рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к канд. минимуму по философии

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и  интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным. Занятие наукой  вырабатывает определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента.

Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить? Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они. Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

 

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась  под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Русская фил. имеет тысячелетную историю и охватывает период с середины Х по середину ХХ века.

Ф.  Киевской Руси (Х-Х11). Первый известный  документ древнерусской фил. средневековья - это «Слово о Покое и Благодати» митрополита киевского Иллариона (1037- 1050). До этого момента основные сочинения фил. Мысли на Руси были переводные тексты византийских, болгарских и сербских авторов. Ярким мыслителем этого времени был Кирилл Туровский: «Притча о душе и теле человека», «Слово премудрости»; Владимир Мономах учение посвящено вопросам светской этики и нравственного самосовершенствования на основе христианского смирения Поучение было адресовано ею сыновьям; Даниил Заточник (.конец XII- начало XIII века). «Слово».

Крупнейшим мыслителем. применившим возникшее в  Византии православно-монашеское учение «Исихазма» к практике социальной действительности был Нил Сорский (1433-1508). Самое крупное сочинение «Большой устав». В нем рассмотрены вопросы фил., этики и психологии. Борьбу со злом, с точки зрения Н.С., человеку следует начать с очищения своего сознания путем особой практики дыхания, медитации и внутренней крестовой молитвы,  сопровождаемой мысленной концентрацией на внутрисердечном пространстве. Н.С, стал духовным вождем нестяжателей, которые требовали, чтобы церковь, отказалась от земельной собственности, а все монахи жили своим трудом и занимались духовным самосовершенствованием вдали от общества. Нестяжателям противостояли иосифяне. Их главой был Иосиф Болотский (1440 - 1515). Их базовое сочинение называлось «Просвятитель». И.Б. считал, что церковь должна жить трудом монастырских крестьян, а монахи должны активно вести культурно-просвятительскую деятельность (переписывать книги, совершенствоваться в иконописи, направлять духовную жизнь страны, не отвлекаясь на хоз. Заботы о своем существовании).

Выдающийся мыслитель 15 века Максим Грек (1470-1556). Ему принадлежат более 300 переводных и оригинальных произведений: «Платон-философ», «Беседы души и ума», «Слово противления». Он видел главное предназначение человека в духовной деятельности. В послании к Ивану Грозному он утверждал, что только тот, кто научится управлять собой может повеливать другими. Для этого необходимо обуздать 3 великих греха: сластолюбие, сребролюбие, сластолюбие.

Начиная с 18 в на Руси складывается отечественная система фил.образования. в 1687 г в Москве основана Славяно-Греко-Латинская академия. (первый российский ВУЗ). Возглавляли греческие монахи братья Лихуды, положившие начало профессионального преподавания философии в России.

Русская Фил. Эпохи империи. Первым русским философом был Григорий Сковорода. Выделяют следующие этапы:

Фил. Русского просвящения: Феофан Прокопович, Татищев,  Ломоносов, Щербатов, Радищев

Фил. Декабристов Бестужев-Рюмин, Муравьев, Якушкин, Пестель и др.

В сер 19 в происходит становление русской самостоятельной научно-ориентированной фил. Школы; занявшей резкокритическую позицию по отношению к западной фил. Первые славянофилы были: Хомяков(основатель), братья Киреевские, Данилевский («Россия и Европа»), Леонтьев. Западники: Чаадаев, Белинский, Герцен. Фил. Народничества: Ткачев, Бакунин, Чернышевский, Крапоткин, Лавров. Консерватизм: Уваров, Катков, Победоносцев. Естественнонаучный материализм: Сеченов, Мечников, Менделеев. С конца 19 в возникают первые всеобъемлющие фил. Системы: фил. Всеединства Соловьева, русский интуитивизм, персонализм (Лопатин, Козлов), позитивизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм (Бердяев, Шестов), русский марксизм (Плеханов, Ленин Богданов), русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).


b 16----------

1.       Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе развития знаний.

Уровни научного знания. Основные методы и формы

эмпирического и теоретического знания.

Б 9 №1 (критерий истинности)

Научное знание есть сложная система  с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок чуть позже. 2 уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то есть любая научн дисц интегрирует охватываемыеею знания. Она состоит из таких научн областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя соответствующий данной предметной области эмпирический материал. 3уровень. Наука сущ не толко для того, чтобы отображать действительность,но и для того, чтобы рез-ты этого отражения моли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только соц -научных, но и философских представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов практики. НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют различные функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познавактивности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

           Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим, ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед наблюдением и эксперим все более сложные задачи.

           Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

           Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследов программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

           Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

           Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования.  В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.                 В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

           Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

           Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич знания, являясь частью эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий.Мысленный --- особый вид между теор и эмпирич.

           Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от  factum

-  сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. "Факты - это воздух ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному.Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

           Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не просто един факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет обобщения. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию.

           Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

           Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследов, постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

           Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира.     Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.                Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).

           Теории.  Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития опред области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.     Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня, ученые всегда работают на основе некоторых теоретических предпосылок, которые определяют общую позицию в исследовании.

Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный, операциональный и аксиологический.1--- метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2--- зависимость метода от субъекта,уровень научной подготовки спец, его умение и опыт. 3--- степень эффективности, надежности, экономичности метода. Вопрос о выборе метода.  Методы специальные относятся к лок знаниям, к соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования, метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы --- ко второму уровню знаний. Их объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания (метод экспер и набл,гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел мышление  и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа - общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа диалектической противоречивости, принципа историзма итд.

Приемы научн мышления. анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования, синтез --- рассмотрение способа связей и отношений частей.порождают в каждой области специальные методы.

Абстрагирование и  идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное представление о действительности?

Как он вообще может работать? Здесь же возникает общее понятие о классе предметов. в ходе идеализации кроме абстр еще прием введения новых свойств в объект.

Индукция, дедукция, аналогия.  ИНдукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дед выводит их общих теорем спец выводы. Дает достоверное знание, если верна посылка.  Аналогия --- выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным.Требует дальнейшего обоснования.

Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании изучения модели. При этом возможно предметное, физическое,математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели.

Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их.


2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова.


        Учение Максима Грека стало вершиной развития средневековой русской философии. Одной из главных в его работах является проблема изучения психологии личности, становления духовности человека.

        Проблема сознания в русской философии рассматривалась также и на основе достижений естественных наук. Одним из таких ученых является Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), автор "корпускулярной" философии. Фундаментальные естественно-научные и прикладные исследования Ломоносова сопровождались изучением проблемы души и сознания человека. Важнейший философские идеи Ломоносова изложены в трудах, которые на первый взгляд касаются только частнонаучных проблем. К таким трудам можно отнести следующие: "Письмо о правилах российского стихотворчества" (1739 г.), "Элементы математической химии" (1741 г.), "Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии" (1755 г.), "Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем" (1756 г.) и другие.

        Ломоносов является автором одной из первых оригинальных работ в России по логике. В "Риторике" русский ученый исследует проблемы сознания, мышления и психической жизни человека, а также анализирует вопросы воспитания молодежи. Основной функцией человеческого сознания Ломоносов считает познание причин вещей и явлений. Представления же в сознании человека появляются благодаря взаимодействию корпускул и элементов в организме человека. Свое учение о сознании Ломоносов выводил из достижений современной ему физики. В работе "Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем" автор развивает теорию "совмещения", объясняющую возникновение ощущений и образов в сознании человека. Он пишет: "Жизненные соки в нервах таковым движением возвещают в голову бывающие на концах их перемены, сцепляясь с прикасающимися их внешних тел частицами. Сие происходит нечувствительным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозга. Таковым образом, кислая материя, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами, сцепляется, перемену движения производит и в мозге оную представляет"[3].

        В вопросе о происхождении психической жизни человека Ломоносов проводит последовательную линию материализма в естествознании. При этом для процесса формирования сознания индивида важно уметь управлять человеческими страстями[4]. Естественно-научный материализм Ломоносова стал началом изучения человека, его психики и сознания на основе опыта, научного знания и эксперимента.

        Вслед за Ломоносовым учение о человеке и его психической жизни продолжил Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Труды Радищева оказали большое влияние на развитие русской философской мысли. Основной философской проблемой русский мыслитель считал проблему человека. Основной же его философской работой является трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии", в котором исследуется сущность человеческой души.


b 17----------

1.       Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе.

см.  Б16 №1

Б9 №1

Б6 №1



 

2.       Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).


Т.Гобб см 4 №2

Френсис Бэкон

        Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию,  на кот. основан "Органон" Аристотеля.

        Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные"  - цель - принесение непоср. пользы человеку  2. "светоносные" -  цель не непоср. польза, а познание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.