рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство

греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на

самоотверженной любви к Богу. смысл и цель философии августина- победу

христианства во всемирном

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по

вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в

его творчестве были все же этические искания.

Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть

человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не

признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное

восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в

конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном

состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них-

свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)

Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика

искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет

бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья

одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.

П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

Ленин (1870-1924)

считал, что марксизм состоит из 3 частей: Философии, политэкономии,

социальнополит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают

в годы застоя. В работе (Л) рассм. вопросы

теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих

отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных

классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль

как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф.

После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его

принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии.

Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя

марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.

НЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии, сыгравшее роль связующего

звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой

философии – учение Платона (ок. 427–347 до н.э.), дополненное

заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до н.э.) и стоиков, однако

непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205–270 н.э.),

труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием

(ум. ок. 305).

В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя

иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно

воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или

умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с

небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью

изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить

лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя

на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого

низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,

т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя

сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем

самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более

высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.

Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на

более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и

множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,

безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,

первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство

Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии

приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы

не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им

воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою

конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,

дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку

неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает

счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на

протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и

разнообразное влияние.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения

Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят

от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий

необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним

изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением

внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и

случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе

дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,

связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость

имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности

проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении

выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -

случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических

условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.

Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не

играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).

Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что

случайности играют определенную роль.

Категории причина и следствие, их взаимосвязь.

Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и

следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление

называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины

называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные

и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-

следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать

причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием

понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но

делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное

влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные

подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие

причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится

отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин

поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий

существование причинно-следственных связей между явлениями.

Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие

.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это

учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение

предмета через выявление его признаков отделяющих один предмет от другого.

Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы

эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,

предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.

Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо

предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент

времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.

Превращение возможности в действительность могут произойти в результате

случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие

для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней

природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.

Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и

невозможности.

Категории содержания и формы, их взаимодействие.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это

совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему

функции. Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та

организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и

может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой,

но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга. Определяющая

роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма

возникает и складывается под влиянием содержания. Форма может обладать

относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий

характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия

для его развития. 2. если форма не соответствует содержанию, то содержание

не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет

меняется качественно.

Категории явление и сущность, их взаимосвязь.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном

отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также

раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с

другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явления мы узнаем о

сущности ,а на основании сущности обьясняют и предсказывают явления. Нет

непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление –это

не одно и тоже, это различные стороны одной вещи. Явление - это сущность,

проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать

сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются

на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно

и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».

Категории единичного и общего, их взаимосвязь.

Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и

индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,

которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и

отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим

предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией

особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,

которые отличают его от некоторых других предметов.

Категории качество, количество, мера, скачок. Закон взаимного перехода.

Эволюция и революция.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета,

которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими

предметами.

структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура

предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета в

определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его

результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество Связь

их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к

качественным до определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство

количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения

приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое

состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок –

переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к

другому.

Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение

предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства,

черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,

структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет

его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон

показывает механизм развития предмета.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и

противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным

образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без

друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и

низ).На определенном этапе развития предмета противоположности начинают

друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать

друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . Противоречие – это корень всякого

движения и жизненности.

Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Данный закон

является центральным законом в системе диалектических законов. В силу того,

что этот закон отражает первопричины развития (источник) этот закон имеет

три элемента.. 1) борьба противоположностей. 2) единство. 3) связь единства

и борьбы противоположностей. Борьба противоположностей. Противоречие

является самым очевидным элементом. Противоречие – это органическая связь

противоположностей. Или естественная связь различий. Чем существенне

различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие. Противоречие носит

всеобщий характер. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по

выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».

Из противоречий складываются процессы, Вторая сторона закона связана с

понятием единства, Единство в развитии выступает в качестве его цели и

смысле. Единство выступает в качестве самой глубокой причины развития В

марксисткой ф-фии внешний источник развития — это борьба

противоположностей. единство — непосредственное взаимодействие между

противоположностями. Третьим элементом этого закон является связь между

единством и борьбой противоположностей.

Категории отрицания и отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое

возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних

противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени,

некоторые положительные черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого

новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое

не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается

другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является

отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов

(пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной

культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви).

Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.

Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и

гибнут. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого

и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый

характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Уильям Оккам (1285-1349)

Английский философ-схоласт логик и церковно политический писатель гл

представитель номинализма14 в Принцип Окамма (бритвы) понятия не сводимые к

опытному знанию должны удаляться из науки! С 1328 жил Мюнхене выступал как

идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую

власть.(крест пох пример)

Серен Кьеркегор (1813-55)

Дат теолог философ и писатель. Попыталься противопоставить «объективизму»

диалектике Гегеля субективную диалектику личности проходяшей по КЬЕР три

стадии на пути к богу эстетическую этическую и религиозную .отстаивал тезис

о реальности христианства лишь для избранных которые могут реализовать свою

свободу .Оказал влияние на развитие датской литер Осн сочинения ; «Или-

или» «страх т трепет « стадии жизненного пути».

Эдмунд Гуссерль (1859-1939)

Немецкий философ идеалист основатель феноменологии ,.Стремился превратить

философию в «строгую науку» постредством феноменологического метода

«логические исследования» в дальнейшем обратился к идее «жизненного мира»

сближалься с философией мира (начальный социально культ опут человечества.

Карсавин Лев Платонович (1882-1952)

Рус религ философ и историк брат Там Платоновны Карсавиной рус

актрисабалета вице през корол академии танцев в Лондоне . В августе 1922 г.

арестован и приговорен к высылке за границу без права возвращения.

Освобожден незадолго до высылки. Выслан в ноябре 1922 г. вместе с группой

из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. Бердяев, С. Булгаков, и

членами их семей. В 1927 г., не приняв предложения преподавать в Оксфорде,

принял приглашение Литовского университета. переводом в Вильнюс (1940) в

Вильнюсском университете. В марте 1950 г. приговорен к десяти годам

исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении 1952 г. Помимо книг на

русском языке "О личности" (1929), "Поэма о смерти" (1931), Карсавин

опубликовал на литовском "Теорию истории" "О совершенстве", "Дух и тело",

стал появляться в печати лишь в 1980-е годы.

Сущность познания.Суби объ познания.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью

(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс

отражения действительности в сознание человека.

Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о

познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект -

человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что

направлена познавательная д-ть. Чувственное дает мироощущение, а

рациональное дает миропонимание.

Чувственное познание (при помощи чувств) 3 формы:

-ощущение-чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);

-Восприятие- чувстр. образ, в котором воспроизводится несколько свойств

(кислый и круглый) ;

-Представление-воспроятие при отсутствии контакта. Рациональное познание

(при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма

мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения

действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой

посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)

Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из

одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое

суждение, которое наз заключением.

Движение как способ сущ материи.

Существуют различные подходы к понятию движения.Материализм: движение – это

изменение вообще; способ существования материи..Субъективный идеализм:

движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.Объективный

идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,

прохождение, гибель и т.д.

Формы движения материи.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе

классификации наук:

механическое – пространственное перемещение тел;

физическое – перемещение атомов, молекул;

химическое – различные химические реакции;

биологическое – обмен веществ;

социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности

взаимосвязи:

движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в

другую;

Проблема сознания в фил. Язык и мышление.

Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов,

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный

предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания

так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только

знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять

сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный

момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности

человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-

общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы

потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Мышл

опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники

деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное, и обобщенное

отражение в сознании человека существенных свойств и отношений

действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – это форма

мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения

действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой

посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)

Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из

одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое

суждение, которое наз заключением.

Язык Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что

оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный

предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением

другого предмета. Искус языки создаются не просто для замены естественных.

У них разные цели. (Эсперанто).Естественные языки складываются в процессе

коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи

информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,

многоплановость, многозначность и гибкость.. Символические языки математики

и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Это можно

делать и при помощи стенографии. Главное в том, что формулами можно

проводить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Попытки

построить универсальный искус яз, обречены. Любой самый богатый по своим

возможностям искус яз не способен отразить в себе противоречивую сущность

реальности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного

языка.

Бытие материя природа.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, пришли к выводу, что существует

материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо

субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел

(материалисты).

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами.

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;онтологический – (онтология

– учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) –

материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать

через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших

ощущений.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и

явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.

принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое

(абстрактное) понятие, термин “быть” означает существовать. Признание факта

существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого

чел. Природа

Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует

однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие

природы является научно – ф-кой проблемой, - часто, в литературе понятие

природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Многие ученые

утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в

постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным

существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как

сверхъестественное, в этой связи многие отождествляют природу с самим

Богом. С точки зрения последних научных данных Природа – это совокупность

естественных, физико-биологических, биопсихических процессов и явлений.

Определенная часть психических процессов является составной частью природы.

Существует и земное понятие природы. В данном случае природа есть

непосредственно физико-биологические условия и среда существования

человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.