рефераты скачать

МЕНЮ


Предмет философии

    Особое место науки в  духовной культуре определяется  значением способа познания в способе бытия человека  в мире, в практике, в материально – предметном преобразовании мира. Наука представляет собой  лишь одну из исторических форм познания мира и является важнейшим элементом  духовной культуры, поэтому процессы, которые происходят во всей системе культуры,  в той или иной  форме отражаются и  на науке. Так всплеск в конце ХХ века очередной волны ремифологизации духовной культуры, обусловившей  ограничение  рациональной составляющей  культуры в пользу иррациональных ее моментов, сказался и на современной науке. Это проявилось в частности в существовании  постоянно усиливавшейся  в системе духовной культуры тенденции  к образованию синкретических ментальных структур, в которых причудливо сочетаются  элементы, принадлежащие казалась бы совершенно различным, разделенным громадной  исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым, чуждым друг другу формам сознания  - мифологии и культуре. В пластах обыденного, массового и околонаучного сознания все большее место занимают  паракультурные образования. Эта тенденция  приобретает черты масштабного культурного феномена, что приводит к тому, что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются  границы паранаучного знания как особого способа духовного освоения мира. Классическая квазинаучная триада (Бермудский треугольник, Лохнесское чудовище, Снежный человек) многократно расширилась  и впитала в себя новые мифологемы (НЛО, полтергейст и.т. д.).  И все это соседствует с бурным расцветом традиционных форм оккультизма  - магии, спиритизма. Всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного  миротворчества, паракультурных форм сознания – явление мирового, общецивилизационного уровня.   Паранаучное знание    несовместимо с гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от гр. Пара – около, при), знания включает в себя учения о тайных и психических силах  и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, телекинез, спиритизм, телепатия, ясновидение). 

  Паранауку можно  было бы поприветствовать, если бы не одно  обстоятельство. «Первопроходцы» в паранауке пытаются выдать свою деятельность за особую, высшую форму познания, которая в ближайшее время  будто бы заменит  собой науку как систему экспериментального и теоретического исследовательского поиска; они все чаще подчеркивают, что такая наука «отжила свой век». Возникновение паранауки обусловлено двумя предпосылками: во первых, любая культура множественна и целостна одновременно, т.е. в любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития духовных ценностей, в своем сознании содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев и пластов ( в том числе фольклор, народные верования, предрассудки). Эти пласты сознания не чужды и ученым. Такие вне научные факторы откладывают  свой отпечаток на толкование отдельными исследователями некоторых проблем современной науки. Во вторых, наука пытается проверить и рационально интерпретировать паранормальные явления.  В истории науки множество примеров  радикальных качественных сдвигов  в способах познания при попытках осмысления   и объяснения именно  аномальных явлений.  Ученый всегда должен быть открыт  новым, нетрадиционным, нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но при этом он должен оставаться на платформе  рационально – доказательного, обоснованного знания, научного исследования аномалий. Многие явления природы и самого человека еще не получили научного объяснения. Но наука не может дать сразу и немедленно решить все вопросы  проблемы познания.

              85. Наука как социальный институт.

Наука – динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества. Наука выступает в качестве системы знаний, процесса получения нового знания, социального института, вида духовного производства. Будучи системой знаний и процессом получения новых знаний, наука выполняет следующие функции: описательную, систематическую, объяснений, производственно-практическую, прогностическую, мировоззренческую.

Являясь формой закрепления и способом осуществления научной деятельности, наука выступает как социальный институт. Она включает в свой состав людей, которые образуют научные коллективы, организации, выполняющие общую функцию производства нового знания. Социальный  институт науки  начал складываться  в Западной Европе  в ХIV – ХVII  столетиях, в период  упадка феодализма  и зарождения новых буржуазных ценностей. При этом влияние  науки на социальную жизнь  долгое время обнаруживалось,  прежде всего, в сфере мировоззрения, в сфере – где до того  в течение многих веков господствовала религия. С первых же шагов своей институционализации  наука вступила в конфликтные отношения с религией.

