рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона.

Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг   его идеалистическую теорию идей.  По  мнению  Аристотеля  каждая вещь состоит изз двух начал  -  материи  и формы.

В  основе  мироздания – "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма -  ее  действительность.


Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й.

Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами.

Все живое обл. душой, 3 вида души:

1) растительная - обл. растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в.

2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ.

3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает.

Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер. субстрвт.

А. - основатель форм. логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики,

Проблема чел-ка: взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд-во. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд.

6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир./олиг./демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил.

13.   Философские учения стоиков и киников.

СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, в Афинах, была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э.

Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф), Сред­няя Стоя (2-1 вв. до н. э.;) и Позд­няя Стоя (римский С.). От первых двух перио­дов не дошло ни одного целого соч., они опираясь на физику (натур­философию) и логику.

Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и предложений, пустота, место и время);

в мире, едином самом по себе, различались два начала - пассивное и активное: «бескачеств, вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог.

Земля в зикле жизнь\огонь\жизнь; весь мир, является природой

Судьбу отд. тела определяет его природа,

Душа человека, часть мировой разумной души, дыха­ния, телесна и проницает всё тело, а со смертью отделя­ется от тела, переставая быть носителем личностных свойств.

При невозможности жить и действовать раз­умно и морально стоики считали оправданным само­убийство.

жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна.

С. оказал сильное влияние на складываю­щийся неоплатонизм и христ. философию; его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17-18 вв.

КИНИКИ (Диоген в бочке) - Киносарг, холм в Афинах, одна из т. н. сократич. филос. школ Др. Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стреми­лись не к построению законченной теории бы­тия и познания, а к отработке и эксперме-­ной проверке на себе определ. образа жизни.

Мыслить по-кинически - только средство;

Диоген с удоволь­ствием применяет к себе формулу страшного прокля­тия - «без общины, без дома, без отечества».

К. хотели быть «нагими и одинокими»; они отрицали все требова­ния стыда.

К.: «лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком.»

Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич. парадоксы

Типологичес­ки школа К. (от йогов и дервишей до совр. хиппи).

Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека.

14.   Философская доктрина Эпикура и его последователей.

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма)  Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью.

На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах.

Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть  крит. для заключений

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал,

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. Полог.: При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание.

Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни;

2. прир., но для жизни не необходимые;

3. не необх для жизни и не природные.

Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

Наиболее  разумным  для  человека   является   не деятельноть, а покой (атараксия).

Главной задачей Ф. –построение этики поведения.

Отрицал вмешательства  богов  в  дела  мира  и сходил  из  признания  вечности  материи,  обладающей  внутренним источником движения.

15.   Философская система неоплатонизма.

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония.

Н. замыкает средний платонизм,

системы Н.: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе;

Пергамская школа Н. (4 в.), основанная Эдесием, продолжала

Платоновская Академия, видимо, не испытывала особого влияния Н.

Н. оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии.

16.   Патристика. Общая характеристика.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич.док­трин христ. мыслителей 2-8 вв.- т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв.- полемически фрагментарное философствование т. н. апо­логетов (Тертуллиан, Климент Александрий­ский и особенно Ориген); 4-5 вв.- система; тиэация церк. доктрины (каппадокийскпи кружок:' Василий Великий, Григорий Назиан-зин, Григорий Нисский; на Западе - Авгус­тин); 6 в.- начало стабилизации догмы и ко­дификации наук под эгидой теологии (Леон­тий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

17.   Августин Блаженный. Жизнь и творчество.

Одним из наиболее ранних философских мыслителей того времени считается Августин (Блаженный)(354 – 430 гг.). Основные свои философские воззрения он изложил в трудах: «О троице», «О граде божьем», «Исповедь».

Его идеи:

-     бог сотворил мир из ничего, т. е. он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию).

-     Бог сотворил время,  но он сам находится  вне времени.

-     Человек имеет прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в вечность.

Само время есть человеческое понятие.

