Система восточных единоборств как виды духовного искусства
Эти соображения
патриарха приложимы фактически к любой школе бу - дзюцу , оперирующей с оружием
или без него. Их исповедовали все без исключения наставники воинских искусств
- мастера копья и меча , лука и секиры , кинжала и голой руки.
Невозмутимость
духа должна была накладывать отпечаток и на внешний облик самурая , проявляясь
в достойной манере поведения , выдержанности , лаконичности , полнейшем
отсутствии амбициозности и ажиотажа. Ни при каких обстоятельствах истинный
самурай не обнаруживал своих эмоций - ни голосом , ни взглядом , ни
выражением лица. Нормой общения был принцип "ничего не давать понять по
лицу" (као - ни араварэну). В нем мы видим физическое отражение
психической способности тренированного по системе Дзен мастера адаптироваться в
любой экстремальной ситуации.
Идеальное
состояние для встречи с противником в традиции бу - дзюцу определяется
понятиями : "дух , подобный воде" и "дух , подобный луне".
Что они означают ?
"Дух ,
подобный воде" (мидзу - но кокоро) можно уподобить спокойной водной глади
, способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако стоит
подуть ветру , и мелкая рябь уничтожит отражение , неузнаваемо исказит его.
Стоит человеку поддаться чувству страха , волнению , гнева - и дух - разум
утратит возможность фиксировать и предвидеть действия противника , а сам
человек окажется беззащитным перед лицом опасности.
"Дух ,
подобный луне" (цуки - но кокоро) уподобляется лунному сиянию , которое
освещает все вокруг и выявляет малейшее поползновение противника , малейшую
брешь в его обороне. Но стоит тучам закрыть небосвод - и свет луны потускнеет.
Излишняя эмоциональность приводит к потере хладнокровия и самоконтроля ,
заставляет делать не - нужные движения , типичные для человека , который
бредет на ощупь впотьмах. Между тем , сохраняя цуки - но кокоро , можно
добиться победы , даже будучи поставленным в заведомо невыгодные условия.
У знаменитого фехтовальщика
Камиидзуми Исэ - но - ками было много завистников. Однажды поздно ночью он шел
по темной улице города. Вдруг предчувствие подсказало ему надвигающуюся
опасность , близкую засаду. Не останавливаясь , Камиидзуми мгновенно обнажил
мечь , стремительным движением очертил круг - и четверо злоумышленников упали к
его ногам . Тот же Камиизуми учил , что в бою дух должен , сохраняя полную
незамутненность , предоставить все действия телу и тогда естественность ,
достигнутая благодаря слиянию с природой , станет залогом успеха : человек
сможет спокойно встретить любую неожиданность.
Камиидзуми ,
живший в 16 в., считается основателем знаменитой школы фехтования Синкаге - рю.
Сам он утверждал , что получил свои познания непосредственно из рук
синтоистского бога Касима. Будучи человеком незаурядным и ревностным адептом
Дзен , Камиидзуми выдавал своим ученикам любопытные сертификаты , в которых
вообще ничего не говорилось о существе предмета , об искусстве меча. Как
правило , эти документы , скрепленные личной печатью главы школы , содержали
проникновенные пятистишия пейзажного и философского характера. Сертификат ,
удостоверявший высшую степень мастерства , представлял собой контур круга на
белом листе - и больше ничего. Круг символизировал идею "незамутненного
зеркала" , "озерной глади" или "луны в воде", т.е.
служил аллегорией чистого , несокрушимого , непобедимого , непоколебимого , все
отражающего духа.
Как и многие
собратья по ремеслу , Камиидзуми оттачивал мастерство и закалял волю в
рыцарских странствиях (муся сюге) . Кстати , такие странствия привились в среде
воинов с легкой руки дзенских монахов , для которых путешествия пешком
считались дополнительной схимой и средством постижения Пути. Поучительный
эпизод из биографии Камиидзуми использовал в своем фильме "Семь
самураев" Куросава. Однажды в горной деревушке Камиидзуми увидел толпу
вокруг запертой хижины. Крестьяне объяснили , что разбойник забаррикадировался
в доме , взяв заложником маленького мальчика. Разбойник требовал свободного прохода
и выкупа , угрожая в противном случае убить ребенка. Камиидзуми попросил у
проходящего мимо Дзенского монаха его рясу , побрил голову и с двумя пакетами
риса в руках подошел к хижине. Он бросил в окно первый пакет , сказав , что
родители ребенка прислали ему пропитание и что второй пакет , большего размера
, он не может бросить в окно. Когда алчный разбойник приоткрыл дверь и протянул
руку , мастер в мгновение ока схватил его за руку , вытащил наружу и скрутил.
