Шпаргалка по философии
Шпаргалка по философии
Рене Декарт.
Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может
быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения
(вроджд. идеи Декарта).
Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.
деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного
познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала
философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об
условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва
движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,
усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.
идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние
нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь
привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной
субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он
вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается
философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для
философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-
сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину
(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части
(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности
(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту
неприемлима чувственная очевидность как основа познания.
Джона Локка. Сенсуализм
(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны
королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.
Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в
пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах
качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека
(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,
может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.
"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи
возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в
следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.
Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из
ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-
правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.
разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного
познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно
получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной
деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа
при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было
прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны
быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и
отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:
состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это
действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:
сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает
удовольствие, увеличивает его.
Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.
Платон об "идеях", П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в
Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует
Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир (
кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими
чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие),
т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи,
возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными.
Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания.
Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи.
Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как
кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и
действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и
явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в
идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это
форма, структура, эталон для вещей);
- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна
принимать различные формы.
- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя
безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя
уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса
шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.
Космос вращается вокруг Земли. Душа творится раньше тела. Своей
тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а
смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)
родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов,
рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира
определяется вечным конфликтом бытия и небытия.
Аристотель
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского
моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до
смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.
Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.
Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей
(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После
смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой
обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими
учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и
методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О
небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". .фил
наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,
чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.
называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям
сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.
Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.
затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,
перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует
независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не
обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя
включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь
познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -
естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено
быть или рвабом или рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты -
противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.
Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие
(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления
богатства.
Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта.
За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма
теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже
было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как
совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать
теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы,
истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу,
что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание
помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и
религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы.
Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы
только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому
что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание-
единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание.
Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому -
нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная
форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.
Дж. Бруно. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под
Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его
путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не
рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она
беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,
в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все
формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой
происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа
явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б
вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и
время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о
сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.:
преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде -
частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту.
Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным
простым телом, находящимся во Вселен-ой.
Н.Кузанского. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род.
в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос.
- соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем -
скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные
представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о
том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить
бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и
наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи
всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о
бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к
веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к
натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и
божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание,
ущемить веру, показать возм-ти ч. разума.
Френсис Бекон. Эмпирическая философия
Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из
семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во
взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" -
сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя
(многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания -
способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал
против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта.
Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти,
воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их
предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и
опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Учение
о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель.
В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3
таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех
известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных
инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души -
чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове
Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без
воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что
он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,
возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.
собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как
сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-ми.
Т.Гоббс Эмпирическая философия.
(1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической
семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О
гражданине".
Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,
опирающееся на веру не может дать действительной истины..Материальное тело
первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это
следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает
монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за
нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -
предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает
главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод
воображения. Опыт дает только единичные знания.
И. Канта Философское учение.
И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют
две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок.
Чувственность дает возможность познавать явления. (Рассудок дает
возможность познавать мысленные представления. Кант вводит термины:
вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать
мир явлений. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой
для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них
3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.
У Канта есть место и для Бога и для атома. Бог сотворил мир и продолжает
творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый
можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-
щую картину мира.
Работы "Критика чистого разума ","Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика,
принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но
идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности.
Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание
немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность. Применяет
диалектику, в частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не
сущ-ет; Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя
вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за
око". Общество: Верховная власть народа, но он стоит за верховную власть
монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.
Гегеля. Философ система
Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия
Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая
идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые
стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и
материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.
порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.
кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,
религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный
дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.
наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,
кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при
построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,
логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с
простейших понятий, с бытия.
3 стадии духа:
- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)
- объективный (сознание общества)
- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще
ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.
Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о
сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,
возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение
о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как
субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.
Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.
Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея
отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.
Л.Фейербаха Материалистическая философия.
Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства
(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции
материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического
понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.
Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует
идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил
философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное
содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная
особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических
условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в
выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:
эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался
характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки
об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В
понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему
биол, физиолог. деятельности.. Прир явл единственной реальностью, а чел ее
высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя,
мыслит о себе. Природа вечна
Маркса. Философия
Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед
Страницы: 1, 2, 3, 4
|