Для человека настоящее:

1.настоящее прошлого (память),

2.настоящее настоящего (созерцание),

3.настоящее будущего (надежда, упование),

Поскольку время только в голове человека, то времени до бога не было.

Божий град – это малое количество истинно верующих, но имеет место прогресс, состоящий в увеличении количества людей, пришедших к христианству. Вне града божьего, вне церкви нельзя обрести спасение души.

Человек стремиться к богу, т. к. в нём находят любовь, покой и благодать.

Оксиология: человек  свободен выбирать между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе.

18.   Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий.

Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе.

В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия,

Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в. было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству.

возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах.

3 периода:

1.ранняя схол.(9-12в)

2.период хрелости(13в)

3.упадок (14-15в)

Центр. вопрос - истина уже дана в библ. текстах и необходимо толкования этих текстов.


Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. (спор о универсалиях), т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.

3 вида сущ. универсалий: “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции.

реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол.  Фома Аквинский,

Философия Аквинского начинается с категории бытия. Бытие – всё что есть всё что может быть. Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее в бытие не меняется, оно просто приобретает другие формы. Вещи – части чего-то полного, какой-то предмет полноты бытия – что и есть бог!


Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

19.   Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

Философия Фомы Аквинского (1221 – 1274).

1323г стал святым , его система стала Официальной  Ф. Доктриной римской католической церкви

Вступает в Доминиканский нищенствующий орден . Учился в университете. Был магистром теологии и главой кафедры Парижского университета

Труды: «Сумма против язычников»,  «Сумма теологии», «О сущем и сущности», «О сущности природы».

Человека надо изучать целиком в единстве души и тела. Человек – это личность, а личность ведома богом в блаженство. Истина, безусловно, одна – это бог и его учение, но и к такой истине 2 пути:

-     путь веры и откровения;

-     путь разума.

Разум и наука не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию.

Философия Аквинского начинается с категории бытия. Бытие – всё что есть всё что может быть. Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее в бытие не меняется, оно просто приобретает другие формы. Вещи – части чего-то полного, какой-то предмет полноты бытия – что и есть бог!

20.   Возрождение. Главные идеи и последующее влияние.

Эпоха Возрождения (конец ХIII – начало XVII вв. ).

Период связан с возникновением нового искусства, с первыми шагами естествознания, появлением новых политических и социальных концепций.

Эта эпоха не оставила великих философских систем. Она заложила основу философии, свободной от религии – мифологических предпосылок. К числу наиболее ярких мыслителей относят: Данте, Салютати, Макиавелли, Николай Кузанский

Основные идеи философии возрождения:

1.    Антропоцентризм – человек в центре философии.

2.    Постулирование творческой сущности человека.

3.    Эстетическое понимание действительности, мира доминирует над научными и моральными представлениями.

4.    Идея гуманизма, признание человека личностью с правом на творчество, свободу и счастье.

21.   Основные черты философии Нового времени.

Философия начала нового времени связана со становлением естествознания, научного способа познания.

Система созданная в это время: Философия (епископа) Френсиса Бекона (1561-1626).

Основные труды: «О достоинстве и приращении наук», «Новая Атлантида», «Новый Органон».


Основа философии – практический опыт.

Цель философии – средствами науки и изобретений овладеть природой.

22.   Философия Френсиса Бэкона.

Основные моменты философии Бекона:

в вопросе отношений веры и разума он придерживался идеи двойственной истины: истина двойственна, есть истины откровения, ими ведает теология, и существуют истины разума, ими ведает философия. Эти истины разделены и не пересекаются.

Бекон предложил концепцию «идолы познания» – это дурные привычки ума приводящие к познавательным ошибкам.

Он выделил 4 вида «идолов познания»:

1)    Идолы рода – это искажения свойственные самой природе человека.

Пример: ожидание порядка большего, чем есть в природе, и истолкование новых идей в духе прежних.

2)    Идолы пещеры – это личные суеверия, возникающие не от природы, а от

воспитания и общения с другими людьми. Одни обнаруживают в вещах общее, другие обращают внимание на единичное.

3)    Идолы рынка – привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению.