Представляя собой  конкретную систему знаний, наука вместе с  тем есть своеобразная форма  духовного воспроизводства и специфический  социальный институт, имеющий  свои организационные формы. В ходе социального развития  наука постепенно превращается  в особую, относительно самостоятельную  форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности. Тем самым она выступает  как исторический продукт  развития  человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои принципы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и  соответствующие ориентации, нормы сознания ученых. Наука как социальный институт включает в себя,  прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом, разделение и кооперацию  научного труда, четко налаженную  и эффективно действующую  систему научной информации, экспериментальное и  лабораторное оборудование и т. д.

Наука была и остается,  прежде всего  средством формирования  научного знания, научной картины мира. Само существование  науки как специфического социального института обусловлено тем, что наука призвана выполнять  в системе общественного разделения труда функции, связанные с  осуществлением  деятельности по формированию научного знания, определенных форм познавательного отношения к действительности. Научная деятельность отделена от деятельности других организаций общества, которые функционируют по своим специфическим законам. Производство научных знаний имеет относительно самостоятельный замкнутый цикл. Производство новых знаний основано на предыдущих знаниях. Как социальный институт, наука становится фактором, требует затрат, экономии. Политика в области науки превращается в одну из ведущих средств управления обществом.

В рамках нормальной науки ученый запрограммирован довольно жестко и не стремится открыть что-либо новое. Ученые, таким образом, постоянно заняты проверкой и уточнением известных фактов, сбором новых фактов, но предсказанных или выделенных теорией (пример – химик может заниматься определением состава новых веществ, но понятие состава и способы его определения уже заданы парадигмой). Таким образом,  наука быстро развивается, накапливает огромную информацию и опыт решения задач.

  86. Исторические типы научных сообществ.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий, особой (сперва очень малочисленной) группы людей. важной формой организации современной науки является научное сообщество.

Сообщество неоднородно, оно состоит из множества специализированных по дисциплинам сообществ различающихся  специальностью и сходной научной подготовкой. Само понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани, хотя его аналоги— «республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и другие имели давнее проис­хождение. Есть свидетельства, что еще в XVII в. аббат М. Марсанн был организатором «незримого колледжа». Полани это понятие понадобилось для фиксации в рамках концепции личного знания условий свободной коммуникации ученых и необходимости сохранения научных традиций.

Уже в XII-XIII веках в Западной Европе возникают первые университеты (первые   прообразы  научных сообщества) (Болонский, Парижский Оксфордский), которые становятся первыми научными центрами в области исследования природных явлений. Но данный период времени эти образования достаточно аморфны в силу того, что   университеты довольно часто закрывались и  открывались.  Все это приводило к постоянной смене как преподавателей, так и средневековых студентов.  В тот период также

соответственно  не было каких – либо  научных, центров объединяющих  ученых.   В XVII-XVIII веках возникают первые академии наук и организуются   научные общества, которые в основном были расплывчаты, и носили формальный характер. Обычно называют 1662г., год образования Лондонского королевско­го общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией, как дату рождения науки. В 1666г. в Париже появляется Академия наук. Лондонское королевское общество объединяет ученых-любителей в доб­ровольную организацию, устав которой был сформулирован Робертом Гуком. В нем было записано, что цель общества — «совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, по­литику, грамматику, риторику или логику»). Королевское общество стре­милось поддерживать экзальтированный эмпиризм. Работы, выполненные другим нормам, отвергались. И как правило основным способом   передачи   информации была переписка по изучаемой проблеме, т.е личные встречи не практиковались между учеными.      В ХVIII веке в Германии  образуются профессиональные национальные сообщества, например сообщества Химиков. В конце ХVIII – начале ХIХ в. образуются научные сообщества современного типа, в которых есть устав, распределены обязанности, причем эти научные сообщества уже не носят  формальный характер, как было до этого.

На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории. В начале ХХ в. преобладала следующая точка зрения на ученого: деятельность ученого по производству нового типа знания научного и складывающиеся  на этой основе отношения  между учеными воспринимались  как нечто отличительное  от социальных отношений в сфере политики или производства.

В XX веке концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных организаций и центров.

Признание  во второй половине ХХ. в.  многообразия форм  социальности в  науке привело к повышению внимания  исследователей к субъекту научной деятельности.  Во второй половине ХХ века специальным предметом  изучения становится внутренняя социальность науки, оформившаяся, прежде всего  в научном сообществе.

