Из разговора
патриарха Дзен-буддизма Секито и буддийского монаха Седая Эро.
С
огласно учению
Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону
причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое земное
бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи
перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из
греховного жизненного пути (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие
буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное
самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням
, но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного
труда во имя высшей цели.
Приверженцы
тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный способ достижения
"трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". В
их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности
самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного
"ограниченного" сознания смертного к "просветленному"
сознанию йога , а далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. На практике
усердные занятия помогли многим адептам обрести себя , до конца раскрыть свои
индивидуальные способности. Прежде всего, это относится к мастерам всех видов
воинских искусств , которые посредством йоги достигали высшей степени
совершенства в своем деле , подключая "энергетику" организма к чисто
техническим познаниям.
Тантризм , или
" тайное учение ", именующийся также "учением о трех
таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма ,
который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и Путь
малой колесницы (Хинаяна). При ближайшем рассмотрении становится очевидно , что
все мистические флюиды , отголоски оккультизма и черной магии , пронизывающие
кэмпо и другие воинские искусства в ареале распространения буддизма , берут
свое начало в "тайном учении".
Хотя тантризм
никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом , различия были весьма
существенны , и на их почве возникло немало своеобразных сект. Говоря упрощенно
, если верующий буддист любого толка почитает Будду и бодхисатв ,
придерживается обычных обрядов и читает сутры Махаяны , то последователь
"тайного учения" видит мир в образе магического круга (мандала) ,
читает заклинания , доступные лишь посвященным , отправляет многочисленные
загадочные церемонии в узком кругу единомышленников и поклоняется наиболее
таинственным божествам буддийского пантеона.
Тантризм зародился
в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его считается мудрец Асанга из
секты йогачара , впервые объединивший мистическую практику ведийской йоги с
положениями буддизма Махаяны. Учение было запечатлено в текстах (тантрах) ,
содержавших наряду с философскими и космогоническими построениями различные
указания к тайным действам , цель которых - в слиянии личности с вселенским
Единством и великой Пустотой. К 7-8 вв. тантризм размежевался на два
направления : тантризм Левой и Правой руки. Первое , известное также под
названием ваджраяна , укоренилось в Тибете и впоследствии дало богатый урожай
парапсихологических и оккультных феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним
экстремизмом и сексуальными оргиями , связанными с культом женских божеств. В
Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки , значительно более
умеренный и проповедующий культ мужских божеств.
Кардинальным
тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова и дела -
нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция трех таинств
предполагала , что мысль , слово и дело суть различные проявления
действительности Единого (самата). Следовательно , постижение Единого
достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными физическими акциями.
В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в телесном , физическом мире
("Телесная мандала") и в трансцендентном , метафизическом мире -
иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная мандала").
Путями к
достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно доктрине тантризма
, было чтение тантр и размышление на темы тантр , произнесение магических
словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное
сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества.
Все предписания
тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее теснейшей
взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и многие ритуалы ,
от йогической ведийской традиции. Оттуда же были заимствованы
"приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание болезней и
смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических сил , экзорсизм.
Важным аспектом в
практике эзотерического буддизма было чтение молитвословий , извлечений из сутр
(дхарани). Иногда дхарани , в которых молящийся как бы достигал единения с
божеством , служили в качестве проклятий о должны были вызывать дождь , снег ,
насылать град , посылать здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в
середине дхарани содержались магические созвучия - мантры , часто даже не
имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась
мантрам в тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и
японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским
искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу ,
кэн-до , аики-до , карате.
Согласно догмам
тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания , различные
ритмы которых могут порождать те или иные состояния духа-разума , сознания.
Мантры представляют собой также объекты медитации для духа-разума. Их истинный
смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания
семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым устанавливается единство
между мыслью и словом , которые сопровождаются сакральным жестом.
Широко известна
тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в
лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и
обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра
развилась в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее
аналоги. Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом
- белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум -
черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.
Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также
отождествляются с цветами и символическими звуками.
Тантризм
разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и
меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и
объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы
имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении
звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и
силы , сокрытой в биджа.
В картине мира ,
мандале тантрических сект присутствуют пять таких изначальных звуков ,
корреспондирующих со сторонами света и центром : А , У , Э , И . Нередко
грозные стражи ворот в буддийских храмах , запечатленные в характерных позах
кэмпо , "произносят" (судя по форме губ) священные изначальные звуки.
В них , по убеждению старых мастеров , кроется секрет концентрации энергии (ки
- аи) , мировой вибрации , ритма движений.
Отсюда и легенды о
мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым кличем.
Целью практики
эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание
Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными
каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и
жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова
, будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое
значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия
мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в
слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные
медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на
субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и
Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии
бесконечное могущество.
Тантрический
буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный
отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную
прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к
эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и
духа.
отя буддизм всегда
считался самой миролюбивой из всех мировых религий , именно в нем сложились
наиболее благоприятные предпосылки для развития классических воинских искусств
Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь
закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое
земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной
цепи перерождений . Однако у человека остается надежда на спасение , на выход
из греховного жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны.
Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное
самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням
, но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного
труда во имя высшей цели.
При всех различиях
школ , течений и направлений большинство японских бу - дзюцу (школ боевых
искусств) сходятся в единой системе психофизического тренинга кэмпо ,
воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен называют религией
самураев. Правильнее было бы назвать его способом постижения Пути , духовной
опорой личности на стезе самосовершенствования.
Со времени своего
утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был тесно связан с жизнью
самурайства , повседневно предоставляя воинам моральную и философскую поддержку
. В плане моральном буси ценили Дзен как религию , которая призывает , ступив
на избранный путь , не оглядываться назад. В плане философском преимущества
Дзен сказывались в отрицании различия между жизнью и смертью , бытием и
небытием. Суровые воины , превыше всего ставившие простоту и не склонные к
праздному умствованию , находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен.
Аскетическая направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с
воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские
(дзенские) монастыри. Формируя целостную и целеустремленную личность , Дзен
призывал полагаться только на себя и черпать силы из гармонического слияния с
природой.
Философия Дзен ,
утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает доминанту объективной
реальности , которая провозглашается иллюзорным плодом человеческого
воображения. Отрицает она и Бога , требующего послушания и распределяющего души
смертных между раем и адом. В учении Дзен человек предстает манифестацией
жизненной силы мироздания - силы , дающей почти неограниченные возможности.
Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз , человек должен сам конструировать
свой микрокосм - всемерно развивать заложенные в нем способности : углублять
мудрость , наращивать силу , культивировать мужество и любви к ближнему.
Важным моментом в
практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание взаимосвязи и
взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и тела ,
ментального и физического начал. Отсюда следует возможность достижения
физического совершенства путем улучшения собственных морально - этических
качеств , гармонического развития духа и плоти.
В отличие от
ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного забвения мирских
страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая , что каждому под силу
стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану следует искать посреди сансары
(мира страстей) , а не вдали от него. Доктрина Дзен апеллировала к духу и
разуму обычного человека , подталкивая его к интуитивному познанию Пути , к
мобилизации всех своих внутренних ресурсов из сферы сознательного и
подсознательного для приобщения к высшей иррациональной мудрости.
Специфической
особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) - конечной цели всех
духовных и физических упражнений. Прозрение означало реализацию в сознании
индивидуума высшей , абсолютной , вневременной Истины бытия. Однако , если в
большинстве буддийских сект Прозрение предшествует "вхождению в
нирвану" , то сатори в Дзен лишь очищает дух для дальнейшего следования по
жизненной стезе. Удостоившийся благодаря своему радению сатори вступал в
перманентно длящееся состояние просветленности (яп. саммай , инд. самадхи) . У
человека , по образному выражению дзенских мастеров , открывался "третий
глаз" , и он начинал видеть действительность как бы со стороны за счет
обостренной восприимчивости всех пяти чувств. Сатори с последующим вхождением в
саммай , ощущение в себе великой космической Пустоты считалось необходимым в
системе Дзен для любого занятия , будь то поэзия , каллиграфия или борьба.
Не навязывать
природе свои желания , но мгновенно откликаться на ее зов - такова высшая
мудрость Дзен. "Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно
делаться предумышленно. То , что обдумывается заранее , не соответствует
реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Пустота не могла бы
приспособиться , - неважно , длинное оно или короткое , квадратное или круглое.
Только дух , проникнутый Пустотой , может совладать с любым
препятствием",- писал дзенский патриарх Такуан (1573 - 1645) , внесший
неоценимый вклад в разработку философской базы японского кэмпо.
Подвижники
дзенского учения в Японии , тесно связанные с интересами самурайства и сами ,
как правило , выходцы из самурайского сословия , ревностно углубляли прикладные
аспекты Дзен , приспосабливая их к нуждам воинов. Одним из таких подвижников
был патриарх Хакуин (1686 - 1769) , придававший большое значение физической
подготовке адептов и "динамической" практике Дзен. В автобиографии
Хакуин приводит любопытный эпизод . Как - то раз , когда он , слабый и
болезненный подросток , принимал ванну , сидя в бочке с водой , служанка
подбросила слишком много дров и вода стала нестерпимо горяча. Представив себе
мучения грешников в аду , мальчик с воплем выскочил из бочки. С той поры он утвердился
в намерении стать буддийским монахом и дал обет : "Пока я не достигну
такого могущества , что ни огонь , ни вода не будут страшны моему телу , я не
оставлю стараний , пусть даже это будет стоить мне жизни ".
Прошло много лет,
и Хакуин достиг почти всего , о чем мечтал в детстве . Вот , что писал он в
старости другу : "Сейчас мне семьдесят , но я ощущаю в себе в десять раз
больше сил по сравнению с тем , что было в возрасте тридцати или сорока лет. Я
крепок телом и духом : могу подолгу не спать . Мне случается проводить по два ,
три , а то и по семь дней без сна , но на работе ума это никак не отражается
... Если заботиться о здоровье тела и предаваться дзенскому самосозерцанию ,
будешь часто обретать прозрение , не стремясь к тому сознательно. Не следует
проводить различия между активным и пассивным , медитативным Дзен ... Человек ,
увлекающийся лишь дзенской медитацией , никогда не достигнет успеха в активной
практике Дзен. Если ему придется очутиться в суете мирской , все жизненные
силы , ранее приобретенные , бесследно испаряются , и он будет уступать даже
человеку , который вовсе не практиковал Дзен. Любой пустяк сможет его
огорчить , заставить нервничать и поступать, как пристало лишь трусу ..."
