рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии

Шпаргалка по философии

1.    Основные черты античной философии.

Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная про­блематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бы­тие отождествляется с природой.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.

На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антро­пологизм.

Но все развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.

2.    Философия Милетской школы.

Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля.  и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхлждения  и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.

ФАЛЕС.  конец 7 начало 6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер.

Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение в Гр. -585 гднэ. Изобрел некот. Астроном. приборы.

Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды.

Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи -  они имеют душу.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр.

Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами.

Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.

В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов.

Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр.

Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы.

Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры. Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.

монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир. явлений.

Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе.

Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха.

3.    Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.

ПИФАГОР (2-я пол. 6 в.- нач. 5 в. до н. э.), др.-греч. философ, Подлинных соч. П. нет и согласно надёжной антич. традиции никогда не сущест­вовало. О нем осталось огром­ное количество разрозненных косвенных свиде­тельств.

Родился на Самое (ок. 570 до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост. ма­тематикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата пере­селился в Кротон (Юж. Италия), где основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восста­ния, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, ок. 497/496 до н. э.

П. Требовал ученикам приписывать учителю все открытия.

Совокупность учений от Пифагора:

Пифагорейский союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии.

Их лозунг «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тен­денцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произо­шло ещё при жизни Пифагора) и раз­грома союза италидский центр П. переместился в Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община.

Внутр. организация пифа­горейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со временем «акусматики» и «математики» стали враждовать:

«акусматики» фольклорно-религ. Традиции

«математики» науч.-филос. Традиции.

«Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» («сим­волы») - бездоказат. максимы этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включав­шие также множество ритуальных запретов.

«Математики» занимались «науками»- ариф­метикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией,

И те и другие претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается


Достижения Платона

таблица противоположно­стей - 10 пар онтологич. принципов  (предел- беспредельное, нечет- чёт, одно- множество, право- лево, мужское- женское, добро- зло и т.д.).

идеализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств, вещами (числа «неотделимы» от вещей);

порождение чувств, тел через  последовательность  «точка- линия- плос­кость- тело»,

пифагорейцы знали только три фигуры- пирамиду, куб и додекаэдр.

4.    Античная атомистика.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рациональн. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем.

Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера.

Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину.

3 формы движ-я:

1) связ. с хаотич. перемещ.

2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание.

3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка.

Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму.

Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз.

Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.

Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов,

в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира.

5.    Учение элеатов.

ЭЛЕАТЫ.  В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.

КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.  Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ.

Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.

мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения.

 Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.

ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно).

В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.

Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов.

6.    Философия Гераклита.

ГЕРАКЛИТ.  Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти.

Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь.

Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь.

Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.

Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости.

Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”.

все кач. вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)

Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.

Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.

7.    Софисты, их роль и место в философии.

Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ)

В 5 в д н.э. на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.)

Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ.

/Развитие привело к появл. новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б.

борьба партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

наиболее выдвинувшихся из людей становились учителями риторики, полит знаний/

б. роль, приобрела в то время  фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения.)

Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.

Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки зрения.

Старшая группа: Протагор (481 – 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик.

Младшая группа: Ликофрон, Алкидам и критий  отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.)

Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей”

1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм).

2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе.

3) всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.

/Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол. несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./

Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам.

Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

8.    Сократ, его жизнь и творчество.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии.

С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля.

Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить.

Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет.


Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д.

9.    Онтология Платона. Учение об идеях.

Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.

Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.

Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами.

Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом.

Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.

Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их.

Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.

а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;

б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;

в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.

Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.

Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина.

Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:

1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.

2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания.

В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше.

Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа.

Идеальное гос-во

3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)

1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.

2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души.

Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.

Правитель обяз. изуч. ф.

Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное"  государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

10.   Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных  работ.  Большое

внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве  уже  имеется  четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают  возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более  усиливает  разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.  Так  и здесь: избыток свободы при демократии приводит к  возникновению  государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

11.   Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.

12.   Учение Аристотеля о душе.

ОНТОЛОГИЯ, учение о бы­тии как таковом;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.