Мы можем охарактеризовать научное сообщество как форму совместной организации деятельности ученых, при которой регулирующие взаимоотношения и нормы между учеными, вырабатываются и поддерживаются ими самими. Это позволяет научному сообществу выступать  в качестве целого единого во взаимодействиях  социального института науки  с другими национальными институтами, с государством и обществом.

В середине XX века формой организации науки в нашей стране становятся НИИ, на базе которых создаются научные центры, кроме того, были созданы научные советы по комплексным проблемам – неформальные объединения ученых  – научные школы, в которых разрабатываются научные идеи, сформулированные лидером школы (школа Королева, Иоффе и т. п.).

Признаком принадлежности к  научному сообществу является научная деятельность. Членами сообщества могут быть как ученые, посвятившие себя чисто исследовательской деятельности, так и ученые, сочетающие в себе научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, а также ученые, работающие в промышленности и осуществляющие прикладные исследования и разработки.































87. Исторические типы трансляции  научных знаний.

            Наука,  как и всякая  другая форма единства материального и идеального, социального и гносеологического, представляет собой одну из подсистем жизнедеятельности  всего общества. Выполняя эту функцию поддержания жизнедеятельности социума, общество создает свой   специфический механизм наследования  и передачи  научных знаний от поколения к поколению, от субъекта к субъекту. Совершенствование этого механизма трансляции и является одним из важнейших условий прогресса общества.  В истории человечества существовали, да и  сейчас существуют следующие типы  трансляции научных знаний:

1.Механизм передачи  через знаковые системы – посредством слова, т.е знание и действие соединены непосредственно друг с другом. Но еще не были выработаны способы обобщения знания. 2. Институционализация науки  начинается в XVII-XVIII вв., что обусловлено как внешним запросом, так и изменениями внутри самой науки. На смену ученым энциклопедистам приходят  ученые – исследователи  и профессионалы. Так  же изменяется способ  трансляции  знаний и навыков исследовательской работы. Непосредственные контакты между учителем и учеником дополнились изучением книг. Ускорение развития науки  потребовало новых каналов трансляции научных знаний.  Возникла возможность обсуждения результатов, достигнутых учеными, и стало возможно объединение усилий в решении поставленной проблемы. 3.  трансляции научных знаний также в настоящее время стала возможна благодаря  развитию информационных технологий через современные носители информации. Таким образом передача научных знаний предполагает во первых,  трансляцию  знаний в письменной форме (переписка между собой ученых, через написание статей и обемен ими); во вторых через издание научных статей и  написание книг.  (Статьи появляются  в ХVIII веке как способ передачи знаний, также в это время появляются специализированные научные журналы.  Статьи носят более строгий характер аргументации, в них появляются ссылки, что позволяет дать обоснованную заявку на новизну и продолжить складывающиеся традиции). В третьих, развитие информационных технологий повлияло на способы закрепления и трансляции научного знания, а так же способов обучения.



















  88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Одна из важных  закономерностей науки – усиление  и нарастание сложности  и абстрактности  научного знания, расширение и углубление  процессов математизации  и компьютеризации науки  как базы новых информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие в обществе.  Предпосылками  для компьютеризации  науки послужило: 1. возможности   ЭВМ, которые гораздо шире  человеческих .2.развитие материальной базы по производству компьютеров.3.  Несколько 10-летий назад объем научной информации удваивался каждые 7-10 лет, в 90-х гг. удвоение происходит в 1-2 года. Способность общества сортировать,  хранить информацию многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров.  Развитие пяти поколений  привели  ЭВМ начиная с 30-х гг.   привели в настоящее время  применению к        в различных отраслях знаний  компьютерных технологий. Компьютеризация науки выражается в создании электронных учебников и пособий,  в возможности публикации в Интернете результатов научных исследований и в проведении интерет - конференций, в создании информационных систем с  банками данных по проблемам, которыми занимаются исследователи.  А.И. Ракитов, один из ведущих специалистов в области философии компьютерной революции, выделил следующие  социальные последствия компьютеризации науки: 1.  на основе компьютерного доступа и систем связи может получить необходимую информацию для решения  научных проблем. 2. развитие компьютерных технологий позволяет применять в науке  такие методы как компьютерное моделирование, прогнозирование, быстрый подсчет результатов. 3. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность  ученого, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов. 4.  Но вместе с тем, компьютеризация науки в настоящее время   приводит к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов. Обесценивается идея труда, так как упрощается процесс написания диссертации так как    корректируется с помощью компьютера,  Т.е если в к примеру в советское время сам процесс написания диссертации растягивался на достаточно длительное время, то в настоящее время в связи с компьютеризацией науки этот процесс  стремительно ускорился, что  проявилось в количественном росте (2- 3 года для написания работы) и резком ухудшении качества диссертационных исследований. Следовательно необходима разработка этических проблем. Все это приводит к тому, что наука все больше отдаляется от проблем, важных для  жизнедеятельности общества.















