Основы философии (Шпаргалка)
единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его
идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как
духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и составляет
сущность чел-ского Я; дух. начало в ч-ке не м. быть отделено от телесного,
дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом.
Чел. природа толкуется Ф. преимущ. биологически, и отдельный индивид для
него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в
развитии человеч. рода. Маркс, признавая важное историч. значение мат-ма
Ф., особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Ф. “человеч.
сущность может рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность,
связующая множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл.
историч. и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт,
присущий отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность
всех обществ. отношений”. Т.к. обществ. жизнь людей является по существу
практической, Ф., упускает из виду роль практики как в ходе историч. жизни
человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку
познания и недовол. абстрактным мышлением, Ф. апеллирует к чувств.
созерцанию, полагая, что ощущение составл. единств. источник познания.
Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание,
обоняние обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как
физич. объекты, так и психич. состояния других людей; не признавая никакой
сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного
познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в
том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие
объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый
объект для ч-ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к
признанию его объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних
вещей. Из внутр. связи людей, основанной на чувстве любви, возникает
альтруистич. мораль, кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи
с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви
к другим людям. Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде
всего на учение Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического
начала в человеке.
18. Философские взгляды Беркли и Юма
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ.
идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел.
знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать
обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.
основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит
допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать
отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,
невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как
таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие
известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.
“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею
вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни
ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,
что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность
номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.
выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.
понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой
рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных
качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к
способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении
первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи
как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только
духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые
нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и
восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все
“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).
“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна
только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма
выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую
перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но
даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как
сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в
сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на
механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.
Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.
теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.
Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.
объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал
непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.
образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,
страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.
неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.
чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей
толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С
убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.
пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему
объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;
полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не
содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не
похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-
ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и
следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним
события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения
данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую
ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление
“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе
убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области
наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как
порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,
каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь
психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и
религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.
выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть
“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.
субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил
привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.
вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро
критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.
природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам
ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что
моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.
принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили
бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.
чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности
индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;
прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.
целесообразности объекта.
*31. Историко-филос. становл. кат. “материя” и ее методолог. знач.
Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые
превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя
независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.
быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,
составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто
поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,
праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м
развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее
как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки
зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а
не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским
понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано
Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для
обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая
копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя
сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается
ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию,
вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр.
материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического
решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии
между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с
другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое
содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от
метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные
свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных
характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр.,
многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых
корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное
определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает
только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии
мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее
известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и
практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов
и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю,
рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных “первокирпичиков”
мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и
не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то
предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут
рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом,
остается только один способ определить материю - выделить такой предельно
общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того,
познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим
признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне
нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,
диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи
и ее неисчерпаемость.
42.Практика-специф.чел-ский способ отн-я к миру. Роль п. в позн-ии.
Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящим
реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от
сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в
известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий
истины заключается в практике. Некот. положение является истинным, если
можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Нельзя забывать,
что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное
высказывание. Практика постоянно развивается, сл. расширяются и границы той
или иной истины. Практика многогранна - от эмпирич. опыта до строжайшего
научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и
практика все больше выступают в неразрывном единстве. В сфере реальн. отн-я
людей к миру - к прир., о-ву, к другим людям - формируются исходные стимулы
развития всех форм чел. культуры. Создаваемые в культуре, в матер. пр-ве, в
регуляции отношений между людьми в о-ве, и в сфере науки, иск-ва, ф.
способы деятельности возникают как ответ на опред. проблемы и задачи, связ.
с воспроизводством чел. сущ-я в окр. реальном мире. Ограничная связь видов
чел. социально-культур. деят-сти с практикой в системе культуры заключается
в том, что все эти виды деят-сти имеют выход на практику, обогащают ее
возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно связанных с
ней видов обществ. деят-сти явл. разв-е их с пом. самого ч-ка, его
способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательн. действия
во внешний мир. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его
целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти;
объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты
расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты
труда. Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех
этих эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть, практически-
преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность (социальн.,
классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.).
53. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение
использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к
поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;
совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная
характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она
социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и
вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть
человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =
окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту
культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего
обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),
обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.
Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.
Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.
личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции
опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.
процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может
превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него
воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего
изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для
устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих
странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,
оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.
процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.
жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не
были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке
паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики
советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",
кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.
отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-
ва.
54. Строение и динамика научных знаний
Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для
эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это
сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На
эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория -
это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2
подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться
решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или
самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.
Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч.
обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием
универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства
наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все
возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия, при кот.
описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в
самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации
- в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,
и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор.
уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое
предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется
мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями,
мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны
он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает
данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически
непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на
существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся
система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной
теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного
теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также
многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные,
интерпретационные, дедуктивные.
52. Человек, его природа, сущность. Смысл человеческой жизни
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. -
лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. -
обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое
существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,
общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления,
отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного,
характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях,
противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного
класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин,
обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности
(лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых
черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф.
понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его
функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и
предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ.
отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2)
Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4)
Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.
качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и
представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит
деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и
гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|