рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

        1828-1831 - годы "затворничества" Чаадаева, в течение которых он работал над главным своим произведением - "Философическими письмами". С 1831 г. Чаадаев начинает появляться в московском обществе и в последующие годы предпринимает неоднократные попытки опубликовать свое произведение. В 1833 г. Чаадаев поселился во флигеле усадьбы Левашовых на Новой Басманной улице в Москве, где жил до самой смерти.

        В сентябре 1836 г. в журнале "Телескоп" было напечатано (анонимно) первое "Философическое письмо". Письмо вызвало бурную общественную реакцию (в основном негативную); публикация сделалась известной императору Николаю I, по распоряжению которого издание журнала было прекращено, цензор А.В.Бодырев и издатель Н.И.Надеждин вызваны в Петербург для дачи показаний, а в доме Чаадаева был произведен обыск с изъятием всех бумаг, Дело кончилось тем, что по "высочайшему повелению" Бодырев был уволен с должности цензора и ректора Московского университета, Надеждин сослан на год в Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар), а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Кроме того, над ним был назначен медико-полицейский надзор, продолжавшийся до ноября 1837 г. Вопреки распространенному мнению, что Чаадаев дал подписку ничего не печатать, но отказался дать подписку ничего не писать, - Чаадаев дал таковую.

        Остальные двадцать лет жизни Чаадаев безвыездно провел в Москве, Его писания приобрели характер частных записок и "замечаний" на то или иное произведение. Тем не менее многие из них могут расцениваться в качестве небольших трактатов на заданную тему.

        Чаадаев был западником, вел активную полемику со славянофилами, вернее начал вести ее с 30х годов, когда идея славянофильства еще не созрела, но уже приобретала очертания. По праву, Ч. можно назвать знатоком славянофильства, т.к. зарождение этого движения происходило на его глазах, он был лично знаком (и в был в хороших отношениях) с лидерами этого движения. Вместе с последними видел одинаковые проблемы (в частности, развитие России, ее цель и пр.), но давал диаметрально противоположное решение.

        Ему была близка идея революции, хотя преимущественно, и бескровной. С возрастом, его взгляды претерпеваои изменения, но не координальные. Историческая заслуга Чаадаева состоит в том, что он первым в России начал мыслить систематически. ). Чаадаев создал собственную философскую систему. Эта система в отдельных своих пунктах подлежит критике, с ее частностями можно спорить и не соглашаться, но чтобы опровергнуть ее нужно построить другую систему. А это означает, что только после Чаадаева русская философия стала философией в подлинном смысле слова.

        Сильного влияния на современников не оказал, т.к. при жизни активно не публиковался, и его идеи не стали достоянием масс. Стержень его философии - идеальная модель государства, Россия, ее место в мире, ее недостатки.

        В "Философских письмах" в литературизированной форме изложены его философская система. При жизни было опубликовано лишь первое письмо. В первом письме рассматривается модель Запада, описывается положение и состояние (в форме критики) России. права и порядка". Философские взгляды Чаадаева, изложенные им во II-V "Философических письмах" интересны гораздо меньше. В области гносеологии он пытался синтезировать идеи платонизма, картезианства и кантианства, поэтому здесь его взгляды можно охарактеризовать как эклектику (механическое соединение различных учений, ни имеющих под собой единую почву). Наибольший интерес представляет историософия Чаадаева, которую он развивает в VI-VII "Философических письмах". Здесь находим прообраз идеи "осевого времени", сформулированной в XX.

        Однако, вернемся к первому письму: интересен стиль писма, вступления - а-ля сентементальное литературное произведение, плавный переход к философии, резкая грань, после которой начинается собственно философская модель, в самом конце вспоминается, барышня, к которой обращено письмо, и резкое окончание письма. Чаадаев, хотя и был патриотом России, оценивал все ее прошлые и текущие достоинства и достижения с негативной точки зрения. Единственное упомянутое + свойство России - это воля народа к победе, однако в качестве двигателя, благодаря которому не создается связь с прошлым (кстати, время он считал чем-то субъективным), все остальные качества негативные. Запад Чаадаева - это идеальная модель государства, построенная на основе христианской (а именно католической) церкви. Будущее идальное государство - христианское (католическое), власть принадлежит церкви, но она объемлет собой ВСЕ сферы человеческого бытия (утопия). Восток, хотя и цивилизация, но она ушла от правильного пути (а именно христианства), по этому это тупиковая ветвь. Запад - долго развивался и прошел пору становления, у него богатая история, которую он помнит, ценит, и на основе которой создалась собственная культура, идеология западной цивилизации. Россия же долгой истории не имеет, становления не прошла, историю не ценит, и даже забывает, на основании этого нет и единой культуры (вернее собственной). С одной стороны Восток, с другой Запад, а Россия ни где. Россия, как ребенок которого не потрудились обучить думать: взрослый человек, а своих мыслей не имеет. У России нет самобытности, христианство - взяли из Византии (как он говорил, "всеми презираемой"), пытаемся принять образ мысли Запада, но при этом не проходя все его этапы развития. В письме далеко, не утверждается, что запад не имеет недостатков, однако ни одного недостатка не приведено, а лишь + качества. Причем, утверждается, что запад идет по правильному пути развития. Россия признается страной, которая существует только для увещевания потомков, о том, что так жить нельзя. Единственный шанс России - встать на западный путь развития, ускоренно пройти все этапы развития Запада, и активно вмешиваться (не силовым методом) в жизнь запада, при этом миссия на Востоке сводится к европеизации востока. Росия выпала из времени. И вообще, Россия, до сих пор открывает истины, известные везде, в том числе и в более отсталых нрордах.

        При прочтении сего произведения создается впечатления чего-то темного, безрадостно-безысходного.




b б----------

1. Диалектика научного прогресса и современный мир.

ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!!

Современный мир - (в ключе данного вопроса), мир, который переживает НТР, т.к. существуют области знания, в которых недавно были совершены научные перевороты, или они прогнозируются. Новые горизонты науки, открывают человеку новые горизонты, или расширяют границы уже существующих. В связи с этим меняется мировозрение человека как такого (от воспринятия как само собой разумеещегося до понимания глубинных процессов). Идут бурные изменения в сфере понимания психологии, а следовательно и политики. Нынешний тип общества - потребительский => почти все открытия, прямо или косвенно приводят к созданию новых технических и потребительских единиц (в широком смысле). Короче, раскрыть и поговорить в заданном направлении.

НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС. На наст. момент наше общество имеет тенденцию становится информационным (инф-я - основной продукт и товар), а сфера услуг превосходит сферу производства. Однако, есть области познания, которые до сих пор метафизичны, нет объяснения души, и т.п. (развить, поговорить). Для чего идет научный прогресс? Кроме законов экономики, смысла не вижу (развить). Диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы ( в данном случае науги). Закономерность многогранна, и сложно описуема (т.к. зависит от психологии, политики и пр. всуе вспомнить про составляющие человека: биолог, психические, социальные). Например диалектика развития научного знания строится не только на преодолении ранее существовавших запретов, она одновременно связана с появлением, новых, еще не встречающихся запретов, и иной системой ценностей в человеческом обществе. ИГРАТЬ СЛОВАМИ.


2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе. "Идеальное государство", место в нем искусства.


        В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений -народные собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки

зрения.

        Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

        СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

        Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон (о котором он при жизни сказал, что он сильно приувеличивает), Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

        Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

        Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".

        В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.


        Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

        КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Отсюда гедонизм.

        КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней свободы.

        МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель - познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

        P.S. Заслуга Сократа - его диалог стал на долго основным метолом выявления истины, впервые начал использовать индуктивное доказательство и давать общие определения. Прешел от философского сомнения "я знаю, что ни чего не знаю" к рождению истины посредством самопознания "Познай самого себя". В вопросе этики, утвержэдал, что люди злы по незнанию.


        ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил. развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия) (по приданию, на ту сумму, за которую его выкупили из рабства построил сад в Афинах).

        По-видимому свою лит. деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Теэтет, Федон. К поздним работам относится диалог "Законы". Ф. учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании искусстве.

        Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. (в суе вспомнить средние века: спор Реалистов, аналогичны платону и Номиналистов) Подлинной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

        Т.к. чувст вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. и пространство. (обл нерекращ движения, возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеи и превращ их во множество частных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)

        Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени. Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

         В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах-- идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных единичных вещей.

        Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств

вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания.

        Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

        Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в

повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.

        В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся благодаря их собственным душам.

        Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной(страсть) и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству,то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

        В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классификацией частей души. Разумной части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства

в дела других.

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти. Ремесленники - воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества теория идеального государства. Три формы - монархия, аристократия и демократия, причем

любая в двух видах - законная или незаконная (насильственная). Первый вид предпочтительнее.

        Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал

план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной

собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

        ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ИСКУСТВО В НЕМ. По поводу искусства - прямых упоминаний не нашел, но он считал его необходимым, нужным и т.п. Отвертеться фразами, что понятия искусства "в нынешнем смысле" тогда не существовало.

Платон выделял:

а)    "идеальное государство" (или приближающееся к идеалу) аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

б)    нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат "порчи" идеального государства. Тимократия (тоже худшее) - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

В целом, его учение о гос-ве - утопическое.



b 7----------

1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд.


Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд

Скрытые детерминанты сознания. Социальное бессознательное. Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного- это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т. е. не представленных в сознании. Ему кажется, что оно свободно в своем содержании, тогда как на самом деле его свобода иллюзорна. Человек и его сознание оказываются заложниками тайных, невидимых причин.

Когда мы говорим, что Маркс открыл бессознательную мотивацию сознания, то имеем в виду лишь тот факт, что он впервые стал искать се в сфере предметно-практической, материально-экономической жизни людей. Проблемой бессознательного до Маркса занимались Спиноза, Гегель. Главная мысль Маркса заключалась в том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни», порождается материальными отношениями людей.

Но сама «реальная жизнь», материальные отношения складываются способом, не зависящим от воли и сознания отдельных людей. Каждый индивид что-то планирует для себя, реализует какие-то свои частные цели, и из столкновения этих бесчисленных стремлений и отдельных действий формируются бессознательным для каждого отдельного индивида способом общественные коллективные отношения. Процессы формирования общественных отношений аналогичны процессам, господствующим «в лишенной сознания природе» (К. Маркс). В сложных общественных формациях, к примеру таких, как капиталистическая, люди, вступая в общение между собой по поводу производства товаров, «не осознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т. д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производителями хлеба па всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена» (В. И. Ленин).

Так, люди никогда не могли контролировать процесс раз-

деления труда. Он складывался стихийно, а потому люди никогда не были полными «хозяевами» в «своем собственном доме». Производственный «организм» всегда формировался как бы за спинами товаропроизводителей. В таких условиях люди не могут взять под свой сознательный контроль формы своей жизнедеятельности и формирование мыслительного и чувственного содержания сознания. Стихийное разделение труда— один из главных источников бессознательной мотивации духовного опыта людей, считал Маркс. Творят историю реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не зависящая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его сознание попадают в зависимость от этих объективных факторов, которые складывались и действуют «за его спиной». Такая зависимость человеку не ясна, он не видит и не осознает ее. Непроясненность для сознания его зависимости от внешних детерминант - основа человеческого рабства. В результате, человек и его сознание оказываются марионетками на подмостках истории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.