 89. Соотношение науки и экономики в современном обществе.

Экономика являет  собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает себя  совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе  на основе сложившихся отношений  собственности и организационно – правовых норм.

В современном обществе наука и экономика тесно связанны. Так

 наука,  с определенных позиций  показывает,  анализирует и прогнозирует хозяйственные отношения   и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности.  Ее развитие выявляет систему факторов, а связи с этим и  хозяйственные отношения людей, отыскивает определенные принципы и  законы, действующие и управляющие  хозяйственной жизнью общества.   Экономика в свою очередь пользуется результатами научных исследований,  применяет технические изобретения, созданные наукой, использует методы и приемы, предлагаемые наукой и вкладывает деньги в развитие научных разработок и исследований.  Возникновение промышленного шпионажа так же связанно со стремлением внедрить в экономическую жизнь общества научных изобретений. Таким образом, экономика вкладывает в науку деньги, а наука занимается решением проблем, важных для экономики.

Экономика изначально тяготеет над обществом и государством.  В данных условиях задача науки заключается в том, чтобы выявить социально – экономические связи в современном обществе. Без экономического образования невозможно управлять государством. Речь идет не о профессиональном знании  современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой и ее основополагающих принципах. Роль науки в экономики заключается в том, что  разрабатывается сложная структурно – функциональная система  производственных отношений. В современном производстве, в котором все большую роль играет  система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате учета и подбора кадров с учетом их способностей, опыта, интересов, и нужд самого производства. Система экономических отношений чрезвычайно обширна – от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства.  Экономика и экономические отношения в современном обществе предполагают управление, которое и разработано  было наукой.  Это  привело к возникновению  управления различными видами производства, появилась наука об управлении, сформировался институт менеджеров, наемных специалистов  по управлению различными отраслями деятельности. наука  стала вырабатывать тактику и планирование, внедрение эффективных методов организации труда, систему учета и контроля  на основе широкого  использования компьютеров и информатики.













  90.Соотношение науки  и власти в современном обществе.

Власть  - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать  определяющие воздействие на деятельность людей, поведение с помощью  каких либо средств – авторитета, права, насилия. Власть детерминируется рядом факторов, прежде всего экономическим строем. Различают  власть экономическую,  политическую, государственную. Говоря о соотношении науки  и власти, П. Поппер считал, что чем сильнее вторая, тем хуже для первой. Накопление и концентрация  политической власти, с его точки зрения, является  «дополнительными» по отношению  к прогрессу научного знания в целом. Ведь прогресс науки зависит от свободного соревнования идей, и в конечном счете от политической свободы. Гейзенберг считал, что благосостояние  народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты. Таким образом, наука находится в тесной зависимости во первых: от политической власти,  которая определяют наиболее  приоритетные  на данный момент области исследования науки (например можно рассказать про развитие науки в сталинскую эпоху). Таким образом, власть воздействует на науку в меньшей степени на есстесствено – научные,  и в гораздо большей степени на гуманитарные, которые оказываются под мощнейшим идеологическим воздействием.   Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Оценивая эту грань развития марксистской науки, Э. Агацци приходит к любопытным выводам: «...она [идеология] стреми­лась лишить науку имиджа объективного знания, который обеспечивал ей превосходство над идеологическим мышлением... Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее при­кладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией». Офи­циальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идео­логические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргу­менты и практический инструментарий, помогающий сохранить суще­ствующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать голово­ломки, и за всем этим скрывается большая идеология». Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой. Поскольку усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никог­да полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной Наука стре­мится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпи­ма к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигну­том и подвержена фальсификации.

Во вторых, мощное влияние на развитие науки оказывает экономическая  ситуация. Если в общество оказывается в экономическом кризисе, это оказывает мощнейшее влияние на науку.



 





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.