Дзенский монах , наблюдавший всю сцену , склонился перед ним и вручил отважному
самураю кара - священный талисман , означавший принадлежность к секте Дзен.
Знаменательно ,
что многие мастера воинских искусств в Японии (как и в Китае) не только носили
монашескую одежду , но и назывались "осе" , что буквально означает
"буддийский монах". Тесная связь между наставниками Дзен и мастерами
воинских искусств прослеживается на каждом шагу , так что профессионалы бу -
дзюцу вполне заслуживали звания осе.
При том что Буси -
до всячески поощряет беззаветную храбрость и долг чести ставит во главу угла ,
для истинного мастера воинских искусств важнейшими свойствами считались
миролюбие и сдержанность ,- качества , соответствующие заветам древних даосов и
дзенских патриархов.
Старые мастера
учили , что единственным средством достижения состояния антиразума ,
отрешенности (му - син) служит медитация с сосредоточением на точке танден и
правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю - хо) во время
схватки чревато смертельной опасностью , ибо выводит бойца из душевного
равновесия.
Памятуя заветы
китайских мастеров , классики бу - дзюцу всегда старались максимально
использовать силу взгляда как в защите , так и в нападении. Развивая такое
своеобразное зренье , самураи порой проводили часы и дни в созерцании какого -
ни будь листка на ветке , крутящегося веретена или песчаного узора в дзенском
"сухом" саду.
Заветы Такуана ,
Мусаси , Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо , независимо от их узкой
специализации в конкретном виде оружия и от принадлежности к той или иной
школе. Следование этим заветам должно было дать главное : внутреннее видение ,
постижение противника на парапсихологическом уровне , сокровенное "шестое
чувство" , или "экстремальный разум" (гоку - и). Об истинной
значимости гоку - и повествует следующий исторический эпизод. Однажды Миямото
Мусаси странствовал по дорогам Центральной Японии. Завидев в отдалении фигуру
самурая среднего роста и крепкого сложения , он по осанке сразу же определил
крупного мастера бу - дзюцу. Подойдя ближе и оценив "духовную
наполненность" (кокю) неизвестного самурая , Мусаси решил про себя , что
это не кто иной , как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбей - глава прославленной
школы Ягю синкагэ - рю. Путники поравнялись и молча разошлись , обменявшись
взглядами. Пройдя еще несколько шагов , оба одновременно оглянулись , и
неизвестный спросил : "Простите , уважаемый , не вы ли будете Миямото
Мусаси?". "Да,- ответил Мусаси ,- а вы , конечно , Ягю Дзюбей?".
Обменявшись краткими приветствиями , они направились в придорожную корчму и
заказали по чашке чая. Пили не торопясь , время от времени поглядывая друг на
друга. Потом попросили принести им облавные шашки (го) и начали играть. Стиль у
них был у каждого свой , но решающего перевеса ни один из партнеров не мог
добиться. Молча они признали ничью , встали , раскланялись и разошлись. Обоим
не понадобилось ни единого слова , ни единого жеста для того , чтобы убедиться
в равенстве сил , полном ментальном паритете.
Этот
хрестоматийный случай свидетельствует о том , что у мастеров экстра - класса ,
достигших глубины гоку - и , не было нужды в поединке , чтобы выявить
первенство. Шашек оказалось более чем достаточно для раскрытия способностей
человека. Но колоритный пример из средневековой истории покажется нам менее
экзотичным и более правдоподобным , если принять во внимание , что везде в
сфере распространения экзотерических традиций кэмпо действительно существовал
обычай игры в облавные шашки между посвященными. Обычай сохранился до наших
дней , и подобные "игры" еще можно наблюдать на Востоке. Шашки
наделяются вполне конкретным смыслом , символизируя определенные комбинации
приемов и этапы духовного "восхождения" или "нисхождения"
по некоей заранее заданной схеме , в которой закодировано изначальное Знание ,
мудрость Пути . К такой степени мастерства и должен был стремиться виртуоз
(тацудзин) в непрестанном процессе самосовершенствования , отрешившись от
земных забот и соблазнов.
