др. |целостность. |производственная |
|стороны, зависимость |Если понятие |деятельность, |
|самой Д. от др. |индивидуальности подводит|практически-преобразовател|
|социальных факторов |деятельность человека |ьная деятельность, |
|выражается в том, что в |под меру своеобразия и |социальная практич. |
|разных типах культуры она|неповторимости, |деятельность (социальная,|
|занимает существ. |многосторонности и |классовая борьба, |
|различное место, |грамоничности, |революции и т.п.), |
|выступая то в роли |естественности и |техническая деятельность |
|носителя высшего смысла |непринужденности, то |(наука, НТР, прогресс и |
|челов. бытия, то на |понятие личности |т.п.). |
|правах необходимого, но |поддерживает в ней | |
|отнюдь не почитаемого |сознательно-волевое | |
|условия жизни. |начало. Человек как | |
|В истории познания |индивидуальность выражает | |
|понятие Д. играло и |себя в продуктивных | |
|играет двоякую роль: |действиях, и поступки | |
|1) мировоззренч., |его интересуют нас лишь в | |
|объяснит. принципа, 2) |той мере, в какой они | |
|методол. основание ряда |получают органичное | |
|социаль. наук, чде Д. |предметное воплощение. О | |
|человека становится |личности можно сказать | |
|предметом изучения. |обратное: в ней | |
|. |интересны именно | |
| |поступки. | |
| |Простейшие требования | |
| |нравственности | |
| |(упомянуть). | |
| |Жизнеспособность человека| |
| |покоится на воле к | |
| |жизни и предполагает | |
| |постоянное личностное | |
| |усилие. Простейшей, | |
| |исходной формой этого | |
| |усилия является | |
| |подчинение общественным | |
| |нравственным запретам, | |
| |зрелой и развитой - | |
| |работа по определнию | |
| |смысла жизни. | |
| 26. Человечеcтво кaк |22. Филоcофcкие npоблемы |24. Неиcчеpnaемоcть, |
|миpовое cообщеcтво. |aнтpоnоcоциогенезa. |взaимоcвязь и целоcтноcть |
|Глобaльное единcтво и |...Философы стремятся |бытия. #define |
|глобaльнaя оnacноcть На |выявить и обрисовать сам |материальное бытие бытие |
|совр. фазе |"прерыв постепенности" – |#define материя бытие Сей|
|всемирно-историч. |революционный скачек, |вопрос есть раскрытие |
|процесса интенсивно |к-рый имел место в |категории материи. |
|происходит |процессе человеч. |Философские проблемы, |
|интернационализация |становления. |раскрывающие смысл |
|обществ. жизни и самого|Трудовая гипотеза |категории материи: 1) |
|быта людей. История |Ф.Энгельса(упомянуть). |проблема неисчерпаемости |
|поставила страны и |Задача а. - показать |многообразия |
|народы перед |отличие человека от ост. |материального мира |
|необходимостью заняться |природы: |исторически |
|общим делом и превратила|1) способность производить|ограниченными |
|его в условие успешного|орудия труда |позанавательными |
|выполнения любых особых |2) развитие языка |способностями человека, 2)|
|дел. Важнейшие аспекты |3) практика |необходимость учета |
|этого общего дела: | |непременной и постоянной|
|борьба за сокр. | |изменчивости мира. Мир |
|вооружений, охрана окр. | |нестабилен в своем |
|среды, преодоление | |существе, он не может |
|крайних форм экономич. | |существовать не развиваясь|
|отсталости и т.д. | |и, след-но, не изменяясь |
|Для решения | |-> взаимосвязь вещей; |
|вышеупомянутых проблем | |3) системно-структурная |
|необходима сплоч. мир. | |организация материи. |
|сообщества и опора на | | |
|единую гуманистич. | | |
|рациональность. | | |
|28. Сознaние: |29. Рaзвитие фоpм |30. Стpyктypa cознaния. |
|npоиcхождение и cyщноcть |отpaжения кaк генетичеcкaя|Сознание структурно |
|человечеcкого cознaния. |npедnоcылкa cознaния. |организованно, |
|Сознание-высшая, |Отражение - всеобщие |представляет систему |
|свойственная лишь |свойствол материи |элементов, находящихся |
|человеку форма |воспроизводить в своих |между собой в |
|отражения обьективной |свойствах особенности |закономерных отношениях. |
|действительности. |других обьектов, с |В структуре сознания |
|Сознание представляет |которыми произошло |наиболее отчетливо |
|собой единство |взаимодействие. |выделяются такие элементы|
|психических процессов, |Основные сбойства |как осознание вещей, а |
|активно участвующих в |отражения: |также переживание, т.е. |
|осмыслении человеком |неживая природа: |отношение к содержанию |
|обьективного мира и |а)в результате отражения|того что отражается. |
|своего собственного |свойства отражаемого |Развитие сознания |
|бытия.С самого рождения|объекта передаются |предполагает прежде всего |
|человек попадает в мир|отражающему в виде следа, |обогащение его новыми |
|предметов , созданных |копии или отпечатка |знаниями. Познание вещей |
|предыдущими поколениями и|б)воздействие одного |имеет разные уровни |
|формируется как таковой |объекта на другой не |проникновения и степень |
|лишь в процесе |стимулирует активности |ясности понимания. |
|обучения целенаправленому|этих объектоб. |Отсюда обыденное, |
|их использользованию, |живая природа: |философское, научное, |
|которое происходит лишь|а)отражение активно; |и.т.д. осознание мира а |