4)    Идолы театра – связаны с влиянием на процесс познания общепринятых

философских учений, а прежние философские системы не более сем театральные комедии об вымышленных мирах.

Он выделяет типы опыта и типы путей познания.

Существуют опыты:

Плодоносные – те, которые дают реальные результаты.

Светоносные – приращение знания.

Равноценны и те, и другие.

Пути познания:

1)    Путь паука – как паук вьёт паутину из себя, так  и учёный может выводить истины из постулатов.

2)    Путь муравья – извлечение опыта из  опытов, практики без использования теории.

3)    Путь пчелы – синтез двух предыдущих путей.

Им была предложена классификация наук. В основу этой классификации он положил познавательные способности человека: память, рассудок и воображение. На памяти основана история, на воображении – искусство, а рассудок порождает теоретические науки.

К теоретическим наукам он относит первую Философию, естественную теологию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую философию; Философия человека состоит из психологии, логики, этики.

Главная идея Бекона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой.

23.   Учение Рене Декарта.

Философия Рене Декарта (1596-1650)

Основные труды:

«Рассуждение о методе»

«Метафизические рассуждения»

«Картезианское сомнение».

Он опровергает эмпиризм и обосновывает рационализм в гносеологии, отвергает истинность эмпирического сознания.

Скептицизм в отношении эмпирического сознания имеет одно исключение: невозможно сомневаться в реальности того, что ведёт к сомнению, а именно, в реальности мысли.

Я мыслю, следовательно, я существую.

Суть картезианского сомнения – процесс  восхождения в идее о том, что мысль самоценна, что мысль есть высшая ценность бытия, единственная ценность и единственное измерение истинно человеческого это мысль.

Критерий истины.

Всё что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчётливо есть истина.

Гносеологический рационализм.

Чувственное познание не упорядочено и роднит нас с животными. Истинно человеческое восприятие составляет только усмотрение умом. Единственный источник познания – разум, ум.

Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат.

Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е.

Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,

Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”

Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн. мира возможно.

учение о рац-ме. 4 правила:

1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений;

2) разделять всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;

            4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

24.   Философская доктрина Дж. Беркли.

Дж. Беркли - представ. субъ. идеализма.

Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел. знания".

Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел.

Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи,

Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий.

все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми.

Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”- субъ. кач-ва - пассивны, не зависит от нас., “души” деятельности активны.

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в сознание отд. субъектов содержание их ощущений.


25.   Основные цели Просвещения и его значение для современности.

Просвещения.

Характеризуется верой в человеческий разум.Разум призван обеспечить прогресс человечества . Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий.

Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека и гражданина.

После продолжительного периода господства схоластики крутые умы эпохи П.  Стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало.  Круче  всех  была механика. So, ее строгие  математич.  законы  попытались  обобощить  до  уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.

Осн. аспекты:

1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место  -  рассуждающий

разум;

2) атеистичность;

3) очень прагматична,  исследует  человека  с  позиций

полезности для общества;

4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во,

прогресс - цель;

5) просветительство (ликбез);

6) механистический мат-зм

26.   Жизнь и творчество И. Канта.

            Жизнь и творчество Канта (1724-1804)

Прожил в Кенегсберге

В творчестве есть 2-а периода :

1 докритический

2 критический

1773 г-“Критика чистого разума” К сфере чистого разума – чувства  и рассудок

1778г-(«критика практического разума»).К практике разума – разум

1781г-“критика способности суждения”                            

 Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным».

Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта.

Синтетические суждения это такие, когда предикат не выводим из субъекта.

Эмпирические суждения могут быть только на основе чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия других, чьё словесное свидетельство мы принимаем.

Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики).

Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка.

Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся.

В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование.

1775г-Пролигамены –для студентов

концепция создания галактики, разум человека не един

27.   Теория познания И. Канта.

Философия Канта (1724 – 1804)

Сам  Кант назвал сваю философию – критическая.

Его критическая философия замысливалась как альтернатива старой догматической философии.

Цель критической философии оценить границы и степень истинности человеческого знания и практики.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.