рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

1)    Ноумен – мир существующий сам по себе.

2)    Феномен – мир как его воспринимает человек.

Человек познаёт и практически действует.

Познанию соответствует сфера чистого разума, а практике – сфера практического разума.

К сфере чистого разума – чувства  и рассудок («критика чистого разума»).

К практике разума – разум («критика практического разума»).

В своей философии Кант задаётся вопросом об ограниченности каждой из этих сфер.

Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным».

Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта.

Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики).

Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка.

Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся.

В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование.

Априорные формы – очки, через которые человек видит мир.

Поэтому человек способен видеть мир лишь пространственно-временным и понимать его только категориально, но нет никаких гарантий, что именно такова истина в себе, что именно таков мир.

Вопрос критики практического разума: каковы высшие общечеловеческие идеи и императивы в поведения в сообществе.

Императивное поведение и есть границы человеческой практики.

Кант показывает недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире.

Человек и свободен, и подчинён законам необходимости.

Мир имеет начало и ограничен в пространстве, мир бесконечен как во времени, так и в пространстве.

Всякая сложная вещь состоит из простых вещей, ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей.

Эти антинонимы познавательно не разрешимы, но практика требует их разрешения.

Выход из ситуации заключается в априорных идеях, практике разума (идеи бога и свободы)  и связанными с этими идеями императивами практического действия.

1)    Действуй так, чтобы максимум твоего поведения могла стать всеобщим законом.

2)    Никогда не относись к другому человеку как к средству, а всегда как к цели (?).

3)    Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.

Границы человеческого знания о мире есть пространственно-временные представления и категории, а границы человеческой практики это идеи бога и свободы и категорический императив.

Человек в своём человеческом совершенствовании стремится к этим пределам, человек не может перешагнуть через эти пределы.

28.   Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

Философские взгляды Гегеля

Философия Гегеля (1770 – 1831)

Наиболее известные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»

Ничто истинно не существует, кроме целого.

Единственная истина для философии есть целое.

Диалектика-наука о всеобщей связи и развитии мира

Диалектика Гегеля состоит из:

1)    Тезис – исходное положение.

2)    Антитезис – противоположность.

3)    Синтез -- новый тезис.

Но логика Гегеля содержит, кроме субъективной диалектики рассуждений объективную диалектику мира. Мир развивается по диалектической формуле трёх законов.

1)    Закон единства и борьбы противоположностей.

2)    Закон перехода количественных изменений в качественные.

3)    Закон отрицания отрицания.

Афоризмы философии Гегеля.

«Всё действительное разумно, все разумное действительно».

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий есть критерий заблуждения».

«Истина есть соответствие предмета его понятию».

Разум первооснсва мира .Мышление и разум – это сущность мира . Мышление базируется на данных чувственного опыта. Мышление – это начало всякой жизни.

29.   Философия истории Гегеля.

3-и этапа развития идеи свободы:

1 древнии общества или восточные деспатии(свободен только один)

2 античсность (греция ,рим)-свободны не многие, не свободны рабы. Рим придумывает систему права

3 характеризуется свободой всех(этап европейской истории)

Критич. преобразование логики бы­ло осуществлено Г. в «Науке логики» (1812). «Абс. идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде сис­темы категорий.

Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка, все остольное приходит позже.

С помощью созданного им диалектич. метода Г, кри­тически переосмысливает все сферы совр. ему куль­туры.

В эстетике Г. дал содержат, трактовку прекрасного как «чувств, явления идеи», к-рая берётся не-при-ным внеш. бытием.

30.   Учение А. Шопенгауэра.

ШОПЕНГАУЭР Артур 1788-1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист.

Осн. соч. – «Мир как воля и представление» априор­ные формы - время, пространство, категории рассуд­ка - сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания».

Из Субъекта и объекта складыва­ется мир как «представление».

Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется в сфере иск-ва и морали.

Иск-во - создание гения, в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект - как идея.

Высшее из иск-в – музыка

Ш. - называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение - «пессимизмом».

философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

31.   Основные компоненты философии Ф. Ницше.

Особенности философии Ницше.

Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра

У Ницше же воля первична.

Ницше,  хотя он и был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых теорий  в  онтологии,

наибольшее значение имеет прежде всего его этика и историческая  критика. 

Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание.  Он учился в  университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще,  что в 1869 году,  ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял.

Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни  был  вынужден  в 1879 году уйти в отставку.

После жил в Швейцарии и Италии. В 1888 году он сошел с ума и в таком состоянии пребывал до самой смерти.

Ницше страстно любил Вагнера,  но поссорился с ним после написания оперы "Парсифаль". (Обозвал Вагнера евреем).

Ницше был низкого мнения о Канте

 

Наполеон был для Ницше великим человеком, побежденным мелкими противниками.

Он  включает негативный элемент - отсутствие страдания,






32.   Буддизм.

религ.-филос. учение, возникшее в древ­ней Индии в 6-5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом, мировых религий.

Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследст­вии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. раз­делился на 18 сект, разногласия между к-рыми вы­звали созыв соборов и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне - йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны назы­вают своё направление буквально - учение старейших.

Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.- нач. 1-го тыс. н. э.