|в процессе общения. |б)оно всегда |также чувственный и |
|Имено потому, что человек|целенаправленно; в)оно |рациональный уровень |
|относится к объектам с |может носить опережающий|сознания. Ощущения, |
|пониманием, со знанием, |характер; г)оно несет |понятия, восприятия, |
|способ его отношения к |функциональный характер. |мышление образуют ядро |
|миру называется |Общие свойства отражения |сознания. Но они не |
|сознанием. Любое |а)оно воспроизводит |исчерпывают всей |
|ощущение или чувство |свойства отражаемого |структурной полноты |
|является частью сознания |объекта лишь частично;|сознания: оно включает в |
|так как обладает |б)упорядоченность |себя и акт внимания |
|значением и смыслом. |отражаемого обьекта |как свой необходимый |
|Однако сознание не есть |воспроизводится с большими|компонет. Именно |
|только знание или |или меньшими |благодаря |
|языковое мышление.С |искажениями. |сосредоточености внимания|
|другой стороны нельзя |Эти особенности присущи |определенный круг |
|отождествлять сознание и |любому отражению, но |объектов находится в |
|психику, т.к. не все |характер отражения |фокусе сознания. |
|психические процессы |меняется с возникновением|Воздействующие на нас |
|включаются в данный |жизни. Т.к. перевод |предметы, события |
|момент в сознание. |системы из состояния менее|вызывают у нас не |
|Оно возникло в процесе |удовлетворяющему |только познавательные |
|общественно-производствен|некоторым тербованиям, в|образы, но и эмоции. |
|ной деятельности |состояние более |Богатейшая сфера |
|человека и неразрывно |удовлетворяющее ему |эмоциональной жизни |
|связанно с |называется управлением, |человека включает всебя |
|языком.Сознание |то любой живой организм |собственно чувства, |
|существует в 2 формах - |самоуправляющаяся |настроение, или |
|общественном и |система. В результате |эмоциональное |
|индивидуальном.Основными |длительного отбора |самочувствие и аффекты |
|подходами к |способность организмов |(ярость, ужас и.т.д.). |
|происхождению сознания |реагировать на внешние |Чувства, эмоции суть |
|были следующие: |воздействия все более |компоненты сознания |
|Платон:тело человека - |совершенствовалась. |Сознание не ограничивается|
|вместилище бесмертной |Наконец произошел |познавательными |
|души и ее раб, |качественный скачок и |процессами, |
|бестелесная душа |возникла нервная система.|направленностью на |
|управляет всем во |В ходе биологической |обьект, эмоциональной |
|вселенной. |эволюции нервная система|сферой. Наши намерения |
|Христианство:разум |усложняется. Впроцессе |претворяются в жизнь |
|человека,его мышление- |развития вида в мозгу |благодаря усилиям |
|искорка божественного |возникают новые структуры,|воли.Однако сознание - |
|разума.Именно он |в процессе развития |это не сумма множестжва|
|мыслит,желает,чувствует в|особи вырабатываются новые|составляющих его |
|человеческом сознании. |программы деятельности, |элементов, а их |
|Декарт:сознание- |сохраняемые в памяти. В|интегральное |
|внепространственная |результате этого |сложно-структуированное |
|субстанция, впервые |поведение животного все |целое. |
|расматривает проблему |более определяется | |
|самосознания. Гегель:С. |внутренними программами. | |
|- одно из воплощений |С усложнением телесной | |
|всемирного |организации растет | |
|разума.Впервые |удельный вес форм | |
|расматривает социально -|поведения вырабатываемых в| |
|историческую природу |индивидуальной жизни | |
|сознания,говорит о |особи, возрастает | |
|принципе историзма. В ХХ|значение головного | |
|веке возникает теория |мозга. У человека | |
|отражения.Согласно этой |происходит качественный | |
|теории сознание это |скачок и возникает | |
|высщая форма отражения. |сознание. | |
|Таким образом сознание | | |
|формируется деятельностью| | |
|чтобы затем влиять на эту| | |
|деятельность,определяя и | | |
|регулируя ее. | | |
|31. Оcновные npинциnы и |32. Чycтвительное и |34. Логикa, методология и |
|кaтегоpии гноcеологии. |paционaльное nознaние, их |методы нayчного nознaния. |
|Теория познания или |фоpмы и cоотношения. |Для научного познания |
|гносеология - раздел |Познание, начинаясь с |характерно наличие 2 |
|философии, изучающий |ощущений, восприятий, |уровней: эмпирического и|
|взаимоотношения субъекта |продолжаясь в виде |теоретического. Для |
|и объекта в процессе |представлений, и |эмпирического познания |
|познавательной |поднимаясь на высшие |характерна |
|деятельности, отношение |этажи теоритического |фактофиксирующая |
|знания к |мышления, предстабляет |деятельность. |
|действительности, |собой единый процесс, |Теоритическое познание - |
|возможности познавания |тесно связанный с |это сущностное познание, |
|мира человеком, |волей и |осуществляемое на уровне |
|критерии истинности и |чувствами.Диалектика |абстракций высоких |
|достоверности знания. |чувственного и |порядков. |
|Современная т.п. строится|рационального в познании|Пытаться решить |
|на теории отражения. В |преодолевает |поставленную проблему |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|