Шпаргалка по философии
противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство
греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на
самоотверженной любви к Богу. смысл и цель философии августина- победу
христианства во всемирном
Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества
примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником
учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в
сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и
редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой
его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего
характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по
вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в
его творчестве были все же этические искания.
Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть
человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не
признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное
восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в
конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном
состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них-
свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)
Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика
искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет
бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья
одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.
П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.
Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных
областях. Закончив математическое отделение Московского университета,
поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его
диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12
письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не
от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя
Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в
православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах
религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему
философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,
Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну
природного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал
влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к
идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему
ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо
философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с
богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы
космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской
философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной
тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков
развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в
божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,
вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София
имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-
человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и
жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.
Ленин (1870-1924)
считал, что марксизм состоит из 3 частей: Философии, политэкономии,
социальнополит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают
в годы застоя. В работе (Л) рассм. вопросы
теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих
отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных
классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль
как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф.
После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его
принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии.
Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя
марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
НЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии, сыгравшее роль связующего
звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой
философии – учение Платона (ок. 427–347 до н.э.), дополненное
заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до н.э.) и стоиков, однако
непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205–270 н.э.),
труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием
(ум. ок. 305).
В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя
иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно
воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или
умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с
небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью
изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить
лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя
на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого
низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,
т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя
сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем
самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более
высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.
Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на
более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и
множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,
безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,
первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство
Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии
приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы
не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им
воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою
конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,
дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку
неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает
счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на
протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и
разнообразное влияние.
Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения
Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят
от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий
необходимости и случайности.
Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним
изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.
Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением
внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и
случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе
дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,
связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость
имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности
проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении
выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -
случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических
условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.
Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не
играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).
Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что
случайности играют определенную роль.
Категории причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и
следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление
называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины
называется следствием.
Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные
и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-
следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать
причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием
понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но
делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное
влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные
подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие
причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится
отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин
поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий
существование причинно-следственных связей между явлениями.
Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие
.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это
учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение
предмета через выявление его признаков отделяющих один предмет от другого.
Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы
эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,
предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.
Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо
предмета осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент
времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.
Превращение возможности в действительность могут произойти в результате
случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие
для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней
природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.
Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и
невозможности.
Категории содержания и формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это
совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему
функции. Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та
организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и
может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой,
но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга. Определяющая
роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма
возникает и складывается под влиянием содержания. Форма может обладать
относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий
характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия
для его развития. 2. если форма не соответствует содержанию, то содержание
не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет
меняется качественно.
Категории явление и сущность, их взаимосвязь.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном
отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также
раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с
другими предметами.
Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явления мы узнаем о
сущности ,а на основании сущности обьясняют и предсказывают явления. Нет
непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление –это
не одно и тоже, это различные стороны одной вещи. Явление - это сущность,
проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать
сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются
на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно
и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».
Категории единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и
индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,
которые обладают как общими, так и единичными свойствами.
Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и
отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим
предметам.
Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией
особенного.
Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,
которые отличают его от некоторых других предметов.
Категории качество, количество, мера, скачок. Закон взаимного перехода.
Эволюция и революция.
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета,
которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими
предметами.
структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура
предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).
функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета в
определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его
результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является количество Связь
их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к
качественным до определенного момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство
количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения
приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое
состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок –
переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к
другому.
Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение
предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства,
черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,
структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет
его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в
совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по
достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные
изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон
показывает механизм развития предмета.
Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и
противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:
противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным
образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без
друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и
низ).На определенном этапе развития предмета противоположности начинают
друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать
друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия
противоположностей – противоречие . Противоречие – это корень всякого
движения и жизненности.
Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Данный закон
является центральным законом в системе диалектических законов. В силу того,
что этот закон отражает первопричины развития (источник) этот закон имеет
три элемента.. 1) борьба противоположностей. 2) единство. 3) связь единства
и борьбы противоположностей. Борьба противоположностей. Противоречие
является самым очевидным элементом. Противоречие – это органическая связь
противоположностей. Или естественная связь различий. Чем существенне
различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие. Противоречие носит
всеобщий характер. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по
выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».
Из противоречий складываются процессы, Вторая сторона закона связана с
понятием единства, Единство в развитии выступает в качестве его цели и
смысле. Единство выступает в качестве самой глубокой причины развития В
марксисткой ф-фии внешний источник развития — это борьба
противоположностей. единство — непосредственное взаимодействие между
противоположностями. Третьим элементом этого закон является связь между
единством и борьбой противоположностей.
Категории отрицания и отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое
возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних
противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени,
некоторые положительные черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое
включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,
изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и
особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого
новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое
не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается
другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является
отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и
регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления
зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов
(пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной
культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви).
Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.
Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и
гибнут. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого
и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый
характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Уильям Оккам (1285-1349)
Английский философ-схоласт логик и церковно политический писатель гл
представитель номинализма14 в Принцип Окамма (бритвы) понятия не сводимые к
опытному знанию должны удаляться из науки! С 1328 жил Мюнхене выступал как
идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую
власть.(крест пох пример)
Серен Кьеркегор (1813-55)
Дат теолог философ и писатель. Попыталься противопоставить «объективизму»
диалектике Гегеля субективную диалектику личности проходяшей по КЬЕР три
стадии на пути к богу эстетическую этическую и религиозную .отстаивал тезис
о реальности христианства лишь для избранных которые могут реализовать свою
свободу .Оказал влияние на развитие датской литер Осн сочинения ; «Или-
или» «страх т трепет « стадии жизненного пути».
Эдмунд Гуссерль (1859-1939)
Немецкий философ идеалист основатель феноменологии ,.Стремился превратить
философию в «строгую науку» постредством феноменологического метода
«логические исследования» в дальнейшем обратился к идее «жизненного мира»
сближалься с философией мира (начальный социально культ опут человечества.
Карсавин Лев Платонович (1882-1952)
Рус религ философ и историк брат Там Платоновны Карсавиной рус
актрисабалета вице през корол академии танцев в Лондоне . В августе 1922 г.
арестован и приговорен к высылке за границу без права возвращения.
Освобожден незадолго до высылки. Выслан в ноябре 1922 г. вместе с группой
из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. Бердяев, С. Булгаков, и
членами их семей. В 1927 г., не приняв предложения преподавать в Оксфорде,
принял приглашение Литовского университета. переводом в Вильнюс (1940) в
Вильнюсском университете. В марте 1950 г. приговорен к десяти годам
исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении 1952 г. Помимо книг на
русском языке "О личности" (1929), "Поэма о смерти" (1931), Карсавин
опубликовал на литовском "Теорию истории" "О совершенстве", "Дух и тело",
стал появляться в печати лишь в 1980-е годы.
Сущность познания.Суби объ познания.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью
(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс
отражения действительности в сознание человека.
Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о
познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект -
человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что
направлена познавательная д-ть. Чувственное дает мироощущение, а
рациональное дает миропонимание.
Чувственное познание (при помощи чувств) 3 формы:
-ощущение-чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);
-Восприятие- чувстр. образ, в котором воспроизводится несколько свойств
(кислый и круглый) ;
-Представление-воспроятие при отсутствии контакта. Рациональное познание
(при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма
мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения
действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)
Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из
одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое
суждение, которое наз заключением.
Движение как способ сущ материи.
Существуют различные подходы к понятию движения.Материализм: движение – это
изменение вообще; способ существования материи..Субъективный идеализм:
движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.Объективный
идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,
прохождение, гибель и т.д.
Формы движения материи.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе
классификации наук:
механическое – пространственное перемещение тел;
физическое – перемещение атомов, молекул;
химическое – различные химические реакции;
биологическое – обмен веществ;
социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности
взаимосвязи:
движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в
другую;
Проблема сознания в фил. Язык и мышление.
Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной
действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов,
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный
предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания
так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только
знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять
сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный
момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности
человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-
общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы
потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Мышл
опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники
деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное, и обобщенное
отражение в сознании человека существенных свойств и отношений
действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – это форма
мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения
действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)
Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из
одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое
суждение, которое наз заключением.
Язык Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что
оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный
предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением
другого предмета. Искус языки создаются не просто для замены естественных.
У них разные цели. (Эсперанто).Естественные языки складываются в процессе
коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи
информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,
многоплановость, многозначность и гибкость.. Символические языки математики
и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Это можно
делать и при помощи стенографии. Главное в том, что формулами можно
проводить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Попытки
построить универсальный искус яз, обречены. Любой самый богатый по своим
возможностям искус яз не способен отразить в себе противоречивую сущность
реальности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного
языка.
Бытие материя природа.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, пришли к выводу, что существует
материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо
субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел
(материалисты).
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами.
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический – материя как философская категория;онтологический – (онтология
– учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) –
материя как объективная реальность;
гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать
через копирование, фотографирование, отображение;
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших
ощущений.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и
явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.
принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое
(абстрактное) понятие, термин “быть” означает существовать. Признание факта
существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого
чел. Природа
Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует
однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие
природы является научно – ф-кой проблемой, - часто, в литературе понятие
природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Многие ученые
утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в
постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным
существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как
сверхъестественное, в этой связи многие отождествляют природу с самим
Богом. С точки зрения последних научных данных Природа – это совокупность
естественных, физико-биологических, биопсихических процессов и явлений.
Определенная часть психических процессов является составной частью природы.
Существует и земное понятие природы. В данном случае природа есть
непосредственно физико-биологические условия и среда существования
человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|