Вот текст ,
извлеченный из классического трактата - макимоно. В нем , как в капле воды ,
отражена вековая мудрость воинских искусств , их философия и логика ,
психология и космогония. Подобные откровения существовали в традиции многих
школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед тренировками и боем :
У меня нет
родителей - моими родителями стали Небо и Земля.
У меня нет очага -
Единое Средоточие станет моим очагом.
У меня нет
божественного могущества - честность станет моим могуществом.
У меня нет средств
к существованию - покорность природе станет моим средством к существованию.
У меня нет
волшебной силы - внутренняя энергия (ки) - моя магия.
У меня нет ни
жизни , ни смерти - вечность для меня жизнь и смерть.
У меня нет тела -
смелость станет моим телом.
У меня нет глаз -
вспышка молнии - мои глаза.
У меня нет ушей -
пять чувств - мои уши.
У меня нет членов
- мгновенное движение - мои члены.
У меня нет закона
- самосохранение станет моим законом.
У меня нет
стратегии - свобода убивать и свобода даровать жизнь - вот моя стратегия.
У меня нет
замыслов - случай - вот мой замысел.
У меня нет
чудесных свойств - праведное учение придаст мне чудесные свойства.
У меня нет
принципов - приспособляемость ко всему - вот мой принцип.
У меня нет тактики
- пустота и наполненность - вот моя тактика.
У меня нет
талантов - быстрота духа - разума - вот мой талант.
У меня нет оружия
- доброжелательность и правота - мое оружие.
У меня нет
крепостей - невозмутимый дух - моя крепость.
У меня нет меча -
растворение в Пустоте - вот мой меч.
“ Жить для него -
как отдаться течению .
Умереть для него -
как
уйти отдыхать ...”
Цзя И (2 в. до н.э.)
ундамент всей
системы кэмпо - философские воззрения даосских мыслителей , нашедшие отражение
как в гуманитарных , так и в естественных науках древнего Китая .
В представлении
даосов , природа человека есть порождение Земли и Неба , поскольку все на свете
- порождение Земли и Неба. В начале Бытия прозрачный воздух , эфир в Пустоте
отделился от хаоса , поднялся и образовал Небо , а тяжелый и мутный ,
опустившись , образовал Землю. От соединения мельчайших частиц (цзин) Неба и
Земли образовались Инь и Ян , взаимодействующие и взаимоопределяющие друг друга
силы , начала Тьмы и Света , Холода и Тепла , Зла и Добра .
Постепенно
нарастая одно в другом , они проходят стадию предела , когда преобладание
одного начала сменяется преобладанием другого. Затем начинается обратное движение.
Этот процесс бесконечен , ибо движение во вселенной вечно. В покое может
находиться лишь условный центр мироздания , от которого как бы концентрическими
волнами распространяется движение , бытие. Представив себя центром мироздания ,
точкой в центре круга , человек может обрести покой , гармонию и уверенность ,
столь необходимые в жизни. Идею вечного движения и борьбы противоположных начал
воплощает известный графический образ Инь - Ян - темная и светлая доли круга.
Вся теория кэмпо в
конечном счете отталкивается от этого образа , давая самые замысловатые его
толкования применительно к конкретным техническим арсеналам тех или иных школ.
От Инь и Ян берут
начало четыре времени года и вся тьма вещей. Одушевленные твари и
неодушевленные предметы сотворены из одного материала - будучи лишь
субстанцией "жизненной энергии" ци , ее манифестацией.
В китайских
источниках даются различные толкования ци в зависимости от контекста : воздух ,
дыхание , эфир , дух , животворящая энергия , жизненная сила , пневма ,
средство взаимодействия сил Инь и Ян , конструирующий материал для "форм
" вещей , процессов и явлений . Существуют разновидности ци - грубые ,
замутненные и чистые , тонкие , легкие . Грубые образуют материальные сущности
, тонкие - духовные духовные сущности. Очищенные , рафинированные виды ци
переходят в "дух" шень , становясь движущей силой мироздания.