В буддизме
существуют различные пути достижения сатори - сидячая медитация ,
парадоксальные диалоги , стимулирующие жесты , выкрики , удары и т.п. В школах
бу - дзюцу превалировал медитативный аспект , связанный с постановкой дыхания и
достижения перед тренировкой стадии му-син - "растворения духа" в
Великой Пустоте. Действия в бою становились как бы прямым продолжением
медитации. Выходя на поединок и ощущая себя проникнутым Пустотой , боец должен
был воплощать непоколебимую мощь мироздания (фудо - син).
Одним из важнейших
классических трактатов , касающихся мастерства кэн - дзюцу и прочих дзенских
воинских искусств , считается знаменитое послание Такуана , настоятеля храма
Тодайдзи , знаменитому мастеру , наставнику фехтования при дворе сегуна Ягю
Тадзима -но ками. Такуан вошел в историю как ревностный проповедник мудрости
Дзен . Сам он фехтованием не занимался , однако с теорией воинских искусств был
хорошо знаком. Не случайно к его советам прислушивались и Ягю , и прославленный
воитель Миямото Мусаси.
"Практикуя
концентрацию в течение многих лет ,- говорилось в трактате - послании , - вы
должны достичь такого состояния , когда будете свободны от объекта , к которому
направлен дух - разум.
Высшей ступенью
будет этап , на котором дух - разум действует , ни на чем не фиксируясь ... Не
позволяйте своему духу - разуму задерживаться на чем-либо в попытке высчитать ,
как лучше нанести удар ,- забудьте об этом и рубите , не обращая дух - разум на
противника. Противник ваш проникнут Пустотой , и вы сами проникнуты Пустотой -
представьте , что ваши руки в ударе и меч также проникнуты Пустотой , но при
этом не фиксируйте дух - разум и на самой идее Пустоты.".
Трактат Такуана
так и называется "О непоколебимом духе - разуме" . Весь его пафос
направлен на достижение состояния отрешенности (му - син) , при котором человек
действует по принципу "бессознательного сознания" , то есть
подсознательно.
В буддизме ,
отмечает Такуан , существует пятьдесят две ступени духовного восхождения. Одна
из них называется "остановка" . Это свойство духа - разума фиксироваться
на чем-то одном так , что трудно оторваться. В фехтовании подобная остановка
подобна смерти. Постоянная напряженная готовность хороша для новичка , для
мастера же подходит лишь состояние полной расслабленности.
Говоря о
непоколебимости духа , Такуан ссылается на буддийское божество Фудо - мео (Бог
непоколебимости) , которое воплощает идею вечного покоя и внутренней готовности
к борьбе. Только такое состояние дает возможность действовать согласно заповеди
Дзен : "Перехватив меч противника , обратить клинок против него
самого". Избавившись от фиксации духа - разума на одном объекте , мастер
может уверенно сражаться со многими :
"Когда вы
окружены со всех сторон , и каждый из противников пытается поразить вас мечом ,
вы должны парировать , переходя без "остановки" от одного меча к
другому. Тогда ваши шансы будут равны. Если же ваше внимание задержится на
одном мече и не успеет переключиться на другой , вы окажетесь во власти врага.
Дух - разум ни в коем случае не должен задерживаться на одном , дабы сохранить
свою природную подвижность".
Дух должен
постоянно пребывать в состоянии мячика , плывущего по течению реки. Это
состояние культивируется не только в бу - дзюцу , но и в других видах дзенской
практики. Избавление от остановки (бонно) , паузы при реакции на любое действие
и есть конечная цель дзенского психотренинга.
В начале занятий
неофит кэн - дзюцу совершенно свободен от стопоров - они появляются по мере
овладения техникой и ее комбинациями. Лишь многолетние усердные занятия могут
привести к конечному состоянию "естественности" , гармоническому
слиянию тела и духа , к обладанию "экстремальным разумом".
"Не фиксация
духа - разума дает непоколебимость ,- пишет Такуан ,- поскольку не позволяет
вещам относительным отвлекать дух - разум . Это и есть высший смысл бытия, Бог
, Будда , суть Дзен ,величайшее таинство".
При этом Такуан
справедливо отмечает сходство между понятиями "Единство духа" ,
"Пустота" , "Состояние просветленности Будды" ,
"Благородство духа" и т.д. в буддизме , синтоизме , даосизме и
конфуцианстве , где все они служат для обозначения Абсолюта. Путь от
"наличия духа" (у - син) к "отсутствию духа" (му - син) -
вот тот путь , который должен пройти самурай в процессе военной подготовки.
Сердце мастера должно быть свободно от рационального расчета , от власти
интеллекта . Оно должно воплощать буддийский идеал "зеркала великого
совершенства" .