После возражд-ся индуизм (из брахманизма)

Б. к 12 в. почти исчез из Индии.

Религ.-филос. лит-ра Б. обширна

С самого начала Б. выд­винул в качестве центра проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является пропо­ведь Будды о «четырёх благородных истинах»:

-суще­ствует страдание,

-причина страдания,

-освобождение от страданий,

-путь, ведущий к освобождению от страда­ний.

страдание - сос­тояние бытия проявленного,

освобождение - непро­явленного.

Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных пере­рождений (появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира

отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и установление своеобраз­ного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежа­щей ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.

созерцат. раз­мышления (медитации), переживание целостности бытия (неразличе­ние внутреннего и внешнего),

одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, - буддийской йоги.

Состояние совершенной удовлетво­рённости и самоуглублённости - есть освобождение, или нирвана.

возникла космич. концепция Будды,  (санскр. «трёх тел»,

Распространение Б. способст­вовало созданию культурных комплек­сов, буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность).

33.   Бытие её, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии.

В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий.  Все  учения  античности  содержали  ее  в качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды,  растения,  животные,  как  бы  возникают  из  небытия  и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни  продолжалось приходит  к  концу и  возвращается  в  небытие, утрачивая данную  форму  Б..

осн. формы Б.:

1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, произвед. ч-ком;

2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие;

3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное;

4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва.

Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка

Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная.

ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

УНИВЕРСУМ  филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве.

Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров

Мысль об У. как связном «единст­ве многого» порождала многочисл. филос. попытки сис­тематики У.

В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приоб­ретает смысл фиксированной системы объектов, к к-рым относятся утверждения к.-л. теории.

34.   Познание, его формы и структуры.

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

методы научного познания:

1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание.

Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн.

Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным.

Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

35.   Понятия субъекта и объекта в философии.

СУБЪЕКТ (от лат. - лежащий внизу, на­ходящийся в основе),

Термин «С.» употреблялся в истории философии в раз­личных смыслах.

Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. неч­то реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте).

Совр. трактовка понятия С. берётся от Декарта (противопоставление С. и объекта исходный пункт анализа познания и обоснования знания)

Кант раскрыл нек-рые законы С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания.

с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (подлинный С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно пре­образующая мир культуры и социальное бытие.

СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирую­щая объективный подход к действительности, отрицаю­щая объективные законы природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма.

С. ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», релятивизму.

Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте, Кант.

ОБЪЕКТ  (- бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познават. деятельности и отражающих свойства объективной реальности.

ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях,

В новейшей своей форме онтология выража­ется в тенденции свести всю культуру к науке, а про­блему человека - к науч.-технич. задачам.

36.   Мировоззрение. Его формы и исторические типы.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, познания и оценок.

Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М.

Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично.

Знания входят в М. в виде убеждений. У.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными,

Ф. - отличается от М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.

убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью.

Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти.

Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. Многие вопросы.

Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств.

В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

37.   Специфика философского знания. Место философии в системе наук.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.

Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность.

-наблюдений

-эмпирич. знаний

Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений)

-частн. теор. модели и законы;

-развитая теория.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании.

1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи)

2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде)

3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности,

Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные

38.   Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.

Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность.

-наблюдений

-эмпирич. знаний

Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений)

-частн. теор. модели и законы;

-развитая теория.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании.

1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи)

2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде)

3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности,

Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные

39.   Проблема человека в истории философии.

Проблема основного вопроса философии (ОВФ)

Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ,

Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,

ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.

40.   Проблема истории и исторического процесса в философии.

Общ. прогресс  - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва

Труд - вечное условие чел. жизни.

Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве.

1.    Основные черты античной философии.

2.    Философия Милетской школы.

3.    Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.

4.    Античная атомистика.

5.    Учение элеатов.

6.    Философия Гераклита.

7.    Софисты, их роль и место в философии.

8.    Сократ, его жизнь и творчество.

9.    Онтология Платона. Учение об идеях.

10.   Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.

11.   Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.

12.   Учение Аристотеля о душе.

13.   Философские учения стоиков и киников.

14.   Философская доктрина Эпикура и его последователей.

15.   Философская система неоплатонизма.

16.   Патристика. Общая характеристика.

17.   Августин Блаженный. Жизнь и творчество.

18.   Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий.

19.   Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

20.   Возрождение. Главные идеи и последующее влияние.

21.   Основные черты философии Нового времени.

22.   Философия Френсиса Бэкона.

23.   Учение Рене Декарта.

24.   Философская доктрина Дж. Беркли.

25.   Основные цели Просвещения и его значение для современности.

26.   Жизнь и творчество И. Канта.

27.   Теория познания И. Канта.

28.   Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

29.   Философия истории Гегеля.

30.   Учение А. Шопенгауэра.

31.   Основные компоненты философии Ф. Ницше.

32.   Буддизм.

33.   Бытие, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии.

34.   Познание, его формы и структуры.

35.   Понятия субъекта и объекта в философии.

36.   Мировоззрение. Его формы и исторические типы.

37.   Специфика философского знания. Место философии в системе наук.

38.   Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия.

39.   Проблема человека в истории философии.

40.   Проблема истории и исторического процесса в философии.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.