Очищение ци в
человеке должно вести к полному физическому , нравственному и духовному
оздоровлению личности . Это всегда считалось необходимой предпосылкой
"восхождения" в религиозных даосских , а отчасти и буддийских
сектах , так же как и в школах кэмпо.
В теории кэмпо
цзин часто трактовалась как "изначальное семя" , создающее фактуру
тела , ци - как жизнетворная субстанция и шень - как совокупность психики ,
интеллекта и духа. При этом считалось , что путем упражнений можно влиять на
цзин тела , а соответственно на очищение ци и совершенствовании шень.
Философ Дун Чжуншу
(2 в. до н.э.) так поясняет учение о "пяти стихиях" (у - син) , конструирующих
элементах Вселенной .
"Небо имеет
пять стихий : первую назову деревом , вторую - огнем , третью - землей ,
четвертую - металлом , пятую - водой. Дерево - начало пяти стихий , вода -
завершение и конец превращений стихий , земля - середина пяти стихий. Такова
последовательность , установленная Небом. Дерево рождает огонь , огонь рождает
землю , земля рождает металл , металл рождает воду , вода рождает дерево. Это
и есть существующее между ними отношение отца и сына. Дерево находится вверху ,
металл - внизу , огонь впереди , вода сзади , земля в середине.".
Образуются пять
стихий из "разделения ци неба и ци земли" в процессе взаимодействия
сил Инь и Ян. Они же , пять стихий , могут находиться в порядке
взаимопреодоления : дерево - земля - вода - огонь - металл. Сочетание пяти
стихий определяет все явления и процессы в природе , весь ход вселенских
метаморфоз , а так же всю теорию и практику китайской медицины , теорию и
практику кэмпо.
Первоэлементы
имеют соответствия во внутренних органах тела , во всех пяти чувствах человека
, образуя пятеричные ряды вкусовых , звуковых , цветовых , осязательных и
обонятельных ощущений. Отсюда для даосов вытекала возможность научиться
управлять "игрой стихий" , улавливая закономерности их смены и взаимопереходов
, культивируя в своем организме одно и изживая другое. Однако для этого,
прежде всего, следовало постигнуть Естественный порядок вещей , Великое Дао ,
направляющее ход жизненных метаморфоз.
Для Китая первым
"священным писанием" явилась "Книга перемен" ("И -
цзин") , содержавшая в виде математических и образных символов все
представления мыслителей древности о мире и человеке. На протяжении более трех
тысяч лет "Книга перемен" составляла базу даосской философии ,
медицины , астрономии , исторической науки и всех воинских искусств. В области
кэмпо значение ее сохраняется и по сей день.
Китайская
философия , искусство и литература всегда тяготели к нумерологии , к символике
сакральных чисел , геометрических фигур , цветов и предметных образов , которая
в полной мере отражена и в области воинских искусств. Смысл этой символики ,
представленной в "И - цзин" , в упрощенном виде таков. Небо
(космос) по природе своей едино , а Земля множественна в разнообразии
предметных форм. Таким образом , число 1 и все нечетные до 9 включительно суть
числа Неба . Число 2 и все четные до 10 включительно суть числа Земли. 1+2
есть образ слияния Неба и Земли , выражающий активное начало Ян , а также
символизирующий Человека , порождение Земли и Неба.
Число 3 ,
помноженное на число , соответствующее временам года , т.е. на 4 , равно 12.
Это количество месяцев в году и созвездий зодиака , а, следовательно , также
число Неба.
Магические
свойства приписывались также пятерице , числам 8 , 10 , 12 , 60 , 72 , 108 и
др., имеющим соответствия в системе летоисчисления , отсчета времени и
пространства.
Географическая
ориентация базировалась на восьми сторонах света. К четырем точкам (север , юг
, восток и запад) добавлялись промежуточные (северо - восток , юго - запад и
т.д).
Таким образом ,
выражению "на все четыре стороны", то есть в "в любом
направлении" , соответствовало в Китае и Японии понятие "на все
восемь сторон". В практике воинских искусств наиболее сложные приемы
самозащиты строились по принципу обороны против восьми противников , образующих
круг.
Небо бесконечно ,
поэтому в геометрическом представлении оно мыслится как единая бесконечная
линия - круг. Земля же конечна и ограничена в пространстве. Ее символ -
квадрат. Небо воплощает силу Ян , Земля воплощает силу Инь. Геометрический
символ человека - треугольник. Эти фигуры нетрудно обнаружить на древних и
средневековых схемах строения мира в индуистской , даосской и буддийской
системах космологии , в мантике и в магии.
Согласно учению
"Книги перемен" , жизнь в широком смысле - это бесконечная череда
метаморфоз , проистекающих из взаимодействия и борьбы сил света и тьмы ,
упругости и податливости , жары и холода. Каждая из возможных метаморфоз
условно обозначается одним из магических знаков - символов гуа.
Первоначально было
создано восемь символов - гуа из трех черт (триграмм) , прикрепленных к
конкретным кругам понятий и получивших определенные названия. Триграммам
соответствуют также специфические свойства и материальные образы. Со временем
символы триграмм были удвоены и образовались 64 так называемых гексаграммы.
Любой
жизненный процесс вписывается в предложенную схему триграмм и гексаграмм на
стадиях своего зарождения , бытия и исчезновения.Чаще всего триграммы в
классической схеме располагаются по кругу , в центре которого -
"монада" Инь - Ян , символизирующая развитие жизни .
Такова общая идея
, несущая понятие соотношения , резонанса Инь и Ян. В жизненной борьбе , как и
в схватке с конкретным противником , будь то человек или зверь , побеждает лишь
постигший закономерности Перемен , взаимодействие покоя и движения ,
наступления и отступления , жесткости и мягкости , силы и податливости.
Как же
трактовались принципы "И - цзина" в заветах древних мастеров воинских
искусств? Исходным для всех даосских школ кэмпо положением можно считать
следование правилу уравновешивания полюсов , компенсации активного действия
пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий. В кэмпо
каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием руки следует
опускание , за шагом вперед - шаг назад и т.д. Плавное перетекание ,
непрерывная смена движений сравниваются со спокойным током равнинной реки ,
мощным и уверенным , преодолевающим все препятствия на пути.
"Природа ,
достигнув совершенства , возвращается к свойствам . Свойства в высшем пределе
становятся тождественны первоначалу , тождественные первоначалу становятся
пустыми , а пустые - великими",- сказано у древних.
В основе всего
даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты , Небытия . Ее
математический символ - ноль , пространственный - круг , умозрительный -
пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе странную потенцию. Если
сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны нулю , то и каждая вещь в
отдельности равна нулю , т.е. мнима. Но если так , то вселенная равна человеку
, а человек равен вселенной и может стяжать всю ее мощь - если сумеет найти
правильный способ , Путь. От этого постулата и отталкивается даосско -
буддийское мышление в вопросе о месте человека во вселенной.
В трактате
"Хуайнань - цзы" (2 в. до н.э.) приводится красочное описание Дао
(Пути) : "Дао покрывает небо , поддерживает землю , развертывает четыре
стороны света , раскрывает восемь пределов ... Сжатое - способно расправляться
, темное - способно стать светлым , слабое - способно стать сильным , мягкое -
способно стать твердым ... В природе все и без насилия согласно с Дао , и без
уговоров проникнуто благом ... На разум опирается и кончик осенней паутинки , и
целостность всего огромного космоса. Благо Дао приводит в согласие небо и землю
, в гармонию Инь и Ян , согласует пять первоэлементов ..."
Невыразимая и
чисто умозрительная природа Дао в даосском мировоззрении символизирует мировую
гармонию и внутреннее равновесие. Соответственно , достигнув внутреннего
равновесия , можно приобщиться к мировой гармонии , а для этого необходимо
овладеть разлитой в теле энергией ци , научиться управлять ею , изливать ее и
впитывать из космического океана. Кроме того , нужно очистить "замутненный"
дух (шень) , чтобы добиться состояния просветленности. Но просветленный дух и
очищенная энергия должны обретаться в достойном вместилище , а потому следует
всячески заботиться о своем теле , оберегать его и развивать , дабы получить
гармоничное Целое - слияние физического и духовного , рационального и сверх
рационального.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|